- Учителю
- Конспект по музыке Психологические особенности проявления музыкального вкуса у младших школьников.
Конспект по музыке Психологические особенности проявления музыкального вкуса у младших школьников.
</<font color="#555555">Психологические
особенности проявления музыкального
вкуса у младших школьников
Музыкальный вкус - способность человека адекватно воспринимать и
оценивать произ-ведения искусства. Он формируется, прежде всего,
под непосредственным воздействием искус-ства. Это зависит и от
индивидуальных особенностей самого человека, его особенности
вос-принимать те действительно художественные ценности, которые
несет с собой искусство.
Если ребенок с малых лет постоянно слышит хорошие песни, музыку, у
него формиру-ется тонкий вкус. И когда он, например, в самом
трудном, подростковом возрасте встретится с дешевой,
развлекательной музыкой, у него уже будет выработан иммунитет, он
легко отличит истинное искусство от подделки.
Хороший вкус развивается не только на классических образцах, но и
на противопостав-лении хорошего плохому. Поэтому нельзя просто
приказами изгонять из школы развлекатель-ную музыку, запрещать ее
слушать. Необходимо, чтобы учитель слушал вместе с ребятами модные
песни, разбирал их в споре, доказывал свое мнение.
Психологические факторы, влияющие на процесс обучения, обычно
классифицируют на внутренние и внешние.
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания - правильно
организованный процесс восприятия учебного материала. Человек не
может воспринимать и одновременно реа-гировать на множество
раздражителей. Лишь некоторые он выделяет и осознает с
отчетливо-стью. Эта особенность человеческой техники связана с
избирательностью восприятия и харак-теризует также объем внимания.
Объем внимания младшего школьника ограничен 2 - 3 объек-тами -
поэтому на начальных этапах музыкального обучения ребенку трудно
воспринимать и выполнять одновременно все указания педагога,
связанные с фразировкой и т.д. Поле воспри-ятия и объем внимания
нужно расширять постепенно.
«Возрастные особенности - специфические свойства личности,
индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены
возрастных стадий развития… Возрастные осо-бенности образуют
определенный комплекс многообразных свойств, включая
познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие
характеристики индивида. В отличие от широко варьирующихся
индивидуальных особенностей, возрастные изменения отражают такие
преоб-разования, которые происходят в психике большинства
представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно
одинаковых социально-экономических условиях. Возрастные особенности
не проявляются в «чистом виде» и не имеют абсолютного и неизменного
характе-ра, они испытывают влияние со стороны
культурно-исторических, этнических и социально-экономических
факторов… Особое значение имеет учет возрастных особенностей: в
процессе обучения и воспитания».
«Рассмотрим периодизацию детства, общую схему которой разработали
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. В основу данной
периодизации положено представление о том, что каждому возрасту как
своеобразному и качественно-специфическому периоду жизни чело-века
соответствует определенный тип ведущей деятельности; его изменение
характеризует смену возрастных периодов:
1. непосредственно-эмоциональное общение с взрослыми присуще
младенцу с первых недель его жизни и до года;
2. предметно-манипуляторная деятельность характерна для ребенка от
1 года до 3 лет жизни. Центральным новообразованием этого возраста
является возникновение у ребенка сознания, выступающего для других
в виде собственного детского "Я";
3. игровая деятельность наиболее характерна для ребенка от 3 до 6
лет. В процессе его осуще-ствления у него развивается воображение и
символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих
отношений и действий способность к выделению в них моментов
со-подчинения и управления, а также формируются обобщенные
переживания и осмысленная ориентация в них;
4. учебная деятельность формируется у детей от 6 до 10 лет. На ее
основе у младших школь-ников возникает теоретическое сознание и
мышление, развиваются соответствующие им способности (рефлексия,
анализ, мысленное планирование), а также потребности и мотивы
учения;
5. общественно-полезная деятельность, присущая детям от 10 до 15
лет, включает в себя такие ее виды, как трудовая, учебная,
общественно-организационная, спортивная и художествен-ная. В
процессе выполнения этих видов общественно полезной деятельности у
подростков возникает стремление участвовать в любой общественно
необходимой работе, умение стро-ить общение в различных коллективах
с учетом принятых в нем норм взаимоотношений, рефлексия на
собственное поведение, умение оценивать возможности своего "Я" т.е.
само-сознание;
6. учебно-профессиональную деятельность выполняют старшеклассники и
учащиеся ПТУ в возрасте от 15 до 17-18 лет. Благодаря ей у них
развиваются потребности в труде, профес-сиональные интересы,
формируются элементы исследовательских умений, способность строить
свои жизненные планы, идейно-нравственные и гражданские качества
личности и устойчивое мировоззрение; в этом возрасте юноши и
девушки приобретают первоначаль-ную квалификацию по одной из
массовых профессий…"
Возрастные психологические особенности младших школьников зависят
от предшест-вующего психического развития детей, от их готовности к
чуткому отклику, как на музыкаль-ные факторы, так и на
воспитательные воздействия взрослых.
Поскольку в музыкальном воспитании громадную роль играет
преемственность разви-тия, необходимо рассматривать возрастные
особенности детей младшего школьного возраста в единстве сущего и
должного. В психологии порой забывают об этом единстве,
констатируют только фонд наличных психологических проявлений.
Отсюда возникает множество недоразу-мений, неточностей при
использовании учителем - предметником психологических данных об
учениках. Вот почему учителю музыки нужно творчески применять
знания о психологических особенностях детей. Иначе он может попасть
в трудное положение, когда данные психологии "не срабатывают",
более того, противоречат ситуации реального поведения учеников на
заня-тиях музыкой. Возрастные психологические особенности не догма,
а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о
своих учениках.
Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся
показатели возрастных психологических особенностей детей младшего
школьного возраста:
1. моторная активность;
2. сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в
сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
3. интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная
инициативность, любозна-тельность, интерес к выявлению связей,
причинно-следственных отношений, объек-тивация и воспроизведение
"трудных" ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
4. мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный
диапазон жиз-ненных мотивов, способность их к
эмоционально-выразительному выявлению, "обо-значению",
символизации, комбинаторике, замещению);
5. способность (ее мера) к включению всех этих форм психической
активности в реаль-ную социальную деятельность, поведение, общение
во имя их эффективного по-строения, регулирования и социальной
оценки.
Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в
"самодеятельно-сти" детей этого возраста. Последний показатель
является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в
психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника,
деятельность которого характеризуется всеми основными чертами
общественно-полезной деятельности.
Воспитание этой способности через отрицательную оценку, порицание
ведет к наруше-нию преемственности с предшествующим психическим
развитием. Напротив, воспитание спо-собности к целевой регуляции
деятельности через поощрение, положительную оценку успехов детей
сохраняет богатство предшествующих достижений психического развития
младших школьников.
Действия в соответствии с требуемым результатом формирует у детей
такие качества, устойчивость поведения, способность к мобилизации,
к действию с учетом фактора времени, к регуляции своих состояний в
соответствии с достигаемым результатом.
Сложность музыкально-воспитательного процесса определяется рядом
моментов. Так, например, учитель должен помнить, что при
коллективной форме занятий необходимо учиты-вать возможности
каждого учащегося в отдельности. Кроме того, даже одна и та же по
содер-жанию задача на разных ступенях общего и музыкального
развития учащихся, в зависимости от их возраста, решается с
существенными отличиями. Специфическую трудность составляет и то,
что каждый элемент урока музыки, даже тренировка в чтении нотной
записи или обычное ин-тонационно-ритмическое упражнение, должны
приобщать учащихся к музыке, быть занятием музыкальным искусством.
Поэтому обязательным качеством уроков музыки являются их
эмоциональная насыщен-ность, творчески активное, эстетическое
отношение учащихся к любому выполняемому зада-нию. Самое «сухое»
упражнение, вроде приведения класса к общему унисону, может стать
эс-тетически ценным, если учить на нем понимать разницу между
звучанием открытым, формиро-ванным и округленным, естественным,
воспитывать стремление петь красиво. Можно дать де-тям петь или
слушать прекрасные музыкальные произведения, но настолько формально
разо-брать их, что учащиеся ничего, кроме скуки не испытывают.
Чрезвычайно трудно также сохранить целостность, единство,
систематич-ность музы-кального процесса при последовательном
приобщении учащихся к содержанию каждого разде-ла, входящего в урок
музыки. И хоровое пение, и слушание музыки, и музыкальная грамота
требует определенной логики построения занятий для овладения их
содержанием. Вместе с тем только их неразрывная связь на уроке
может обеспечить полноценное усвоение материала про-граммы.
Если внимательно присмотреться к тому, как входит музыка в жизнь
наших учащихся, то мы заметим и многообразие путей, форм и в то же
время нередкое отсутствие их взаимосвя-зи, последовательности,
приводящее к серьезным проблемам в музыкальном развитии и
воспи-тании подрастающего поколения. Казалось бы, что современная
жизнь благодаря звуковому кино, радио- и телепередачам, широкому
распространению проигрывателей, магнитофонов на-столько насыщена
музыкой, что беспокоиться о музыкальной культуре детей не
приходится. И стихийно, путем «самодеятельного» удовлетворения
личных вкусов и интересов, и планомерно, поскольку музыкальной
пропагандой ведают многие организации, музыка постоянно
сопрово-ждает современного человека. Но все же сказать, что в этой
области духовной культуры ничто не вызывает тревоги, никак
нельзя.
Сейчас, когда для улучшения постановки эстетического воспитания
создана реальная почва, особенно важно хорошо понимать, как, когда
и чем «засевать» эту почву. Число «сеяте-лей» музыкальной культуры
в школах сейчас не ограничивается учителями музыки: ими явля-ются и
учителя - «предметники»: литераторы, историки, географы и классные
руководители. Вопросами музыкально-эстетического воспитания
занимаются многие учреждения, значитель-ное внимание этим вопросам
стала уделять и общественность. Но столь многогранная деятель-ность
подчас не имеет единой направленности, целостности, не все, что
делается, делается на должном художественно-педагогическом
уровне.
Для верного построения системы музыкального воспитания важно
правильно понимать его цели, сущность. А опыт показывает, что
единства в понимании целей и задач музыкального воспитания нет.
Нередко его сводят то к узко техническому обучению навыкам, то
приобрете-нию учениками знаний о музыке без достаточного приобщения
к самой музыке. Знания и навы-ки необходимы, но лишь тогда, когда
неразрывно связаны с музыкальным воспитанием. На-пример, обучение
учащихся навыкам в области музыкальной грамоты, сольного и хорового
пе-ния, игры на инструменте правильно направлено тогда, когда
способствует развитию музы-кального слуха, музыкальной памяти,
общей музыкальности. Знания о музыке, ее видах, жан-рах, стилях, о
жизни и творчестве различных композиторов полученные на основе
знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении
музыкального кругозора и в формирова-нии вкуса. Музыкальное
обучение и образование ценны не сами по себе, а как важнейший путь
музыкального воспитания, то есть воспитания культурного человека с
развитыми музыкальны-ми способностями, высоким вкусом, любовью и
интересом к музыке. Если учащиеся научились только грамотно петь,
понимать нотную запись, знают некоторые произведения, но не
испыты-вают при встрече с подлинно художественной музыкой особого
чувства радостного волнения, если музыка не обогатила их духовный
мир, не сделала более чуткими, отзывчивыми к людям, к их чувствам,
думам и делам, не пробудила благородных стремлений утверждать
прекрасное в жизни и нетерпимость ко всему пошлому, безобразному,
то желаемая цель не достигнута: дети не получили главного -
музыкально-эстетического воспитания.
Таким образом, психологические особенности младших школьников, рост
их познава-тельных сил, развитие самосознания и нравственных
чувств, повышенный интерес к внутрен-нему миру человека, к его
мыслям, переживаниям - свидетельствует о растущем значении об-щения
школьников с высокохудожественными музыкальными произведениями
больших идей и чувств. Понимание музыкальных произведений будет
способствовать формированию мировоз-зрения и нравственных идеалов,
потребности в систематическом общении с музыкальным ис-кусством, в
развитии художественного вкуса.