- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 класс фгос
Рабочая программа по музыке 6 класс фгос
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Г.П. Сергеева, Т.С. Е.Д. Критская, Шмагина Т.С. - Москва: "Просвещение", 2010 год). Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 - 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Примерная программа «Музыка» для основной школы Министерства образования РФ;
-
Авторская программа «Музыка 5 - 7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»- М. Просвещение, 2010.
Цель программы - формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры учащихся.
Задачи:
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
2.Общая характеристика учебного предмета
Особенности содержания
Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство».
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской
В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства(живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.
Основное содержанием курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе
Целевые установки для класса
По окончании 6 класса , учащиеся научатся
Знать/понимать :
-
основные жанры (песня, танец, марш)
-
главные отличительные особенности музыкально-театральных жанров -оперы и балета
-
особенности звучания знакомых музыкальных произведений
Уметь:
-
выявлять жанровое начало музыки
-
оценивать эмоциональный характер музыки с учетом терминов: мажорный и минорные лады (весело, грустно), мелодия, нотные размеры 2/4, 3/4, 4/4
-
проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении. Пластическом интонировании, импровизации. Игре на простейших музыкальных инструментах)
-
узнавать музыкальные произведения, изученные в 5-6 классе (не менее трех
3. Описание места учебного предмета
Количество часов в год- 34 ч
Количество часов в неделю -1ч
Количество часов в 1 полугодии -16ч
Количество часов во 2 полугодии-18ч
Контрольные уроки:
Обобщающий урок по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки».
Итоговый урок по темам: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», «Мир образов камерной и симфонической музыки.
4.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
«Музыка» 6 класс
Личностные результаты:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты:
-
сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;
-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
-
сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
5.Содержание учебного предмета «Музыка»
6 класс
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство Поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, канта, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии поразного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцу развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных произведений.
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
VI класс (34 ч)
Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч)
Удивительный мир музыкальных образов.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. Два музыкальных посвящения. «Я помню чудное мгновенье». «И жизнь, и слезы, и любовь...». «Вальс-фантазия». Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. «Уноси моё сердце в звенящую даль…». Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Картинная галерея.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. «Лесной царь». Картинная галерея.
Раскрываются следующие содержательные линии: Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Интонация. Музыкальная и поэтическая речь. Мелодия и аккомпанемент. Вариации. Рондо. Куплетная форма. Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приемы развития. Повтор. Контраст. Выразительность. Изобразительность. Диалог. Песня, ария, хор в оперном спектакле. Речитатив. Народные напевы. Фразировка. Ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа.
Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Обобщение материала I четверти.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Русская духовная музыка. Духовный концерт. «Фрески Софии Киевской». «Орнамент». Сюжеты и образы фресок. «Перезвоны». Молитва.
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. «Stabat mater». Реквием. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Авторская песня: прошлое и настоящее. Песни вагантов. Авторская песня сегодня. «Глобус крутится, вертится...». Песни Булата Окуджавы.
Джаз - искусство XX в. Спиричуэл и блюз. Джаз - музыка легкая или серьезная?
Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, a capella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народном духе. Особенности развития (вариантность). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Контраст - сопоставление. Хор - солист. Единство поэтического текста и музыки.
Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Кантата (сценическая кантата). Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора.
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Спиричуэл и блюз. Импровизация. Ритм. Тембр. Джазовая обработка.
Обобщение материала II четверти.
Музыкальный материал
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
На море утушка купалася, русская народная свадебная песня. Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Песня венецианского гондольера (№6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев. Серенада. Ф. Шуберт, слова JI. Рельштаба, перевод Н. Огарева. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Форел- лен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И.-В. Гёте, русский текст В. Жуковского.
Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни. Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский- Корсаков.
Шестопсаямие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да исправится молитва моя. П. Чесно- ков. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Весна. Слова народные; Осень. Слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах. Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах. Stabat mater (фрагменты № 1 и 13). Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцёне (фрагменты). К. Орф.
Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из ваган- тов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухма- нов, русский текст JI. Гинзбурга. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского. Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы. Нам нужна одна победа. Из кинофильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского. Атланты; Снег. Слова и музыка А. Городницкого. Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка А...Якушевой. Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой. Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.
Бог осушит слезы. Спиричуэл и др. Город Нью-Йорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской. Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин. Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод В. Струкова.
Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова. Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки.
Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты).
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные
образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Разыгрывать народные песни.
Участвовать в коллективных играх- драматизациях.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.
Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы.
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др.
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения.
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.
Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.
Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле.
Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приёмов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах.
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.).
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл.
Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность.
Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона.
Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения.
Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.
Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ.
Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.
Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п.
Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.
Выполнять задания из творческой тетради.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)
Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)
Вечные темы искусства и жизни.
Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея.
Инструментальный концерт. «Времена года». «Итальянский концерт». «Космический пейзаж». «Быть может,- вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина. «Тройка». «Вальс». «Весна и осень». «Романс». «Пастораль». «Военный марш». «Венчание». «Над вымыслом слезами обольюсь».
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Раскрываются следующие содержательные линии: Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства в музыкальном искусстве, нравственных исканий человека. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки.
Прелюдия. Вальс. Мазурка. Полонез. Этюд. Музыкальный язык. Баллада. Квартет. Ноктюрн. Сюита.
Форма. Сходство и различия как основной принцип
тия и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Синтезатор. Колорит. Гармония. Лад. Тембр. Динамика.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.
Обработка. Интерпретация. Трактовка.
Обобщение материала III четверти.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Вестсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика».
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино XX века. Музыка в отечественном кино.
Исследовательский проект.
Раскрываются следующие содержательные линии: Программная увертюра. Сонатная форма (ее разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические образы.
Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солисты. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.
Темы исследовательских проектов: Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьезная и легкая: проблемы, суждения, мнения. Авторская песня: любимые барды. Что такое современность в музыке.
Обобщение материала IV четверти.
Музыкальный материал -
Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Леви- танского.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдия для фортепиано. М. Чюрлёнис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов. Побудь со мной. Н. Зубов,
слова NN. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский. Симфония № 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин. Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л.Бетховен. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum. В.-А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.
Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Берн- стайн.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.
Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки; Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберез- ского.
Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуковского. Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка JI. Марченко. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.
Соотносить основные образно-эмо- циональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства.
Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.
Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.
Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.
Оценивать собственную музыкально- творческую деятельность.
Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).
Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования
Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.
Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект «Музыка 6 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа « Музыка» для 5 - 7 классов. Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева 2-е издание Москва. Просвещение 2014 г.
-
Музыка. Учебник для учащихся 6 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева Москва. « Просвещение», 2011 г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Литература для учащихся
-
учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010г.
Экранно-звуковые пособия
-
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Технические средства обучения
-
Музыкальный центр
-
Компьютер
-
Экран
-
Мультимедиа проектортор
8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Музыка»
По окончании VII класса учащиеся научатся:
-
наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству;
-
понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;
-
выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
-
раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;
-
понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
-
осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием; проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
-
разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
-
определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;
-
применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.
-
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала, проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты исследовательского проекта.
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету «Музыка» в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, овладение компетенциями.
Календарно-тематическое планирование.
№
пп
Название темы урока
Кол час
Дата
по план
Дата факт
Дом. задание
Название учебного раздела
1. «Мир образов вокальной и инструмен-тальной музыки» 16ч
1
1
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс
1
5.09.15
Прослушать знакомые мелодии.
2
2
Мир чарующих звуков.. Песня-романс.
1
12.09.15
Записать в тетрадь название романсов
3
3
Два музыкальных посвящения.
1
19.09.15
Спеть мелодию романса
4
4
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
1
26.09.15
Изучить творчество С.Рахманинова
5
5
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
1
3.10.15
Выполнить задание в творческой тетради
6
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
10.10.15
Доклад «Обряды и обычаи России
7
7
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
1
17.10.15
Описать примеры вокального искусства звруб композиторов
8
8
Образы песен зарубежных композиторов.
1
24.10.15
Прочитать выразитель балладу «Лесной царь»
9
9
Мир старинной песни Баллада «Лесной царь»
1
31.10.15
Нап. мини-сообщ-е на темы повыбору:Отраже-ние жизни человека в жанрах нар.песен»,
10
10
Народное искусство Древней Руси.
1
14.11.15
Прочитать биографию М.С.Березовского
11
11
Русская духовная музыка.
1
21.11.15
Записать в тетради примеры русской духовной музыки
12
12
«Фрески Софии Киевской»
1
28.11.15
Найти материал к уроку
13
13
«Перезвоны». Молитва.
1
5.12.15
Подготовитьсообщение по биографии И.С.Баха
14
14
Небесное и земное в музыке Баха. Полифония .Фуга. Хорал
1
12.12.15
Выучить песню
15
15
Образы скорби и печали.
1
19.12.15
Прочитать стихи Б.Окуджавы
16
16
Фортуна правит миром. Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз.
1
26.12.15
Прочитать главу «Джазискусство ХХ в.» стр.88-93
Название учебного раздела
2. «Мир образов камерной и симфонической музыки -18ч
17
1
Вечные темы искусства и жизни Образы камерной музыки.
1
16.01.16
Записать в рабочую тетрадь примеры камерной музыки
18
2
Могучее царство Ф.Шопена
1
23.01.16
Ответить на вопрос Где покоится сердце ФЩопена
19
3
.Инструментальная баллада
1
30.01.16
Привести примеры юаллад
20
4
Ночной пейзаж.
1
6.02.16
Прочитать переводы сонета Вивальди
21
5
Инструментальный концерт.
1
13.02.16
Выучить текст песни
22
6
«Космический пейзаж».
1
20.02.16
Выучить значение слов полифония Подголоски Орган
23
7
Симфонические образы
1
27.02.16
Прочитать повесть «Метель» А.С. Пуш-кина
24
8
Образы симфонической музыки .В.Свиридов «Метель
1
5.03.16
Найти соответствующие музыке главы повести
25
9
Симфоническое развитие музыкальных образов
1
12.03.16
Прослушать фрагменты симфонических произведений.
26
10
. В печали весел, а в веселье печален. Связь времен
1
19.03.16
Подготовитьсообщение побиографии Бетховена
27
11
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
1
2.04.16
Выучить песню
28
12
Увертюра-фантазия П.И Чайковского «Ромео и Джульетта».
1
9.04.16
Выполнить графический рисунок по темам увертюры
29
13
Мир музыкального театра.
1
16.04.16
30
14
Мюзикл «Вестсайдская история»
1
23.04.16
Ответить на вопрос №3 стр.143
31
15
Опера «Орфей и Эвридика» К Глюка. Опера. Рок -опера
1
30.04.16
Выполнить задание в творческой тетради стр 56-57
32
16
Образы киномузыки.«Ромео и Джульетта» в кино ХХвека
1
7.05.16
Подготовить небольшое сообщение по биографии
33
17
Музыка в отечественном кино
1
14.05.16
ВыучитьПодготовиться к итоговому уроку
34
18
Образы киномузыки.
1
21.05.16
Всего
34
Годовая проверочная 6 класс
-
Торжественный польский танец: а) вальс б) полонез в) полька
-
Музыкальное произведение, исполняемое под покровом ночной тишины лично для кого-то в знак любви и почитания: а) романс б) песня в) баркарола г) серенада
-
Музыкальное вступление или оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты: а) конец б) увертюра в) реприза
-
Музыкант, владеющий блестящей инструментальной и вокальной техникой: а) специалист б) виртуоз в) техник
-
Полифоническое произведение, в котором несколько голосов как бы догоняют друг друга: а) прелюдия б) этюд в) фуга
-
Несколько звуков, взятых вместе одновременно: а) аккорд б) гамма в) арпеджио
-
Средний женский или детский голос, а также струнный музыкальный инструмент: а) скрипка б) контрабас в) альт
-
Уровень громкости в музыке: а) темп б) ритм в) динамика
-
Драматическое сочинение, на текст которого пишется опера или балет: а) либретто б) трагедия в) юмореска
-
Танец с размером 3 ⁄ 4, умеренного темпа: а) вальс б) полонез в) мазурка
-
Множество звуков, соединённых в мелодию: а) гармония б) гомофония в) музыка
-
«Король вальса» - о ком речь? а) П.Чайковский б) И.Штраус в) Л. Бетховен
-
Чешский народный танец: а) полька б) полонез в) вальс
-
Низкий мужской голос: а) тенор б) бас в) альт
-
Музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют и «соревнуются» солист и оркестр: а) фантазия б) симфония в) концерт
-
Последовательность действий в музыке или чередование звуков различной длительности: а) темп б) гармония в) ритм
-
Музыкальное произведение для развития беглости пальцев в музыке: а) этюд б) соната в) симфония
-
Многочастное произведение траурно-возвышенного характера для хора и оркестра: а) сюита б) реквием в) лакримоза
-
Музыкальная пьеса, состоящая из нескольких контрастных частей ( 4 и более), объединённых общей темой: а) кантата б) сюита в) опера
-
Скорость звучания музыки: а) ритм б) динамика в) темп
-
Аккорды, сопровождающие мелодию это: а) полифония б) гармония в) гомофония
-
Тип музыки, где нет деления на главный голос и аккомпанемент это: а) гомофония б) полифония в) гармония
-
Кому принадлежат слова: «мелодия-душа музыки»? а) М.Глинке б) И.Баху в) П. Чайковскому
Промежуточный
По темам: ритм, темп, мелодия, гармония.
-
Закономерное чередование звуков различной длительности в музыке - это:
А) мелодия
Б) ритм
В) темп
2. Скорость движения в музыке - это:
А) ритм
Б) динамика
В) темп
3. Осмысленная, выразительная одноголосная последовательность звуков - это:
А) аккомпанемент
Б) мелодия
В) ритм
4. «Так судьба стучится в дверь» - кому принадлежат эти слова?
А) Чайковскому
Б) Бетховену
В) Моцарту
5. Наука об аккордах и музыкальных созвучиях, которая позволяет сделать мелодию более яркой и выразительной - это:
А) математика
Б) химия
В) гармония
6. Какая разновидность танцев в переводе означает: - «танец-шествие»?
А) мазурка
Б) вальс
В) полонез
7. Каким произведениям соответствует размер ¾?
А) марш
Б) вальс
В) мазурка
Г) полонез
8. Кому принадлежат слова: «Мелодия - душа музыки»?
А) Бетховену
Б) Римскому-Корсакову
В) Чайковскому
9 Что означает понятие - «Лакримоза»?
А) светлый день
Б) день радости
В) слёзный день
10.Кого из композиторов называют - «Королём вальса»?
А) Прокофьева
Б) Глинку
В) Штрауса