7


  • Учителю
  • Конспект урока музыки по теме '7 Симфоиня Д. Шостаковича'

Конспект урока музыки по теме '7 Симфоиня Д. Шостаковича'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема урока: «Героические образы симфонической музыки».


Учитель музыки 1 категории - Гутова Лилия Ивановна.


Цель: - познакомить учащихся с Седьмой симфонией Д.Д.Шостаковича


Задачи: - развивать умения анализировать исторические события

- содействовать воспитанию в детях гордости за свой народ, его национальную

стойкость в борьбе с силами зла.

- развивать образное и творческое мышление учащихся, умение высказывать

свои мысли и суждения.


План:

  1. Оргмомент

  2. Беседа по теме

  3. Просмотр видеороликов и прослушивание произведения.

  4. Анализ произведения

  5. Распевание.

  6. Разучивание.

  7. Исполнение

  8. Итог урока

  9. Выставление оценок

  10. Выход.


Ход урока:

(звучит песня «Священная война»)

  1. Дети вошли в класс. Звучит песня «Священная война». Это эмблема Великой Отечественной Войны.

Расскажите, какие чувства, образы рождает эта песня?

Ответы:…


Учитель: Ребята, а кто такие герои?


Ответы:…


Учитель: назовите музыкальные произведения, в которых композиторы создавали героические образы?


Ответы: опера «Иван Сусанин» М.И. Глинка, кантата «Александр Невский» С.С. Прокофьев.


Учитель: Молодцы. Мы с вами отправимся в 20век, в годы ВОВ.

Тема нашего урока «Героические образы симфонической музыки».

СЛАЙД 1:

Сегодня на уроке будет звучать музыка советского композитора Д.Д. Шостаковича (1906-1975г.ж.).

Это один из композиторов современности. Он сочинил 15 симфоний, оперы, балеты, оратории и кантаты, а также музыку к кинофильмам. Шостакович начал писать музыку с 9 лет. Первое произведение, которое услышали его родные это пьеса «Солдат». Шла первая мировая война, колонны солдат двигались по улицам Петрограда, отправляясь на фронты. Дима Шостакович не мог не высказаться о том, что так волновало его и окружающих.


СЛАЙД 2:

15 симфоний Шостаковича составляют одно из величайших явлений музыкальной литературы ХХ столетия. Несколько из них несут определенную «программу», связанную с историй или войной. Замысел «Ленинградской» возник из личного опыта.

В июне 1941 года фашистская Германия вторглась в Советский Союз и, вскоре Ленинград оказался в блокаде, которая длилась 18 месяцев и повлекла за собой бесчисленные лишения и смерти. Помимо погибших во время бомбежек, более чем 600 000 советских граждан умерли от голода. Многие замерзли или погибли из-за нехватки медицинской помощи - количество жертв блокады оценивается почти в миллион. В осажденном городе, претерпевая страшные лишения вместе с тысячами других людей, Шостакович начал работу над своей Симфонией №7.

СЛАЙД 3:

Он прежде никому не посвящал свои крупные произведения, но эта симфония стала подношением Ленинграду и его жителям. Композитор был движим любовью к родному городу и этими поистине героическими временами борьбы.
Работа над этой симфонией началась в самом начале войны.

С первых дней войны Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог.

СЛАЙД 4:

Д. Шостакович на занятиях по тушению авиабомб. Ленинград, июль 1941 г.

Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта-публициста в голове уже созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре уже в блокадном Ленинграде.

В октябре Шостакович вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев. В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Неудивительно, что последняя часть долго не получалась. Композитор понимал, что от симфонии, посвященной войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце.

СЛАЙД 5:

27 декабря 1941 г. симфония была закончена. Начиная с Пятой симфонии, почти все творения композитора в этом жанре исполнялись любимым оркестром - оркестром Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского.

СЛАЙД 6:

Русов Л. Портрет Е. А. Мравинского. 1957г.

СЛАЙД 7:

Большой зал Ленинградской филармонии, где состоялись премьеры многих произведений Д. Шостаковича

Но, к сожалению, оркестр Мравинского был далеко, в Новосибирске, а власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда.

СЛАЙД: 8,9,10

После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Музыкантов для ее исполнения собирали отовсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу - подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать этой премьере.

СЛАЙД 11:

Продажа билетов на Седьмую симфонию Д. Шостаковича. 1942 г.

СЛАЙД 12:

программа концерта в большом зале Ленинградской филармонии в котором 9 августа 1942 г. была исполнена 7-я симфония.

СЛАЙД 13: Вот так выглядел Большой концертный зал Ленинградской филармонии.

СЛАЙД 14:

И. Серебряный. Концерт в осаждённом Ленинграде

Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ - во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий. И две симфонии звучали параллельно друг другу: одна в концертном зале, а другая на фронте.

СЛАЙД 15:


Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слёз. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

СЛАЙД 16:

Мемориальная доска. Санкт-Петербург

СЛАЙД 17:

Мемориальная доска в Самаре.

19 июля 1942 г. симфония прозвучала в Нью-Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.

Откройте учебник на стр. 133, давайте исполним главную тему.

(Показ учителя, исполнение)

Эта тема будет очень много раз звучать в 1 части симфонии. При прослушивании вы сами услышите. Но будет ли она изменяться или нет?

СЛАЙД18,19: форма 7 симфонии.(сонатно-симфоническая)

Слушание:

А сейчас мы с вами послушаем 1 часть симфонии. В момент слушания запишите в тетради свои высказывания: Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Какую бы вы написали симфонию по характеру, по настроении.? (ответы детей)

Видеозапись фрагмента 1части «7 симфонии» Шостаковича Д.Д.

Ответы детей:

Первая часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Вспоминая процесс создания симфонии, Шостакович говорил: «Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека…» Все это воплощено в теме главной партии, которую роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны.
Побочная партия тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на куплеты - выражение обыденности и пошлости. Как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия» - потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

СЛАЙД 20:

К. Васильев. Нашествие

Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не изменяется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные ак­кордовые комплексы. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а тупой и пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.
Писатель А. Толстой назвал эту музыку «пляской ученых крыс под дудку крысолова». Кажется, что ученые крысы, покорные воле крысолова, вступают в бой.
Эпизод нашествия написан в форме вариаций на неизменную тему - пассакалии.

Рассказывают, что…
Ещё до начала Великой Отечественной войны Шостакович написал вариации на неизменную тему, сходные по замыслу с Болеро Равеля. Он показывал ее своим ученикам. Тема простая, как бы приплясывающая, которую сопровождает бой малого барабана. Она разрасталась до огромной мощи. Сначала она звучала безобидно, даже фривольно, но вырастала в страшный символ по­давления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что этот эпизод написан раньше. Так что же хотел изобразить им композитор? Страшное шествие фашизма по Европе или наступление тоталитаризма на личность?
Тоталитарным называют режим, при котором государство господствует над всеми сторонами жизни общества, при котором существует насилие, уничтожение демократических свобод и прав человека.

В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. В музыке слышатся стоны, крики. Как будто разыгрывается грандиозная симфоническая битва. После мощной кульминации реприза звучит сумрачно и мрачно. Тема главной партии в ней звучит как страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна мелодия побочной партии, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота.
Это больше не колыбельная, а скорее плач, прерываемый мучительными спазмами. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как бы утверждая преодоление сил зла. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.
Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.

Видеозапись фрагмента 2части «7 симфонии» Шостаковича Д.Д.

Вторая часть - скерцо, выдержанное в мягких тонах. Многие критики в этой музыке видели картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Эта музыка соединяет в себе улыбку и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.


Аудиозапись фрагмента 3части «7 симфонии» Шостаковича Д.Д.

Третья часть - величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал - своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, преклонение перед природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части.

Видеозапись фрагмента 4части «7 симфонии» Шостаковича Д.Д.

Финал начинается еле слышным тремоло литавр. Как будто постепенно собираются силы. Так подготавливается главная тема, полная неукротимой энергии. Это образ борьбы, народно­го гнева. Его сменяет эпизод в ритме сарабанды - вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.

Как ни широко многообразие жанров в творчестве Шостаковича, по складу своего дарования он, прежде всего композитор-симфонист. Для его творчества характерны огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития. Особенно ярко эти черты проявились в его симфониях. Перу Шостаковича принадлежат пятнадцать симфоний. Каждая из них - страница истории жизни народа. Композитора не зря называли музыкальным летописцем своей эпохи. Причем не бесстрастным наблюдателем, как бы сверху обозревающим все происходящее, а человеком, тонко реагирующим на потрясения своей эпохи, живущим жизнью своих современников, причастным ко всему, что происходит вокруг. Он мог бы сказать о себе словами великого Гете:
- Я не зритель посторонний,
А участник дел земных!

Как никто другой, он отличался отзывчивостью ко всему происходящему с родной страной и ее народом и даже шире - со всем человечеством. Благодаря этой восприимчивости он смог уловить характерные для той эпохи черты и воспроизвести их в высокохудожественных образах. И в этом отношении симфонии композитора - уникальный памятник истории человечества.

СЛАЙД 21:

9 августа - 72 года назад в этот день в осажденном Ленинграде состоялось знаменитое исполнение Седьмой ("Ленинградской") симфонии Дмитрия Шостаковича. Организатором и дирижером выступил Карл Ильич Элиасберг - главный дирижёр оркестра Ленинградского радио. Пока исполнялась симфония, на город не упал ни один вражеский снаряд: по приказу командующего Ленинградским фронтом маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены. Пушки молчали, пока звучала музыка Шостаковича. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Спустя много лет после войны немцы говорили: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть..."

Начиная с исполнения в блокадном Ленинграде, симфония имела для советской и российской власти огромное агитационно-политическое значение.

СЛАЙД 22:

К. И. Элиасберг. На концерте в Большом зале филармонии, посвящённом 20-летию исполнения 7 симфонии Д. Д. Шостаковича. Ленинград

СЛАЙД 23:

Филармония им. Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге. Большой зал. В наши дни

12 мая 1926 года состоялось первое исполнение Первой симфонии Д. Шостаковича. Много лет великому композитору аплодировали в этом зале. В 30-е годы он приезжал уже из Москвы на премьеры своих симфоний, а теперь Петербургская филармония носит его имя.

21 августа 2008 года фрагмент первой части симфонии был исполнен в разрушенном грузинскими войсками южноосетинском городе Цхинвале оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

СЛАЙД 24:

Валерий Абисалович Гергиев Художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)

СЛАЙД 25:

"Эта симфония - напоминание миру, что ужас блокады и бомбежки Ленинграда не должен повториться". В. Гергиев.


СЛАЙД 26: Текст песни «Дорога добра»


Разучивание:


Не мало дорог пришлось пройти симфонии по всему миру, но дай бог, чтобы не было на земле войн.

И сегодня мы с вами разучим песенку: «Дорога добра».


Слушаем:


Определяем настроение, характер, темп.


- Разучиваем по фразам 1 куплет.

- исполняем по фразам всем классом, по группам, по парам.

- исполнение с инструментом, с минусовкой.

«Дорога добра»

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.


Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.


Итог урока: Так что же хотел рассказать своим произведением «Ленинградской» симфонией Д.Д.Шостаковича?

Из скольких частей состоит симфония?

Кто являлся любимым дирижером Д.Д. Шостаковича?


Учитель обобщает ответы детей:

Каждый на войне совершал подвиги - на передовой, в партизанских отрядах, в концлагерях, в тылу на заводах и в госпиталях. Совершали подвиги и музыканты, которые в нечеловеческих условиях писали музыку и исполняли ее на фронтах и для тружеников тыла. Благодаря их подвигу мы многое знаем о войне. 7-я симфония - это не только музыкальный, это военный подвиг Д. Шостаковича.

«Много сил и энергии вложил я в это сочинение, - писал композитор в газете «Комсомольская правда».



- Никогда я не работал с таким подъемом, как сейчас. Есть такое крылатое выражение: «Когда грохочут пушки, тогда молчат музы». Это справедливо относится к тем пушкам, которые своим грохотом подавляют жизнь, радость, счастье, культуру. То грохочут пушки тьмы, насилия и зла. Мы воюем во имя торжества разума над мракобесием, во имя торжества справедливости над варварством. Нет более благородных и возвышенных задач, нежели те, которые вдохновляют нас на борьбу с темными силами гитлеризма».

Произведения искусства, созданные в годы войны, - это памятники военных событий. Седьмая симфония - один из самых грандиозных, монументальных памятников, это живая страница истории, о которой мы не должны забывать.


Выставление оценок:


Урок закончен: Выход детей из класса под песню «Дорога добра».


Легенды и мифы:

9 августа 1942 года в Большом зале филармонии в блокадном Ленинграде была впервые исполнена Седьмая симфония Д. Шостаковича, более известная как «Ленинградская симфония». Для того чтобы премьера состоялась, с фронта были присланы музыканты оркестра Радиокомитета, которые за короткий срок смогли подготовить выступление для жителей блокадного города. Концерт стал примером силы духа ленинградцев, которые, невзирая на все тяготы, пришли на концерт. И зрители, и музыканты вели себя так, будто в городе на Неве продолжается нормальная жизнь. Сохранилась легенда, согласно которой музыканты провели целый день в поисках… хотя бы одной целой картофелины. Но не для того, чтобы ее съесть: они хотели, чтобы дирижер оркестра, Карл Элиасбург, вышел на сцену в накрахмаленной манишке, как на настоящем концерте, несмотря на войну и блокаду.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал