7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 6 класс (В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак)

Рабочая программа по музыке 6 класс (В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочаяпрограмма «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательнымстандартом основного общего образования, Концепцией духовно-нравственногоразвития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядрасодерж
предварительный просмотр материала


1.Пояснительная записка

Рабочая программа «Музыка» для 6 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования( на основе программы Д.Б.Кабалевского).

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г. №889 «"О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"».

  3. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы: проект. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 176с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-025696-4

  4. ИСКУССТВО. МУЗЫКА 5-9 КЛАССЫ. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений Авторы: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.

Программа музыкальных занятий в 6 классе направлена на сопоставление серьёзной музыки с музыкой лёгкой, что поможет закрепить у учащихся основы хорошего музыкального вкуса, поможет отличать в ней подлинное высокое искусство от красивой развлекательности. В 8 классе расширяется кругозор музыкальных впечатлений. Значительную роль в этих впечатлениях играет лёгкая, развлекательная музыка. Это обстоятельство накладывает на учителя большую ответственность. У ребят начинается неосознанная борьба между вкусом и модой. Поэтому споры, дискуссии неизбежны.

Программа музыкальных занятий в 6 классе направлена на понимание связи музыки с жизнью. Учащиеся должны констатировать факт влияния музыки на человека. Надо выяснить, в чём же заключается способность музыки оказывать это влияние. Сила воздействия музыки определяется двумя её важнейшими качествами: красотой и правдой. В 6 классе общеобразовательной школы ставить этот сложный вопрос можно лишь в самой общей форме, доступной пониманию детей. А поймут они без труда следующее: противоположность красоты - уродство, противоположность правды - ложь. Тема 1 полугодия: «Преобразующая сила музыки», тема 2 полугодия: «В чём сила музыки?». На протяжении всех занятий в 6 классе художественный и жизненный кругозор ребят будет расширяться, разные искусства начнут восприниматься ими как связанные общими корнями ветви единой художественной культуры, изучение которой предстоит им в старших классах.

Изучение музыки в ____6-м__ классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение знаний о музыке, её интонационно - образной природе, жанровом и стилевом многообразии, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, особенностях музыкального языка; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицировани , ритмические движения, драматизацией исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально - ценностного отношения к музыке своего народа и других народов мира, слушательской, исполнительской культуры.


В результате освоения содержания основного общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности: познавательная деятельность, информационно- коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность.


2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МУЗЫКА

Настоящая программа «Искусство. Музыка. 5-9 классы» составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-7 классах из расчета не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе), «Искусство. Музыка» в 8-9 классах из расчета не менее 70 часов (по 35 часов в каждом классе), при выпадении уроков по расписанию на праздничные дни на изучение предмета может отводиться 34 часа в год.

При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы в различной мере ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5-9 классов.

Другие отличительные особенности программы отразились:

- во взгляде на музыку не только с точки зрения ее эстетической ценности, но и с позиции ее универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия, -природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;

(Отметим, что принципы универсализации и интеграции знаний, ставшие характерной приметой Стандартов второго поколения, являются безусловной приметой настоящей программы с момента начала ее функционирования (2003 г.);

- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;

- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;

- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);

- в обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему

компоненту гармонического формирования личности.

ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека («Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»);

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

-развивать интеллектуальный потенциал;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

Усиление интегративного характера курса в 8-9 классах потребовало реализации в программе следующих задач:

-овладеть культурой восприятия традиционных и современных искусств;

Обогатить знания и расширить опыт художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства. ( Настоящие задачи представлены в опоре на: Примерные про-

граммы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

Кроме того, настоящая программа предусматривает решение еще одной важной задачи. Она заключается в постепенном воспитании культуры мышления и речи. Новизна данной задачи, бывшей до настоящего времени прерогативой курсов по русскому языку и литературе, для предмета «Музыка» несомненна. Однако, по нашему убеждению, постановка

такой задачи не только правомерна, но естественно вытекает из характера и широкой гуманитарной направленности предмета.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие посравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин - таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский

язык, природоведение.

Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения «музыка и жизнь». Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на протяжении всех лет обучения - с 1 по 9 класс. Приданию содержательной многомерности при освещении данной проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства - литературу и живопись. «Несмотря на коренные различия, искусства, по-видимому, произрастают из одного корня, и стоит начать вглядываться в них, как единство выступает все более и более убедительно», - отмечал П. Флоренский. Вот почему в программе так много обращений не

только к образам музыкальных произведений, но и к образам литературы и изобразительного искусства: ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же о жизни человека.

Системный подход, как и в программе для 1-4 классов, выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы - ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности.

Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса ≪Музыка≫, позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы).

Пять подсистем, соответствующих годам обучения в основной школе, получают отражение в содержании каждой из тем года:

5 класс - «Музыка и другие виды искусства»;

6 класс - «В чем сила музыки»;

7 класс - «Содержание и форма в музыке»;

8 класс - «Традиция и современность в музыке»;

9 класс - «Музыка как часть духовной культуры».

Основными видами практической деятельности на уроке являются: I - слушание музыки, II - выполнение проблемно-творческих заданий, III - хоровое пение. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта - учебника, дневника музыкальных наблюдений (размышлений), нотной хрестоматии для учителя, музыкальной фонохрестоматии; каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.

Особо отметим, что слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока.

Слушание музыки предваряется вступительным комментарием учителя, в котором ставится главная проблема урока, освещаются ее основные аспекты. В качестве художественного материала могут привлекаться литературно - поэтические фрагменты, а также произведения изобразительного искусства, приводимые в учебнике. Их цель-

придать большую многомерность в освещении изучаемой темы.

Выполнение проблемно - творческих заданий осуществляется учащимися в дневниках музыкальных впечатлений (размышлений). Этот вид практической деятельности предназначается для работы как на уроке, так и дома.

Хоровое пение продолжает развитие общего содержания урока. Песенный репертуар составлен с учетом максимального тематического соответствия содержанию программы.

В программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций.

Ценностные ориентиры содержания курса

Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

-в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

-в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

-в формировании разностороннего, интеллектуально - творческого и духовного развития;

-в формировании основ художественного мышления;

-в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.

(Раздел «Ценностные ориентиры» представлен в опоре на: Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго пoкoлeния): Алеев В. В. Науменко Г. И., Кичак Г. Н. Музыка. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012.)

В первом полугодии наряду с усвоением основной темы продолжается планомерное развитие у учащихся стиля композитора. Ни имена композиторов, ни названия пьес не должны быть названы. Песни, которые молчат, становятся орудием в борьбе! - события 1967 года в Греции. Композитор, боец- антифашист воспевает Родину, Его орудием стали его песни, призывающие к борьбе за свободу. Музыка Симфонии №5 Л.В. Бетховена помогала мужественному чешскому антифашисту Юлиусу Фучику в борьбе с врагом в годы Второй мировой войны. Новая грань темы: воздействие на человека музыки, написанной не только в наши дни, но и в отдалённые времена, раскрывается на примере музыки И.С. Баха Органные фуги и прелюдия. Черты взволнованности, напряжённости в произведениях С. Рахманинова. Мятежный дух Скрябина в Этюде №12. Перед учащимися раскрывается представления о благородных целях и действиях человека, долге перед Родиной в песне Соловьёва- Седова «Баллада о солдате». Понимание широты творческого стиля композитора, его восприятия жизни. Эта задача будет решаться на примерах полифонической музыки Баха, Моцарта, Прокофьева, Рахманинова, Чайковского.

Личностные метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета музыка


Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно - окрашенное эмоционально - образное восприятие и оценка изучаемых образов народного и классического музыкального творчества. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Хоровое. Одноголосное, двухголосие, сольное пение. Исполнение народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Сравнение исполнительских трактовок. Вокализация тем инструментальных и вокальных произведений.

Инструментальное музицирование. Инструментальная импровизация.

Музыка и современные технологии. Использование информационно - коммуникационных технологий для создания аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально- образного содержания музыки сценическими средствами.

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


В соответствии с базисным учебным планом курс Искусство «Музыка» изучается в классе по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов в полугодие (при одном часе в неделю и одном резервном в конце года).

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

КЛАСС


Количество часов в неделю


Общее количество часов


6 класс


1 час


35 час

4.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МУЗЫКА

п\п

Учебно-тематическое

планирование

Кол-

во

часов

Требования

федерального

компонента

ГОСа

Составляющие качества образования

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Виды

контроля

Предметно- информа-ционная

Деятельно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная



1


Преобразующая сила музыки.



8 ч.

Знать, понимать и научиться сравнивать два контрастных произвед. Знать и понимать воздействие муз. на человека на примере оперы Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», «Патетической» симфонии Чайковского №6, песнях Теодоракиса,воспевающие Родину. Нар. песенность в «Сентиментальном вальсе» Чайковского. Знать и понимать чувство стиля композ..

Знать стилевую основу музыки Прокофьева, Чайковского, Шопена. Освоить культуру греческого народа на примере песен Теодоракиса. Знать, понимать и уметь сравнивать образы инструментальной русской музыки с польской музыкой на примере «Сентиментального вальса» Чайковского и Вальса №14 ми минор Шопена. Знать и понимать двойственное впечатление мелодии в песне оперы «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева.

Уметь видеть инструментал. музыку в ряде других видах иск-ва.-(ИЗО, литературе). «Повесть о настоящем человеке» Полевого. Понимать своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве Теодоракиса. Видение картины мира в муз. культуре Греции и Польши, Германии. Уметь сравнивать музыкальные произвед. с художественными: «Неравный брак» Пукирев, портрет хирурга Юдина (Нестеров),

Овладеть практичес-кими умениями и навыками слушания и исполнения песен Теодоракиса, песни из оперы «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева. Уметь определять двойственный характер инструментальной музыки Чайковского, Шопена, в русских народных песнях: «Во кузнице», «Светит месяц», «Калинка», «Камаринская», «Зелёная рощица».

3. Хрестоматия по муз.. 6 класс. «Просвещение». Москва, 1997г.

4. Серия «Современная школа». Уроки муз. с применением информационных технологий 1-8 классы. Методич. пособие с электронным приложением. Москва. Изд. «Глобус» 2009г.

Знать и определить. на слух музыку. из оперы «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, «Сентиментальный вальс» Чайковского, Вальс №14 Шопена. Песни: «Матушка, что во поле пыльно?», «Вальс о вальсе», «Прощальная лагерная» Грибулиной,

«Светит месяц»,

«На побережье тайном».



2.

Преобразующая сила музыки.


7 ч.

Знать стилевую основу музыки на примере сонаты №20, Симфонии №5 Л.В. Бетховена, Органной фуги соль минор, Прелюдии №8 И.С. Баха, Коецерте №2 Рахманинова, Этюде №12 Скрябина. Знать и различать музыку полифонического склада и гомофонного. Знать жанры музыки: прелюдия, концерт, симфония..Знать и понимать эпоху

Знать стилевую основу музыки Баха, Бетховена, Рахманинова, Скрябина. Знать что такое: полифония, гармония. Различать музыку полифонического склада от гомофонного. Знать жанры музыки: прелюдия, концерт, симфония. Знать и понимать эпоху классицизма, барокко.

Уметь видеть инструментальную, симфоническую и органную музыку в ряде других видах искусства (ИЗО, литературе). Например: «Свобода на баррикадах» Делакруа в симфонии Бетховена. Видение картины мира в музыкальной культуре Германии, Австрии, России нач. 20 века. Понимать, преобразующее влияние музыки на жизнь.

Овладеть практич. умениями и навыками слушания органной муз. Баха, симфонич. музыки Бетховена, Рахманинова, инструмент. музыки Скрябина. Овладеть практическими умениями исполнять вокальную муз. Баха: «Весенняя песня». Хоровое и ансамблевое испол.

5. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. «Муз. лит-ра». Москва, 2001г.

6. Зимина А.Н. Муз.- дидактич. игры и упраж. Пособие для пед. Изд. «Тандем» Москва 1999г.

7. Шедевры классич. муз. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.

Знать и опред. на слух:

Симфонию №5 Бетховена, Орган. фугу соль минор Баха,

Концерт №2 Рахманинова,

Этюд №12 Скрябина. Песни: «Весенняя песня» Бах, «Песня о друге» Высоцского, «Россия» Чичков, «Замыкая круг» Кельм, «Как здорово» Митяева. Доклады.


3.


В чём сила музыки?



10 ч.

Знать и понимать стилевую основу музыки на примере оперы Глинки «Иван Сусанин», Баха «Шутка», Стравинского Сюита №2, Римского- Корсакова опера «Снегурочка», Моцарта «Рондо», «Реквием», Свиридова «Время вперёд!», Прокофьева симфонич. сюита «Зимний костёр», Кабалевского Концерт №3 для ф-п с орк. Знать синкопированный ритм. Знать виды хоров и их особенности на примере Концерта для смешанного хора «Лебёдушка» Салманова.

Знать, понимать и узнавать стили композиторов: Глинки, Баха, Стравинского, Римского- Корсакова, Моцарта, Прокофьева, Кабалевского. Знать и понимать эпоху классицизма, барокко, соцреализма, рубеж 19-20 вв России. Знать что такое -синкопа и синкопированный ритм, знать виды хоров: муж. женс, смешанный, детский. Знать что такое а капелла - , реквием. Знать что такое муз. обработка и её значение в классической музыке. Знать и определять форму рондо в «Маленькой ночной серенаде» Моцарта.


Уметь видеть хоровую музыку в ряде других видах искусства (ИЗО, литер.). «Моцарт и Сальери» Пушкина. Уметь сравнивать муз. произвед, например: «Шутка» Баха и Сюита №2 Стравинского. Понимать высшее проявл. красоты человеч. духа в арии Сусанина, понять отношение чел. к природе в песне Зацепина «Ты слышишь, море?» Морские пейзажи Айвазовского, «Снегурочке» Римского -Корсакова(сказка Осровского), силу муз. «Лакримоза»-из реквиема Моцарта, понять стремит. пульс времени в произвед. «Время вперёд» Свиридова, Концерте №3 Кабалевского.

Овладение практическими умениями и навыками исполнения а капелла, различать музыкальную обработку от оригинала, уметь давать оценку изучаемым образам народного и профессионального музыкального искусства разных эпох и стилей, одноголосное и двухголосное исполнение вокальной музыки: «Весенняя песня» Баха, «Ты шуми зелёный бор», «Канон» Бетховен. Фильмы о композиторах и произведениях.

8. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,1998г.

9. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композ.. Изд. «Музыка». Москва, 2000г.

10. Портреты композ.. Аудио записи, видео записи, нагляд. пособия.

Знать и определять на слух музыкаль

ные фрагменты из оперы Глинки

«Иван Сусанин», «Снегурочка» Римского -Корсакова, прелюдии из ХТК и «Шутка» Баха, Моцарта «Рондо», муз. из «Реквиема», Свиридова «Время вперёд», концерт №3Кабалевского. Песни наизусть: «Песня о другу» Высоцского, песня о маме Чичкова, «Ты слышишь море?» Зацепин. Доклады.


4.


В чём сила музыки?



8 ч.

Знать муз. Жанры. Уметь сравнивать пр-е Рахманинова «Весенние воды» стихи Тютчева-Левитан «Весна. Большая вода». Знать что такое оперетта(Штраус «Летучая мышь»). Знать творчество узбекского комп. Ф. Бахора «Мараканда», армянских -Хачатуряном балет «Гаяне», Караевым «Тропою грома». Знать муз. Жанр-Концерт на примере Концерта №1 Чайковского.

Знать, понимать и узнавать стили композиторов: Салманова, Рахманинова, Бахора, Хачатуряна, Караева, Штрауса, Чайковского. Знать муз. Жанры: романс, концерт, оперетта, балет. Знать и понимать понятие «музыкальный образ». Знать и определять форму муз. Произведений. Знать русскую музыкальную культуру 19 века, советскую культуру 20 века.

Уметь видеть музыкальную культуру 19 века и советскую культуру 20 века в ряде других видах искусства (ИЗО, литературе). Романс Рахманинова «Весенние воды» на стихи Тютчева и Левитан «Весна. Большая вода». Украинская «веснянка» концерта №1 Чайковского. Уметь сравнивать муз. Пр-я с живописью: «Зелёный шум» Рылов, «Моя Армения» Сарьян- с муз. Хачатуряна и Караева. Видение картины мира в армянских национальных культурах.

Овладеть практическими навыками и умениями эмоционально- образное восприятие и давать оценку изучаемым образам в пр-ях Рахманинова, Штрауса, Бахора, Хачатуряна, Караева. Двухголосное исполнение «Веснянки» Чайковского из Концерта №1, одноголосное хоровое и ансамблевое исполнение: «Песня про Жирафа» Чичков, «На ясный огонь» Окуджавы. Фильмы.

11. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2001г.

13. Разумовская О.К. Методика. «Русские композиторы». Биографии. Викторины. Кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2007г.



Знать и опред. на слух муз.: «Весенние воды» Рахманинова, Вальс из оперетты «Летучая мышь» Штраус, «Мараканда» Бахора, муз. из балета «Гаяне» Хачатуряна, муз. Из балета «Тропою грома» Караева, Концерт №1 Чайковского. Знать песни: «Хорошо, что есть каникулы!»Львов-Компанеец, «Не закрывайте вашу дверь», «На ясный огонь» Окуджавы, «Планета детства» Журдин.


5.Календарно-тематическое планирование

по музыке для 6 класса




Наименование тем и уроков.

Предполагаемая дата.

Контрольные мероприятия,оценки учебных достижений.

Примечание.

6 класс

Преобразующая сила в музыке

1 четверть.

9 часов.

1.

Музыка оказывает влияние на человека.


2.

Летние встречи с музыкой.


3.

Способность музыки воздействовать на сердце человека.


4.

Фортепианная музыка П.И.Чайковского.


5.

Двойственное впечатление музыки. Стиль композитора.


6.

Песни, которые становятся оружием в борьбе.


7.

Симфоническое творчество Л.В. Бетховена.


8.

Музыка И.С.Баха. Полифония.


.


9.

Токката и фуга ре-минор И.С.Баха.


Муз. Викторина

Преобразующая сила в музыке.

2 четверть

8 часов.

1.

Мятежный дух музыки Скрябина.


2.

Концерт №2 для фортепиано с оркестром С.В.Рахманинова.


3.

Творчество Н.А. Римского -Корсакова.


4.

Творчество Хренникова.


5.

Вокальное творчество И.С.Баха.


6.

Творчество Д.Б.Кабалевского.


7.

Творчество С.Прокофьева.


Муз. Викторина.


8.

Обобщение тем полугодия.


Урок-концерт.


.

В чём сила музыки?

3 четверть

10 часов.

1.

Оперное и вокальное творчество М.И.Глинки.


2.

Танцевальный характер, народный юмор в «Шутке» И.С.Баха.


3.

Клавирное творчество И.С.Баха.

.

4.

Оперы Н.А.Римского -Корсакова «Снегурочка», «Золотой петушок»

.

5.

Широта жизненного содержания музыки Л.В.Бетховена.


6.

«Реквием» В.А.Моцарта.


7.

Тема моря в музыке и живописи.


8.

Музыка Е.Свиридова «Время вперёд».


9.

Симфоническое творчество Д.Б. Кабалевского.


Муз. Викторина.


10.

Обобщение тем 3 четверти.


Урок-концерт.


.

В чём сила музыки?

4 четверть

8 часов.

1.

Симфоническая сюита С.Прокофьева «Зимний костёр»


2.

Творчество Салманова «Лебёдушка».


3.

Вокальное творчество С. Рахманинова.


4.

Творчество А.И.Хачатуряна, А. Караева. Балеты: «Гаяне», «Тропою грома».


5.

Штраус- король вальсов. Оперетта «Летучая мышь».


6.

Творчество Ф.Бахора. «Мараканда»- пьеса для симфонического оркестра.


7.

Тема Великой Отечественной войны в музыке.


8.

Обобщение тем года.


Кроссворд.


9.

Урок-концерт.


Урок-концерт

Резервный.






6.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект


Учебник

Методическая литература

Науменко Т.И. Алев В.В. Учебник «Музыка» для 6-х классов. Издательский дом «Дрофа». Москва, 2011г.

1. Хрестоматия по музыке. 6 класс. «Просвещение». Москва, 2011г.

2. Серия «Современная школа». Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва. Изд. «Глобус» 2009г.

3. Осовицкая З.Е. Казаринова А.С. «Музыкальная литература». Москва, 2011г.

4. Зимина А.Н. Музыкально- дидактические игры и упражнения. Пособие для педагогов. Изд. «Тандем» Москва 2009г.

5. Шедевры классической музыки. 45 альбомов с фонотекой, «Мир книги».Москва, 2006гг.

6. Беляев С.Е. «Рассказы господина бемоля». «Диамант».Екатеринбург,2012г.

7. Иллюстрированные биографии Великих музыкантов и композиторов. Изд. «Музыка». Москва, 2009г.

8. Портреты композиторов. Аудио записи, видео записи, наглядные пособия.

9. Соколова М.В. «Изба Красна», Санкт- Петербург, 2011г.


10. Разумовская О.К. Методика. «Русские композиторы». Биографии. Викторины. Кроссворды. Айрис Пресс. Москва, 2013г.

11. Сборник нормативных документов. «Искусство». «Дрофа». Москва,2004г.


7.Планируемые результаты изучения учебного предмета Искусство( музыка)

В результате изучения музыки ученик должен

Знать \ понимать

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства и отражение вечных проблем жизни;

  • основные музыкальные жанры народной и профессиональной музыки;

  • многообразие музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки (1-но,2-х,3-х частные, рондо, вариации, сонатная);

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских, советских и зарубежных композиторов;

  • названия наиболее известных музыкальных инструментов, виды оркестров, хоров;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов - исполнителей;

Уметь:

  • эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской, советской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества;

  • выразительно исполнять соло, несколько народных песен, песен современных композиторов, песен композиторов- классиков с сопровождением и без сопровождения;

  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве изучаемых композиторов;

  • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязь между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.


8.КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.

Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции оценки на уроке искусства - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны деятельности школьников служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа ученика. Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на вопросы учителя, а о высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в высказываниях об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность - проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно, необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем. И еще одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первого класса в своеобразии ответов (а не только в их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложениях о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Границ и предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует».

Критерии оценки.

1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.

2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.

3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.

Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, элементарную импровизацию, коллективное исполнение логоритмических упражнений.

Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.

Учитывается:

- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;

- самостоятельность в разборе музыкального произведения;

- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»:

ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение.

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.

Нормы оценок.

Оценка «пять»:

- знание мелодической линии и текста песни;

- чистое интонирование или допущены небольшие неточности, ритмически точное исполнение;

- выразительное исполнение.

Оценка «четыре»:

- знание мелодической линии и текста песни;

- допущены неточности в интонировании, исполнение ритмически правильное;

- пение недостаточно выразительное.

Оценка «три»:

- допускаются неточности в исполнении мелодии и текста песни;

- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;

- пение невыразительное.

Оценка «два»:

- исполнение неуверенное, невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.

1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).

2. Кроссворды.

3. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.

4. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

5. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

6. Ведение тетради по музыке.

Тетрадь на уроках музыки.

Требования к ведению тетради для учащихся 6-х классов.

В тетрадь записываются:

1. Темы уроков.

2. Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.

3. Названия звучащих на уроках произведений.

4. Названия и авторы разучиваемых песен.

5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.

Оценка выставляется за:

- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.

- ведение словаря.

- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».































































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал