7


  • Учителю
  • Внеурочная деятельность в 6 классе

Внеурочная деятельность в 6 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Пояснительная записка.            Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Бородинская средняя общеобразовательная школа»

администрации Муниципального образования Киреевский район

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор

____________С. А. Чугунцова МКОУ «Бородинская СОШ »

«___»______________ 2014 г. __________________Е. Г. Глебова

«___» ______________ 2014 г.


Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности

«Это мы не проходили»

(общеинтеллектуальное направление)


Предназначена для учащихся 6 класса

Рассчитана на 35ч. в год (1 ч. в неделю)

Автор: Потапова И.М.

« Рассмотрена на заседании методического объединения № 3 естественно-математического цикла,

протокол №……от ………………………………….. 2014 года»


п. Бородинский

2014-2015 уч. год

Пояснительная записка.

Слово «математика» в переводе с греческого означает «знание», «наука». Не говорит ли уже это о месте математики среди наук? Непрерывно возрастают роль и значение математики в современной жизни. В условиях научно-технического прогресса труд приобретает всё более творческий характер, и к этому надо готовиться за школьной партой. Всё больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом. Актуальность внеурочной деятельности по математике возрастает и в связи с введением ГИА в 9 классе.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека, способствует эстетическому воспитанию, пониманию красоты и изящества математических рассуждений. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания даёт возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

«Пик интереса» учащихся к математике приходится на 12 - 13 лет и задача учителя - пробудить его, развить и удержать.

Основная идея внеурочной деятельности по математике - помочь ребятам, интересующимся математикой, поддержать и развить интерес к ней, а ребятам, у которых математика вызывает те или иные затруднения, - помочь понять и полюбить её.

Цели данной внеурочной деятельности следующие:

  • расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей;

  • пополнить интеллектуальный багаж школьников.

Задачи:

  • способствовать формированию творческого мышления в ходе решения задач;

  • развивать логическое мышление;

  • развивать у учащихся интерес к математике;

  • развивать у детей смекалку;

  • развивать у учащихся настойчивость, целеустремлённость;

  • расширить кругозор учащихся путём экскурса в прошлое;

  • показать широту применения математики в жизни.

Общая характеристика курса.

«Это мы не проходили» - внеурочный курс, в содержании которого происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям. Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия внеурочного курса должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.

Принципы программы:


Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 35 занятий.

Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на учащихся 6 классов и представлена в объёме 35 часов в год (1час в неделю).

Ожидаемые конечные результаты программы:

- устранение негативного отношения к математике;

- повышение оценок по математике в журнале;

- расширение кругозора учащихся;

- повышение математической культуры;

- формирование логического мышления;

- применение математики в жизни;

- подведение итогов: интеллектуальная игра «Самый умный».


Программа имеет следующую структуру:

№ п/п

Название раздела

УУД

Количество часов.

1.

Из истории математики.

Познавательные:

пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры.

Личностные:

Осознание важности изучения математики для понимания окружающего мира.

Регулятивные:

умение определять цель работы, планировать этапы её выполнения. Оценивать полученный результат.

Коммуникативные:

умение организовывать свою работу согласно инструкциям учителя.

6

2.

Занимательные и логические задачи.

Познавательные:

Учиться рассуждать, развивать творческое мышление и смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.

Личностные:

умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

умение самостоятельно ставить цели.

Коммуникативные:

строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении работы.

11

3.

Прикладная математика

Познавательные:

показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.

Личностные:

умение применять полученные знания на практике.

Регулятивные:

умение оценивать полученный результат.

Коммуникативные:

умение воспринимать информацию на слух.


8

4.

Наглядная геометрия.

Познавательные:

развитие пространственного мышления, умение видеть красоту обычных вещей, смотреть и думать, думать и делать выводы.

Личностные:

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.

Регулятивные:

умение определять цель работы. Планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат.

Коммуникативные:

умение ясно выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы.



8


Учебно-тематический план курса.

№ занятия

заня-

тия

по теме

Тема

Содержание

Дата

Кол-во

часов

Из истории математики.

6 ч

1.

1.

Числа Фибоначчи и золотое сечение.

Определение чисел или последовательности Фибоначчи. Свойства последовательности Фибоначчи. Золотое сечение. Связь последовательности Фибоначчи и «золотого сечения».


1

2.

2.

Спирали числовые. Математика растений.

Виды спиралей. Прямолинейные ломанные спирали. Криволинейные спирали. Числа Фибоначчи. Спираль Архимеда. Трёхмерная спираль. Золотой прямоугольник. Золотая спираль. Примеры спиралей, встречающихся в природе и технике.


1

3.

3.

Загадочные простые числа. Решето Эратосфена.

Какие числа являются простыми? Учёный Эратосфен. Способ определения простых чисел- решето Эратосфена.


1

4.

4.

Палиндромы.

Палиндромы - это взаимообратные фразы. Числа-палиндромы в математике. Формулы- палиндромы для составления суммы и разности двузначных чисел.


1

5.

5.

Числа счастливые и несчастливые.

Как узнать свое счастливое число? Нумерология. География счастливых и несчастливых чисел.


1

6.

6.

Башня Брамы.

Ханойская башня - башня Брамы - популярная головоломка 19 века. Программа решения задачи о ханойской башне.


1

Занимательные и логические задачи.

11 ч

7.

1.

Задачи на перекладывание спичек.

Решение занимательных задач на перекладывание спичек. В работе над задачами можно использовать спички, счетные палочки или просто рисунок на бумаге. Необходимо иметь смекалку, способность предвидеть результат и хорошее воображение.


1

8.

2.

Расшифровка текстов.

Шифры и математика. Шифры и замены. Шифры и сравнения. Шифры и статистика. Шифрование с помощью кодового слова. Шифры и перестановки: книжный шифр, маршрутная перестановка, «поворотная решетка» или «решетка Кардано».


1

9.

3.

Расшифровка ребусов.

Что такое ребус. Математические ребусы. Числовые ребусы. Криптарифмы Правила составления ребусов и их отгадывания.


1

10.

4.

Задачи на переливания.

Решение логических задач на переливания. Это задачи, в которых с помощью сосудов известных ёмкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.


1

11.

5.

Задачи на взвешивания.

Решение логических задач на взвешивания. В таких задачах от решающего требуется локализовать отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний.


1

12.

6.

Задачи на смекалку.

Решение логических задач из разных областей мышления.


1

13.

7.

Задачи на бассейны и трубы, работу.

Решение задач, в которых как правило идёт речь о какой-либо деятельности. Трубы заполняют бассейн, комбайнёры убирают урожай, строители строят дом и так далее.


1

14.

8.

Принцип Дирихле.

Решение задач логическим методом рассуждения - «от противного».


1

15.

9.

Математические софизмы и парадоксы.

Определение софизма и парадокса, сфера их применения. Различие и сходство между софизмами и парадоксами. Разобрать несколько примеров; понять, как найти ошибку в них; проведя разбор софизмов, сделать вывод.


1

16.

10.

Метод решения задач с конца.

Решение задачи с конца - алгоритм решения задачи, когда производится обратный расчёт для вычисления каких-либо неизвестных данных на основе уже известного конечного результата.


1

17.

11.

Магические квадраты.

Магические квадраты. Где и когда появились? Знакомство с различными магическими квадратами (маг. квадрат Пифагора), латинскими квадратами и изучение областей их применения.


1

Прикладная математика

8 ч

18.

1.

Быстрый счёт без калькулятора.

Познакомить с приёмами быстрого устного счёта.


1

19.

2.

Расчёт семейного бюджета.

Применение математики в жизни на интересных и полезных примерах.


1

20.

3.

Задачи « одним росчерком».

Построение фигур одним росчерком карандаша, не отрывая его от бумаги.


1

22.

5.

Изготовление воздушного змея.

Применение математики в жизни на интересных и полезных примерах.


1

23.

6.

Математические фокусы.

Секреты и обучение математическим фокусам. Смысл этих фокусов состоит в отгадывании чисел, задуманных зрителями, или в каких-нибудь операциях над ними.


1

24.

7.

Кулинарные рецепты.

Отношения, пропорции. Подсчёт количества продуктов и стоимости для приготовления того или иного кулинарного блюда.


1

25.

8.

Азбука Морзе.

Азбука Морзе- одна из разновидностей шифрования текстов. Это способ знакового кодирования (представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов последовательностью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек». История её возникновения. Как изучить азбуку Морзе?


1

Наглядная геометрия.

8 ч

26.

1.

Конструирование из Т.

Составление композиций из различного количества букв Т. Восстановление орнаментов и рисунков, составленных из данных букв. Разрезание фигуры на буквы Т.


1

27.

2.

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Занятие рассчитано на развитие геометрической интуиции, воображения, глазомера, расширяет общий кругозор, содержит некоторый исторический материал.


1

28.

3.

Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Стомахион.

Занимательные задачи на разрезание квадрата. Головоломка танграм-умственная головоломка из 7 частей. Геометрия танграма. Игра стомахион («приводящая в ярость»).


1

29.

4.

Топологические опыты. Лист Мёбиуса

Топология - самый «молодой» раздел современной геометрии. Лист мёбиуса - один из объектов топологии. Опыты с листом Мёбиуса: несколько перекручиваний; несколько разрезов; несколько лент; солдатик-перевёртыш.


1

30.

5.

Флексагон(гнущийся многоугольник).

Флексагон (гнущийся многоугольник) - это интересная геометрическая игрушка, которая состоит из треугольников и меняется, выворачиваясь наизнанку. Выполнение развёртки флексагона.


1

31.

6.

Оригами.

Древнее японское искусство оригами-складывание фигурок из бумаги. Выполнение фигурок оригами: прыгающая лягушка, кузнечик, зайчик, сорока, фонарик и др.


1

32.

7.

Лабиринты.

Слово « лабиринт» греческое и означает « ходы в подземельях». Как бы ни были сложны и запутанны эти ходы, всегда, однако, найдётся выход. Безвыходных лабиринтов нет! Методы решения любого лабиринта: Метод проб и ошибок; метод зачёркивания тупиков; правило одной руки.


1

33.

8.

Симметрия. Бордюры. Орнаменты.

Симметрия - соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей. Ось симметрии. Симметрия в архитектуре. Вырезание бумажной снежинки. Бордюры-орнаменты в виде лент. Изготовление трафарета. Линейные и плоские орнаменты. Паркеты.


1

34-35.

9-10

Подведение итогов. Интеллектуальная игра « Самый умный».

Подведение итогов. Обобщение и систематизация всех полученных знаний на занятиях внеурочной деятельности « Это мы не проходили». Игра « Самый умный». Награждение победителей.


2


Список литературы:

1. И.Я. Депман, Н.Я.Виленкин "За страницами учебника математики".

М., "Просвещение", 1989.

2. Л.М.Лоповок "Математика на досуге". М., "Просвещение", 1981.

3 .Наглядная геометрия. 5-6 класс. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Издательский дом «Дрофа», 1998.

4. Д.В. Клименченко «Задачи по математике для любознательных». Москва, «Просвещение», 1992 год.

5. С. М. Никольский и др. «Арифметика, 5 и 6 кл.». «Просвещение», 2005 год.

6. Е. Г. Козлова «Сказки и подсказки». Москва, «Мирос», 1995 год.

7. М. В. Ткачёва «Домашняя математика». «Просвещение», 1993 год.

8. Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике». «Просвещение», 1995 год.

9. «1000 проблемных задач по математике», книга для учащихся, автор Л. М. Лоповок; Москва, «Просвещение», 1995 год.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал