7


  • Учителю
  • Занимательные игры на уроках математики в 1 классе

Занимательные игры на уроках математики в 1 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Занимательные игры на уроках математики в 1 классе



Игра имеет особое важное значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. С.А.Шацкий, высоко оценивая значение игры, писал: «Игра, эта жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства»

Математика - трудный предмет. Надо уметь трудится, быть усидчивым, настойчивым, чтобы знать эту науку. Но, в то же время, учеба должна быть детям радость. Занятия математикой, особенно с младшими школьниками не должны быть строгими, сухими, скучными, однообразными и сводится лишь к овладению вычислительными навыками. Уроки математики могут стать царством смекалки, фантазии, игр, творчества.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Практика показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям урока.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока каждого типа.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или действий.



На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.

На уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!

Ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.

Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся. Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом. В своей работе я почти на каждом уроке использую дидактические игры. В приложении можно увидеть несколько фрагментов уроков, с использованием игр на разных этапах урока.

Итак, дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю до учащихся трудный материал в доступной форме.

Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

«Построим аквариум для рыбок»

Цель: формирование числовых и простанственных представлений у детей.

Заранее , на уроке труда , по шаблону вырезать 10 рыбок разного размера(6 желтых и 4 красных) и 4 полоски бумаги.

Содержание игры. На уроке математики учитель предлагает одному из детей на магнитной доске, другим у себя на партах построить аквариум (выложить его из полосок бумаги), опустить в аквариум сначала большие рыбки, затем маленькие и сосчитать, сколько больших, сколько маленьких, сколько красных, сколько желтых, сколько плавает в верхней части аквариума, сколько в нижней и т .д.



«Составим поезда»

Цель: сравнение группы предметов

Учитель предлагает составить 2 поезда из вагонов (в первом составе только мальчики, во втором- только девочки) и сравнить где больше вагонов.

С этой целью вызывают 6 мальчиков. Они составляют поезд из 6 вагонов. Затем вызывают 4 девочки, они составляют поезд из 4 вагонов.

Учитель спрашивает: « Какой поезд длиннее?

Какой поезд короче?

Где вагонов больше?

Где вагонов меньше?

Как уравнять состав поезда по числу вагонов?»

(Прицепить ко второму поезду 2 вагона либо отцепить 2 вагона)

Игра сопровождается соответствующими действиями.

«Построй домик из данных фигур»



Цель: различение предметов по форме, развивать воображение детей.

Из подготовленных заранее цветных прямоугольников и треугольников дети строят домик, называя , где какая фигура находится.

Аналогично проводятся игры: «Построй парусную лодку из данных фигур»,

«Построй ёлочку из данных фигур»,

«Построй катер»,

«Построй вагон» и т .д.

«Откуда и чей голос?»

Цель: формирование пространственных представлений.

Один из играющих становится спиной к классу, другой просит указать , откуда голос: сзади, слева от него или справа, а затем сказать, чей голос он услышал. Учитель молча рукой показывает, кто должен громко, не спеша произнести какой-либо звук,слово.Эту игру можно провести в лесу, в парке ,на школьной площадке.



« Веселый счет»

Цель: закрепление счета от 1 до 10 и о10 до 1.

Карточки с цифрами от 1 до 10 перемешаны и разложены на столах учащихся.

Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают учителю.

Аналогично можно провести счет от 10 до 1.



«Числа заблудились»

Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Учитель на магнитную доску прикрепляет цифры, обозначающие числа от 0 до 9, в беспорядке и обращается к детям: «Числа заблудились, помогите им занять свои места. Дети расставляют числа первого десятка по порядку.



« Угадай-ка!»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Учитель предлагает детям отгадать число если оно:

- находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (седьмое);

- на 1 больше 5 и на 1 меньше 7.Какое место в ряду оно занимает? (шестое)и т .д.





«Какой ряд быстрее?»

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Учитель делит класс на 3 команды( или 1-й ряд, 2-й ряд, 3-й ряд). Каждый ряд получает листок с примерами. Каждый ученик решает по одному примеру и передает дальше. Какой ряд быстрее решит примеры, тот и выигрывает.



« Самый быстрый почтальон»

Цель: закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.

Учитель вызывает 3-х учеников и дает им по 5 открыток с примерами на обратной стороне. Дети ,сидящие за партами, изображают дома с номерами ( они держат в руке цифры от 1 до 10. Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома( отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответы примеров)Кто быстрее и правильно разнесет открытки по назначению - тот самый быстрый почтальон.

«Белка и грибы.»

Цель: усвоение состава чисел.

Учитель рассказывает детям о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит свои запасы, а раскладывает их в 2-3 дупла. «Белочка (учитель показывает изображение белочки) каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в 2 дупла. Поскольку грибов может положить белочка в каждое дупло?

Вопросы. Кто хочет быть белочкой и разложить грибы в дупла? Как белочка могла бы разложить грибы в первый день? Во второй день? В третий день?

Задачи-загадки:

  • Одна нога и шапка, а головы нет. Что это? (Гриб.)

  • У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)

  • Кто становится выше, когда садится? (Собака.)

  • Сколько ног у жука? (6)

  • Сколько ног у паука? (8)

  • Сколько ушей у трёх мышей? (6)

  • Сколько лап у двух медвежат? (8)













5



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал