7


  • Учителю
  • Учимся, играя Сборник игр по математике

Учимся, играя Сборник игр по математике

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Хорошо известно, что лучше учить то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не бывает скучным. Чтобы уроки перестали быть скучными и утомительными, необходимо сделать их увлекательными, чтобы ученики хотели делать задания еще и еще, невзирая на время. Этого п
предварительный просмотр материала




Мичуринская СОШ

Учимся, играя

Сборник игр по математике

для 1-4 классов




Составила учитель

начальных классов Алибаева А.А.



г.Павлодар 2015 год

Содержание


Введение................................................................................................................................................................................3

Дидактические игры, рассчитанные на целый урок.........................................................................................................4

Дидактические игры, рассчитанные на этап урока........................................................................................................11

2

Введение

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости

и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Хорошо известно, что лучше учить то, что интересно, а интересным бывает то, что увлекает, не бывает скучным. Чтобы уроки перестали быть скучными и утомительными, необходимо сделать их увлекательными, чтобы ученики хотели делать задания еще и еще, невзирая на время. Этого помогают достичь задания, построенные в игровой форме.

Игра - огромный стимул, чтобы добиться успеха там, где, порой, не помогают многочисленные упражнения. Урок может и должен стать увлекательным путешествием в мир математики, он должен дать возможность даже самому слабому ученику показать свой потенциал и творчество, почувствовать себя успешным.

Занимательные упражнения и задания дают возможность достичь маленькой победы. Дух соревнования стимулирует внимательное отношение к новому материалу. Игра превращает тяжелый труд заучивания в увлекательное занятие. Она таит богатейшие обучающие возможности. Игра помогает снять скованность, повышает внимание, оживляет, улучшает восприятие.

Играть на каждом уроке, наверно, нельзя, чтобы не превратить изучение математики в несерьезное занятие. Но создавать игровые моменты стоит, так как игра является составной неотъемлемой частью жизни любого ребенка. Игру он лучше понимает, легче принимает правила, не боится трудностей и неудач.

Игры бывают разные: индивидуальные, командные. Они могут быть посвящены закреплению пройденного материала, проверке математических знаний, выработке навыков и отработке умений быстрого и рационального счета. Одни игры длятся 5-7 минут, для других требуется целый урок.

Мне хочется поделиться с вами играми, которые я успешно применяю на уроках математики.

Идеи этих игр я нашла в разных методических книгах. Некоторые игры проводятся в полном соответствии с оригиналом, некоторые игры были слегка скорректированы в соответствии с классом, в котором они проводились (усложнены или упрощены, добавлены некоторые элементы).

3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РАСЧИТАНЫЕ НА ВЕСЬ УРОК

Веселая математика

Ход мероприятия:

- Внимание! Внимание!

Ну-ка, в сторону карандаши!

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело

Только силой ума и души.

- Ребята, на каком уроке вы часто слышите такие слова? Сегодня у нас тоже урок математики, но он необычный. Давайте хором прочитаем тему нашего урока (ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА).

- Сегодня на уроке

Затеи, и задачи,

Игры, шутки - всё для вас!

Пожелаем всем удачи!

За работу, в добрый час!

- Итак, задания будем выполнять командами (2 команды).

1 задание:

- 2 класс, прочитайте как можно быстрее пословицу о науке математике (один читает)

«Не выучил таблицу умножения - не будет тебе в жизни продвижения».

- Ты будешь капитаном первой команды.

«Будет проще жить, если будешь друзей умножать и радость делить».

- Ты будешь капитаном второй команды.

2 задание:

Итак, капитаны команд уже заработали по 1 очку для своей команды, а теперь наберём сами команды. (По очереди задавать вопросы учащимся. Тот, кто отвечает на вопрос, становится членом команды и приносит ей очко. В каждой команде вместе с капитаном 8 человек.

1. Загадка:

Мой дружок - циркач лихой,

Чертит круг одной ногой. (Циркуль)

2. Решите: XII - V=

3. Продолжи ряд: 1,2,4, 8,…..

4. Загадка:

То считаю втихомолку я,

То костяшками стучу.

Если правильно считать,

То всегда получишь 5. (Счёты.)

5. Задача:

Девять расписных матрёшек:

В каждой - 5 дочурок-крошек.

Если бы все дочки рядом встали,

Сколько бы вы их насчитали? (45)

6. Какой фигуры не хватает?


7. Первый Назар шёл на базар,

второй Назар - с базара. 4

Какой Назар купил товар,

какой шёл без товара?

(С товаром тот, который идёт с базара.)

8. Бабка в горшок посадила горох,

И урожай получился неплох.

В каждом стручке - по 4 хороших,

Крупных, да чистых, и вкусных горошин.

Собрано бабкой 17 стручков.

Надо узнать: урожай-то каков? (68)

9. Росли 2 вербы.

На каждой вербе по две ветки.

На каждой ветке по 2 груши.

Сколько всего груш?

10. Мельник пришёл на мельницу.

В каждом углу он увидел по 3 мешка,

на каждом мешке сидели по 3 кошки,

у каждой кошки по 3 котёнка.

Сколько ног было на мельнице? (Две.)

11. Сколько минут нужно варить яйцо, сваренное вкрутую?

12. Две дочери, две матери да бабушка с внучкой. Сколько всех? (3)

13. Маленькому Родику

минуло два годика.

А его сестричка Аза

Старше Родика в 3 раза.

Отыщите-ка ответ:

Сколько нашей Азе лет? (6)

14. На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше.

Сколько всего было яблок? (10)

3 задание:

- Итак, команды набраны, а названий у них нет.

Соедините на скорость числа по порядку и узнайте своё название.

Ответы: Жираф, Лошадка

4 задание:

- (Конкурс капитанов.) В течение 10 секунд посмотреть на фигуру и за то время, пока все учащиеся споют песню «Дважды два - четыре», разрезать квадрат и по памяти выполнить аппликацию на своём листе. Побеждает тот, кто выполнил аппликацию точнее и быстрее.

6 задание:

- Помоги своей команде набрать очки. Скоро Новый год. Нужно нарядить к празднику ёлочку. Для этого нужно ответить на вопросы, которые написаны на новогодних шарах. Если член команды не отвечает, один раз ему может помочь болельщик из его класса. 5

1. Как найти неизвестное уменьшаемое?

2. Как найти неизвестное делимое?

3. Сколько в одном дециметре сантиметров?

4. Сколько в одном центнере килограммов?

5. Как найти цену?

6.Чему равна одна пятая часть числа 15?

7. Что значит умножить одно число на другое?

8. Назовите переместительное свойство сложения.

9. Сколько миллиметров составляют 1дециметр?

10. Сколько миллиметров составляют 1метр?

11. Назови действие, обратное действию вычитания.

12. Назови действие, обратное действию деления.

13. Если уменьшаемое увеличится, то, что произойдёт с разностью?

14. Назови самое большое четырёхзначное число.

15. Назови самое большое двузначное число.

16. Если делитель увеличится, то, что произойдёт с частным?

Итог:

Подсчитываются баллы, награждаются команды.


Путешествие на луну.

-Здравствуйте, ребята. Какое у вас настроение? Покажем все хорошее настроение. Поднимем руки, потянемся к солнышку. Почувствуем его тёплые лучи. Улыбнёмся друг другу. Начинаем наш урок. Откройте тетради, запишите число. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Для того чтобы узнать куда, нужно отгадать загадки.

1. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(телескоп)

2. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

3. Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(Луна)

4. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

5. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски …Космонавт

- Кто догадался, в какое путешествие мы отправляемся? Правильно, в космос, а точнее на Луну. Давайте подумаем с вами, каким должен быть настоящий космонавт? 6

Настоящий космонавт должен быть сильным, выносливым, уметь оказывать помощь и хорошо знать математику, уметь считать, решать, вычислять.

Итак, все готовы к полёту? Встали, поднимаем руки вверх, закрываем глаза. Начинаем отсчёт. Считаем десятками от 10 до 100. Открываем глаза, садимся. Считаем десятками назад от 100 до 0.

- До Луны мы долетаем.

И посадку совершаем.

Здесь нас радостно встречает….

Лунтик. Будет нас сопровождать и задания давать.

Испытание нас ждёт,

Отправляемся вперёд.

Задание 1:

- Приготовьте веера чисел. Посмотрите, какое первое задание приготовил вам Лунтик.

1. В небе скворушки порхали.

20 штук мы насчитали.

Пять из них улетели,

Остальные звонко пели.

Ты их сосчитай скорей.

Сколько в небе пернатых друзей?

2. На аэродроме самолёты

Ровно в ряд стояли.

Мы их 12 насчитали.

Два самолёта в воздух поднялись.

Сколько осталось?

Сосчитать не ленись.

3. С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Шесть кричат во след за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало?

4. Если звёздочку возьмём,

То 5 лучиков найдём.

Три звезды себе представьте,

Все лучи сосчитайте.

Задание 2:

- Посмотрим, как графически записан пример.

- Что обозначают треугольники?... (Десятки)

- Что обозначают точки?... (Единицы)

- Прочитаем пример.

Чтение с места: Двадцать четыре плюс тринадцать равно тридцать семь.

- Запишем его с помощью цифр: 24 + 13 = 37.

- Как сложить двузначные числа?

(Дети высказывают своё мнение)

  • Чтобы сложить...

7

ПРАВИЛО-ВЫВОД

- На доске графически записан следующий пример.

- Прочитаем его.

…Сорок пять минус четырнадцать равно тридцать один.

- Запишем его с помощью цифр 45 -14 = 31

- Сделаем вывод: чтобы вычесть двузначные числа, нужно из единиц вычесть единицы, а из десятков - десятки.

Задание 3:

- Третье задание, которое предлагает выполнить Лунтик «Математический диктант». Записывать будем только ответы в одну строку.

1. 40 увеличить на 8

2. 52 уменьшить на 20

3. К 40 прибавить столько же

4. Какое число предшествует числу 60?

5. Первое слагаемое 10, второе слагаемое 7. Найти значение суммы.

6. Найдите значение разности чисел 66 и 6

7. 3 дм 2 см. сколько это сантиметров?

8. Уменьшаемое 90, вычитаемое 50. Найдите значение разности.

(48, 32, 80, 59, 17,60, 32 см, 40)

- Какое число можно назвать лишним? Это величина или именованное число? Выпишите ниже круглые числа. (80, 60, 40) Какую закономерность заметили? Продолжите ряд чисел.

(80, 60, 40, 20, 0)

- Оставшиеся числа представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

Задание 4:

Учитель. Молодцы! Лунтику понравилось, как вы справились, и он просит помочь разобраться со следующим заданием. Он перепутал все ключи и не может открыть двери. Поможем ему?

70+20, 80+5, 40-20, 39-30, 16-6

Космическая Физкультминутка:

- Сейчас все встаньте, изобразите, как ходят на Луне, т.е. ноги на ширине плеч и медленно прыгаем вбок.

В небе ясном солнце светит,Космонавт летит в ракете.(Потянуться - руки вверх.)А внизу леса, поля (Наклониться.)Расстилается земля.(Руки развести в стороны.)

Задание5:

- Продолжаем наше путешествие. Сейчас Лунтик предлагает вам поиграть в игру «Шестой лишний».

1. 30, 32, 10, 40, 80, 60 (Лишнее число 31, т.к. все остальные числа круглые).

2. 12, 13, 16, 18, 22, 19 (Лишнее число 22, т.к. это число третьего десятка, а остальные числа второго десятка. 22, т. к. количество единиц и десятков в этом числе одинаковое, а в остальных числах - разное).

3. 47, 27, 17, 68, 67, 97 (Лишнее число 68, т. к. во все остальных числах количество единиц равно 7).

4. 21, 43, 32, 87 45, 65 (Лишнее число 45, т. к. во всех остальных числах количество десятков на 1 больше, чем количество единиц, а в числе 45 количество десятков на один меньше, чем количество единиц).

Задание 6:

  • Лунтик просит вас прочитать следующее задание. Сравнить, поставить знак «больше», «меньше» или «равно». Составьте самостоятельно одно неравенство и одно равенство и запишите.

8

Задание 7:

- Прочитайте задание «12 апреля». Каждый человек должен знать историю своего народа. Кто знает, что это за дата? 12 апреля - День космонавтики. В этот день в 1961 году первый космонавт совершил полёт в космос на космическом корабле-спутнике «Восток». Он облетел земной шар за 108 минут (это приблизительно три урока) и благополучно вернулся на Землю. Кто знает фамилию космонавта? Чтобы узнать фамилию космонавта, нужно расположить данные числа в порядке возрастания.

а

г

г

и

н

а

р

13

15

2

65

81

37

52


- Ребята давайте запишем фамилию первого космонавта в тетрадь. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно записать слово? (Фамилии пишутся с заглавной буквы.) Посмотрите на числа, которые мы расположили в порядке возрастания. Используя только эти числа, составьте равенства.

- Обменяйтесь тетрадями. Будем проверять так: около верно составленного выражения ставим карандашом «+», если неверно составлено выражение (используются другие числа, неправильный ответ) ставим «-».

Итог урока:

  • Наше космическое путешествие подходит к концу. Лунтик говорит нам, что мы - молодцы. Вы отлично справились со всеми заданиями. Наша ракета нас ждёт. Пора возвращаться на Землю. Устраиваемся поудобнее, начинаем отсчёт - 10, 9, 8, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, … ВПЕРЁД!


Математическая зимушка.

- Прозвенел уже школьный звонок,

Он позвал нас всех на урок.

Будьте все внимательны,

А ещё старательны.

Будем сегодня задачи решать,

Будем складывать и вычитать.

Мы будем готовиться к контрольной работе, которая ждёт нас на этой неделе.

Разминка:

1. Наступил декабрь, на землю упали 3 шишки, а потом ещё 2. Сколько всего шишек упало на землю?

2. Дети лепили снеговика. После прогулки на батарее сохло 14 мокрых варежек. Сколько детей лепило снеговика?

Задание 1:

1. Самое маленькое двузначное число.

2. Самое большое двузначное число.

3. На сколько одно больше другого?

4. Назовите все двузначные числа, число единиц в которых равно 5.

5. Назовите все двузначные числа, число десятков в которых равно 5.

Задание 2:

- Вставьте пропущенные единицы, так чтобы равенства стали верными

1…= 10

1…= 60

1…= 90

Задание 3:

  • Замените словесную запись числовым выражением (на доске):


9

Задание 4:

- Самостоятельная работа по вариантам.

1. 54+20 70-5 60+18 43-2

2. 20+14 60-8 46+30 88-7

Задание 5:

- У нас сегодня в гостях сказочный герой. Что это за звуки? Кто это? У Карлсона для вас конверт с заданиями. Это задачи.

1. Фрекен Бок испекла 10 ватрушек, а плюшек на 4 больше. Сколько плюшек испекла Фрекен Бок? Кто может записать краткое условие задачи? Выберите верное выражение:

10+4

10-4

10+ (10+4)

(10+4) -10

- Почему именно это? Давайте запишем в тетрадь решение этой задачи. Как нужно изменить вопрос, чтобы задача решалась выражением 10+(10+4)? Сколько получится?

2. В коробке было 13 конфет. Малыш успел съесть 5 конфет, остальные конфеты съел Карлсон. Кто может решить эту задачу? Правильно, это не задача. Здесь не хватает вопроса. Какой вопрос можно поставить? Сделаем чертёж к задаче.

Задание 6:

- Ребята, мы с вами знаем, что Карлсон большой сладкоежка. А если бы у вас было 13 конфет, как бы вы поделили их со своим другом или подругой.

Задание 7:

- Карлсон полетел к себе в домик на крыше. Он выглядит вот-так. Сколько здесь треугольников?

- Карлсон улетел, а Малыш остался делать уроки. Ему задали расшифровать очень сложный пример. Давайте поможем Малышу.

1А+ 2А+3А=7А

- Малыш благодарит вас за помощь.

Подведение итогов:

- Вам понравился сегодняшний урок? Давайте вспомним, какие задания мы выполняли. Какое задание вам особенно понравилось? Какое было самым трудным? Самым легким?

Карлсон и Малыш передали для вас подарки - это раскраски. Дежурные раздают.


10

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, РАСЧИТАНЫЕ НА ЭТАП УРОКА


«Назови соседей»

Цель: закрепить знание ряда чисел и умения называть соседей числа.

Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на один меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее.

После этого он возвращает мяч ведущему. Если поймавший мяч ребёнок дважды ошибается в названии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.


«Быстро занять места!»

Цель: закрепление представления о порядковом значении числа.

Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!». Дети спешат занять свои места, согласно тем цифрам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева - четные, справа - нечетные).


«Эхо»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Школьники идут в колонне по одному. Учитель называет число, а дети как эхо, повторяют его и последующее (повторяют его и предыдущее).


«Кто ушел?»

Цель: развитие внимания, закрепление знания ряда чисел.

Ученики строятся в круг. Водящий встает в центр круга, запоминает, какие цифры на карточках в руках у детей (только четные; только нечетные; по возрастанию; по убыванию и т.д.) закрывает глаза. Учитель дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из зала. Учитель спрашивает у водящего: «Отгадай, кто ушел?» (какой цифры не хватает). Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает своё прежнее место в кругу. Водящий, открыв глаза, должен назвать его.

«Знают все свои места!»

Цель: закрепить знания ряда чисел от1 до 10.

Учащиеся строятся на площадке в шеренгу. Каждый получает карточку с примером типа: 5 - 2; 8 + 2; 3 + 4… С результатом от 0 до 10. по сигналу или по команде учителя «Разойдись!» дети расходятся по площадке и дружно говорят:

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселее:

Тра-та-та, тра-та-та.

За это время учитель на площадке в разных местах крепит карточки с цифрами от 0 до 10.

После сигнала учителя дети быстро занимают свои места, согласно решенному примеру.

«Передай кубик»

Цель: закрепить знание ряда чисел.

На первую парту каждого ряда ставится пластмассовый цветной кубик.

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока

11

не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2-3 раза.


«С листками календаря»

Цель: Закрепление

Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подбирать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. - записать пример на сложение, используя цифры на листках и решить его, после чего громко назвать получившееся число.

  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (числа должны идти по порядку). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.

  3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т.п.). Побеждает команда, которая нашлась первая.

  4. Собраться так, чтобы образовался год 2000 (1998, 2005 и т.д.).

  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равнялась круглым числам (10, 20, 30, 40 и т. д.).


«Микрокалькулятор»

Цель: закрепление знания состава числа первого десятка.

Мы устали от сложения

И тетрадки спрятали,

Дайте нам для ускорения

Микрокалькуляторы.

Дети делятся на две команды. Игроки решить пример на карточке, пробежать эстафету и взять в конце пути в корзине столько предметов, какой ответ получился при решении примера на карточке. Например, 3 - 2 = 1, значит, игрок берет 1 предмет.

Примеры на карточках:

Команда 1 Команда 2

5 - 3 8 + 2

6 - 4 10 - 3

8 - 1 7 + 2

3 + 4 8 - 6

7 + 3 9 - 7

У каждой команды должно получиться в конце эстафеты по 30 предметов.


«Парная игра»

Цель: развивать умение соотносить плоскостные геометрические фигуры и их контуры.

Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной).


«Зрительный диктант»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

12

Ученикам предлагается посмотреть на наборное полотно, где слева направо расставлены 3 - 5 геометрических фигур. Две команды под музыкальное сопровождение 1 - 2 минуты, должны расставить на площадке в такой же последовательности, как в образце, геометрические фигуры более крупного размера и назвать их.

Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.


«Построение в шеренгу»

Цель: закрепление понятий «низкий», «высокий», «справа», «слева», «впереди», «сзади».

Ученики строятся в шеренгу по росту. Учитель дает им следующие задания:

- Кто в классе самый высокий?

- Какой по росту Саша? (Саша самый низкий.)

- Кто твой сосед слева? Справа?

- Между кем и кем ты стоишь?

- Шаг вперед сделает Маша.

- Таня, сделай шаг влево.

- Сзади Тани встанет Аня, а впереди Сережа.


«Живые числа»

Цель: закрепление последовательности натурального ряда чисел от1 до 10.

Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.


«Белочка и грибы»

Цель: закрепить знания о составе числа.

Кто по елкам ловко скачет?

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Учитель рассказывает учащимся о том, что белочка на зиму делает запасы грибов. В одном дупле белочка никогда не хранит запасы, а раскладывает в 2 - 3 дупла. Белочка каждый день сушила по 7 белых грибов (число можно менять) и раскладывала их в два дупла. По сколько грибов в каждое дупло может положить белочка? Дети выходят к доске и раскладывают грибы в «дупла».


«Кто быстрее нарядит ёлочку?»

Цель: формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров, по 8 - 10 в каждом. К доске выходят два ученика. У каждого из них по 8 - 10 картонных игрушек с крючками. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, учение вешает игрушку на свою елочку.


«Строим дом»

Цель: распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений детей.

Мы построили просторный

Четырехэтажный дом,

И для всех своих игрушек

Место в доме мы найдем. 13

В доме окна есть и двери,

Крыша крашеная есть…

Здесь поселятся игрушки.

Хорошо им будет здесь!

(А. Бродский)

После прочтения стихотворения учитель говорит:

Сегодня будем строить дом

На радость новоселам,

Чтоб каждый становился в нем

Счастливым и веселым!

После этих слов из различных геометрических фигур, учащиеся на партах, у доски строят дом. Затем называют геометрические фигуры, отвечают на вопросы: Сколько? Каких фигур больше?


«У кого больше фигур?»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур

У каждого ученика на парте лежат небольшие фигуры (круги, треугольники, квадраты).

Назначают пять водящих. По сигналу учителя они расходятся по классу и подходят к любому сидящему за партой. Тот ученик, к кому подошли, говорит пример на табличное умножение или деление. Водящий тихо, чтобы никто не слышал его ответ, называет результат. Если ответ верный, он получает фигуру. Тот, кто за определённое время наберёт больше фигур, считается победителем. Возможен и обратный вариант игры.


«Мальчики - девочки»

Цель: закрепить приемы сложения, вычитания, умножения. деления

Учитель берёт одну из карточек, показывает пример классу и переворачивает карточку обратной стороной. Если карточка красного цвета, то ответ хором называют девочки, если синего - мальчики. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.


«Кто быстрее, кто вернее»

Цель: закреплять таблицу умножения и деления

Учитель раздаёт на каждый ряд по одному комплекту цифр от 1 до 9 так, что каждому ученику достаётся какая-то одна цифра. Учитель читает примеры вслух (4 * 4, 9 * 2 и т.д.). Учащиеся должны быстро сообразить, сколько получится, выйти к доске, если нужная для ответа цифра у него, и составить число-ответ.

За каждый верно показанный ответ начисляется одно очко, если ряд успел первым показать его. Ряд, набравший большее количество очков, выигрывает.


«Живая математика»

Цель: познакомить с числовым рядом, закрепить приемы деления

У учащихся на груди таблички с цифрами от 0 до 9. Учитель читает примеры. Встаёт ученик, у которого есть цифра-ответ. Лучше давать примеры на деление, чтобы получались однозначные цифры. В случае двузначного ответа должны встать два ученика. Проводить игру желательно в конце урока для повышения двигательной активности учащихся. Также можно раздавать по несколько одинаковых цифр, привлекая большее количество детей.

«Да или нет»

Цель: закрепить состав чисел

Учитель читает утверждения, которые могут быть верными или неверными.

14

Например; Число, стоящее перед числом 4, равно 6

число, стоящее перед числом 5. равно 6

Число. Следующее за числом 5, равно 4

Число, следующее за числом 6, число 8

2и1- числа соседние с числом 3.

7 больше 8 и т. д.

Игра «Молчанка»

Цель: закрепить таблицу сложение и вычитания в пределах 10 (20,100 и т.д.)

Учитель показывает примеры на сложение и вычитание в пределах 10 (20,10, и т.д.) на карточках. Учащиеся молча показывают ответ или записывают его в тетради. Учитель контролирует правильность ответов учащихся и предлагает выполнить проверку детям.

Игра «Счетные машины»

Цель: закреплять, совершенствовать вычислительные навыки

Учитель читает математическое выражение, а учащиеся считают и показывают результат вычисления при помощи карточек с цифрами.

Например;

2+1+7-8+10-2-4+1=

6+2-4+4-3+5-2-4-2=

4-3+9-8+7-3+2-6+3=

Игра «Математическая лесенка»

Цель: закрепить знания табличного сложения и вычитания, развивать вычислительные навыки.

Учитель записывает примеры в виде лесенки. Вызывает двух учеников к доске, дает им команду, и дети начинают решать примеры. Побеждает тот, кто быстрее «поднимется» до вершины.

Игра «Математическая эстафета»

Цель: закрепление сложения и вычитания с переходом через десяток

Класс разбивается на три команды. Для каждой команды учитель пишет свой столбик примеров на доске.

7+4 9+3 8+4

12-3 11-2 13-4

8+3 9+4 9+3

Учитель выдает учащимся карточки с числами, обозначающими первое слагаемое, карточки с числами, обозначающими состав чисел второго слагаемого в каждом примере, и карточки со знаками действий. Он поочередно показывает примеры в каждом варианте. Например, он предлагает для решения ученикам 1-й команды пример:7+4.Если пример решен правильно, учитель в колонке на доске рисует звездочку.Если допускаются ошибки, то их исправляют ученики этой же команды. Ученики всего класса подтверждают ответ, показывая зеленый круг или красный. Затем учитель показывает поочередно на первые примеры 2-й и 3-й команд. Игра проводится аналогично. Выявляется команда победителей.

Игра «Отгадай число»

Цель: уметь находить неизвестный компонент сложения (вычитания)

Учитель (или заранее подготовленный ученик) я загадал число, если из него вычесть 4, то получится Какое число я загадал? И т. д.

Игра «Лото» (игра индивидуальная, может использоваться как устный счет)

Цель: закрепить навыки счета

Учащимся раздаются карточки с числами (ответами) и карточки с примерами. Выигрывает тот, кто первый подберет ко всем своим числам пару (номер примера). Номера примеров вписываются в отведенные квадратики. 15


Время игры: 5 минут, время можно ограничить.

Например:

Ответы:

Задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Ответ

9

11

8

85

72

52

0

34

520

3020

Игра «Третий лишний» (игра индивидуальная)

Вычеркнуть слово лишнее в ряду (не подходящее по смыслу). Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет лишние слова во всех строчках (обычно 5-6 строк)

Например:

Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи - такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник (куб - объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол - не является геометрическим инструментом)
Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не является монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро - является мерой объема, а не длины)

Игра «Горячий Стульчик» (игра групповая)

Цель: закрепление приобретенных знаний

Водящий садится на «горячий стульчик» у доски лицом к классу. Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме, оговоренной заранее. Водящий должен ответить. Если допущена ошибка, водящий меняется на нового игрока, чей вопрос был последним.
Рассмотрим, например, тему «Умножение и деление натуральных чисел».

16

Примеры вопросов:

  • Что такое деление?

  • Как называют результат умножения?

  • Существует ли сочетательное свойство умножения? Если да, то сформулируйте его.

  • Существует ли сочетательное свойство деления? Если да, то сформулируйте его.

  • В каких случаях можно опустить знак умножения?

Игру можно усложнить. Учащиеся дают объяснение математического термина, а водящий должен догадаться, что это за слово. Выигрывает тот, кто продержится на «горячем стульчике» дольше.

  • С помощью этого действия находят неизвестный множитель (деление)

  • Иногда деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно, в этом случае получаем … (деление с остатком)

  • Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения; это правило называется… (распределительное свойство умножения относительно сложения)

  • Произведение, в котором все множители равны, можно записать короче; эта запись называется (степенью числа)

  • Возведение во вторую степень (квадрат числа)


Игра «Игра в теннис» (игра командная)

Цель:закрепить изученные знания

Формируются две команды (можно больше). Учитель выбирает тему, по которой команды должны назвать термины (или выражения, формулы…). Команда А называет первый термин. Команда В за 5-7 секунд должна «отбить удар» и дать определение данного термина; при правильном ответе дает следующее задание по этой теме. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет вспомнить или расшифровать термин (выражение, формулу).

  1. Игра «Учитель» (командная)

Цель: закреплять умение решать задачи

Формируются команды (по 4 человека). За определенное время (5-7 мин) команды должны составить 3-5 заданий, разных по сложности, и решить их. Одна из команд озвучивает какое-либо из своих заданий. Команда становится на какое-то время «Учителем». Пока остальные команды решают это задание, водящая команда готовит вопросы, которые можно задать по решению (если задание включает упростить выражение или решить уравнение - то вопросы по определению тех или иных величин, по смыслу задачи и т.д.). Когда задание будет решено (3-5 минут), водящая команда определяет отвечающую команду и все слушают объяснение решения и ответы на вопросы, задаваемые водящей командой. При успешном решении «Учителем» становится команда, успешно решившая задание и ответившая на все заданные вопросы. При неудачном решении вызванной команде помогает вторая команда (назначаемая учителем) и далее право озвучивать свое задание переходит к этой команде.

17

Используемая литература:

  • Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы. - М.: Новая школа, 1995.

  • Ковалько В. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1-4 классы). - М.: Эксмо, 2007.

  • Кудыкина Н.В. дидактические игры и занимательные задачи. - К.: «Ряданська школа», 1990. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников //Нач. школа. № 6, 2001 г.

  • А.Б.Акпаева,Л..А.Лебедева,В.В.Буровова Методическое пособие по математике 2 класс -М.: Алматыкітап баспасы,2009


18



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал