7


  • Учителю
  • Внеурочная деятельность по математике в 6 классе Математическая карусель

Внеурочная деятельность по математике в 6 классе Математическая карусель

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Липовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Пичаевская средняя общеобразовательная школа»



Утверждена приказом образовательного учреждения _____________________________

Дата, номер приказа

Директор школы: _________________ С.М.Акатушев









Рабочая программа

внеурочной деятельности по математике

«Математическая карусель»

для 6 класса





Разработчик программы: Лядова Е.А.











Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения __________________________

Дата, номер протокола

Руководитель межшкольного

методического объединения: _______________________________ А.М. Завьялова



Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета __________________________

Дата, номер протокола

Председатель межшкольного

методического совета: _______________________________ Г.Н. Акатушева







2016 - 2017 учебный год



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Система планируемых результатов личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи состоят:

Учащийся научится:

  • анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

  • решать задачи из реальной практики

  • применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами

  • извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;

  • строить речевые конструкции;

  • изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их

  • выполнять вычисления с реальными данными;

  • выполнять проекты по всем разделам данного курса;

В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по математике в 6 классе отражают достижения:

Личностные

  • осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов

  • знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  • умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  • умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  • умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  • умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;

  • умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  • применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  • умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.





Предметные

  • владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  • владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями

  • умение решать логические задачи

  • умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  • усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.

Основное содержание

1)Введение в «Математическую карусель»(1 ч.).

История возникновения математики как науки. Числа великаны. Великие математики древности. Числовые лилипуты. Старинная система мер





2) Числа. Арифметические действия. Величины (5ч.).

Приемы устного счета:

  • умножение на 5(50)

  • деление на 5(50),25(250)

  • признаки делимости

  • умножение двузначных чисел на11

  • возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

  • возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков

  • способ сложения многозначных чисел

  • умножение на 9,99,999

  • умножение на 111, умножение «крестиком»

  • быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

  • умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.



3) Мир занимательных задач (3 ч.)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.



4) Геометрические задачи (5 ч.)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

5) Математические игры (3 ч.)

«Веселый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ. Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.









Тематическое планирование1

Узнают историю возникновения науки, познакомятся с биографией и открытиями древнейших математиков

Выполняют задания, предлагаемые учителем, участвуют в беседе, делятся известными сведениями.

Проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач.

2

Числа. Арифметические действия. Величины

5

Узнают интересные свойства чисел, познакомятся с названием чисел, класс которых больше миллиарда, расширят понятие степени числа, познакомятся с методом проектов

Используют свойства степени, разрабатывают собственные проекты, занимаются исследовательской работой

Защита проектов

3

Мир занимательных задач

3

Отрабатывают умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи.

Находят наиболее рациональные способы решения логических задач

Могут устно прикидывать и оценивать результаты

4

Геометрические задачи

5

Учатся выделять известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах;

Усовершенствуют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;

Распознают плоские геометрические фигуры, учатся применять их свойства при решении различных задач;

Решают текстовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;

Решают логические задачи матричным способом.

Осознают отличие плоскости от пространства, плоскостных геометрических фигур от пространственных.

Решают нестандартные задачи на разрезание. Решают танграмы.

Решая задачи, анализируют и осмысливают текст задачи, умеют переформулировать условие, извлекают необходимую информацию

Выполняют исследовательскую работу.

5

Математические игры

3

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, уметь работать в группах, командах, отстаивать собственную точку зрения, правильно и грамотно излагать свои мысли.

Применяют вычислительные навыки; геометрические навыки; анализируют и осмысливают текст задачи; моделируют условие с помощью схем, рисунков; строят логическую цепочку рассуждений; критически оценивают полученный ответ

Знакомятся с основными видами математических игр и на практике знакомятся с их условиями.













Календарно - тематическое планирование

Введение в « Математическую карусель » (1час)



1

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использованием.









Числа. Арифметические действия. Величины (5часов).

2

Приемы устного счета:

умножение на 5(50)

деление на 5(50),25(250)







3

признаки делимости

умножение двузначных чисел на11

возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5







4

умножение на 9,99,999

умножение на 111, умножение «крестиком»







5

Простые числа. Интересные свойства чисел.







6

Мир больших чисел (степени).









Мир занимательных задач 3часа).



7

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание







8

Задачи, решаемые способом перебора







9

Решение олимпиадных задач.









Геометрические задачи (5часов).

10

Маршрут передвижения

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.









11

Разрезание и складывание фигур.







12

Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля .







13

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.









Математические игры (3).



14

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».









15

Игра «Математическое домино»







16

Игра «Отгадай задуманное число»







17

Игра«Карточки-считалочки»







Итого 17 часов









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал