- Учителю
- Программа по внеурочной деятельности 'Математическая грамматика'
Программа по внеурочной деятельности 'Математическая грамматика'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей начальных классов
протокол №1
от «___» августа2015г.
рук-ль ШМО___________
Е.Ю.Чернобай
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________________
Н.В.Киричкова
«____» ___________20__г.
«Утверждено»
Директор МБОУ «Школа-гимназия №39»
____________В.П. Дюличев
приказ №_____
от «___»__________ 20___ г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
курса
«Математическая грамматика»
для 2 «Б» класса
на 2015\16 учебный год
количество часов в неделю:1
количество часов в год:34
Составитель:
учитель начальных классов,
Хачанова В. А.
г. Симферополь
2015г.
Содержание
Пояснительная записка…………………………………….. стр.3-4
Учебно-тематический план………………………………… стр.5-6
Содержание программы……………………………………. .стр.7-10
Требования к уровню подготовки………………………….. стр.11
Предполагаемые результаты реализации программы………стр.11-12
Формы и виды контроля……………………………………. стр.13
Календарно-тематическое планирование…………………….стр.13-18
Ресурсное обеспечение…………………………………………стр.19
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая грамматика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая грамматика» (далее - программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Математическая грамматика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Математическая грамматика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-
развитие краткости речи;
-
умелое использование символики;
-
правильное применение математической терминологии;
-
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
-
умение делать доступные выводы и обобщения;
-
обосновывать свои мысли.
Возраст детей - 6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий - групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Учебно - тематический план
2 класс
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Теория
Практика
1.
«Удивительная снежинка»
1
0,5
0,5
2.
Иrpa«Крестики-нолики»
1
0,5
0,5
3.
Математические игры
1
0,5
0,5
4.
Прятки с фигурами
1
0,5
0,5
5.
Секреты задач
1
0,5
0,5
6-7
«Спичечный» конструктор
2
1
1
8.
Геометрический калейдоскоп
1
0,5
0,5
9.
Числовые головоломки
1
0,5
0,5
10.
«Шаг в будущее»
1
0,5
0,5
11.
Геометрия вокруг нас
1
0,5
0,5
12.
Путешествие точки
1
0,5
0,5
13.
«Шаг в будущее»
1
0,5
0,5
14.
Тайны окружности
1
0,5
0,5
15.
Математическое путешествие
1
0,5
0,5
16-17
«Новогодний серпантин»
2
1
1
18
Математические игры
1
0,5
0,5
19.
«Часы нас будят по утрам...»
1
0,5
0,5
20.
Геометрический калейдоскоп
1
0,5
0,5
21.
Головоломки
1
0,5
0,5
22.
Секреты задач
1
0,5
0,5
23.
«Что скрывает сорока?»
1
0,5
0,5
24.
Интеллектуальная разминка
1
0,5
0,5
25.
Дважды два - четыре
1
0,5
0,5
26-27.
Дважды два - четыре
2
1
1
28.
В царстве смекалки
1
0,5
0,5
29.
Интеллектуальная разминка
1
0,5
0,5
30.
Составь квадрат
.
1
0,5
0,5
31-32.
Мир занимательных задач
2
1
1
33.
Математические фокусы
1
0,5
0,5
34.
Математическая эстафета
1
0,5
0,5
Содержание программы
Математические игры:
-
«Весёлый счёт» - игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
-
игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
-
игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
-
игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) - двусторонние карточки: на одной стороне - задание, на другой - ответ;
-
математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
-
работа с палитрой - основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
-
игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
-
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
-
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-
воспроизводить способ решения задачи;
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения - работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Требования к уровню подготовки:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-
освоение эвристических приёмов рассуждений;
-
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты реализации программы
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
-
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
-
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
-
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
-
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
-
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
-
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
-
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
-
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
-
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
-
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру
2 класс
-
№ п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Сроки проведения
Примеч
План.
Факт.
1.
«Удивительная снежинка»
1
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»
7.09
2.
Иrpa«Крестики-нолики»
1
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20
14.09
3.
Математические игры
1
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»
21.09
4.
Прятки с фигурами
1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.
28.09
5.
Секреты задач
1
Решение нестандартных
и занимательных задач. Задачи в стихах.
5.10
6-7
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.
12.10
19.10
8.
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.
2.11
9.
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку).
9.11
10.
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».
16.11
11.
Геометрия вокруг нас
1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
23.11
12.
Путешествие точки
1
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.
30.11
13.
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.
7.12
14.
Тайны окружности
1
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
14.12
15.
Математическое путешествие
1
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37
21.12
16-17
«Новогодний серпантин»
2
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
13.01
18.01
18
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».
25.01
19.
«Часы нас будят по утрам...»
1
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.
1.02
20.
Геометрический калейдоскоп
1
Задания на разрезание и составление фигур.
8.02
21.
Головоломки
1
Расшифровка закодированных слов.
15.02
22.
Секреты задач
1
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.
20.02
23.
«Что скрывает сорока?»
1
Решение и составление ребусов,
29.02
24.
Интеллектуальная разминка
1
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
10.03
25.
Дважды два - четыре
1
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».
14.03
26-27.
Дважды два - четыре
2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
21.03
4.04
28.
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
11.04
29.
Интеллектуальная разминка
1
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
18.04
30.
Составь квадрат
.
1
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей
25.04
31-32.
Мир занимательных задач
2
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..
28.04
11.05
33.
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).
16.05
34.
Математическая эстафета
1
Решение олимпиадных задач
23.05
Ресурсное обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение
-
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
-
Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
-
«Математический веер» с цифрами и знаками.
-
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
-
Часовой циферблат с подвижными стрелками.
-
Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. - 2009. -
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М" 2006.
10