- Учителю
- Интеллектуально- развлекательная игра Математический бой
Интеллектуально- развлекательная игра Математический бой
Средняя школа №5
Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.
Задачи проведения урока- игры по математике в школе:
Учебные:
-
Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
-
Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
-
Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
-
Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
Развивающие:
-
Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
-
Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
-
Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
Воспитательные:
-
Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
-
Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
-
Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.
Принципы организации урока математики:
-
Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
-
Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
-
Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
-
Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
Ожидаемые результаты:
-
Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
-
Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
-
Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
-
Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
-
Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
-
Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.
Формы поощрения активных и успешных участников:
-
Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
-
Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.
Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок - игра по математике должна проходить под девизом: "Успех порождает успех!"
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок - игра "Мир математики". И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского "Математика повсюду!":
Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!
1-й конкурс. Математическая разминка
-
Сколько хвостов у семи котов? (7)
-
Сколько носов у двух псов? (2)
-
Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
-
Сколько ушей у пяти малышей? (10)
-
Сколько ушек у трёх старушек? (6)
-
Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
-
На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
-
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
-
В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему?(Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
-
Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)
2-й конкурс. Расшифровать ребусы.
МЕ100 ; 40А (место; сорока)
3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)
3-й конкурс. Весёлое умножение.
Ведущий: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =
4-й конкурс. Математика + Литература.
Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
5-й конкурс. Блицтурнир.
Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка "Словесная запись", а ребятам необходимо заполнить колонку "Символическая запись".
а в 5 раз меньше, чем в
в : а = 5 или
в = 5а
Сумма чисел а и 18 равна 25
а + 18 = 25
Разность чисел в и 23 равна 14
в - 23 = 14
6-й конкурс. Пантомима.
Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему " Двоечник у доски". А пока команды готовятся к соревнованиям. Предлагается ещё один конкурс для болельщиков.
7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.
Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.
-
1-й ученик - расставляет порядок действий.
-
2-й ученик - выполняет первое действие.
-
3-й ученик - выполняет второе действие.
-
4-й ученик - выполняет третье действие.
-
5-й ученик - выполняет четвертое действие.
-
6-й ученик - выполняет пятое действие и записывает ответ.
Ряд 1: 14 + (36*18 - 522:87) - 21= 635
36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 - 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635
Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) - 157 = 976
1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;
5) 1133 - 157= 976
Ряд 3: 689 - (621: 69 + 35*18) + 57=107
621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107
8-й конкурс. Математический футбол.
Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой?
(Ответ: когда делитель равен одному)
Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)
Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)
Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?
(Ответ: перевернуть число и получить 98)
От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 - 1 = 99)
Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.
(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)
Как нужно расставить знаки "+" в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: число ноль)
Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?
(Ответ: Число ноль)
Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?
(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)
Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)
Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)
Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ: Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
Как нужно расставить знаки "+" в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ:1+2+34+56+7 = 100)
9-й конкурс. Найди лишнее слово
ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР
(Периметр, это не геометрическая фигура)
ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)
10-й конкурс. Грамотеи.
К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.
11-й конкурс. Решите кроссворд
-
Некоторое число
-
То, что надо знать наизусть.
-
Геометрическая фигура.
-
Арифметическое действие.
-
Единица измерения длины.
-
Равенство, содержащее неизвестную величину.
-
Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
-
Математический инструмент.
-
Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
-
Деления на измерительных приборах.
Кроссворд "Математика"
Одной команде вручается стакан с конфетами-горошинами, а другой - кружка с такими же горошинами. Побеждает та команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному. (Организаторы конкурса должны потрудиться и сосчитать количество конфет в каждой ёмкости заранее. В качестве приза стакан со сладостями можно вручить капитанам, которые, несомненно, поделятся с командой и болельщиками).
Можно предложить командам назвать длину карандаша, ширину тетради, толщину учебника и т.д., но предварительно эти предметы необходимо измерить самому и знать точные ответы.
Замечание. Для удобства и быстроты подведения итогов урока предлагаю использовать жетоны (их необходимо подготовить заранее). В конце урока подсчитать количество жетонов у каждого обучающегося и выставить оценки. Конечно, это необычный урок и неудовлетворительных оценок быть не должно. Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. На этом уроке плохих оценок не бывает и обучающихся надо поощрить только оценками "4" и "5".
Игра проводится для учащихся 5-6 классов. От каждого класса в игре принимает участие команда, состоящая из 6 человек. Команды проходят по "станциям", выполняя различные занимательные задания.
Цель игры:
-
Предоставить ребятам возможность продемонстрировать свои знания, находчивость, смекалку.
-
Способствовать повышению интереса к математике
-
Помочь в воспитании таких качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, стремление к победе.
Описание хода игры
Организационный момент. Капитаны команд получают маршрутные листы, в которых указана последовательность посещения станций. На каждой станции команде предстоит выполнить определенное задание и заработать баллы. Время пребывания на каждой станции около 10 минут. После прохождения всех станций баллы, заработанные командой, суммируются, и определяется команда-победитель. Кроме этого, определяются и награждаются самые активные участники из каждой команды, которые отмечаются в маршрутном листе на каждой станции. После ознакомления игроков с правилами игры, команды отправляются по своим маршрутам.
Станция "Геометрическая"
На этой станции каждый участник команды получает конверт с фрагментами геометрической фигуры, из которых надо сложить квадрат (рис. 1). За каждый сложенный квадрат команда получает 3 балла. На выполнение задания отводится около 8 минут.
Рис. 1.
Станция "Кроссвордная"
На этой станции вся команда вместе разгадывает математический кроссворд (рис. 2). За каждое верно отгаданное слово команда получает 1 балл.
Рис. 2.
1 - фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки (угол);
2 - часть прямой (луч);
3 - запись из одной или нескольких цифр (число);
4 - геометрическая фигура, состоящая из двух точек и точек, лежащих между ними (отрезок);
5 - четырехугольник (квадрат);
6 - геометрическая фигура (треугольник);
7 - геометрическая фигура (круг);
8 - единица измерения площади (гектар);
9 - место, занимаемое цифрой в записи числа (разряд);
10 - арифметическое действие (деление);
11 - наименьшее натуральное число (единица);
12 - раздел математики (арифметика);
13 - старинная русская мера длины (аршин);
14 - число, на которое нельзя делить (ноль).
Время пребывания на этой станции - 10 минут.
Станция "Барьерная"
На этой станции каждый участник команды должен решить три задачи разного уровня сложности (т. е. взять три "барьера"). Сначала самая легкая задача - первый барьер - 1 балл, затем сложнее - второй барьер - 3 балла, и самая сложная - третий барьер - 5 баллов. Причем ученик не может взять задачу второго барьера пока не решит задачу первого, третьего - пока не решит второго. Время пребывания на станции - 15 минут. Задачи станции даны в приложении 2</<font face="Times New Roman, serif">.
Актобе 2016