- Учителю
- Рабочая программа по математике 6 класс фгос
Рабочая программа по математике 6 класс фгос
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
- с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. - АСОУ, 2012.
- с авторской программой: программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство». Рабочие программы. Предметная линия учебников. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.: «Просвещение», 2011г. - 129с.
- с возможностями УМК: Изобразительное искусство 6 класс.Неменская Л. А. « Просвещение», 2011 г.
В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Общая характеристика учебного предмета.Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, обучающийся сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.
Цель изобразительного искусства в системе общего образования - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачамиизучения предмета «Изобразительное искусство» в основной школе являются:
• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
</
• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место в учебном плане: учебный предмет изобразительное искусство входит в образовательную область «искусство» обязательных предметных областей. Изучение данного курса рассчитано на 1 час в неделю, 34 часа в год.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен соответствием требованиям ФГОС по изобразительному искусству.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметныерезультаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
• развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы
рабочей программы
Количество часов
Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
8
Мир наших вещей. Натюрморт.
8
Вглядываясь в человека. Портрет.
12
Человек и пространство. Пейзаж.
6
ИТОГО
34
Программа предусматривает изучение предмета в 6классе в объеме 34 часа (1 учебный час в неделю).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (6 ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
Календарно - тематическое планирование 6 класс
№№ п/п п/п
№ в разделе
Тема урока
Основное содержание (решаемые проблемы)
Виды деятельности
Домашнее задание
Дата
план
Дата факт
Примечание
Виды изобразительного искусства и основы образного языка - 8 часов
1
1
Изобразительное искусство в семье пространственных искусств
Виды пространственных и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа.
Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве.
Сбор информации по теме «Изобразительное искусство». Принести веточки и листья деревьев.
стр. 3-23 (1).
2
2
Рисунок - основа изобразительного творчества
Виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа, выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер).
Использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры.
Зарисовка с натуры растений и веточек (колоски, колючки, зонтичные и т.д.)
стр.24-29 (1).
.
3
3
Линия и ее выразительные возможности.
Выразительные свойства линии, виды и характер линии, условность и образность линейного изображения,
ритм линий, ритмическая организация листа, роль ритма в создании образа.
Использовать линию в собственной творческой работе.
Выполнить по представлению линейные рисунки трав,используя различные линии (колоски, колючки, зонтичные и т.д.).
стр.30-33 (1).
.
4
4
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен
Основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве, роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности.
Изобразить ветер, тучи, дождь и туман.
стр.34-37(1).
5
5
Цвет. Основы цветоведения.
Основные характеристики и свойства цвета.
Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов.
Выполнить упражнение на смешивание цветов. Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты.
стр. 38-41(1).
6
6
Цвет в произведениях живописи.
« Колорит» и его роль в создании художественногообраза.
Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.
Рисунок осеннего букета.
стр.43-45-47(1)
Принести пластилин и рисунки, фото животных.
7
7
Объемные изображения в скульптуре
«Анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.
Определять понятие «анималистический жанр». Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.
Фигурка любого животного из пластилина.
стр.47-51(1)
8
8
Основы языка изображения.
Виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников,
творчество которых рассматривалось на уроках четверти.
Воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства.
стр.52-53(1)
Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания.
Мир наших вещей - 8 часов
9
1
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.
Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства.
стр.56-57(1)
10
2
Изображение предметного мира - натюрморт.
Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Определять понятие «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция).
Дорисовать натюрморт. Принести клей, ножницы, бумагу.
стр.58-61(1)
11
3
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.
Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма).
Изготовить из бумаги простые геометрические тела. Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком.
стр.62-63(1)
12
4
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости.
Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры.
Зарисовка конструкции геометрических тел с учетом линейной перспективы.
стр.64-67(1)
13
5
Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине.
Применять основы изобразительной грамоты: светотень. Использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.
Рисунок геометрического тела с боковым освещением. Принести картон, клей, ножницы.
стр.68-75(1)
14
6
Натюрморт в графике.
Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт ка выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского.
Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Называть выдающихся художников-графиков. Составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики.
Рисунок натюрморта в карандаше или в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне).
стр.76-78(1)
15
7
Цвет в натюрморте.
Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. И. Машков «Синие сливы», А. Матисс «Красные рыбки», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.
Определять выразительные возможности цвета. Передавать с помощью цвета настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра.
Натюрморт
в цвете (краски, гуашь). Подготовить доклады по теме «Выдающиеся художники натюрмортного жанра».
Стр.78-85(1)
.
16
8
Выразительные возможности натюрморта.
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе.
Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией.
Стр.86-87(1)
Вглядываясь в человека. Портрет - 12 часов
17
1
Образ человека - главная тема искусства.
Портрет как образ определенного реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембранд, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин.
Распознавать жанры изобразительного искусства, портреты, выполненные выдающимися художниками-портретистами русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Активно воспринимать произведения портретного жанра.
стр.90-101(1)
18
2
Конструкция головы человека и ее основные пропорции
Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта.
Определять пропорции в изображении головы, лица человека. Применять полученные знания в практической работе.
Оформить в технике коллажа рамку для портрета, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало.
стр.102-105(1)
19
3
Изображение головы человека в пространстве.
Повторение закономерностей в конструкции головы человека.
Выполнить элементы
в конструкции головы
с учетом пропорций (глаза, рот, нос, уши).
стр.106-107(1)
20
4
Изображение головы человека в пространстве (продолжение работы).
Повторение закономерностей в конструкции головы человека.
Выполнить автопортрет. Определять пропорции в конструкции головы человека.
Принести пластилин.
21
5
Портрет в скульптуре
Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и
С. Т. Котенкова.
Определять материалы и выразительные возможности скульптуры. Передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
стр.108-111(1)
22
6
Графический портретный рисунок.
Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова.
Определять пропорции головы и лица человека. Называть выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Использовать выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
( набросок друга или одноклассника).
стр.112-115(1)
23
7
Сатирические образы человека.
Понятия «шарж» и сатирический образ человека. Особенности сатирических образов.
Анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами.
Выполнить рисунок дружеского шаржа.
стр.116-119(1)
24
8
Образные возможности освещения в портрете.
Роль освещения в произведениях портретного жанра. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Применять в практической работе (аппликация головы с различным освещением)знания по основам изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра.
стр.120-121(1)
25
9
Роль цвета в портрете.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.
Анализировать выразительные возможности цвета, освещения в произведениях портретного жанра, цветовой строй произведения живописи.
Принести фото члена семьи.
стр.122-125(1)
26
10
Роль цвета в портрете. Работа над портретом.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура.
Видеть цвет, понимать его эмоциональное воздействие, рассказывать о своих впечатлениях от портретов великих мастеров. Овладевать опытом создания портрета в цвете различными материалами.
Подготовить реферат-презентацию о художнике-портретисте.
27
11
Великие портретисты прошлого.
Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.
Знать художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра
Портрет члена семьи или автопортрет в цвете (продолжение)
стр.126-129(1)
28
12
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века.
Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения».
Закрепить особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве ХХ века, имена выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль , Санти, М. Врубель. Активно воспринимать и анализировать портретный жанр.
стр.130-135(1)
Человек и пространство. Пейзаж - 6 часов
29
1
Жанры в изобразительном искусстве.
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.
Различать жанры изобразительного искусства. Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимать произведения изобразительного искусства.
Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, но одного художника -
И. Е. Репина или В. Васнецова.
стр.138-141(1)
30
2
Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы.
Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл. Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь»,
И. Левитан «Владимирка», «Осенний день».
Определять особенности и способы изображения пространства в различные эпохи. Композиция, цвет, светотень, перспектива в работах художников.
Наблюдать пространственные сокращения (в нашем восприятии) уходящих вдаль предметов. Понимать, что такое « точка зрения», «линия горизонта», «картинная плоскость», «точка схода», «высота линии горизонта». Применять правила линейной и воздушной перспективы, изменения тона и цвета предметов по мере удаления.
Рисунок уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
стр.146-147(1).
31
3
Пейзаж - большой мир. Организация пространства.
Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Брейгель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И. Левитан « Над вечным покоем».
Применять основы изобразительной грамоты в изображении большого природного пространства, передавать в пейзаже личностное восприятие. Осваивать навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека.
Рисунок в карандаше большого пейзажа по теме «Весна на моей улице»,
«Лето на моей улице».
(на выбор).
стр.148-155(1)
32
4
Пейзаж - настроение. Природа и художник.
Пейзаж - настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже - настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезанна, И. Грабаря.
Анализировать роль колорита в пейзаже - настроении. Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению.
Продолжение работы над пейзажем в цвете.
33
5
Пейзаж в русской живописи. Городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
Анализировать особенности понимания красоты природы в творчестве русских художников. Осваивать навыки создания пейзажных зарисовок и наблюдательной перспективы при изображении пейзажа.
Работать гуашью, используя основные средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению.
Продолжение работы над пейзажем.
Составить кроссворды на тему «виды искусства».
стр. 156-171(1).
34
6
Выразительные возможности изобразительного искусства.
Язык и смысл.
Обобщение материала учебного года.
Определять основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года.
Анализировать содержание,образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров.
Решение кроссвордов и тестов.
стр.172-173(1).
ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. - « Просвещение», 2013. - 175 с. : ил.
2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…- Волгоград: Учитель, 2009г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По окончании 6 класса основной школы обучающиеся должны:
должны знать:
- о месте и значении изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);
должны уметь:
- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
- конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.