7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по краеведению ' Истоки моей семьи' 9 класс

Исследовательская работа по краеведению ' Истоки моей семьи' 9 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:    Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом молодого поколения людей к своей родословной, необходимостью знакомства со знаковыми событиями в роду, изучением биографии предков. Изучение родословной способствует развитию у потомков чувства
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Республиканская кадетская школа - интернат»

Школьная научно - практическая конференция учащихся «Шаг в будущее»

Направление исследовательской работы: «Краеведение»

Тема: «Истоки моей семьи»

Выполнил: Цыбикжапов Бэликто,

учащийся 8 «б» класса

Руководитель: Бобоева Д.Д.,

учитель математики

г. Улан - Удэ

2014 г.

Оглавление:

  1. Введение.

  2. Основная часть:

    1. Истоки моего рода.

    2. Мой дед - достойный представитель моего рода.

    3. Наша семейная реликвия.

  1. Заключение.





Введение


Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом молодого поколения людей к своей родословной, необходимостью знакомства со знаковыми событиями в роду, изучением биографии предков. Изучение родословной способствует развитию у потомков чувства патриотизма, гордости за свои корни, бережного отношения к традициям семьи, рода, к семейным реликвиям, уважительному отношению к старшему поколению.

Любовь к Родине начинается с семьи. Невозможно жить полной жизнью, не зная родства, нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Этой мысли вторит и бурятская пословица: «Уггүй хүн байхагүй, утаагүй гал байхагүй (Без истории человек не рождается, без дров огонь не загорается)».

Данную тему я выбрал потому, что каждый человек должен знать историю своей семьи, малой Родины. Она начинается с малого: с любви к своей семье, к своему дому, к родному краю. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему. Я думаю, что мы должны знать эту истину.

Я считаю, что содержание, факты и события любой исследовательской работы должны быть подтверждены документальными материалами. Поэтому, я, Цыбикжапов Бэликто, представитель 11 родов хори бурят, а именно рода Хубдууд, начал изучать мою родословную, историю происхождения моего рода из литературы, трудов ученых, по рассказам людей старшего поколения моего рода. В ходе этой работы я нашел интересные, удивительные страницы истории, достойные того, чтобы о них узнали другие.



Цель исследования: изучение истории моей семьи.

Задачи исследования:

- сбор полной и достоверной информации о роде, к которому принадлежит моя семья с использованием архивных материалов, воспоминаний старшего поколения семьи, иных источников;

- исследование своей родословной до седьмого колена;

- анализ найденной информации, по результатам которого необходимо сделать вывод в заключительной части работы.



Актуальность темы исследования: актуальность данного исследования обусловлена возрастающим интересом молодого поколения людей к своей родословной, необходимостью знакомства со знаковыми событиями в роду, изучением биографии предков. Изучение родословной способствует развитию у потомков чувства патриотизма, гордости за свои корни, бережного отношения к традициям семьи, рода, к семейным реликвиям, уважительному отношению к старшему поколению.



Предмет исследования: семья и семейные ценности через призму времени и народных традиций

Объект исследования: семья Цыбикжаповых

Методы исследования: научно - поисковый, работа с информаторами, семейным архивом

Время проведения исследования: 18-21 век н.э.



1.1 Истоки моей семьи.

С глубины веков в бурятском народе бытует легенда о том, как земной человек по имени Хоридой-мэргэн взял в жены небесную птицу-лебедицу - Хун шубуун. От них произошли хоринцы, которые считали себя людьми, имеющими небесное происхождение. Старинные бурятские летописи свидетельствуют: Хоридой-мэргэн имел трех жен. От первой жены родилась одна единственная дочь Алан-гуа, от второй родились сыновья: Галзут, Хуацай, Хубдут, Шарайт и Гучид, а от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбан, Батанай, Саган. От них пошли названия бурятских родов. Одиннадцать родов хоринских бурят стали подданными России при царе Алексее Михайловиче. При нем они стали платить подушную подать, другими словами, вносить ясак.

В 1703 г. от имени императора Петра I хоринцам была жалована грамота на владение землями-кочевьями по Кударинской степи, Итанце, Селенге, Уде, Тугную, Хилку, Ане, Кудуну, Курбе, по озерам Еравны и прилегающим к ним рекам и ручьям, где хоринцы занимались скотоводством, и в лесах и хребтах - охотой. В 1749 г. указом царя хоринцам разрешено жить и кочевать по любым удобным для них землям, на юг от Байкала до монгольской границы.

Я отношусь к роду Хубдууд.

Хоринские рода: Галзут, Хуацай, Шарайт, Хубдут, Гушит, Саган, Харгана, Хальбин, Батанай, Бодонгут, Худай.

ХУБДУУД 8 хухууртэй: Улаалзай, Сагаалжа, Боригоохо, Байтай, Дэлдэгэр,

Тумэршэн, Нохой, Ургаша. Мой род идет от Дэлдэгэр.

18 век. Фото из архива семьи Цыбикжаповых.


Флаг рода Хубдууд.


Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском.

Гимн рода Хубдууд

Хубдууд хухэ тугтай,

бургэд уряалтай.

Егтолжо хэлэбэдэ:

Хубдууд хун хухюутэй,

Хунды модон хундытэй,

Хухы модон хундытэй

,Хухы шубуун донгодоотой.

Родовое древо семьи Цыбикжаповых

Уг - Дэлдэгэр Хубдууд









































1.2 Достойный представитель моего рода - мой дед

Цыбикжапов Дагба Доржиевич

1970 год. Фото из архива семьи Цыбикжаповых.

Родился дедушка 23 февраля 1927 года в селе Баруун Ульдурга Еравнинского района в крестьянской семье. Свою трудовую деятельность он начал бригадиром комплексной бригады колхоза имени «Карла Маркса». Затем райкомом партий был направлен работать секретарем партийной организации в село «Юбилейное». В 1968 году его выдвинули депутатом Эгитуйского сельского совета и избрали председателем сельпо. В1973 году был назначен председателем профкома колхоза Дружба. В годы войны он был тружеником трудового тыла. За добросовестное отношение к труду был отмечен многочисленными почётными грамотами, благодарственными письмами. А также награжден медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне«, Медалью "В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина«, Медаль "Ветеран Труда« Медаль "XXX лет Победы в Великой Отечественой войне 1941-1945гг. Медаль "40 лет Победы в Великой Отечественой войне 1941-1945гг.« Медаль «50-60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Для меня мой дед - это не только добрый и счастливый человек. Он герой, он труженик, он участник трудового тыла, он патриот своей страны.

1.3 Семейная реликвия моей семьи

У бурят издавна существовал обычай - при рождении сына, отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Мне достался старинный бурятский нож со всеми принадлежностями от моего деда Цыбикжапова Дагбы Доржиевича, а ему достался от моего прадеда.

Я его разложил на столе и сфотографировал.



Хутага ба химэ. Нож и огниво.

Бурятский нож- неотъемлемый элемент бурятской культуры. И если сейчас это просто декоративный атрибут, как дань традициям и национальному колориту, то в прошлом предки бурят применяли его во всех сферах жизнедеятельности, будь то приготовление пищи, забой скота, охота, самозащита. Ранний бурятский нож представлял собой простой утилитарный инструмент, без излишних украшений. Позже ножны и рукоять стали украшаться металлом, самоцветами, чеканкой украшалась и металлическая подвеска. Использовалось обычно серебро, излюбленный бурятами металл для украшений, иногда мельхиор. Золото не применялось ввиду дороговизны и труднодоступности. Не было принято и украшать костью.

Металлическая отделка могла быть простой, либо с фигурной чеканкой. На узорах заметно влияние буддистской культуры - часто изображались лотосы, драконы, львы. Богато украшенные ножи скорее всего были признаком статуса аристократии и состоятельных людей. "Когда-то в давние времена охотник-воин имел в своём распоряжении колчан и налучник, позднее их заменили нарядно украшенные нож и огниво. Эти атрибуты повседневного быта приобрели особый смысл, стали выражением эстетических воззрений народа". "Надев халат, подпоясавшись и заткнув за пояс слева нож, справа огниво, засунув за голенище сапога трубку, за пазуху чашку для питья, мужчина был снаряжен и готов к суровым условиям походного быта".

Нож и огниво (хутага, хэтэ) - чаще всего они встречаются в паре - обязательно входили в экипировку мужчин. Такой комплект часто дополнялся палочками для еды (видимо заимствование из Китая). Огниво - парный предмет к ножу - плоская кожаная сумочка, типа кошелька, размером 4-5x7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Об огне как символе жизни, тепла, очищения и возрождения. Поэтому огниво как источник огня - один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду - пояс, нож и огниво. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.















Заключение

В ходе исследования я провел сбор полной и достоверной информации о своем роде, к которому принадлежит моя семья с использованием архивных материалов, воспоминаний старшего поколения семьи, иных источников, исследовал свою родословную до седьмого колена, проанализировал найденную информацию и сделал вывод.

Село Можайка Еравнинского района Республики Бурятия - мой отчий край, край голубых озер, где неутомимо трудились мои прадеды, дедушка. В селе они были уважаемыми людьми. Я, как продолжатель рода Цыбикжаповых, буду высоко чтить свой род, бережно хранить семейную реликвию для будущего поколения. Я горжусь родословной своей семьи. В процессе исследования я понял, что надо жить с родственниками дружно, сплоченно, поддерживать друг друга как в трудные минуты, так и в минуты радости, образовать клан, в этом будет сила моего рода.

Проделанная мною исследовательская работа доставила мне огромное удовольствие. Она была интересной и полезной. Спасибо моей маме, Баирме Дагбаевне, которая помогла мне в данной работе. Я продолжу изучение истории моего рода. В заключение хочу сказать, что я очень люблю свою семью и своих родственников, и привести следующие слова:

Семья - это то, что с тобою всегда

Пусть мчатся секунды, недели, года

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!
















Использованная литература:

  1. Вестник Томского университета « История хоринских бурят», Дашиева Л.В., 1998 г., научная статья, стр 7-8

  2. Чимитдоржиев Ш.Б. Бурят - монголы, история и современность, Улан-Удэ, 1972г., стр 356-360

  3. Сайт хори бурят www. horiburyat.ru


Рецензия

на исследовательскую работу « Истоки моей семьи», выполненную

учеником 8 «б» класса Республиканской Кадетской школы - интернат

Цыбикжавым Бэликто, руководитель Бобоева Должидма Дашиевна


Представленную работу следует считать исследованием, т.к. на основе сбора полной и достоверной информации о роде, к которому принадлежит семья исследователя с использованием архивных материалов, воспоминаний старшего поколения семьи, иных источников проведено обоснование цели и задачи, а также сделаны некоторые выводы и обобщения.

Ценность данной работы, заключается в том, что она показала, исследования - это не только дело ученых, но и доступная работа для учащихся школы. Педагогическая ценность работы состоит в том, что выполнение таких работ позволяет реализовать единство образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Данная работа свидетельствует, об активности учителя в проведении самостоятельного поиска учеником материалов для работы, а также об определенных результатах учебно- научной деятельности учителя.

Рецензент: офицер- воспитатель ГБОУ РКШИ

Кандидат культорологических наук Малошик М.В.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал