- Учителю
- Проектная работа на тему 'Почему древние сооружения строились - на века?'
Проектная работа на тему 'Почему древние сооружения строились - на века?'
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12
с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема: «Золотое сечение и архитектура»
Основополагающий вопрос: «Почему древние сооружения строились на века?»
Автор:
Красильников Иван
Учащийся 7Д класса
Руководитель:
Зотова Рита Ямилевна
г. Сургут
2009г.
Золотое сечение и архитектура.
Объект исследования: Золотое сечение. (слайд 1)
Цель исследования:
Приобрести новые знания по математике в области «Золотое сечение» и исследовать пропорцию в архитектуре.
Основополагающий вопрос: «Почему древние сооружения строились на века?». (слайд 2)
Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы.
Вопрос учебной темы: (слайд 3) «Золотое сечение» в архитектуре.
(слайд 4)
Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определённом отношении друг к другу и к целому.
Исследование: Исследование присутствия «золотого сечения»:
-
В древней архитектуре;
-
В современных сооружениях.
(слайд 5) Принцип Золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в природе и, как следствие, в искусстве, науке, технике.
-
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d.
-
Отрезок прямой АВ можно разделить на две части таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС = 5/8 или 0,618… .
-
Это есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношение.
Древняя архитектура: (слайд 6).
Своё небольшое исследование я начал с измерения высоты и длины, древнегреческого храма Парфенона. Получил отношение равное 0,618…
Тоже измерение применил к Исаакиевскому собору (Петербург середина XIX века) отношение равно 0,618…
Когда подходишь к Исаакиевскому собору. То не знаешь, на чём остановить взгляд: сверкающая шапка купола, до блеска отполированные грандиозные колонны, благородный тон серого мрамора на стенах, узорчатые двери, сложные скульптурные группы на фронтонах - всё это приковывает внимание.
Из энциклопедии, я узнал, что проект по строительству собора прекращался несколько раз, вводились исправления в проект. Потому что изначально собору недоставало соразмерности, пропорциональности отдельных частей и был допущен ряд серьёзных технических ошибок.
(слайд 7)Шедеврами архитектуры являются многие русские храмы, которые строились на протяжении нескольких столетий. В плане храмов стены или опорные колонны обычно вписываются в квадрат или прямоугольник со сторонами 1:2. Например, трудно найти человека, который бы не знал и не видел собора Василия Блаженного на Красной площади.
(слайд 8) Рассмотрим поподробнее красивейшее произведение древнегреческой архитектуры Парфенон (V в. до н.э.).
Парфенон имеет 8 колон по коротким сторонам и 17 по длинным. Выступы сделаны целиком из квадратов пентилейского мрамора. Благородство материала, из которого построен храм, позволило ограничить применение обычной в греческой архитектуре раскраски, она только подчёркивает детали и образует цветной фон (синий и красный) для скульптуры. Отношение высоты к его длине равно 0, 618. Если произвести деление Парфенона по «золотому сечению», то получим те или иные выступы фасада.
На рисунке виден целый ряд закономерностей, связанных с золотым сечением. Пропорции здания можно выразить через различные степени числа Ф=0,618...
(слайд 9) Принцип золотого сечения положен в основу и знаменитого Собора Парижской Богоматери. (Нотр-дам де Пари).
В египетских пирамидах также встречаем золотую пропорцию.
Эта пирамида, как думают, была построена между 2589 - 2566 до н.э. Было использовано 2 300 000 блоков камня со средним весом 2.5 тонн каждый. Полный вес 6 000 000 тонн, высота 482 футов (140м). Это наибольшая и наиболее древняя из Пирамид Гизы. В основе постройки пирамиды всё тоже золотое сечение, и этот факт лишний раз доказывает, что эта пропорция была известна ещё в Древнем Египте.
Вывод: (слайд 10) В античной архитектуре идеальная пропорция основывалась на «Золотое сечение». Поэтому, пройдя много веков люди, продолжаем любоваться и восхищаться древними сооружениями.
(слайд 10) Исследуя современные здания можно заметить нарушение отношений. Мои измерения высоты и основания современных зданий показывают нарушение пропорции, особенно в северных городах, которые строились наскоро, дома простые, однообразные, имеющие традиционные прямоугольные формы. Следствием чего дома быстро разрушаются, здания устаревают, срок ограничен всего 30 лет и всё.
В наших жёстких северных условиях, где очень мало света и тепла хотелось бы видеть город более уютным, комфортным, радующим глаз.
(слайд 12) Вывод:
-
В современной архитектуре не всегда соблюдается «золотое сечение».
-
Не соблюдение «золотого сечения» может являться одной из причин разрушения зданий.
Существует мнение: Человек патологически не в состоянии жить в плоскостных, кубических объёмах, постепенно не разрушая себя.
Человек «соткан» из криволинейных поверхностей; Природа, создавая человека, не использовала ни одного прямого угла, ни в клетках, ни в органах - во всём теле. Это не требует доказательств. И может быть, действительно человека должны окружать не кубические объёмы, а что-то другое.
Тема для размышления: А в Сургуте как? (Слайд 13,14,15)
Для того чтобы подробнее узнать существуют ли в нашем городе здания, в основе которых лежит золотое сечение и о планах дальнейшего строительства, я изучил газетные статьи в Интернете.
-
Выяснил, что в Сургуте «Золотое сечение» применяется в садово-парковом искусстве. Соразмерность, гармоничное соотношение составных частей паркового АНСАМБЛЯ между собой, важное условие достижения его композиционного единства. Соразмерность предопределяется общими пропорциями ПЛАНА, размерами АЛЛЕЙ, ПАРТЕРОВ, полян, МАССИВОВ и др. открытых и закрытых пространств.
-
В ближайшие годы город переходит от точечной застройки к комплексной с учётом пропорций и соразмерности. В зданиях, которые находятся в проекте, так же будет применяться золотое сечение.
Заключение: Мне стало интересно, а какова же она, современная архитектура, что красивого, нового, интересного сейчас строят или предлагают строить.
(Слайд 16)Заинтересовавшись этим, я вновь стал искать источники информации. Например, если брать за основу строительства какие-то формы природы, то можно обойтись без громоздких опор и нагромождений. Причём конструкции получаются тонкие и лёгкие, вместе с тем весьма прочные, способные выдержать довольно большие для себя нагрузки. Что очень важно для нашей болотистой местности.
(Слайд 17)Также в Интернете я нашёл информацию на тему сферические и элептические конструкции. Я узнал, что прочность сферы обеспечивает равномерным распределением нагрузок на все точки поверхности. Она блестяще работает на сжатие и прогиб. Ввиду лёгкости и прочности сфер целесообразно их строить в сейсмически опасных районах. Можно создать сферические многоярусные городские структуры, используя минимальные площади под фундаменты, развивая пространственные композиции над трассами.
В современной архитектуре всё чаще стали проектироваться и возводиться здания, основанные на принципах золотой пропорции.
Приобретённые мною знания о золотой пропорции, ещё больше убедили меня в гармоничности, совершенстве окружающего нас мира. И главная задача человечества жить, творить и познавать природу и природные явления, не разрушая её.
Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил: «Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нём соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции. Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».
Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в архитектурных сооружениях, как правило, приводят к Золотому сечению и числу Фи (0,618…).
Чтобы дома были прочные, и жилось в них комфортно
-
Необходимо развивать садово-парковое искусство (Слайд18);
-
Здания, жилые дома, дачи строить соблюдая «золотое сечение» (Слайд 19);
-
Возможно, я не стану архитектором, но думаю, придёт время, я буду строить свой дом, в котором мне и моей семье будет уютно и комфортно, я то уж знаю, что правило «Золотого сечения» мне обязательно пригодится.