7


  • Учителю
  • Методическая разработка урока по истории Казахстана в 5 классе

Методическая разработка урока по истории Казахстана в 5 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:      Цель: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся при получении новых знаний о музыкальной культуре казахского народа.Формировать духовную культуру учащихся  при знакомстве с великими  казахскими музыкантами и композиторами Коркытом, Курмангазы,
предварительный просмотр материала



Интегрированный урок

по истории Казахстана и музыке

для 5 класса

«Музыкальное искусство казахской степи»



Авторы:

Хорунжая Ольга Владимировна

Учитель истории и обществознания

Чечихина Оксана Викторовна

Учитель музыки

ОШ №4 г. Шахтинска

Карагандинская область



Пояснительная записка

Цель: Способствовать формированию ключевых компетенций учащихся при получении новых знаний о музыкальной культуре казахского народа.

Формировать духовную культуру учащихся при знакомстве с великими казахскими музыкантами и композиторами Коркытом, Курмангазы, Таттимбетом, Ыкыласом.

Задачи:

1. Образовательные: Способствовать актуализации и закреплению понятий, характеризующих материальную и духовную культуру казахского народа; способствовать выяснению места и роли музыкальной культуры в культуре народа, выявлению ее основных направлений на примере жизни и деятельности известных казахских музыкантов.

2. Развивающие: Способствовать развитию исторического, логического и музыкально-образного мышления учащихся, развивать их устную речь, память, внимание, умение применять имеющиеся знания и навыки в поисках решения поставленных задач; помочь учащимся использовать знания и умения, приобретенные в рамках одного предмета, при изучении другого. 3. Воспитательные: Способствовать нравственному, патриотическому и

эстетическому воспитанию учащихся, формированию чувства товарищества и взаимопомощи, умения работать в группах.

Тип урока: интегрированный урок

Форма проведения: урок- путешествие

Оборудование к уроку:

  1. Раздаточный материал: тексты, вопросы и практические задания для каждой группы

  2. Магнитная доска

  3. ИКТ: интерактивная доска, проектор ( при отсутствии доски- показ осуществляем на компьютере)

  4. Демонстрационные материалы:

- кластер на магнитной доске ( маршрут путешествия)

- карточки для составления кластера ( на музыкальную тематику)

- Презентация «Культура казахского народа»

- Видеоклип на музыкальную тематику

- диски с записями казахской народной музыки

- ДVД, телевизор

- портреты и иллюстрации

- таблички для столов с названиями групп

- оценочные карточки ( в виде сердечек красного, оранжевого и желтого

цветов, которые соответственно обозначают оценки «5», «4», «3»)

- средства погружения в предметную среду: казахские национальные

костюмы, домбра, дастархан с угощением

Методы обучения:

- групповая работа

- фронтальная работа

- проблемные задания

- словесно -наглядные методы

-методы стратегии «критического мышления»

- игры на соответствие : «лото», «испорченные тексты», кроссворды

- театрализация

- «сюрпризный момент»

Формы обучения:

- работа с раздаточным материалом

- работа с понятийным материалом

- составление кластера

- работа с иллюстрациями

- работа с видеоматериалами

- работа с презентацией на интерактивной доске

-прослушивание кюя и его анализ

- разучивание и исполнение песни

- опережающие задания

- отгадывание загадок

Для проведения интегрированного урока 5А класс делится на 4 группы: «Знатоки», «Умники», «Знайки», «Умейки».

Урок проводят учитель истории Хорунжая О.В. и учитель музыки Чечихина О.В.

В качестве гостей приглашены исполнители «живой музыки» ученик 4Б класса Фризен Я. и учитель казахского языка Аманжолова М.К.

Так же на уроке присутствуют гости - учителя истории и учителя музыки города Шахтинска.

Время проведения интегрированного урока - 90 минут.


План проведения урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

  2. Выяснение темы и целей урока через актуализацию опорных знаний:

- использование методического приема «Удивляй-ка»

- использование загадок и вопросов проблемного характера (для «погружения» в предмет)

- использование кластера с маршрутом путешествия на магнитной доске,

который открывается постепенно по мере отгадывания загадок и ответов на вопросы

- показ презентации на интерактивной доске

3. Ознакомление с новым материалом

-показ видеоклипа с одновременным рассказом учителя истории

- «живая музыка» (исполнение гостьей музыкального произведения на домбре)

- беседа с учащимися учителя музыки о музыкальных инструментах

- работа в группах (дифференцированные задания по ознакомлению с жизнью и творчеством казахских композиторов-кюйши)

4. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

- презентация работы каждой группы

  • ответы на вопросы по изученному тексту

  • демонстрация выполнения практических заданий группами:

«Приведите в соответствие таблицу», «Лото», «Испорченные тексты», «Разгадай кроссворд»)

- продолжение показа презентации на интерактивной доске

- физкультминутка

- прослушивание кюя Курмангазы «Адай» и просмотр видеоклипа

- анализ кюя Курмангазы «Адай»

- выполнение упражнений для формирования музыкального аппарата

- исполнение песни «Родина»

- разучивание песни «Казахстанская земля»

- «живая музыка» (исполнение учащимся-гостем песни «Мәнге жаса

Отаным»)

5. Подведение итогов урока

- рефлексия

- «театрализация» басни Крылова «Квартет»

- постановка домашнего задания


Методическая разработка урока.

Учитель музыки:

Добрый день, ребята! Я вижу - у вас хорошее настроение! Это замечательно! Настроение человека можно сравнить с погодой: оно бывает солнечное, светлое, веселое, а бывает пасмурное, хмурое, грустное. Я желаю вам всем солнечного, ясного дня и хорошего настроения! (выходит за дверь)

Учитель истории: Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени». Скажите, ребята, а куда можно путешествовать на «машине времени»? Правильно, в любое историческое время, в любую страну. Осталось только выбрать маршрут.

Входит учитель музыки и держит в руках блестящие конверты. Происходит диалог между двумя учителями:

Учитель музыки:

- Ольга Владимировна, вот получили на нашу школу какое-то письмо. Хотели прочесть, да так ничего и не поняли. Может быть, Вы разберетесь?

Учитель истории разглядывает содержимое конверта:

- По- моему, это что- то связанное с историей. Какие-то вопросы, загадки…

Интуиция мне подсказывает, что это послание от инопланетян, и они хотят нам помочь с определением маршрута нашего путешествия, ведь у них такой большой опыт путешествия во времени и пространстве. Но раз мы с вами не смогли в этом разобраться, может ребята нам помогут? Ведь не зная точного маршрута, нельзя отправляться в путешествие. Поможете, ребята?

Итак, слушайте внимательно!

« Мы- жители степи; у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров; главное наше богатство состоит в лошадях: мясо и кожа их служат нам пищею лучшею и одеждою, а приятнейший напиток для нас - молоко их и то, что из него приготовляется. На земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений - пастбища скота и табуны коней…»,- так писал Мухаммад Хайдар Дулати в своем произведении «Тарих-и- Рашиди».

О каком народе, населявшем просторы Центральной Азии, идет речь? Правильно, средневековый историк писал о казахах, о казахском народе.

(На магнитной доске открывается первая из закрытых картинок и надпись «казахи».

Одновременно начинается показ презентации)

Учитель музыки:

Шерсть собрали с тысячи овец,

Сотни две сковали мне колец,

Круглый остов из прибрежных ив

Прочен, свеж, удобен и красив.

В северной прозрачной синеве

Воин дом свой ставил на траве.

А теперь, как голубая мгла

Вместе с ним она на юг пришла…

Так как будет называться дом воина или просто кочевника, покрытый войлоком, круглый, прочный, удобный и просто незаменимый при кочевом образе жизни?

Правильно, это юрта!

( открывается следующая картинка на доске и следующий слайд презентации)

Учитель истории:

Горделива, как лебедь озерный она,

Как павлин, в одежде узорной она,

Светозарная, как луна,

Несказанно прекрасна она!

Красотою пленяет наш взор

Ее свадебный головной убор!

Как называется свадебный головной убор девушки- казашки?

Правильно, это- саукеле.

(открываем картинку «девушка в саукеле» и следующий слайд презентации)

Учитель музыки:

…О, край милый, Ак Жаик!..

Где дни, когда с шелковой бахромой

Кольчугу мы надевали в бой?..

Где дни, когда в руки секиру я брал,

Что б недруга в битве разить наповал?..

Ребята, скажите, а что это за предметы - кольчуга, секира, пика? Кому они принадлежали и кто их изготавливал? Совершенно верно - это оружие, необходимое воинам, а изготавливали их ремесленники.

(на доске открываем следующую картинку «ремесленные изделия» и продолжаем показ презентации)

Учитель истории:

«Только взгляните на внутреннее убранство юрты: пол кочевого дома утеплялся текеметами- войлочными коврами с красочными узорами. Текеметы преображали юрту, как если бы Всевышний украсил землю разнотравьем, даруя тепло и аромат первозданной природы. Стеганые ковры- сырмаки , словно соревнуясь с текеметами, покрывали пол и стены юрты…»

Ребята, скажите, а каким словосочетанием можно назвать внутреннее убранство юрты и предметы, которые в ней находились?

Правильно, это предметы быта.

(открываем на доске « предметы быта»).

А как вы думаете, что связывает между собой все эти слова? Конечно, все это относится к материальной культуре.

( открываем два квадрата на доске: «культура казахского народа» и «материальная культура». Получаем левую часть кластера; тоже самое показываем на интерактивной доске)

Учитель истории:

Ребята, а какая еще бывает культура, кроме материальной? Правильно, духовная! А что же относится к духовной культуре? Попробуем разобраться!

Учитель музыки:

Поэзия- властитель языка,

Из камня чудо высекает гений,

Теплее сердцу,

Если речь легка,

И слух ласкает красота речений.

Как вы думаете, кому могут быть посвящены эти строки, написанные Абаем Кунанбаевым? Наверное, людям, обладающим красноречием!

А как мы называем людей, которые умели красиво говорить, которые в трудную минуту призывали народ к борьбе с врагами? Правильно, это ораторы.

Итак, одним из видов духовной культуры является ораторское искусство.

( на магнитной доске открываем «ораторское искусство», а на интерактивной доске показываем портреты Толе би, Айтеке би, Казыбек би).

Учитель истории:

А теперь попробуйте отгадать, о чем идет речь вот в таком отрывке: «Древние тюрки верили, что Создатель Земли и Неба, Великий Кок Тенгри, сам назначает в качестве правителей каганов, и благодаря его покровительству, те управляют народом и служат родной земле».

Как называется поклонение человека Создателю, сверхъестественным силам и вера в них? Правильно, это -религия.

( открываем на магнитной доске «религия и верования казахского народа», на интерактивной доске показываем иллюстрацию «идол».

Учитель истории:

Смотрите, ребята, нам осталось отгадать совсем немного - и маршрут нашего путешествия станет понятным.

Только вот беда, инопланетяне, наши братья по разуму, передали нам следующую загадку на каком-то непонятном языке. Может, вы знаете, на каком языке это написано?

Бірінші байлық - денсаулық,

Екінші байлық - ақ жаулық,

Үшінші байлык - бес саулық.


Первое богатство-здоровье,

Второе богатство- семья,

Третье богатство- наличие скота.

Что такое я сейчас прочла? Правильно, это пословица. А на каком языке она прозвучала?

Коненчно же, на казахском языке! Скажите, а как одним словосочетанием можно назвать пословицы, поговорки, шежире? Совершенно верно, это устное народное творчество.

( открываем на магнитной доске и показываем на экране «устное народное творчество»)

Учитель музыки:

Ну вот, ребята осталось открыть последний квадрат и мы- у цели.

Что же скрывается в этом квадрате?

Двери в мир открыла песня для тебя,

Песня провожает в землю прах, скорбя,

Песня- вечный спутник радостей земли,

Так внимай ей чутко и любя, цени.

Так о каком же виде духовной культуры казахского народа говорится в этом стихотворении Абая Кунанбаева?

Конечно же это музыкальное искусство.

А вот и конечный пункт нашего путешествия: «Музыкальное искусство казахской степи» ( оба учителя произносят вместе).

Вниманию учащихся предлагается видеоклип о казахской музыке и учитель истории рассказывает:

Из седой древности до наших дней дошла казахская народная легенда о неземном, сверхъестественном происхождении музыки, пения. Она рассказывает о том, что парящая высоко в небе божественная песня, пролетая над великой степью казахов- кочевников, опустилась так низко, что народ, услышавший ее, от природы стал наделен большими музыкальными способностями. А еще в народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».

Неслучайно, наверное, люди пришлые, со стороны, наблюдавшие за жизнью и бытом казахов в XVIII-XIX веках, не без удивления и восхищения отмечали сильно бросающуюся в глаза способность народа к творчеству, стремительной музыкально-поэтической импровизации, причем у всего населения - от младенцев до стариков.

Дети развлекались игрой на глиняных духовых инструментах: саз сырнае, тастауке, ускирике, которые под рукой мастера приобретали причудливые формы животных, рыб, птиц.

Молодежь участвовала в играх и развлечениях, в айтысах, тартысах, диалогическом пении. Разнообразными были песни и ритуалы многокрасочной казахской свадьбы со скорбно прощальными плачами невест и бодрыми молодежными «Жар- жарами».

А «старость» и «мудрость» сопровождались музыкально-поэтическими наставлениями молодым, пением философских песен- размышлений и смысле жизни и безвозвратно ушедшей молодости.

Все духовное достояние нации развивалось вплоть до начала ХХ века в бесписьменной форме и передавалось «из уст в уста», от отца к сыну, от учителя - к ученику, из прошлого- в будущее.

Учитель музыки:

Очень приятно, что и сегодня у нас в Казахстане есть люди, бережно хранящие казахские музыкальные народные традиции. Одна из таких талантливых исполнителей у нас в гостях. Давайте поприветствуем Аманжолову Мархабат Куатовну!

( Исполнение музыкального произведения на домбре).

-Ребята, а на каком музыкальном инструменте играла наша гостья? Правильно, это домбра.

Казахские народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю. Об этом свидетельствуют не только письменные источники, но и предания, легенды, героические сказания, передаваемые из уст в уста. В настоящее время нам известно о существовании более 20-ти видов старинных музыкальных инструментов.

А давайте с вами вспомним, для чего были предназначены многие казахские музыкальные инструменты в давние времена? ( дети отвечают: для передачи сигналов во время военных походов, во время охоты).

Ребята, скажите, а на сколько групп можно разделить известные нам инструменты? На какие группы?

( ребята отвечают, что этих групп всего пять: духовые, струнные, струнно-щипковые, ударные и самозвучащие)

Самые распространенные из них - это, конечно, домбра и кобыз. Давайте опишем каждый из них и сравним их между собой.

Дети отвечают, что домбра- это двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Внешний вид и форма домбры зависели от конкретного региона, где она была изготовлена. Домбра могла быть треугольной или трапециевидной формы с широким коротким или узким длинным грифом.

Кобыз, в отличие от домбры, это двухструнный смычковый инструмент. Имеет слегка изогнутую форму. Нижняя часть инструмента обтянута кожей, а смычок и струны сделаны из конского волоса.

( показываем эти инструменты на интерактивной доске)

Учитель истории:

В народной памяти сохранились более ста эпических сказаний, самыми любимыми из которых были « Алпамыс», «Кыз Жибек», «Козы- Корпеш и Баян-Сулу». Они донесли до потомков исторические события в своеобразной легендарной форме. Несколько позднее появляются образцы инструментальной музыки народа - кюи.

Происхождение обеих традиций - эпической и инструментальной - в народном сознании и преданиях связывалось с именем легендарного святого, жившего в VIII веке, Коркыта. А позднее, уже в ХIХ-ом веке жили и творили продолжатели его традиций - знаменитые кюйши Курмангазы, Таттимбет , Ыкылас.

С жизнью и творчеством этих выдающихся людей мы и познакомимся сегодня поближе.

( На интерактивной доске показываем их портреты)

Учитель музыки:

Для того, чтобы наше знакомство было как можно более близким, давайте разделимся на группы, и каждая группа будет изучать жизненный и творческий путь одного из них.

Группа№1- «Знатоки», вы будете исследовать жизнь и творчество Коркыта.

Группа№2- «Умники». Эта группа познакомится сама и познакомит нас с Курмангазы Сагырбайулы.

Группа№3 «Знайки», ваше задание: знакомство с жизнью и творчеством Таттимбета Казангапулы.

Группа№4 «Умейки». Мы надеемся вместе с вами узнать поближе Ыкыласа Дукенулы.

Учитель истории: У вас на столах лежат листы с текстами, в которых содержится информация о жизни и деятельности великих казахских кюйши. Нужно очень внимательно прочесть текст и ответить на вопросы к нему. Это первое задание каждой группы. А второе задание у каждой группы - разное. Какое именно, вы узнаете, когда справитесь с первым заданием. Работу в группе организует спикер. В презентации работы принимает участие каждый участник команды.

Просьба не забывать о «золотых правилах» работы в группе . Какие это правила, давайте вспомним…

(правила вывешиваются заранее на доске)

Для выполнения заданий вам дается 15 минут. Время пошло!

(во время выполнения работы звучит легкая музыка, учителя консультируют, при необходимости оказывают помощь учащимся).

По истечении 15 минут начинается презентация работы каждой группы.

Учитель истории:

Ну что ж, группы закончили свою работу и готовы познакомить нас с ее результатами.

Мы приглашаем выйти к доске всех участников группы №1, которые расскажут нам, что они узнали о Коркыте. «Знатоки»! Слово предоставляется вам!

Спикер группы задает вопросы из раздаточного материала, а каждый участник и он сам отвечают на них, читая с листа, где был найден ответ.

Второе задание (практическое) озвучивает спикер. Задание называется

«Приведите в соответствие 2 колонки таблицы».

Затем лист с выполненным заданием вывешивается на доске, и с помощью указки один участник команды показывает, какое соответствие колонок группа определила.

Учитель истории: Давайте поблагодарим наших «Знатоков» за интересный и содержательный ответ и правильно выполненное практическое задание.

( все аплодируют). Группа садится на свои места. Учитель раздает сердечки разного цвета ( оценки за ответы).

Учитель музыки:

Ребята, мы уже довольно долго путешествуем, и немного устали. Я предлагаю провести физкультминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место ти…(тихо стать)

Учитель истории:

Давайте продолжим наше путешествие. Знаете, ребята, лично меня больше всего удивило то, что Коркыт, оказывается, был шаманом, баксы. А кто из вас знает значение этого слова? ( дети отвечают, что шаман- это человек, который умел «разговаривать с духами» и проводить различные магические обряды, мог лечить людей).

Скажите, когда вы смотрели видеоклип, никто из вас не заметил на экране шамана? А как он выглядел? ( если дети не помнят, сказать им, что эти кадры мы сегодня еще увидим на экране и посмотрим на шамана еще раз).

А как вы думаете, все ли музыканты были шаманами? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем, что нам расскажут другие группы.

Приглашаем группу «Умники». О ком вы хотите нам рассказать? Ребята отвечают, что будут рассказывать о Курмангазы.

Сначала ребята отвечают на вопросы, аналогично заданию первой группы. Второе задание группы называется : «Испорченные тексты».

Спикер группы рассказывает, что это задание заключалось в том, что нужно было вставить пропущенные слова в предложенный текст. Участники группы по желанию читают текст, который у них получился. Лист с выполненным заданием вывешивается на доске.

Учитель музыки благодарит «Умников» и предлагает им поаплодировать.

(Учитель истории раздает сердечки за ответы).

Но наше знакомство с одним из самых знаменитых музыкантов казахской земли еще не закончилось.

Давайте сядем поудобнее и продолжим путешествие в прекрасный мир казахской музыки, в мир музыки Курмангазы Сагырбайулы. Этот композитор и музыкант был настоящим патриотом своей страны. Вся его жизнь прошла в борьбе с несправедливостью. Сейчас мы послушаем и проанализируем кюй Курмангазы «Адай», который по праву считают вершиной казахской музыки и который завоевал необычайную популярность не только в Казахстане, но и за его пределами.

Внимание на экран! ( Включаем видеоклип со звуком, слушаем)

А теперь давайте сделаем анализ прослушанного музыкального произведения. Я предлагаю сделать это в виде кластера, который мы составим, отвечая на поставленные мною вопросы.

1. О чем рассказала вам музыка Курмангазы?

2. Можно ли сказать, что Курмангазы- патриот своей Родины? Почему?

3. Согласны ли вы с народной пословицей:

«Кто любит свою Родину и свой народ, тот настоящий патриот» ?

( составление кластера на доске)

4. Должен ли человек развивать в себе такое качество, как патриотизм?

5. За что человек любит свою Родину?

6. Можете ли вы сказать, что вы- патриоты своей Родины?

Подумайте, с каким настроением нужно исполнять песни о Родине?

А сейчас я предлагаю вам вспомнить и спеть песню «Родина», которую мы с вами разучивали совсем недавно.

Но сначала давайте сделаем несколько упражнений для формирования музыкального аппарата.

- Губная гимнастика (2 упражнения)

- Дыхательная гимнастика (3упражнения)

- Скороговорка (Ехал Грека…)

Затем дети вместе с учителем музыки поют песню «Родина».

Учитель истории: С песней путешествовать гораздо веселее, не правда ли, ребята! Но я вижу, что группа « Знайки» горит желанием познакомить нас с жизнью и творчеством Таттимбета Казангапулы. Приглашаем группу №3. Ребята отвечают на вопросы о Таттимбете. Затем спикер группы вешает на доске разгаданный кроссворд и зачитывает, какие ответы ребята туда вписали. После этого ребята рассаживаются по местам, учитель музыки раздает им сердечки за ответы.

Учитель истории спрашивает:

Ребята, а вы заметили, что все композиторы, о которых мы сегодня говорим, очень много своих произведений посвящали родной земле и картинам родной природы. А как вы думаете, в творчестве современных казахстанских композиторов отражена эта тема?

( дети отвечают, что да, отражена)

В беседу вступает учитель музыки: Я как раз хотела предложить ребятам познакомиться и разучить песню «Казахстанская земля».

Эту песню написала известный карагандинский композитор Людмила Мельникова, наша землячка, с которой я лично знакома и творчество которой мне очень нравится.

Учащимся раздаются тексты песен. Тексты прочитываются вслух, затем прослушивается сама песня в исполнении автора. После этого учитель беседует с детьми о характере песни, работает над дикцией. Происходит разучивание песни.

Учитель истории: Мне кажется, мы забыли, что хотели ответить на вопрос: Все ли композиторы являлись шаманами - баксы. Я думаю, пришло время ответить на этот вопрос. В текстах, с которыми знакомились наши группы, об этом не говорится . А что вы думаете по этому поводу? (обращается к учителю музыки)

Учитель музыки: Скорее всего, и Курмангазы, и Таттимбет не были в полном смысле слова шаманами, как Коркыт, но они продолжили многие музыкальные традиции Коркыта, хотя и по-своему, своими музыкальными приемами и средствами.

Учитель истории: Я с вами полностью согласна! Тем более, что недавно я прочитала вот такие строки композитора А.К.Жубанова: «Он первым вырвал кобыз из рук баксы и поставил этот замечательный инструмент с человеческим голосом на службу новой жизни народа». И знаете, кому посвящены эти строки? Ыкыласу Дукенулы.

Думаю, пора предоставить слово нашим «Умейкам», ведь именно наша 4-ая группа узнала много нового об Ыкыласе Дукенулы.

Слово предоставляется группе «Умейки».

4-ая группа отвечает на вопросы об Ыкыласе, при этом спикер задает по одному вопросу каждому члену группы и сам тоже отвечает.

Затем спикер говорит: наше второе практическое задание называлось «Лото». Вот, что у нас получилось.

Ребята вывешивают на доске игровое поле и закрывают его нужными бочонками.

Учитель благодарит ребят, они рассаживаются по местам и получают сердечки за ответы.

Учитель музыки: Ребята, вы, наверное, заметили, что все музыканты и композиторы, с которыми мы сегодня знакомились, проявляли свои таланты с раннего возраста, с детства.

Вот и у нас в гостях сегодня юное дарование. Встречайте, ученик 4-ого класса Фризен Яша с песней «Мәнге жаса Отаным».

(Детям предлагается встать и подвигаться , похлопать в ладоши в такт песне).

Учитель истории, обращаясь к учителю музыки:

Оксана Викторовна! Наше путешествие подходит к концу, Как вы думаете, ребятам понравилось путешествовать?

Учитель музыки: А давайте спросим у них!

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (дети отвечают)

А что мы сегодня делали во время путешествия? Ученики отвечают, что они познакомились со знаменитыми казахскими музыкантами и композиторами Коркытом, Курмангазы, Таттимбетом, Ыкыласом, узнали об их жизни и творчестве, слушали музыку, отвечали на вопросы, составляли кластер, пели, разучивали новую песню, играли в игры

«Приведи в соответствие», « Испорченные тексты», «Лото», разгадывали кроссворд, беседовали.

Учитель истории:

У меня такое чувство, что чего-то не хватает.

Учитель музыки: Я даже знаю, чего. Ребята, скажите, сколько музыкантов мы сегодня узнали? ( Дети говорят, что четырех.) А как называется группа исполнителей из четырех человек? Правильно- квартет! А давайте, проведем театрализацию басни Крылова «Квартет». Кто хочет поучаствовать?

(Детям раздаются инструменты, маски и казахские национальные костюмы, потому что звери у нас тоже с нами по степи путешествуют).

Проводится театрализация басни «Квартет».

Учитель истории:

Музыка- это душа народа. Сегодня мы с вами хорошо и с пользой провели время, и я предлагаю оставить хорошую память друг о друге. У каждого из вас на столе лежат сердечки, напишите на них свое имя. А теперь поднимите их высоко, чтобы все видели,

Давайте подарим друг другу частицу нашей души, частицу нашего сердца, как великие казахские музыканты отдавали свою душу народу!

( Дети отдают сердечки ( со своим именем) учителям музыки и истории, а учителя отдают им большие сердечки с надписью, и всем гостям тоже дарим сердечки).

Ученикам раздаются карточки с домашним заданием по истории: читать и пересказывать параграф 41, написать эссе «Воспоминания о путешествии»; по музыке: учить слова песни «Казахстанская земля».

Урок окончен. Всем спасибо за участие! А теперь вы можете отведать угощение на нашем дастархане.



Приложения


  1. Раздаточный материал для работы в группах

  • тексты

  • карточки с вопросами и заданиями

  • листы с практическими заданиями


Текст для группы №1 «Знатоки»


Коркыт - человек приносящий счастье.

Гениальный мыслитель и музыкант своего времени Коркыт родился в VIII веке в древней столице огузов Янгикенте. Некоторые исследователи считают, что его имя означает «лучший из рода огузов», « человек, который приносит счастье».

В разных странах мира по- разному воспринимается личность Коркыта. В Турции и в Азербайджане не сомневаются, что он был реальной исторической личностью. А вот в Казахстане для одних людей Коркыт - это мифический дух, которому поклоняются, как святому, но для большинства - он все же реальный человек - музыкант, создатель кобыза- самого древнего струнного музыкального инструмента.

Вот что гласит казахская легенда о Коркыте.

Мать наделила его силами семи святых духов - аруахов, а отец Кара баксы передал сыну в наследство 40 природных сил и свои способности шамана.

Когда юноше было 20 лет, к нему явился ангел и сказал, что проживет он на Земле не больше 40 лет. Чтобы изменить судьбу, Коркыт , оседлав верблюдицу Желмая, решил отыскать Жеруйк - страну обетованную, где человек живет вечно. В поисках вечной жизни Коркыт побывал в четырех сторонах света, но везде встречал людей, копающих могилу. На вопрос, чья это могила, он получал один и тот же ответ: «Для Коркыта».

Когда Коркыт понял, что бессмертия в земле обетованной не существует, он решил вернуться на Родину, на побережье реки Сырдарьи. Здесь он проводил шаманские обряды, заговоры и заклинания. Кроме того, он служил визирем при трех ханах. Люди не принимались за выполнение важных дел, не выслушав его мудрых наставлений и советов.

А вот как, согласно легенде, появился кобыз. Однажды во сне к Коркыту явился ангел, по совету которого он смастерил из шкуры своей веблюдицы необычный музыкальный инструмент. Игра Коркыта привлекала все живое - птиц, зверей, людей. И пока пел кобыз Коркыта, смерть была бессильна забрать кого- то из этого мира. Но однажды Коркыт настолько устал, что уснул, и смерть в облике змеи ужалила его.

Коркыта считают автором «Китаби деде Коркыт»- уникального источника, сохранившего историю всех тюркских народов. Она известна в двух записях - Дрезденская рукопись из 12-ти сказаний и Ватиканская рукопись из 6-ти сказаний. В этой книге содержится множество изречений и мудрых мыслей. Вот некоторые из них:

« Не сгубив своего имущества, человеку не прославить себя щедростью»,

« Начало жизни - радость, конец ее - печаль»,

« Дочь без примера матери наставления не примет, сын без примера отца угощения не устроит».

Слова назидания Коркыта не устарели до сих пор. Они заставляют людей задуматься о смысле жизни и о своем предназначении на Земле.

Мемориальный комплекс «Коркыт-ата» в Кызыл- Орде напоминает о музыканте, не избежавшем смерти, но благодаря волшебным звукам кобыза, навечно оставшемся в мире людей.

Вопросы и задания для группы №1 «Знатоки».


1. Коркыт был реальной исторической личностью или это легендарный мифический персонаж?

2. Зачем Коркыт отправился путешествовать?

3. Нашел ли Коркыт « страну обетованную», где человек живет вечно?

4. Как, согласно легенде, появился кобыз?

5. Кем был Коркыт?

6. Назовите изречение из книги « Китаби деде Коркыт», которое вам больше всего понравилось.

7. Смог ли Коркыт обрести бессмертие?

Текст для группы №2 «Умники»


Казахский народный музыкант и композитор

Курмангазы Сагырбайулы.

Курмангазы Сагырбайулы родился в1818 году в нынешней Уральской области. Талант этого человека поистине многогранен. Он был народным музыкантом и композитором, домбристом и автором кюев (пьес для домбры), его называют классиком казахской инструментальной музыки в стиле «кюй».

С раннего детства Курмангазы занимался игрой на домбре. Его первым учителем был Узак, приобщивший мальчика к искусству кюя.

Кюи Курмангазы исходили из настроения народа, поэтому одним из актуальных направлений его творчества являются темы свободы народа и свободы личности. Курмангазы был очевидцем народного восстания казахов в Букеевской Орде под руководством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова в 1836-1838 годах. Курмангазы посвятил этому восстанию и его руководителю Т.Тайманову одно из первых своих произведений - кюй «Кишкентай».

В последующих кюях «Акбай», «Аксак киік», «Турмеден кашкан», «Адай» он воспевает заветную мечту народа к свободе, выражает протест против несправедливости.

Наряду с мотивом борьбы, в творчестве композитора особое место занимают такие направления музыкального жанра, как лирика, повествование истории народа, высшие чувства человека к природе и окружающему миру.

У Курмангазы есть так же кюи, в которых передаются интонации человеческого голоса, природы, живого общения, а некоторые из его музыкальных произведений передают праздничные, оптимистические настроения и написаны в танцевальных ритмах..

За поддержку народных выступлений и свободолюбивые мотивы его творчества, Курмангазы Сагырбайулы неоднократно заключался в тюрьму, но никогда не сдавался.

Переживший скитания, оскорбления и преследования, композитор создает кюи «Алатау» и «Сарыарка», ставшие вершиной его творчества и отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе.

В 1880 году Курмангазы поселился в местечке Сахма под Астраханью. Умудренный опытом, ставший глубокоуважаемым аксакалом в народе, он собирает вокруг себя преемников по исполнительскому искусству - Это Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, М.Сулейменов. Широко известные в то время домбристы - Кокбала, Менетай,Менкара, Сугурали,Торгабай, Шора- также считали себя учениками Курмангазы.

Казахстанский композитор и собиратель фольклорной музыки Евгений Брусиловский был первым, кто взялся за реабилитацию имени гениального Курмангазы, слывшего в казахской степи «неуправляемым разбойником».

К настоящему времени сохранилось 60 кюев Курмангазы.


Вопросы и задания для группы №2 «Умники»


1. Кем был Курмангазы Сагырбайулы?

2. Кто являлся первым учителем Курмангазы?

3. Назовите самые знаменитые кюи Курмангазы.

4. Какая тема является одной из главных в творчестве Курмангазы?

5. Какие направления музыкального жанра «кюй», наряду с мотивами борьбы, занимают важное место в творчестве композитора?

6. Кто из известных казахских исполнителей и домбристов считали себя учениками Курмангазы?

7. Сколько кюев Курмангазы сохранилось до нашего времени?



Текст для группы №3 «Знайки»


Таттимбет Казангапулы - образованнейший и талантливейший человек своего времени.

Казахский композитор- кюйши, домбрист,один из основателей школы исполнения кюев в стиле «шертпе», Таттимбет Казангапулы родился в 1815 году в нынешнем Егиндыбулакском районе Карагандинской области в богатой семье.

Первые уроки игры на домбре он получил у своего дяди Али. Его мать Акбопе поощряла музыкальные занятия сына. Она знала много народных песен и часто пела их- это и сыграло определенную роль в становлении юного музыканта.

На формирование музыкального стиля композитора, на его исполнительское искусство большое влияние оказали казахские кюйши- домбристы того времени.

Таттимбет вошел в историю, как композитор, прекрасный поэт и певец, замечательный домбрист и педагог, внесший большой вклад в создание казахской домбровой школы и получивший еще при жизни народное признание.

Мудрый бий, искусный оратор, видный общественный деятель, он боролся за справедливость и пользовался своим поэтическим даром, как оружием.

Таттимбет был одним из образованнейших людей своего края. Он совершил хадж в Мекку и Медину, знал арабский и русский языки.

Как человек, пользовавшийся большим авторитетом и почетом, Таттимбет неоднократно бывал в Санкт - Петербурге на приеме у русских царей Николая I и Александра II. По семейному преданию один из царей подарил кюйши стальной клинок с изумрудной рукояткой, на котором была выгравирована надпись : «Киргиз-кайсаку Таттимбету от Государя - Императора…»

Современники Таттимбета вспоминают, что кюйши очень любил книги: у него дома в определенном месте, завешенном ковром, находилась целая библиотека книг в золоченых переплетах.

В годы гонений и преследований его потомков почти все личные вещи Таттимбета были утеряны.

В музыкальном творчестве Таттимбета привлекал широкий круг образов: картины родной природы в кюях «Саржайлау», «Шайыркылды», картины кочевого быта в кюе «Кош жинаган», образы народного праздника в кюе «Сылкылдак», Кюи - портреты «Азамат», «Кожа», «Булан жигит».

В своих произведениях композитор отразил такие художественные жанры, как лирика, романтика, чувственное восприятие окружающего мира, которые он передает через свой особый стиль исполнения - «шертпе».

Когда Таттимбету исполнилось 40 лет, он был уже широко известным в народе кюйши и таким популярным, что за право перенять его кюй домбристы готовы были отдать целую лошадь.

Таттимбет ушел из жизни в возрасте 47-ми лет, в полном расцвете творческих сил. Он оставил более сорока произведений, которые и в наше время пользуются огромной популярностью.


Вопросы и задания для группы №3 «Знайки».


1. В чем заключается главная заслуга Таттимбета?

2. Кто оказал влияние на формирование музыкального стиля композитора

Таттимбета?

3. Мы знаем Таттимбета как гениального композитора. А какой еще деятельностью он занимался?

4. Какие факты свидетельствуют об авторитете и почете, которыми пользовался Таттимбет?

5. Какими языками владел Таттимбет?

6. Назовите самые известные кюи Таттимбета?

7. Какое количество кюев написал Таттимбет?



Текст для группы №4 «Умейки»


Народный композитор - кюйши и общественный деятель

Ыкылас Дукенулы.

Ыкылас Дукенулы - знаменитый казахский народный композитор, исполнитель кюев, один из основателей школы кобыза.Он родился в 1843 году на территории ныне Жанааркинского района Жезказганской области.

Дед Ыкыласа Алтанбек был искусным ювелиром, кузнецом, мастерил музыкальные инструменты и играл на них. Отец его - Дукен славился как кюйши-виртуоз, и это оказало влияние на дальнейшую судьбу мальчика. С 7-8-ми лет Ыкылас умел исполнять на кобызе отцовские кюи, а в 15-ть лет уже выступал перед большой аудиторией.

Известные акыны Жанак и Шоже дали высокую оценку его музыкальному исполнительскому умению и отметили необыкновенный талант юноши. Знаменитые акыны Таттимбет и Тока также были высокого мнения о даровании юного композитора.

Когда Ыкыласу исполнилось 18-ть лет , он внес большие изменения в кюи своего отца, переработал их и придал им классическую форму. Уже в 19 лет Ыкылас сочинил свой первый кюй, названный им «Ыкылас-кюй». В это же время Ыкыласом был написан и другой кюй, который назывался «Коныр».

Первые оригинальные кюи Ыкыласа имеют тесную связь с музыкальным фольклором казахского народа. Они отличаются от других инструментальных произведений необычностью темпа, ритмического постороения. Автор старается правдиво, без прикрас отображать современную ему действительность, вкладывает в звучание кобыза свои самые сокровенные мысли.

Ыкылас создавал кюи разного характера: это были и серьезные героические, эпические произведения, такие как «Жезкиик», «Камбар-Назым», «Казан»;

и кюи социально- гражданского характера, в которых Ыкылас высмеивал волостных управителей, представителей царской власти - это кюи «Бестөре», «Ерден».

Однажды Ыкылас Дукенулы поехал в Омск и встретился там с генерал- губернатором. Во время встречи Ыкылас попросил назначить его аульным старшиной и, к своему удивлению, получил эту должность. На этом посту он пробыл недолго, и вскоре его сместили с этой должности. Ыкылас пережил такой поворот судьбы достаточно легко. Он продолжал сочинять кюи, один из которых посвятил генерал- губернатору и назвал его «Жарым патша».

Одним из интереснейших кюев-легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза, является кюй «Акку», наполненный яркими жизнеутверждающими идеями.

На шестом десятке жизни Ыкылас совсем обеднел, узнав об этом, многие люди оказывали ему материальную помощь.

Ыкылас до конца своих дней пользовался большим уважением народа.

Музыкальное наследие Ыкыласа Дукенулы очень богато.

Главная заслуга Ыкыласа в том, что он является одним из основателей кобызовой традиции в казахской музыкальной культуре.


Вопросы и задания для группы №4 «Умейки».


1. Чем прославился отец Ыкыласа Дукен ?

2. С какого возраста Ыкылас начал исполнять на кобызе кюи своего

отца?

3. Как назывался первый кюй, сочиненный Ыкыласом в 19 лет?

4. Чем отличаются музыкальные произведения Ыкыласа?

5. Какую должность получил Ыкылас от Омского генерал- губернатора?

6. Как назывался один из самых интереснейших кюев- легенд, сочиненных Ыкыласом для кобыза?

7. В чем главная заслуга Ыкыласа?

Практическое задание для группы «Знатоки»

Приведите в соответствие две колонки таблицы:



Коркыт родился и жил



страну, где человек живет вечно


Коркыт был музыкантом,



уникальный источник, сохранивший историю всех тюркских народов




Коркыт хотел найти Жеруйк-



создателем кобыза, мудрецом и

шаманом


Книга «Китаби деде Коркыт»-


но музыка его кобыза- жива, она

всегда останется в памяти народа


Мемориальный комплекс «Коркыт- Ата»


в двух записях: Дрезденская рукопись и Ватиканская рукопись


Книга «Китаби деде Коркыт» известна



находится в Кызыл - Орде


Коркыт умер,


в VIII веке в городе Янгикенте у реки Сырдарьи



Практическое задание для группы «Умники»


Игра «Испорченные тексты»:

Курмангазы Сагырбайулы был кюйши, композитором, домбристом.

Его называют ………………………………………………………………..


…………………………………………………………………………………. .

Первым учителем Курмангазы был кюйши …………….. .


Одним из актуальных направлений творчества кюйши являются

темы…………………………………………………………………… .

Кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю национально-


освободительного восстания……………………………………….. .


Пережив скитания, оскорбления и преследования, заключение в


тюрьму, Курмангазы Сагырбаев создает свои лучшие кюи……….


……………………………………………………………………………… .


Особые приемы игры Курмангазы бережно восприняли и разработали


его ученики и последователи……………………………………………..


…………………………………………………………………………………. .


К настоящему времени сохранилось ……………………………кюев


Курмангазы.

Кроссворд

« Все о Таттимбете»



Кроссворд

« Все о Таттимбете»

Вопросы к кроссворду

«Все о Таттимбете»



По вертикали:

1. Как звали мать Таттимбета, поощрявшую его музыкальные занятия?

3. Один из городов, в который Таттимбет совершил хадж?

5. В каком возрасте ушел из жизни Таттимбет?

7. Какое количество кюев написал Таттимбет?



По горизонтали:

1. Какое название имеет школа исполнения кюев, основанная Таттимбетом Казангапулы?

4. В каком кюе Таттимбета нарисованы образы народного праздника?

6. Как звали русского царя, на приеме у которого бывал Таттимбет?

8. Какой кюй называют «Лебединой песней» Таттимбета?

Практическое задание для группы «Умейки»



Игра «Лото»

Закрой бочонком соответствующую ячейку



Профессия Ыкыласа

Год рождения Ыкыласа

Первый кюй

Ученики Ыкыласа

Любимый инструмент Ыкыласа

Возраст, с которого Ыкылас начал исполнять кюи отца

Должность Ыкыласа в ауле

Кюй-легенда для кобыза

Главная заслуга Ыкыласа

1843 год

Композитор - кюйши,

Кобызист

«Ыкылас-кюй»

с 7-8 лет

Основатель школы кобыза

Сугир, Ашай, Айкен

Кыл - кобыз



«Акку»

Аульный старшина

с 7-8 лет

«Ыкылас-кюй»

Основатель школы кобыза



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал