7


  • Учителю
  • Разработка вне классного мероприятия по математике - Игра 'Поле чудес'

Разработка вне классного мероприятия по математике - Игра 'Поле чудес'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка внеклассного мероприятия по математике - игра «Поле чудес».

Математику только потому надо знать,

Что она ум в порядок приводит!

  1. Введение.

Применение математической игры на внеклассных занятиях по математике - это развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету через разнообразие используемых математических игр.

Основными целями применения математической игры во внеурочной деятельности являются:

  • Развитие мышления;

  • Углубление теоретических знаний;

  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;

  • Организация свободного времени;

  • Общение со сверстниками;

  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;

  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;

  • Формирование адекватной самооценки;

  • Развитие волевых качеств;

  • Контроль знаний;

  • Мотивация учебной деятельности.

Для математических игр свойственны следующие задачи:

  1. Образовательные, т.к. они способствую прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют кругозор учащихся;

  2. Развивающие - это те, которые развивают у учащихся творческое мышление, способствуют практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях, способствуют развитию воображения, фантазии, творческих способностей;

  3. Воспитательные: способствуют воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности; воспитывают нравственные взгляды и убеждения; способствуют воспитанию самостоятельности и воли в работе.

Любая математическая игра выполняют ряд функций.

  • Во время игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

  • Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать, ученик не сможет участвовать в игре. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности.

  • Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

  • Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

Таким образом, математическая игра как форма внеклассной работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся к внеклассной работе по математике, возникновению у них познавательного интереса к ней. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.



  1. Итак, игра «Поле чудес» с математической направленностью.

Цель игры: познание в области математики.

Задачи игры: расширить и углубить знания в области математики; сконцентрировать внимание на отдельных вопросах; активизировать свои взгляды и убеждения.

Условия игры: определяется возраст игроков (т.е. учащиеся какого класса будут принимать участие в игре)

Оборудование: родителями или самими детьми - старшеклассниками делается круглый стол так, чтобы он мог крутиться. На верхнюю круглую поверхность накладывается бумага с разлинованными секторами, где написаны количество очков, сектор «приз», сектор «банкрот», сектор «плюс».

На переносной доске прикрепляются поочерёдно листочки (формата А-4) обратной стороной с буквой того слова, которое необходимо игрокам отгадать. Прикрепляют их дети - помощники.

Подготовка к игре: выбранные участники игры (их может быть от 10 до 15 человек) приглашаются для проведения блиц-опроса, после проведения остаются только 9 участников, тех, кто первый ответил на каждый последующий вопрос.

Вопросы для блиц-игры:

  1. К серой цапле на урок прилетело семь сорок, а из них лишь три сороки приготовили уроки. Сколько лодырей - сорок прилетело на урок?

  2. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам.

  3. Сколько раз в сутки часовая и минутная стрелки образуют прямую линию?

  4. Три столяра в три дня смастерили три стола. Сколько надо столяров, чтобы сделать сто столов?

  5. Летела стая птиц: впереди две птицы, позади две птицы, по бокам две птицы. Сколько всего летело птиц?

  6. Сколько в школе дверных ручек?

  7. Какой песок в реке?

  8. У семи братьев по одной сестре. Много ли детей в семье?

  9. Что у человека под ногами, когда он идет по мосту?

Кто первый дает ответ, тот и остается в команде «Поля чудес» (их должно быть не более 9 человек).

  1. Ход игры (как образец для учащихся 5-х классов):

Ведущий (должен быть учитель или родитель) приглашает к столу первую тройку игроков. Игра начинается. Все задания должны соответствовать возрасту участников. И вот задание на первый тур -

«Как нет на свете без ножек столов,

Как нет на свете без рожек козлов,

Котов без усов и без панцирей раков,

Так нет в арифметике действий без знаков»

О каком знаке идет речь?

(Ответ - равенство)

Игра продолжается и приглашается вторая тройка игроков.

Задание на второй тур - Одна из цифр в десятичной системе счисления. Считается, что её обозначение появилось впервые в древнем Вавилоне за 2 тыс. лет до нашей эры.

(Ответ - единица)

И, наконец, приглашается третья тройка игроков. Задание на третий тур:

Величина, характеризующая размер геометрической фигуры.

(Ответ - площадь)

Между основной игрой и финалом можно просмотреть музыкальный номер, можно поиграть с залом (зрителями), загадать им загадки математические, шарады, метаграммы, логогрифы.

ПРИМЕРЫ МЕТАГРАММ (если в слове заменить одну букву, то получится другое слово):

  1. Я приношу с собою боль

Лица по форме искажения.

А «Ф» на «П» заменишь коль

То я всего лишь знак сложения. (ФЛЮС - ПЛЮС)



  1. Что это такое?

С «Д» - ветвистый

С «З» - костистый

С «К» - ребристый. (ДУБ-ЗУБ-КУБ)



  1. С «Д» давно я мерой стала

С «Т» уж нет и выше балла. (ПЯДЬ - ПЯТЬ)



  1. Он зверёк не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О»

Будет крупное число. ( СУРОК - СОРОК)



ПРИМЕРЫ ШАРАД (слово, состоящее из двух или нескольких слогов):



  1. Начало - голос птицы

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдете без труда. (КАР*ТИНА)

  1. Первое найдешь средь нот

Второе - лось несёт.

Хочешь целое найти

Так ищи его в пути. (ДО*РОГА)

  1. Моё начало - буква алфавита

Она всегда шипит сердито

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит

То сядет на цветок, то снова улетит. (Ш*МЕЛЬ)

  1. Первая - приставка

Вторая - летний дом,

А в целом решается с трудом. (ЗА*ДАЧА)

  1. Предлог и малое число,

За ними букву скажем.

А в целом ты найдешь его

Почти под домом каждым. (ПО*ДВА*Л)

  1. Мой первый слог найдешь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоимение - слог второй,

А в целом столик школьный твой. (ПАР*ТЫ)

  1. Число и нота рядом с ним

Да букву припиши согласную

А в целом мастер есть один,

Что мебель делает прекрасную. (СТО*ЛЯ*Р)



ПРИМЕРЫ ЗАГАДОК-СКЛАДОК



  1. Загадка эта нелегка

Пишусь всегда через два «к»

И мяч, и шайбу клюшкой бей

А называюсь я ХОККЕЙ



  1. Огромная кошка мелькнет за стволами

Глаза золотые и уши с кистями

Но это не кошка, смотри - берегись,

Идет на охоту коварная РЫСЬ



  1. Опасней всех в реке она

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка

Конечно, это ЩУКА



  1. На большие расстояния

Мчится он без опоздания

Пишется в конце два «с»

И называется ЭКСПРЕСС



ПРИМЕРЫ ЛОГОГРИФОВ (т.е. это загадка, в которой слово меняет своё первоначальное значение при отнимании или прибавлении к нему букв)



  1. Я укрываю самолёты

Когда кончаются полёты.

Но ты поставь союз за мной

И стану бурной я рекой. (АНГАР- АНГАРА)



  1. На дне реки в прохладной тьме

Скрывалась я века

Но только «н» прибавишь мне

И я уже река. (ИЛ - НИЛ)



  1. Пойди-ка в сад и погляди

Я там цвету, благоухая

Но «г» поставишь впереди

И в небе я загромыхаю. (РОЗА - ГРОЗА)



  1. Мы всех - и взрослых, и детей

В часы досуга развлекаем.

Но если нам прибавить «т»

Мы их ужасно напугаем. (ИГРЫ - ТИГРЫ)



  1. Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну - я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой становлюсь. (ШЕСТ - ШЕСТЬ)



  1. Я не люблю у школьников быть в дневнике

Ему из-за меня вся не мила природа.

Но если внутрь мне поставить «е» посреди

То женского я рода. ДВА - ДЕВА



Игра продолжается и Задание на финал: «Комбинация математических знаков и букв, имеющая самостоятельный смысл и выражающая какое-либо предложение». ОТВЕТ - ФОРМУЛА



После завершения игры, следует наградить всех игроков выставлением оценки «5» по математике. А финалисту игры предложить сыграть супер - игру.

И вот задание на супер - игру: «Точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату».

ОТВЕТ - АЛГОРИТМ



Если игрок угадал слово, ему в качестве подарка - три текущие оценки

«отлично» и сладкий приз. Если не угадал слово, только утешительный приз.



P.S.

Все задания для игры можно взять из любых источников.

Я взяла из своих старых записей, сохранённых с 1990 года.

Всем спасибо, всем удачи!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал