7


  • Учителю
  • Выступление на педсовете Давлетовой Р.Р. , учителя математики первой квалификационной категории, по теме «Нестандартные уроки – это один из способов активизации умственной деятельности учащихся»

Выступление на педсовете Давлетовой Р.Р. , учителя математики первой квалификационной категории, по теме «Нестандартные уроки – это один из способов активизации умственной деятельности учащихся»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

12. Выступление на педсовете Давлетовой Р.Р. , учителя математики первой квалификационной категории, по теме «Нестандартные уроки - это один из способов активизации умственной деятельности учащихся»

Сегодня перед обществом и в первую очередь перед школой, стоят огромные задачи по подготовке человека нового времени, который будет жить совершенно в других условиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Некоторые изменения произошли. Школа стала более демократичной. Мы, учителя, получили определённые права в выборе методов обучения. Изменилась сегодня и цель образования. Она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своёй образовательной деятельности. Необходимо готовить молодых людей к жизни в условиях рынка, следовательно, наши выпускники должны быть инициативными, творческими, предприимчивыми личностями, умеющими выбирать лучшие, оптимальные варианты из тех, которые составит перед ними действительность, заинтересованными во всё более самостоятельном познании.

В настоящее время особенно остро стоит проблема активизации умственной деятельности учащихся. Зачастую даже способные дети, не говоря о слабых учениках, пассивны на уроках.

Причин этому много: боязнь ошибиться на глазах у своих товарищей; неумение полно, правильно, грамотно сформулировать ответ; незнание отдельных фрагментов изученного материала; отсутствие интереса к изучаемому материалу. Эти проблемы можно решить, проводя уроки в нестандартной форме.

Нестандартные уроки - это один из способов активизации умственной деятельности учащихся на уроке и вне его, возможность заинтересовать ученика предметом, шанс избежать стрессов у учащихся при контроле знаний, умений, навыков.

Усталость - одна из причин падения внимания и интереса к учению. Уменьшить усталость учащихся от выполнения однообразных упражнений можно с помощью занимательных задач.

Занимательная задача - это настоящая математическая задача, только с неожиданным или, как сейчас принято говорить, нестандартным решением.

Такие задачи очень полезны для развития гибкости ума, выработки навыков нешаблонного мышления, повышения интереса к предмету.

В таких задачах математика предстает перед учащимися новой гранью. Занимательность не исчерпывается только задачами. Это может быть юмор, доступный пониманию детей, софизм, логический парадокс, интересный исторический факт, пословицы, которые можно применить к математическим чертежам (графики функций - пословицы).

Огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры, которые можно использовать на различных этапах урока.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

Приведу примеры дидактических игр, которые я использую на своих уроках.

«Викторина»

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. При отработке навыков устных вычислений, викторина проводится в начале урока, при проверке знаний и умений учащихся - в конце урока. Викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке. Класс делится на три команды по числу рядов.

Баллы, заработанные во время викторины, записываются на доске.

«Стоимость каждого вопроса» может быть различна, но это не обязательно, ее заранее я сообщаю ученикам.

«Математический турнир».

Я опишу математические турниры, которые обычно провожу на уроках в 5-7 классах. Турнир проводится в конце урока, когда ученики немного устали. Класс делится на две команды. Каждая команда получает задание: 2-3 задачи или 5-6 примеров. Члены команды могут консультироваться друг с другом. Через 8-10 минут начинаем турнир. Капитаны команд вызывают по одному участнику команды соперников. Эти два ученика обмениваются заданиями, идут к доске и начинают решение, затем вызывается другая пара учеников и так далее. Побеждает та команда, которая правильно решит и объяснит наибольшее количество заданий другой команды. За ответами следят все учащиеся. Обычно на такие турниры я отвожу 15-20 минут.

«Эстафета»

Каждый ряд получает таблицу с «форточками». Таблицу кладут на одну парту, и по команде ученик заполняет первую пустую клетку. Закрыв первую «форточку», он передаёт таблицу своему соседу и т.д. Последний ученик в ряду бежит к моему столу. За быстрое решение дополнительно даётся один балл. При проверке я учитываю правильность заполнения таблицы. Обычно за каждую правильно заполненную клетку - один балл. При подведении итогов учитывается поведение всего ряда во время эстафеты.

Такой вид опроса я использую при проверке умений пользоваться формулами, решать несложные задачи.

«Кто быстрее»

Это - наиболее часто применяемая мною игра. Обычно ее я использую при устном счёте, при проведении самостоятельных работ, иногда раздаю карточки для отдельных ребят. Внешнее оформление работ может быть различным, задание - тоже, но главная задача учащихся - выполнить его как можно быстрее.

Если нужно отработать какой-нибудь алгоритм решения, я так же использую эту игру. Задания при этом вроде ничем не отличаются от многих заданий из учебника, но ребята более активно включаются в работу, «рвутся» к доске, стараются выполнить его как можно быстрее и правильнее. Эту игру я использую в 5,6 классах.

«Деловые игры»

Деловая игра представляет собой последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Это - модель взаимодействия людей в процессе достижения экономических, производственных или политических целей.

Деловая игра позволяет создавать такие ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы.

В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно, продуктивно, пробуждается стремление к поиску новых идей. Таким образом, дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала, ребята подходят к проблеме творчески.

В отличие от соревнований деловые игры, в большинстве случаев, занимают весь урок.

Этапы этого урока: знакомство с профессией; постановка главной задачи бригадам, выяснение их роли в производстве; создание игровой проблемной ситуации; овладение необходимым теоретическим материалом; решение производственной задачи; проверка результатов; анализ итогов работы, оценка результатов.

Основная идея деловых игр состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математики в производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом, применить полученные знания на практике.

Игровые формы уроков

Урок-сказка, урок-КВН, урок-путешествие, урок-кроссворд, урок-смотр знаний, игра «Счастливый случай», «Поле чудес», «Математический биатлон», «Звездный час», «Десятка», «Аукцион», «Лото», «Покормите рыбок», «Кто хочет стать миллионером» и др.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал