7


  • Учителю
  • Проект-исследование на тему 'М. В. Ломоносов'

Проект-исследование на тему 'М. В. Ломоносов'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Проектная работа Чилиной Екатерины -

ученицы 8 класса МОУ «СОШ №4»г.Печора,

Республика Коми



Руководитель - учитель математики,

Полякова Ольга Николаевна



«Памятник М.Ломоносову»

Первый памятник Ломоносову был сооружен ещё в конце XVIII века. Друг и соратник А. Н. Радищева П. И. Челищев вскоре после выхода в свет "Путешествие из Петербурга в Москву" и ссылки Радищева в Сибирь предпринял путешествие по Северу России. Он установил на родине учёного деревянный памятник Ломоносову.
На родине Ломоносова воздвигнут один из первых в России памятников учёному замечательный русский скульптор И. П. Мартос, автор монумента Минину и Пожарскому на Красной площади. Памятник этот стоит сейчас перед зданием Архангельского государственного технического университета Бронзовая фигура Ломоносова - первый памятник великому ученому, который считается также самым оригинальным. Михаил Ломоносов в изображении скульптора Мартоса одновременно и античный, и северный поэт: античный, потому что в древнеримской тоге, северный - потому что стоит на севере России.
Памятник Ломоносову выполнен в стиле позднего классицизма и является одной из первых монументальных скульптур в Архангельске. Скульптура поставлена на цилиндрический постамент из розового полированного гранита. Постамент, имеющий высокий цоколь и профилированный карниз, покоится на двухступенчатом пьедестале, сложенном из серых гранитных блоков. На постаменте с лицевой стороны помещена надпись «Ломоносов 1829 год», с тыльной - «Перенесен в 1867 году и 1930 году». Ломоносов изображен в полный рост, одетым в античную тогу, стоящим на полусфере, без парика, что подчеркивает античный облик модели. Правая рука поднята, в левой он держит лиру, на которой изображен вензель императрицы Елизаветы. Лиру подносит Ломоносову коленопреклоненный обнаженный юноша с крыльями. . Если посмотреть на памятник сверху, то на сферической поверхности можно прочесть название родины Ломоносова - Холмогоры.

Первая мысль о сооружении памятника Ломоносову на его родине ,т.е. в Архангельской губернии, явилась в 1825г. у архангельского и холмогорского епископа Неофита, который, не смотря на кратковременность управления своею северной епархией, оставил в ней глубокие по себе следы. Им был составлен проект обращения в христианство самоедов Архангельской губернии. Неофит отличался замечательным красноречием и за свои проповеди был прозван современниками златоустом севера. В голове этого молодого епископа созрела мысль воздвигнуть на севере самому замечательному человеку севера памятник, который свидетельствовал бы потомству о заслугах Ломоносова, оказанных русскому просвещению , и с другой стороны напоминал бы северянам о том, что труд и стремление к образованию всегда выведут человека на истинную дорогу и будут почтены не только современниками ,но и благодарными потомками. Задавшись этой мыслью, преосвященный принялся за хлопоты.

Вместе с архангельским губернатором Миницким они в несколько дней собрали среди своих знакомых более 2 тыс.руб.пожертвований, положив таким образом начало капиталу ,необходимого для сооружения памятника. Миницкий так же ходатайствовал перед императором Александром 1 об открытии сбора средств повсеместно в России. Ходатайство своё он мотивировал тем ,что « ..жители города Архангельска, сохраняя уважение к памяти единоземца их покойного стацкого советника Ломоносова ,изъявили желание воздвигнуть приличный памятник сему незабвенному в летописях отечественной словесности мужу». Высочайшее соизволение на это ходатайство последовало в марте 1825г.

Но инициатору этого дела - епископу Неофиту не удалось увидеть свою идею воплощённою :в июне 1825г он, после кратковременной болезни скончался…

Между тем ,пока собирались деньги по всей России, было приступлено к составлению проекта памятника, которое принял на себя ректор Академии Художеств , стацкий советник Иван Петрович Мартос , известный такими произведениями, как памятник Минину и Пожарскому в Москве, герцогу Рошалю в Одессе, множеством статуй во дворце и дворцовом парке в Павловске и монумент императору Павлу в Грузии.

Мартос составил проект следующего содержания : « идею для составления моего монумента подала мне ода Ломоносова. Ломоносов представлен мною на северном полушарии для означения , что он есть северный поэт. На полушарии награвировано имя Холмогор, место его рождения. Положение фигуры выражает изумление ,которым поражен он взирая на великое северное сияние. В восторге духа своего ,поэт желает воспеть величие Божье и принимает лиру, подносимую гением поэзии. Это есть изображение минуты вдохновения. Вензель на лире - имя государыни императрицы Елизаветы Петровны означает , что Ломоносов был певцом счастливого её царствования.» Также Мартос обращал внимание, что в случаи утверждения проекта императором, желал бы принять на себя исполнение его, чтобы «…посвятить труды свои и своё искусство на сие важное и к чести относящееся дело». После того, как в марте 1826г проект и рисунок памятника был одобрен императором Николаем Павловичем, и ваяние самого монумента было передано Мартосу, последний писал: «…дорожа временем, не дожидаясь скопления суммы по подписки решил приступить к произведению настоящей большой модели …»

Средства на памятник собирались разными путями. Здесь были пожертвования от частных лиц, выделялись деньги различными министерствами, продавались оттески с изображением рисунка памятника, продавались сборники стихов посвященных Ломоносову. Приношения стекались со всех концов России. Когда в апреле 1829г была закончена лепка алебастровой модели памятника в его натуральную величину, она была выставлена на всеобщее обозрение в мастерской художника, что также способствовало сбору средств.

Отливка из бронзы самого монумента была окончена к январю 1829г. Мартос писал «…Я ничего так не боялся, как того, что преклонность моих лет не допустит совершить сию важную работу … Не скрою радость мою по случаю счастливого отлива памятника и удовольствие, которое чувствую, что мог посвятить труды свои на увековечение лика одного из первейших гениев севера и великого русского поэта» Надо так же отметить, что Иван Петрович Мартос не только отлил бронзовые фигуры из собственного материала, но ещё и взял на себя все хлопоты по сохранению памятника в Петербурге, доставку монумента с пьедесталом в Кронштадт для погрузки на корабль ,и, наконец, обязался прислать в Архангельск на свои средства мастера для установки монумента.

Отлитый и совершенно готовый памятник пролежал в Петербурге 14,5 месяцев, именно потому, что не было попутного ветра для отправки его из столицы. В марте 1829 года последовало Высочайшее соизволение на перевозку памятника вмести с гранитным пьедесталом в Архангельск на военном судне, если не встретится на это препятствия со стороны морского министра. Здесь-то и оказалась задержка: бывший тогда морским министром адмирал Моллер уведомил архангельского губернатора, что, он не считает возможным расположить перевозку памятника на казённом судне.

Отказ этот поставил архангельскую администрацию более чем в затруднительном положении. Готовый памятник с пьедесталом лежал на одном из частных дворов по набережной Фонтанки; за наем этого места приходилось платить по 35 руб. в месяц; но помимо этого непроизводительного расхода, вместе с отказом министра, исчезла всякая надежда увидеть лормоносовский монумент в более или менее близком будущем в Архангельске. Частных пароходов, совершавших прямые рейсы от Петербурга до Архангельска, не было; везти сухим путём было почти невозможно: во-первых, рискованно было решиться отправить столь дорогой груз отвратительной дорогой между Петербургом и Архангельском, так как во время перевозки могло произойти крупное повреждение этого произведения искусства. Выяснив эти причины, архангельский военный губернатор вновь ходатайствовал перед министром двора о разрешении перевозки памятника Ломоносову на казенно судне,.

15-го мая 1829 года, последовало вторичное Высочайшее повеление от Императора Николая 1, отправить памятник в Архангельск на первом казанском транспортном судне. Но и после этого Моллер доложил императору, что высочайшее повеление 27-го июня того же года, отменено совершенно.

Обстоятельства изменились к лучшему только со вступлением в должность морского министра князя Меншикова, когда после усиленных хлопот со стороны архангельского военного губернатора, 17-ого июня 1830 года, памятник с пьедисталом был, наконец, перевезен из Петербурга в Кронштадт и нагружен на транспорт «Двину».

Таким образом, только осенью 1830 года, прибыл медный Ломоносов на свою родину. Работы по постановке памятника на место были отложены до весны 1831 года, когда его поставили на том самом месте, которое для этого было собственноручно обозначено императором Николаем Павловским на плане города Архангельска. Открытие и освящение памятника в 1831 году не состоялось, так как всё лето этого года в Архангельске свирепствовала страшная болезнь - холера. Народ находился в панике. Карантинные условия не допускали большого скопления народа в видах возможности распространений заразы. И вообще время это было на столько тяжелое и грустное, что вовсе было не до торжеств и праздников. Десятая часть городского населения сделалась жертвою свирепой холеры, не было семьи, не было дома, где не оплакивали бы родственника или близкого человека, умершего от этой болезни…

Официальное торжественное открытие памятника было отложено до прекращения эпидемии и могло состояться лишь летом 1832 года. Открытие памятника назначили на 25 июля 1832г , в день рождение Императора Николая Павловича. Для Архангельска торжество было действительно праздником. Программа празднества была составлена очень тсчательно, прописаны были все нюансы , такие как: - Пред памятником поставить для знати стулья, а прочих скамейки, дабы не было изнурительно выслушивать разные сочинения, в честь сего торжества…

-Ученикам стоять, что бы меньшего роста были впереди , а высшего позади, дабы одни другим не мешали…

-Мужчинам занять сторону правую, а дамам левую…

-…столик поставлен будет ,на котором должны лежать все сочинения Ломоносова, физические и химические инструменты…

Торжество было пышное. Для избранных дам и господ городской голова дал парадный завтрак, остальная публика до позднего вечера гуляла по Троицкому проспекту. Вот как описывали торжество «Санкт-Петербургские ведомости» за 20 июля1832 года: «Учащиеся читали свои стихи, играл оркестр Архангельского порта, были исполнены положенные на музыку ода Ломоносова «Хвала Всевышнему Владыке» и специально сочинённый кант. Вечером пьедестал памятника и ступеньки под оным были иллюминированы, а для стёкшегося в великом множестве народа играла портовая музыка, с передней же стороны памятника лежали положенные ещё утром сочинения Ломоносова, физические и химические инструменты, а на нижних ступеньках-рыболовнысети…»

памятник был установлен на Соборной площади вблизи Троицкого собора. Здесь памятник Ломоносову простоял 35 лет.

Место, выбранное императором на карте города оказалось неудачным, болотистым. За первые четыре года памятник просел в почву на пять с половиной (1,65 м). Для него укрепили фундамент из дикого камня, но оставили на прежнем месте.

По ходатайству архангельского губернатора князя Гагарина , с высочайшего разрешения ,последовавшего 23 июня 1867г, памятник был перенесён на площадь напротив главного входа здания губернских присутственных мест - на то место, где теперь находится обелиск Севера. Единственный ,на тот момент, в России памятник Ломоносову воздвигнутый на его родине украшал собой площадь в городе Архангельске , названной Ломоносовской. Площадь эта разделяла главною городскую улицу -Троицкий проспект- на две резко отличающиеся друг от друга части :южную с русским населением и северную- с немецким, издавна именуемую Немецкой слободкою. Ломоносовская площадь была окружена лучшими зданиями в городе: губернским домом, присутственные места ,городская дума, полицейское управление, мужская и женская гимназии - эти каменные здания, которых было так мало в Архангельске, как бы нарочно сгруппировались вместе, чтобы образовать из себя приличную рамку для главного и почётного украшения города- памятника Ломоносову. Торжественное открытие и освящение его на новом месте происходило 1 сентября 1867г.

в революционные события 17-го года и после, памятники Ломоносову по всей России уцелели, а вот самый первый монумент работы Мартоса, что стоял на центральной площади в Архангельске, трескоеды скинули, Почему? А за то, что "кадил царям". Причиной «немилости» стал вензель Екатерины на лире .Памятник довольно долго пролежал, спрятанный, под какой-то лодкой, пока его не нашли и не установили в очередной раз на новом месте…

В 1930 г. монумент установлен перед зданием Архангельского лесотехнического института, ныне Архангельский государственный технический университет.

При перенесении памятника в 1930 г. выполнен новый постамент.

К 300-летию Михаила Ломоносова монумент отправили на реставрацию. «До этого памятник, отлитый в 1829 году, ремонтировали лишь отдельными местами», . На этот раз специалисты компании «Первые Петергофские реставрационные мастерские» убрали многочисленные следы сварки, покрыли скульптуру слоем патины, которая вернула изваянию первозданный вид. Бронзовую скульптуру весом около 1400 кг установили на обновленный гранитный постамент на площади перед главным корпусом Северного /Арктического/ федерального университета /САФУ/ имени М.В. Ломоносова.

По предложению студенческой организации памятник Ломоносову у главного корпуса САФУ будет одет в тёплую одежду.
Ломоносов изображён в античной тоге, с лирой в руке. Нам, северянам, обидно за Михаила Васильевича, на которого даже смотреть холодно. Поэтому мы решили «довести его образ до ума», добавив тёплой одежды», - рассказали волонтёры студенческой организации . О том, какой наряд приготовили студенты САФУ для знаменитого земляка, станет известно 25 января.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал