7


  • Учителю
  • Внеурочное занятие. Познавательная математика 1-2 класс

Внеурочное занятие. Познавательная математика 1-2 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пелевская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан





«Рассмотрена»

На педагогическом совете





Протокол № ____ от

______________________ 2015 г.



«Согласована»

Заместитель директора школы по ВР

________________________

Саляхова Г.Г.





«_____» _____________________ 2015 г.



«Утверждена»

Директор школы

_______________________Хафизов Р.С.





Приказ № __________ от _________________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Гариповой РадисыВалиулловны

внеурочной деятельности по учебному предмету математика

«Познавательная математика»













Пояснительная записка

Актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.





Цель: развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Особенности программы:

соблюдение принципов взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.

Данная программа рассчитана на детей 7-8 лет

Срок ее реализации - 1 год.

Форма организации - внеурочная деятельность.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.





Содержание программы

Мир занимательных задач (26 ч.)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика( 8 ч.)

Пространственные представления понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) - «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности

- качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.

Предметные результаты

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.





УМК:

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач - средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. - 2009. -№ 7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. - СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. - СПб. : Кристалл, 2001.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. - Минск : Фирма «Вуал», 1993.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М" 2006.











ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема внеурочной деятельности



Количество часов

Виды деятельности

Форма контроля

Сроки проведения

План

Факт

1.

«Удивительная снежинка»



1

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах.

работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»



3.09



2.

Иrpa«Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»



сложение, вычитание в пределах 20

10.09



3.

Математические игры



1

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Игра «Русское лото»



сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)

17.09



4.

Прятки с фигурами



1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. р



решение задач на деление заданной фигуры на равные части.



24.09



5.

Секреты задач





1

Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.





решение нестандартных задач

1.10



6-7

«Спичечный» конструктор



2

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.





построение конструкции по заданному образцу

8.10, 15.10



8.

Геометрический калейдоскоп



1

</ Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.



конструирование многоугольников из заданных элементов

22.10





9.

Числовые головоломки



1

Решение и составление ребусов, содержащих числа.



заполнение числового кроссворда(судоку)

29.10



10.

«Шаг в будущее»



1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».



построение собственного рисунка и описание его шагов.

12.11



11.

Геометрия вокруг нас





1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.



закономерности в узорах

19.11



12.

Путешествие точки



1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.



построение собственного рисунка и описание его шагов.

26.11



13.

«Шаг в будущее»



1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.



построение собственного рисунка и описание его шагов.

3.12



14.

Тайны окружности



1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.



составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

10.12



15.

Математическое путешествие



1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй - прибавляет 18, третий - вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд:

34 - 14 = 20

20 + 18 = 38

38 - 16 = 22 22+ 15 = 37



работа в группах.

17.12



16

«Новогодний серпантин»



2

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.





конкурс на лучшее решение математической задачи

24.12



17-18

Математические игры



1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».



тестирование

15.01,22.01



19.

«Часы нас будят по утрам...»



1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.



работа в парах

29.01



20.

Геометрический калейдоскоп



1

Задания на разрезание и составление фигур.



конкурс на лучших фигур

5.02



21.

Головоломки



1

Расшифровка закодированных слов.

конкурс на лучшие головоломки

12.02







22.

Секреты задач



1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.



решение нестандартных задач

19.02







23.

«Что скрывает сорока?»



1

Решение и составление ребусов,

конкурс на лучшие ребусы

26.02







24.

Интеллектуальная разминка



1

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.



конкурс на лучшие головоломки

4.03







25.

Дважды два - четыре



1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».



тестирование

11.03







26-27.

Дважды два - четыре



2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков.. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».



взаимный контроль

18.03





28.

В царстве смекалки



1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

конкурс на лучшую загадку-смекалку







29.

Интеллектуальная разминка



1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.



работа в компьютерах







30.

Составь квадрат

.



1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

тестирование







31-32.

Мир занимательных задач



2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте»..



тестирование







33.

Математические фокусы



1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).



проверочный тест







34.

Математическая эстафета. Обобщение







1

Решение олимпиадных задач









Примечание ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал