7


  • Учителю
  • Сборник дидактических игр по математике для учащихся 5-6 классов.

Сборник дидактических игр по математике для учащихся 5-6 классов.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:            Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с имеющимися элементами соревнования, непосредственности, естеств
предварительный просмотр материала

Славянская общеобразовательная школа I-III ступеней №1

Славянского городского совета Донецкой области



Сборник дидактических игр

по математике

для учащихся 5-6 классов.











Автор:

И.О.Боднарчук,

учитель математики

высшей категории

2014



Пояснительная записка.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможности эффективного взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с имеющимися элементами соревнования, непосредственности, естественного интереса. Определяющими при этом есть мысли классиков педагогики.

Макаренко называл декабря осознанной деятельностью, а радость игры - "радостью творческой", "радостью победы". Сухомлинский писал: "в игре раскрывается перед детьми мир, творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного детского развития».

Вполне естественно, что именно в игре следует искать скрытые возможности для успешного усвоения учащимися математических идей, понятий, формирование необходимых умений и навыков. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, максимально развивая их способности. Игра воспитывает чувство ответственности, коллективизма. Дидактические игры на уроках математики можно использовать для ознакомления детей с новым материалом и для его закрепления, для повторения ранее приобретенных представлений и понятий, для полного и глубокого их осмысленного усвоения, формирования вычислительных, графических умений и навыков, развития основных приемов мышления, расширения кругозора. Систематическое использование игр повышает эффективность обучения.

Подбирая игры, продумывая игровую ситуацию, необходимо обязательно сочетать два элемента - познавательный и игровой. Создавая игровую ситуацию в соответствии с содержанием программы, учитель должен четко спланировать деятельность учащихся, направлять ее на достижение поставленной цели.

В сборнике собраны дидактические игры, которые объединены по одному признаку - во всех предложенных играх игровой момент создается с помощью цвета.

Такой подход обеспечивает яркость и эмоциональная окраска дидактической игре, делает учебную деятельность учащихся на уроке более интересной, повышает интерес учащихся к математике.



1. Математический букет



Дидактическая цель: отработать навыки устного счета.

Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, настойчивость, умение доводить дело до конца.

Содержание игры. Учитель раздает ученикам корзины, вырезанные из плотной бумаги и набор разноцветных цветов с цифрами - ответами на примеры устного счета, которые учитель подготовил к уроку. Услышав пример, дети устно вычисляют его находят правильный ответ на цветке, и цветок с правильным ответом «кладут в корзину». Учитель, проходя между рядами, наблюдает кто из учеников правильно вычислил, указывает на ошибки.



Выводы: игра позволяет отследить качество работы каждого ученика, способствует воспитанию трудолюбия, осознанию каждым учеником того, что все нужно делать самостоятельно и идти до конца; во время игры производится скорость вычислений, внимательность, сообразительность.



2. Математическое лото

«Учимся и путешествуем»

Дидактическая цель: закрепить навыки рациональных приемов вычисления, совершенствовать навыки вычислять примеры на все действия.

Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, навыки самостоятельной работы, знакомить учеников с уголками живописной природы Украины.

Содержание игры. В конверте учащимся предлагается набор карточек с примерами - задачами, на обратной стороне которых часть рисунка с изображением природных достопримечательностей Украины, и большая карта с ответами. Обычно карточек с примерами - задачами больше чем ответов на большой карте. Например, на 8 карточек с примерами - задачами 6 ответов на большой карте.

Ученик достает из конверта кратко, развязывает пример и накрывает соответствующий ответ. Карточки с примерами - задачами после решения нужно класть вниз лицевой стороной. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то рисунок с изображением природных достопримечательностей родного края. Таким образом ученики осуществляют заочное путешествие по достопримечательностям родного края (возможно и мира). Учитель, проходя рядами, легко определяет итоги работы и делает небольшое интересное сообщение о созданной картинке.

Выводы: играя в математическое лото ученики совершенствуют математические способности, формируют навыки и развивают свое мнение знакомясь с достопримечательностями природными памятниками Украины или с другими достопримечательностями в зависимости от того, какие картинки будут расположены на обратной стороне большой карты с ответами.



3. Самостоятельная работа - мозаика

Дидактическая цель: проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.

Воспитательная цель: развивать уверенность учеников в своих силах, умение принять решение.

Содержание игры. Учитель раздает ученикам задания, написаны вразброс на отдельном листе и комплект фигур с ответами. Решив задачу, ученик находит фигуру с ответом и с помощью двойного скотча крепит ее на лист. Затем ученик переходит к следующему заданию и снова находит фигуру с ответом и с помощью двойного скотча крепит ее на лист. Таким образом, решив все задания правильно, ученик получит яркую картинку. Учитель легко проверит правильность выполненного задания, увидев все цветные фигуры на нужных местах.

Выводы: игра направлена, прежде всего, на развитие познавательной компетентности учащихся; во время игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям; увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.







4. Палитра уравнений

Дидактическая цель: формирование умений и навыков в решении уравнений, проверка и коррекция знаний учащихся по изученной теме, развитие познавательной компетентности учащихся.

Воспитательная цель: формировать чувство ответственности, уверенность учеников в своих силах, развивать умение принять решение.

Содержание игры. Учитель раздает ученикам макет палитры. На местах красок записаны уравнения, в центре прикреплены разноцветные кружочки с ответами. Решив уравнение, ученик находит кружочек с правильным ответом, и с помощью двойного скотча прикрепляет его у уравнения. Таким образом, образуется палитра.

Выводы: игра позволяет учителю позаботиться о том, чтобы на уроке математики каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности; играя в «палитру уравнений» ученики совершенствуют умения и навыки в решении уравнений.







5. Мудрая радуга

Дидактическая цель: развивать познавательную компетентность учеников, память, внимание, умение анализировать, делать выводы, познакомить с возможностями математики в ходе решении нестандартных задач.

Воспитательная цель: воспитывать любознательность, желание повышать уровень математических знаний, приобщить детей к истории развития математики, познакомить детей с выдающимися математиками, их произведениями, интересными математическими задачами и задачами, которые способствуют развитию математического мышления.

Содержание игры. Учитель готовит задание за семью направлениями по цветам радуги:

 Красный - математические фокусы;

 Оранжевый - задания на сообразительность;

 Желтый - веселые задачи;

 Зеленый - магические квадраты;

 Голубой - стариные задачи на сообразительность;

 Синий - математические интересные;

 Фиолетовый - задания на развитие логического мышления.

В начале урока во время интеллект - разминки учитель предлагает любому из учеников выбрать цвет радуги и определить задачу, которую во время интеллектуальной разминки будет выполнять класс

Выводы: играя в «мудрую радугу» ученики развивают свой интеллектуальный потенциал, повышают умственную активность, развивают память, внимание; постоянное проведение интеллектуальных разминок во время уроков способствует повышению любознательности учеников, расширению кругозора, формированию математического мышления; выполнения такого рода задач позволяет расширить кругозор учащихся в историческом аспекте, пополнить лексический запас новыми терминами, узнать их этимологическом происхождении, получить дополнительную информацию об окружающем мире.



6. Цветная сказка

Дидактическая цель: совершенствовать необходимые мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение) для успешного решения задач; совершенствовать умение различать условие и вопрос задачи, данное и искомое, простую и сложную задачу, прямую и обратную; научить сравнивать задачи, подобных по сюжету, но различных по математическому содержанию (выделение обобщенных типов задач, их классификация); учить учеников ориентироваться в различных проблемных ситуациях, обогащать их знания и опыт, учить математической деятельности.

Воспитательная цель: воспитывать положительное отношение к учебному процессу, формировать интерес к изучению математики с помощью введения в процесс обучения знакомых сказочных персонажей; развивать моральные качества учеников.

Содержание игры.

1 вариант: при проведении фронтального опроса, интеллектуальной минутки «вопросы задают сказочные герои», вопросы написаны на карточках разного цвета, которым определяется уровень сложности вопроса; вопросы могут доставать сами дети (из шляпы Гарри Поттера, корзинки Красной Шапочки, и т.д)

2 вариант: для домашнего задания учитель предлагает детям написать сказку-задачу по тому материалу, который изучался на уроке; задачи написаны на карточках разного цвета, которым определяется уровень сложности сказки-задачи.

3 вариант: дети работают в дифференцированных группах над составлением задачи по «макету» - («макет» - шаблон задачи, заранее созданный учителем) в шаблоне используются элементы из сказок, по итогу работы групп создается сказка в ходе урока. Каждая группа имеет «свой цвет», которым определяется уровень сложности сказки-задачи.

Выводы: игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, потому что сказки, это то наиболее близкое ребенку; положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют умственную деятельность учащихся, обеспечивающих решение задач, связанных с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения....



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал