7


  • Учителю
  • вне классное мероприятие 'Математические игры' (4-5 класс)

вне классное мероприятие 'Математические игры' (4-5 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Внеклассное мероприятие проводится для учащихся 4-5 классов с целью развития интереса обучающихся к изучению математики, развития навыков решения нестандартных задач, быстроты мышления.Мероприятие проводится в форме устного журнала с привлечением к его проведению уча
предварительный просмотр материала

Тимофеева Оксана Леонидовна,

учитель математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Брянска

с углубленным изучением отдельных предметов им. Ф. И. Тютчева»


Устный журнал

для учащихся 4-5 классов

«Математические игры»


Цель: активизировать интерес учащихся к изучению математики, развитие навыков решения нестандартных задач, быстроты мышления.


Оборудование: листок бумаги для складывания оригами, разлинованы карточки для игры в «Крестики - нолики», презентация, видео - материал.


Вступительное слово учителя.


С математикой мы встречаемся на каждом шагу, с утра до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы, чтобы узнать, который час; в транспорте рассчитываем время в пути, в магазине опять занимаемся расчетами.

В школе вы изучаете основы всех наук, причем математикой занимаетесь почти каждый день с первого класса и каждый день открываете в ней что-то новое. Но не на каждом уроке математики бывает по настоящему интересно. Некоторые вообще считают этот предмет сухим и не интересным. Все это происходит от того, что вы еще мало ее знаете.

А откуда пришло к нам слово «математика»? Из древнегреческого языка. Слово «мантеин» - означает в переводе «учиться приобретать знания». Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит «почему?», кто не боится анализировать, размышлять и чей девиз «Хочу все знать!».

Сегодня я предлагаю вам узнать о математических играх - новом разделе математики, которыми можно заниматься на перемене, дома, в любое свободное от дел время. Мы предлагаем Вам смотреть, слушать, запоминать и выбирать себе игру, которой можно увлечься, а значить заинтересоваться и самой наукой математикой.


Страница 1.

Математическая игра «Крестики - нолики»



Крестики- нолики - настольная, напольная, настенная, назаборная, то есть гдеугодная игра на 9-ти клеточной доске.

Впервые крестики-нолики могли появиться в Индии более 2000 лет назад, но потом тот, кто их чуть было не изобрел, понял, что за доску 8х8 он может стрясти намного больше зерна, чем за 3х3, и поэтому он изобрел шахматы. Второй раз эту игру изобретали в Римской империи, но когда их изобретателю оставался последний штрих, какие-то варвары коварно захватили Рим и предотвратили распространение игры. Когда игра была окончательно изобретена, доподлинно неизвестно. Предположительно, ее случайно изобрел, решая трехуровневую систему уравнений, французский математик. В средние века игра была очень популярна, известны даже случаи открытия крестиконолических кафе, имеющих высокий рейтинг посещаемости.

В связи с тем, что люди, заигравшиеся в крестики-нолики, стали пропускать пытки, допросы и сожжения на костре, церковь игру запретила. Но в нее все равно играли все, хоть и тайно. Так, например, один из итальянских художников зафиксировал тот момент, когда Папа Римский играл темной ночью под одеялом в крестики-нолики сам с собой.

Недавнее открытие потрясло человечество и заставило пересмотреть всю историю игры. На скалах одной из французских пещер среди рисунков была обнаружена партия в крестики-нолики. Ученые ломают голову над тем, что бы это значило. Древние люди разыгрывали звание вождя? Или инопланетяне схватились в жаркой схватке над девятиклеточным полем? А может, это чудотворная партия, которую следует вырезать и отнести в ближайший храм? Науке не известно… Однако, у великого учёного из России возникла своя версия. Когда римляне нарисовали эту наскальную живопись, они устали, и они решили сыграть в крестики нолики.

Партию начинает играющий крестиками. Он ставит его на любую из клеточек таблицы. Затем играющий ноликами ставит свою фигуру на любое из свободных полей.

Выигрыш фиксируется, если крестиками или ноликами полностью заполняется вертикаль, горизонталь или диагональ. Победителем признается обладатель фигур, которыми заполнился ряд. Победа одного из участников фиксируется, если его соперник сдался.

Ничья фиксируется, если заполнены все девять клеток, и не одного ряда, заполненного только крестиками или только ноликами, не наблюдается. Если противник делает ход, не ответив на предложение ничьей, оно считается отвергнутым. Так же объявляется ничья после трехкратного повторения позиции. Ведущий предлагает сыграть в данную игру одному учащемуся из класса. Далее анализирует наиболее выгодные позиции постановки «крестика» (крестик в крайнем верхнем углу или в центре поля).

Страница 2.

Фокусы.

  1. Задумайте любое число от 1 до 1000000. Прибавьте к нему 5, а потом 12. Вычтете 13. Из полученной разности вычтете задуманное вами число. Результат увеличьте в 12 раз, разделите на 3 и на 4. Если вы выполнили все действия правильно, то у вас получится всегда одинаковый ответ. Он равен 4.

  2. Назовите двузначное число. Запишите его на отдельный лист бумаги.

Теперь запишите свой год рождения (прямо под задуманным числом). Потом назовите какое-нибудь историческое событие (допустим, полет Юрия Гагарина и год, когда оно произошло). Еще ниже напишите свой нынешний возраст и количество лет, прошедших со времени полета Ю.Гагарина. После этого сложите в столбик получившиеся числа и назовите ответ. Затем я подойду к вам и предложу свой листок, на котором будет ваш ответ с другими вычислениями.

  1. Любому желающему предлагается написать число, используя все

цифры. Затем в этом числе зачеркивается одна цифра, а отгадывающему сообщается сумма оставшихся цифр.

(Секрет: 1+2+3+…+9=45)


Страница 3.

Кубик Рубика

«Кубик Рубика» - механическая головоломка, изобретённая в 1974 году (и запатентованная в 1975 году) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком.

Головоломка представляет собой пластмассовый куб. Его видимые элементы снаружи выглядят как 54 грани малых кубиков, составляющих один большой куб, и способны вращаться вокруг 3 внутренних осей куба. Каждая грань состоит из девяти квадратов и окрашена в один из шести цветов, в одном из распространённых вариантов окраски расположенных парами друг напротив друга: красный - оранжевый, белый - жёлтый, синий - зелёный; но в различных вариантах кубика Рубика грани окрашиваются в разные цвета совершенно различным образом. Повороты граней позволяют переупорядочить цветные квадраты множеством различных способов. Задача игрока заключается в том, чтобы «собрать кубик Рубика»: поворачивая грани куба, вернуть его в первоначальное состояние, когда каждая из граней состоит из квадратов одного цвета.
Считается, что кубик Рубика - лидер среди игрушек по общему количеству продаж: по всему миру было продано порядка 350 млн. кубиков Рубика, как оригинальных, так и различных аналогов. Интересный факт: если их поставить в ряд, то они протянутся почти от полюса до полюса Земли.
Математика кубика Рубика - совокупность математических методов для изучения свойств кубика Рубика с абстрактно-математической точки зрения, изучает алгоритмы сборки кубика, оценки алгоритмов его сборки и др. Основана на теории графов, теории групп, теории вероятности, комбинаторике.

Существует множество алгоритмов, предназначенных для перевода кубика Рубика из произвольной конфигурации в конечную конфигурацию (собранную, все грани одноцветны). В 2010 г. строго доказано, что для перевода кубика Рубика из произвольной конфигурации в собранную конфигурацию (часто этот процесс называют «сборкой» или «решением») достаточно не более чем 20 поворотов граней (ходов). Алгоритм, который решает головоломку за минимально возможное количество ходов, называют алгоритмом Бога.

Предлагается видео - материал о проведении международных конкурсов (индивидуальных и командных) по «сборке кубика Рубика».

Страница 4.

Игры со спичками

Из спичек сложили шесть неверных равенств. Переложив в каждом примере одну спичку, получите верные равенства.

  1. 1) X I I + I X = I I; (XII-X=II)

2) X = V I I - I I I; (X-VII=III)

  1. V I - V I = X I; (V+VI=XI)

  2. I V - V = I; (V-IV=I)

  3. X + X = I; (XI-X=I)

  4. I V - I - V = I I. (IV=I+V-II)


Страница 5.

Оригами.

(Ведущий предлагает свою игру, одновременно с демонстрацией презентации)

Оригами - вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и

была изобретена бумага.

Оригами - это математика!
Многие считают, что оригами это забава, с помощью которой люди создают различные фигуры, но очень многое в оригами связано с математикой. Оригами связано с геометрией, оригами, как наука, способна изумить нас формами, о возможности существования которых, мы, может быть, и не догадывались.

Оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя, семейного очага.

Международным символом оригами является японский бумажный журавлик. История этой фигурки довольно примечательна. Птица с длинной шеей в Китае и Японии считалась символом удачи и долгой жизни.
Вторая мировая война придала древней фигурке ещё одно значение - символ мира. Многие знают историю маленькой японской девочки Садако Сасаки, родившейся в 1943 г. и оставшейся сиротой после атомной бомбардировки Хиросимы. Она тяжело заболела лучевой болезнью и, лёжа в госпитале, начала складывать бумажных журавлей. Садако верила в старинное поверье, что если ей удастся сделать их тысячу штук, то сбудется её желание. Сначала она мечтала выздороветь, однако, после того как эта надежда угасла, Садако начала молиться о всеобщем мире на земле. Она успела сделать 644 фигурки и умерла 25 октября 1955 года. С тех пор многие европейские и американские дети стали посылать бумажных журавлей в музей мира, находящийся в Хиросиме, в качестве символа мира.

Все учащиеся класса вместе с ведущими складывают из предложенной бумаги наиболее простую фигурку птички.



Схема сборки

Ниже представлена схема сборки птички оригами от известного японского мастера оригами Фумиаки Шингу. Если вы будете четко следовать инструкциям, то сборка птички оригами не займет много времени, а результат будет такой же, как на картинке. Проделав описанное на схеме несколько раз, вы поймете, как делать птичку оригами быстро и без подглядывания в схему.






Заключение.


Подведение итогов. Награждение победителей.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал