7


  • Учителю
  • Проект по математике на тему 'Интерактивная игра 'Воздушный бой'

Проект по математике на тему 'Интерактивная игра 'Воздушный бой'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)


федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение

для детей и подростков с девиантным поведением

«Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1»

(Рефтинскоеспец.ПУ)








ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ БОЙ»





Исполнитель: Ширгазин Марат

обучающийся 9 «В» класса


Руководитель: Н.А.Федотова

учитель математики,1.кв.категория








Рефтинский 2015

СОДЕРЖАНИЕ


Паспорт проекта

3

Введение

4

1.Итерактивные игры и их применение в обучении

5

Заключение

10

Литература

11

Приложение 1. Дневник проектной работы

12






































ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Интерактивная игра «Воздушный бой»

Исполнитель

Ширгазин Марат, 1 группа, 9 «В» класс, лет

Руководитель

Федотова Наталия Анатольевна, учитель математики, 1 кв.к.

Год разработки

2014- 2015 уч. г.

Образовательная область

Математика

Основополагающий вопрос

Возможно ли в обучении использовать интерактивные игры?

Проблемные вопросы

Что такое игра? Какие бывают игры? Какие интерактивные игры используют на уроках?

Цель

создание интерактивной игры по математике

Задачи

- изучить понятие «Интерактивная игра» и ознакомиться с алгоритмом создания игры;

- определить технологический и содержательный компоненты игры;

- разработать дизайн игры и выполнить игру;

- оформить проектную работу и защитить.

Учебный раздел, тема

«Неравенства и системы неравенств»,

«Уравнения с одним неизвестным»,

«Четырехугольники»,

«Действия с натуральными числами»

Тип проекта

Практико-ориентированный, монопроект,

индивидуальный, краткосрочный

Методы

Анализ, опрос

Краткая аннотация проекта

Интерактивная игра представлена в форме презентации в количестве 49 слайдов. Структура слайдов содержит вопросы и кнопку «ответ» для проверки полученного результата. Все слайды имеют таймер, который включается автоматически и рассчитан на 1 минуту. Игру можно использовать на уроках обобщения и систематизации учебного материала по математике, так и внеурочных занятиях при проведении декады математики и при подготовке к ГИА в качестве дидактического пособия.

Сроки реализации проекта

Ноябрь- январь

Форма предъявления

результата проекта

Презентация



Программно-техническое обеспечение

Фотоаппарат, компьютер, принтер, мультимедийный проектор

Образовательное учреждение

«Рефтинское специальное профессиональное училище закрытого типа №1»

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий и обеспечивает человеку безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Актуальность

В настоящее время печатная продукция (книги, журналы и т.д.) сдает свои позиции. Меняются подходы в обучении. На смену учебникам приходят информационные и игровые технологии. Перед нами возник вопрос, возможно ли в обучении использовать интерактивные игры? До поступления в данное учреждение я, как и многие мои сверстники, увлекался компьютерными играми, которые являлись как способ организации досуга. Я заинтересовался в создании интерактивной игры, которая содержала бы программный материал по математике 7, 8 классов, и была нацелена на его закрепление и обобщение, что явилось бы эффективным средством подготовки к ГИА.

Проблемный вопрос: возможно ли в обучении использовать интерактивные игры?

Цель: создание интерактивной игры по математике

Задачи:

- изучить понятие «Интерактивная игра» и ознакомиться с алгоритмом создания игры;

- определить технологический и содержательный компоненты игры;

- разработать дизайн игры и выполнить игру;

- оформить проектную работу и защитить.

Методы:

Практическая значимость: интерактивную игру можно использовать как на уроках обобщения и систематизации учебного материала по математике, так и внеурочных занятиях при проведении декады математики и при подготовке к ГИА в качестве дидактического пособия.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная презентация, карточки с правилами игры и игровым полем, учебники алгебры и геометрии 7,8 класса.


  1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Что такое игра? В словарях это понятие трактуется по-разному. В Словаре русского языка «игра - тот или иной способ, каким развлекаются, как комплект предметов для игры». В Педагогической энциклопедии она определяется как «вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности». В Педагогическом словаре слово «игра» отсутствует (есть только «игры детские»), а в Психологическом значится: «Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий». Педагогическое значение игры выступает как форма обучения.

Классификация игр по внешним признакам

По содержанию

По форме

По составу и количеству участников

По наличию инвентаря



Спортивные

Подвижные

Интеллектуальные

Технические

Музыкальные

Коррекционные и т.д.

Игры-танцы

Игровые тренинги и упражнения

Тесты и анкеты

Конкурсы

Соревнования и т.д.

Индивидуальные

Парные

Групповые

Командные

Массовые

С предметами и без предметов

Компьютерные


Классификация игр по внутренним признакам

Физические и психологические игры и тренинги

Интеллектуально-творческие

Социальные

Комплексные


Двигательные

Экспромтные

Терапевтические

Сюжетно-интеллектуальные

Дидактические

Электронные

Компьютерные

Сюжетно-ролевые

Деловые

КТД

Большинство людей при слове «игра» вспоминают, скорее всего, о собственном детстве или о развлекательных играх для взрослых. Многих чрезвычайно удивляет, что игры создают прекрасные возможности для обучения.

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка («интер» - между, «актив» - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать с чем-либо (компьютер), или кем-либо (человек).

Интерактивная дидактическая игра - один из современных методов обучения и воспитания.

Работа с компьютером уже сама по себе имеет интерактивный характер, расширяет самостоятельную учебную работу за счёт использования активно-деятельностных форм обучения. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров и т.п.

В зависимости от охвата обучающихся интерактивные дидактические игры проводятся на следующие формы организации их деятельности: фронтальная, групповая, парная и индивидуальная.

Основными достоинствами интерактивных дидактических игр на уроках является то, что они делаю процесс обучения интересным и увлекательным.

Интерактивные игры могут быть представлены в виде мультемедийных презентаций; 3 D книг; флеш - альбомов; интерактивных игр и тренажеров.

Основными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактическая задача, оборудование, результат игры.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает моральное и умственное удовлетворение.

Интерактивные коллективные игры в обучении разделяют по дидактическим задачам: обучающие, обобщающие, контролирующие.


После изучения и анализа информации совместно с учителем математики мы разработали содержательный компонент игры, в который был включен учебный материал по разделам: «Неравенства и системы неравенств», «Уравнения с одним неизвестным», «Четырехугольники», «Действия с натуральными числами». Задания на слайдах были составлены в форме вопросов, упражнений, задач-чертежей, рисунков, примеров, логических задач, ребусов.

На следующем этапе работы я самостоятельно создал игру в форме презентации.

Правила игры взяты с сайта .

Цветные угловые клетки игрового поля - это базы ВВС команд, на которых располагаются самолётики в начале игры. Цель игры - сбить самолёты противника, т.е. поставить на одну клетку с противником свой самолёт. Сбитый самолёт снимается с поля. Каждая команда по очереди выбирает карточку с вопросом - открывает ячейку поля и переходит по гиперссылке на слайд с вопросом. На слайде цифра показывает, на какое число клеточек может передвигаться самолёт, включение таймера происходит путём нажатия на слово «Время». Ответ появляется при клике мышкой по вопросу. При правильном ответе команда двигает свои самолёты вертикально или горизонтально. Во время одного хода разрешается перемещать только один из имеющихся своих самолётов (по выбору команды). Неправильный ответ на вопрос - команда пропускает ход и на этот же вопрос может отвечать другая команда. Среди слайдов с вопросами есть игровые слайды «Кончилось горючее. Вернуться на базу» (возврат самолётика на исходную позицию начала игры), «Отказ работы двигателей» (пропуск хода), «Дозаправка в воздухе» (призовой ход на указанное на слайде количество клеточек).

Вопросы, представленные в игре, трех уровней сложности. Уровень сложности показывает цифра слайда с вопросом.

Игру можно использовать как шаблон, задав свои вопросы на слайдах.

После окончания игры сохранять презентацию не надо. Это необходимо, что бы самолёты остались на том же месте, где были в начале игры. При разработке игры необходимо соблюдать требование: при включении презентации макросы не отключать!

Интерактивная игра была апробирована в декаду математики среди 8-9 классов.

После игры участники заполнили анкету с целью анализа эффективности проведения игры. В анкетировании приняли участие 13учащихся. Данные анализа анкет приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Вопросы анкеты

Ответы

%

Ответы

%

На уроке я работал

активно

92

пассивно

8

Своей работой на уроке

доволен

92

не доволен

8

Урок показался

коротким

100

длинным

0

За урок я

устал

100

не устал

0

Мое настроение стало

лучше

92

хуже

8

Материал урока полезен

полезен

77

не полезен

23

На уроке было

интересно

92

не интересно

8


Данные результаты, отраженные в таблице можно представить графически:



Анализ анкет позволил сделать выводы:

- на уроке с использованием интерактивной игры 92 % обучающихся работали активно, были довольны своей работой. Урок прошел незаметно, быстро, никто не устал, за время игры у 92 % воспитанников улучшилось настроение, и им было интересно на уроке. Более половины из числа опрошенных учащихся 77 % отмечают полезность использованного учебного материала в игре;

- в использовании интерактивных игр на уроках можно отметить как положительные моменты, так и отрицательные. Положительным является: повышение учебной мотивации, интереса к предмету, познавательной активности, отсутствие утомляемости, положительный эмоциональный настрой учащихся, достижение целей игры. К отрицательному - относится то, что в течение урока трудно поддерживать дисциплину.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения проектной работы были реализованы поставленные задачи:

  1. Были изучено понятие «Интерактивная игра», ознакомился с алгоритмом создания игры;

  2. Определены технологический и содержательный компоненты игры;

  3. Разработан дизайн игры и выполнена игра;

  4. Оформлена проектная работа и представлена к защите.

Считаю, что на уроках необходимо использовать интерактивные игры, т.к. они позволяют повысить учебную мотивацию, интерес к предмету, познавательную активность, обеспечить достижение результатов в обучении.

Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы не только с дополнительными источниками по математике, но и с компьютером, приобрести опыт работы над учебным проектом, повторить и закрепить учебный материал по математике за 8 и 9 классы.

В целом работа по проекту прошла успешно, цель достигнута.

Хочется отметить трудности, которые возникали во время работы по созданию игры: отсутствие интернет сети для самостоятельного поиска информации, приходилось несколько раз переделывать презентацию до получения окончательного результата по разным причинам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алимов Ш.А., Ю.М. Колягин. Алгебра. 8,9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [Текст]/Ш.А. Алимов. И др. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка [Текст]/ С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд.,стер.-М.: Рус.яз., 1982. - 816 с.

  3. Психологический словарь [Текст]/ авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева и др./ под ред. Ю.Л. Неймера. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-641 с.

  4. Словарь русского языка. - М.: Гос. изд-во иностр. И национ. Словарей, 1958. Том 2 . - 1014 с.


Информационные источники:


  • Аствацатуров Г.О. Как создать разработку с перетаскиванием объектов

  • Аствацатуров Г.О. Технологический приём «Шторка»

  • Баженов А.А. Технический прием часы

  • - анимированный ученый

  • - географические карты, фотографии городов, рисунки



ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Дневник проектной работы «Интерактивная игра «Воздушный бой»

Этап работы

Содержание работы

Результат

Срок

Ответственный

Подготовка

Определение темы и цели проекта

Определили тему и цели проекта

27.10.

Федотова Н.А.

Планирование

Определение источников информации;

Определение способов сбора и анализа информации;

Определение способов представления результатов (формы проекта);

Определение содержательного компонента игры;

Определение материалов и ресурсов, необходимых для выполнения проекта;

Выбор шаблона игры;

Ознакомление с критериями оценки результатов проекта.

Обозначили проблемный вопрос.

Сформулировали задачи.

Определили методы выполнения работы и источники сбора информации.

Выбрали разделы математики, учебный материал которых нужно обобщить.

Определили материалы и ресурсы:

Фотоаппарат, компьютер, принтер.


31.10.


01.11.


04.11.


07.11.


Федотова Н.А.

Ширгазин М.

Выполнение

проекта

Сбор и уточнение информации;

Ознакомление с правилами игры и требованиями создания игры;

Обсуждение и выбор вопросов игры;

Составление бланка ответов.

Создание оборудования игры.

Создание игры - презентации.

Собрали и проанализировали информацию, ознакомились с правилами и требованиями игры, определили и сформулировали вопросы и задания игры;

Составили бланк ответов, необходимое оборудование.

Выполнили и провели презентацию игру в декаду математики.


08.11.


12.11.

13.11.

14.11.

18.11.

19.11.


Федотова Н.А.

Ширгазин М.

Оформление проектной работы, подготовка к защите.

Формулирование выводов, ознакомление с требованиями к оформлению проектной работы и презентации;

Оформление проектной работы (презентации)

Проанализировали информацию, ознакомились с требованиями к оформлению проектной работы и презентации, сформулировали выводы, оформили текстовую и презентационную части проекта.

21.11.

22.11.

05.12.

06.12.

26.12.


Федотова Н.А.

Ширгазин М.

Оценка результатов проекта

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин

Обсудили и провели самооценку деятельности по созданию проекта.

23.12.

30.01.

03.02.

Ширгазин М.


Правила игры «Воздушный бой»


Цель: Цель игры - сбить самолёты противника, т.е. поставить на одну клетку с противником свой самолёт. Сбитый самолёт снимается с поля.

Каждая команда по очереди выбирает карточку с вопросом - открывает ячейку поля. На слайде цифра показывает, на какое число клеточек может передвигаться самолёт.

Время на обдумывание вопроса - 30 секунд.

При правильном ответе команда двигает свои самолёты вертикально или горизонтально.

Во время одного хода разрешается перемещать только один из имеющихся своих самолётов (по выбору команды).

Неправильный ответ на вопрос - команда пропускает ход и на этот же вопрос может отвечать другая команда.

Слайд «Кончилось горючее. Вернуться на базу» (возврат самолётика на исходную позицию начала игры),.

Слайд «Отказ работы двигателей» (пропуск хода).

Слайд «Дозаправка в воздухе» (призовой ход на указанное на слайде количество клеточек).


БЛАНК ИГРОВОГО ПОЛЯ


А


19

27

38

16

41

28



Б


8

42

3

20

10

34

14


В


30

24

11

40

29

23

5


Г


35

18

31

2

37

15

33


Д


12

1

43

25

47

4

39


Е


22

46

36

6

32

45

17


Ж


13

7

21

44

9

26



1


2

3

4

5

6

7

ЗАДАНИЯ К ИГРЕ «ВОЗДУШНЫЙ БОЙ» (в игровом поле)

  1. Отказ работы двигателя

  2. Дозаправка в воздухе

  3. Отказ работы двигателя

  4. Дозаправка в воздухе

  5. Дозаправка в воздухе

  6. Кончилось горючее, вернуться на базу

  7. Дозаправка в воздухе

  8. Параллелограмм с равными сторонами это (ромб)

  9. Отказ работы двигателя

  10. Блиц опрос:

  1. Сколько прямых можно провести через две точки (одну)

  2. Угол, градусная мера которого равна 180 º - называется (развернутый)

  3. Каким свойством обладают вертикальные углы (равны)

  4. Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла - называется (биссектриса)

  5. Сумма длин всех сторон - называется (периметром)

  1. Кончилось горючее, вернуться на базу

  2. Дозаправка в воздухе

  3. Конструкторское бюро. Как соединить все точки, проведя четыре отрезка

  4. Четырехугольник две стороны, которого параллельны, а две другие нет, называется (трапеция)

  5. Блиц опрос:

  1. Противоположные стороны равны (параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб)

  2. Противолежащие углы равны (параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб)

  3. Диагонали взаимно перпендикулярны (квадрат, ромба)

  4. Диагонали являются биссектрисами углов (ромб и квадрат)

  1. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки (солнечные)

  2. Конструкторское бюро. Рассчитать высоту горки (2 м)

  3. Какое слово из трех лишнее: гектар, сотка, метр, точка (точка)

  4. Дозаправка в воздухе

  5. Переложить одну спичку так, чтобы получилось женское имя (Юля)

  6. Центр симметрии имеет буква (Х)

  7. Дозаправка в воздухе

  8. Отказ работы двигателя

  9. Дозаправка в воздухе

  10. Решите уравнение: 6х - (3 + 8х) = 11 (х = - 7)

  11. Отрезок, соединяющий середины боковых сторон трапеции, называется (средней линией)

  12. Найдите среднее арифметическое чисел 3,8 и 4,2 (4)

  13. Окружность имеет осей симметрии (бесконечно много)

  14. Расставьте знаки, чтобы получилось верное равенство

  15. Сумма смежных углов (180 º)

  16. Шла баба в Москву и повстречала троих мужиков. Каждый нес по мешку, в каждом мешке по коту. Сколько существ направлялось в Москву? (1)

  17. Решить задачи:

- Горело 5 свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? (5)

- В доме 100 квартир. Сколько раз можно написать на табличке цифру 9 (10)

  1. Кончилось горючее, вернуться на базу

  2. Через три точки, не лежащие на одной прямой, с вершинами в данных точках можно построить параллелограммов (три)

  3. Какой цифрой обозначается поглощение радиации? (4)

  4. Какое число кратное всем числам: 0,1,2, 100 (1)

  5. Сколько изображено всего квадратов (14)

  6. Отец может выковать весь картофель с огорода за 6 часов, а его старший сын за 8 часов. За какое время они выкопают весь картофель, работая вместе (1/8 )

  7. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколь всех ( )

  8. Решите систему неравенств: х - 5 ≤ 14 (1 < х ≤ 19)

3х + 1 > 4

  1. Дозаправка в воздухе

  2. Чему равна сумма углов в четырехугольнике (360º )

  3. Отец может выковать весь картофель с огорода за 6 часов, а его старший сын за 8 часов. За какое время они выкопают весь картофель, работая вместе ( )

  4. С какого числа начинается ряд натуральных чисел (1)

  5. Решить неравенство: 3х + 1 ≥ 2 (х - 1) + 6х (х ≤ 0,6 )

  6. Какая фигура лишняя (треугольник)

  7. Решите неравенство: 2 (х - 4) - 3х < 4х +2 (х > - 2)


Цели и задачи:

  • Прививать интерес к предмету.

  • Развивать интеллектуальную культуру средствами математики.

  • Уметь переносить знания в новые условия.

  • Формировать эмоционально- целостное отношение учащихся к предмету.

  • Развивать самостоятельность и ответственность ученика за результаты своей деятельности.

  • Воспитывать коммуникативные способности учащихся при работе в команде.


14




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал