7


Доклад на тему Алалия

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала















Доклад по теме «Нарушение голоса»





Учитель логопед

Мельникова Дарья Николаевна















































Содержание

  1. Функциональные нарушения голоса

  2. Характеристика ринофонии

  3. Мутационная дисфония

  4. Эзофагальный голос



















































1.Функциональные нарушения голоса



К функциональным нарушениям голоса относится патологическая мутация голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями.

Мутация - это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и в голосовом аппарате.

Вопрос о том, сопровождается ли период мутации переломом голоса или его постепенным изменением, решается большинством исследователей в пользу последнего. Указывается, что только меньшинство юношей страдает от перелома голоса, для большинства же этот процесс протекает почти незаметно.

Мутация голоса связана с быстрым ростом гортани. Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 6-10 мм.

Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто и у юноши остается детским. Вследствие неравномерного роста нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все эти причины приводят к тому, что голос у мальчика срывается, «пускает петуха», становится жестким, низким, грубым, интонация - неуверенной. Наблюдается диплофония (битональность), т. е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву; при этом вибрируют и истинные, и ложные голосовые складки.

У мальчиков подчас возникает напряженное дыхание, так как смыкание голосовых складок неполное и для произведения звука полной силы выдыхательные мышцы должны усиленно, форсированно работать.

У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких

изменений в росте гортани. Перемена голоса у них выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон не претерпевает больших изменений, голос приобретает грудное звучание, становится более сильным.

Нормально протекающая мутация может проявляться в нескольких формах. Так, нередко голос меняется очень медленно, незаметно как для самих детей, так и для окружающих; изредка лишь наблюдается небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях (что встречается чаще) голос у мальчика во время речи или пения начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков подчас возникает все чаще и чаще, затем реже, пока детский тембр не заменится мужским.

Встречается и такая форма мутации, когда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота, иногда полная афония. Когда охриплость исчезает, у юноши устанавливается вполне сформированный мужской голос.

Недоразвитие половой сферы подростка, острый или хронический ларингит, различные инфекционные заболевания, перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем голосовом диапазоне, некоторые внешние вредности (пыль, дым) могут осложнить течение мутации, придать ей патологический, длительный характер и привести к стойкому нарушению голоса.

Наиболее часто встречается персистирующий (т. е. упорно держащийся) фальцетный голос, который возникает при судорожно поднятой гортани и значительном натяжении голосовых складок во время фонации. Это голос высокий, слабый, пискливый, неприятный на слух.

В других случаях нарушение голоса проявляется в затянувшейся мутации. При этом голос, на протяжении нескольких лет не переходит в нормальный мужской голос: он или продолжает оставаться детским (фальцетным), или фальцетные звуки прорываются на фоне преобладающего мужского звучания.

У мальчиков встречается иногда преждевременная мутация (в 11-12 лет), когда голос раньше времени становится низким, грубым. Причина этого явления - преждевременное наступление половой зрелости и длительная, чрезмерно напряженная работа голосового аппарата (при крике, форсированном пении, пении в высокой тесситуре).

У девочек изредка наблюдается извращенная мутация, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности.

Приводимые ниже выписки из историй болезни детей и подростков иллюстрируют патологическую мутацию при нарушении эндокринной системы, которая играет важную роль в развитии гортани и голоса. Железы внутренней секреции функционируют взаимосвязанно, они составляют единую, очень важную систему организма. Развитие и функция гортани зависят непосредственно от половых желез и косвенно от всех других желез внутренней секреции. Половые железы имеют

первостепенное значение для развития голосового аппарата. Отсутствие гормона мужских половых желез приводит к задержке развития гортани и нарушению вокальной функции. Хирургическая кастрация у мальчиков сохраняет детское, чистое, ясное, высокое звучание голоса. У девочек и женщин половые железы оказывают влияние на голос в течение всей жизни.

Щитовидная железа влияет на рост гортани, ее хрящей. При нарушении гормональной функции щитовидной железы наблюдается «щитоголосовой синдром» - голос сиплый, низкий, диапазон его уменьшается, невозможны голосовые усилия, голос быстро утомляется.

При гиперфункции щитовидной железы - базедовой болезни-резко выражено голосовое расстройство. Наблюдается хрипота, усталость, быстрая утомляемость голоса (ложная фонастения при базедовой болезни).

При гипофункции щитовидной железы (микседеме) полностью или частично выпадает ее гормональная функция, что оказывает отрицательное влияние на развитие голоса.

Таким образом, функциональные нарушения голоса у детей и подростков проявляются весьма своеобразно в зависимости от этиологических факторов, а

актуальным является вопрос о сенсорных возможностях индивида при овладении голосоречевой функцией. При чем здесь обретают большую роль не только сохранный слух и достаточно развитый музыкальный слух. Важное значение имеет способность к установлению прочных связей между слухоречевым и речедвигательным анализаторами. Именно они служат основой для овладения правильным звукопроизношением, интонацией и фонацией, содержащих главные его акустические характеристики.

Фонопедическая работа подразделяется на три этапа:первый - подготовительный, второй - формирование нового механизма голосообразования, третий - закрепление и автоматизация речевых стереотипов.

Целью подготовительного этапа является всестороннее обследование больного для обоснованного составления плана дальнейших реабилитационных мероприятий, ослабление патологических речевых связей и подготовки дыхательных и артикуляционных систем к последующей тренировке, активизация подростка, направленная на сознательное его участие в процессе выработки и постановки нового голоса.

На следующем этапе ставится задача активного формирования навыков речевого дыхания, воспитания нового стереотипа голосообразования, предполагающего выработку оптимального звучания голоса при наименьшем мышечном напряжении.

Направленность последнего, заключительного, этапа состоит в закреплении нового механизма голосообразования, работе над техникой речи, расширении диапазона звучания голоса.

Такаяпоэтапность в занятиях позволяет последовательно и системно строить фонопедическую работу, а также дифференцировать методы педагогического воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемых.

Начальным звеном фонопедической работы является рациональная психотерапия, позволяющая добиться активного и сознательного участия подростка в процессе постановки голоса. Необходимо доходчиво и доступно, исходя из его возрастных и индивидуальных особенностей, объяснить подростку разницу в механизме голосообразования детей и взрослых, подготовить к тому, что настал момент, когда его собственный голос должен приобрести грудное, низкое звучание, обосновать оправданность тех или иных упражнений. Вступительная беседа также имеет целью установить тесный контакт с больным, завоевать его доверие, вселить в него уверенность в собственных силах и возможностях. С первых же занятий важно нацелить подростка на упорные самостоятельные тренировки. Психотерапевтические беседы продолжаются на протяжении всего курса восстановительного лечения, постепенно формируя адекватное отношение к новому низкому голосу.

Одновременно с психотерапией начинаются дыхательная гимнастика и общеукрепляющая лечебная физкультура. Занятия ЛФК не только оказывают воздействие, ускоряющее постановку голоса, но и влияют на нормализацию дыхательной функции. За счет изменения частоты дыхательных движений достигается полное равномерное дыхание, правильное соотношение вдоха и выдоха, рациональное использование выдыхаемого воздуха во время речи.

Обучение дыхательным упражнениям проводится в состоянии покоя, статические упражнения усваиваются лучше, если вначале их выполнять лежа, затем стоя и сидя. Медленный темп всех действий позволяет рассчитывать на выработку правильных кинестезий, снять напряжение с мышц гортани и оральной мускулатуры. В тренировочный комплекс следует включать упражнения, улучшающие осанку детей, так как часто подростки сутулятся, стесняясь своего роста, втягивают в плечи шею, что сказывается на голосообразовании и мешает становлению грудного низкого голоса.

Основное внимание уделяется формированию нижнереберного типа дыхания с активным участием диафрагмы. После спокойного вдоха и выдоха подростку предлагается сделать вдох через нос, сосредоточив внимание на передней стенке живота. Диафрагма, сокращаясь при вдохе, приподнимает переднюю стенку живота, но грудь в это время подниматься вверх не должна. Несколько дней занятий позволяют добиться осознанности движений диафрагмы.

Вначале рекомендуются беззвучные дыхательные упражнения на координацию ротового и носового дыхания, а затем приступают к фонационным упражнениям, которые направлены на удлинение выдоха. После предварительного вдоха через нос подростку предлагается сделать плавный медленный выдох, длительно произнося щелевые глухие согласные: с-с-ш; ш-ш-с; ф-ф-с; с-ш-ф.

После установления ровного ритмичного дыхания можно переходить к формированию навыков дыхания во время двигательной активности.

Динамическая дыхательная гимнастика не только физически укрепляет организм, но и развивает фонационное дыхание, подготавливает речевой аппарат к голосовым нагрузкам. Такие упражнения служат фактором, координирующим дыхание и фонацию, движения и речь. Большое значение также приобретает возможность отвлечения подростка от собственного голоса, что в значительной мере ускоряет процесс реабилитации. В этих целях весьма полезны различные комплексы ЛФК.

Основная задача фонационных упражнений - добиться естественного резонирования звука, свободных, в полном объеме движений артикуляционного аппарата. Голосовые упражнения должны быть несложными, занятия непродолжительными и проводиться под контролем специалиста.

В фониатрической практике сложилось мнение о том, что главная цель функциональной тренировки при нарушениях голоса в период мутации заключается в фиксации и удержании гортани на более низком уровне, в расширении объема гортанно-глоточного резонатора, что создает условия для нормального звучания взрослого голоса. Первоначально гортань может быть зафиксирована в наиболее низком положении механическим путем. Для этого следует рукой отдавить щитовидный хрящ вниз и назад. В таком положении рекомендуется произносить гласные [у] или [о], которые имеют наиболее низкую тональность. Однако такое воздействие малоэффективно, так как болезненные ощущения, которые при этом могут возникать, мешают закреплению правильного механизма голосообразования.

Для опускания гортани можно рекомендовать более физиологичные упражнения, которые легко усваиваются тренирующимися.

1. Широко открыть рот. Расслабленный язык лежит на нижней губе, артикуляцию следует удерживать 1-2 мин.

2. Поочередное высовывание языка: узкого, напряженного - «жалом» и широкого, расслабленного - «лопатой».

3. Язык широкий, распластанный, лежит на дне полости рта. Сделать круговые движения его кончиком, облизав верхнюю и нижнюю губы.

4. Проталкивание языка сквозь сомкнутые зубы.

5. Широко раскрыв рот, имитировать зевание, затем сделать зевок с закрытым ртом.

6. Имитация полоскания полости рта и горла.

7. Опускание и поднимание нижней челюсти.

8. Движения нижней челюсти вправо и влево.

9. Движения нижней челюсти вниз и вперед с возвратом в обычное положение.

Кроме описанных упражнений целесообразно рекомендовать всем подросткам гигиенический и вибрационный самомассаж лица, мышц шеи, что действует успокаивающе, снимает усталость с мышц, участвующих в голосообразовании, придает бодрость. При гигиеническом самомассаже активизируется работа расположенных на поверхности нервных окончаний, вибрационный массаж способствует активному вовлечению нервных окончаний, расположенных глубже.

Не менее важно включить в процесс фонации грудной резонатор. Для этого подростку предлагается опустить голову и произнести длительно гласный [у] или [о], добиваясь ощущения вибрации грудной клетки. Если этого почувствовать не удается, то рекомендуется слегка постукивать по грудной клетке при одновременной подаче звука.

В процессе тренировок нужно стремиться к естественному свободному низкому звучанию, вначале это длительная фонация в одной тональности гласных [у__о__], после чего можно переходить к качанию звука [ô, ŷ].

Затем отрабатывается произнесение закрытых слогов типа ум, ом, уууммм, оооммм, уммммм, оммммм, а далее закрытых и открытых слоговмум, мом, му, мо.

Весьма эффективны упражнения, в которых произнесение гласных и слогов сочетается с движениями корпуса, рук и ног. При этом достигается отвлечение фиксированного внимания от патологического голоса, и вместе с тем движения туловища и рук вниз облегчают выработку и закрепление низкого звучания. В некоторых случаях с целью отвлечения обучаемых от дисфоничного звучания можно выключить слуховой контроль, используя корректофон Деражне.

Прежде чем приступить к работе над словами, отрабатывается произнесение ритмически организованных слоговых последовательностей, в которые включены равноударные и разноударные слоги:



му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му, му-му-му-му;



мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо, мо-мо-мо-мо;



му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо, му-мо-му-мо.



Постепенно отрабатываемые последовательности усложняются за счет увеличения числа слогов и введения новых гласных. Полученные навыки закрепляются при отработке односложных, двусложных и трехсложных слов с гласными [о] и [у]:дом, он, ком, ром;

окно, око, руно, ухо;

сук, гум, ум, уж;

болото, долото, около, колокол.

Работа по введению других гласных проводится аналогично: вначале произносятся слоговые последовательности, а затем слова и специально составленные предложения: Вот дом. Дом большой. Около кола колокола. Открой окно. Кто пошел на каток? Наша река широка, как Ока.

Чтобы не вызывать утомления у обучаемых, в фонопедической работе целесообразно использовать игровые ситуации, чередовать голосовые и дыхательные упражнения. Тексты для тренировок подбираются с учетом потребностей ребенка. Хорошо закрепляется адекватное возрасту голосообразования при чтении распространенных пословиц и скороговорок.

Речевой материал должен соответствовать интересам подростка, отражать лексику, близкую к его увлечениям.

также возраста, пола больного. Все функциональные расстройства объединяет и сближает отсутствие стойких анатомических дефектов в строении гортани и голосовых складок. Изменения в гортани, обнаруженные при ларингоскопировании (гиперемия, отечность, утолщения, неравномерность и недостаточность смыкания голосовых складок и др.), носят местный преходящий характер и полностью исчезают после соответствующего медикаментозного лечения, голосового покоя и логопедических (фонопедических) упражнений. Немаловажная роль отводится профилактике и гигиене голоса.

2.Характеристика ринофонии

Ринофония - избыточный носовой оттенок голоса - возникает при недостаточности разграничения носовой и ротовой полостей во время фонации и произнесения ротовых фонем. Носовая полость становится парной с ротовой полостью резонатором, поэтому тембр голоса приобретает открытый носовой оттенок - становится назализованным. Изменение тембра голоса является основным симптомом расстройства, по которому оно и получило свое название.

Причины ринофонии разные. Наиболее распространенаринофония, вызванная врожденным незаращением нёба или его укорочением. Кроме того, она может возникать у детей и взрослых при травмах и после резекций верхней челюсти по поводу новообразований, сопровождающихся перфорацией нёба или укорочением нёбной занавески.

Ринофония наблюдается и при ограничении подвижности нёбной занавески при параличах и парезах ее как центрального, так и периферического характера. Последние могут быть осложнением после тонзиллэктомии, когда при операции оказались травмированными двигательные веточки язычно-глоточного и блуждающего нервов.

В практике иногда встречается ринофония без патологии нёба и глотки. Эти случаи функциональнойринофонии довольно редки. Они производят тяжелое впечатление, так как обычно сочетаются с ринолалией -

нарушением звукопроизношения со смещением артикуляций большинства согласных на уровень глотки и гортани, но легко поддаются коррекции.

Функциональная ринофония обычно бывает следствием перенесенного в возрасте от одного года до трех лет заболевания, сопровождающегося отеком глотки или парезом нёбной занавески (например, скарлатина, корь, ангина, грипп) или следствием хронического тонзиллита со значительной гипертрофией нёбных миндалин, своими размерами ограничивающих объем движений нёбной занавески.

Таким образом, при одном и том же ведущем симптоме - открытой ринофонии - механизм голосового расстройства может быть различным. В зависимости от него при коррекции дефекта применяются и разные методические приемы. Работа над улучшением голоса входит в систему всех коррекционно-воспитательных мероприятий по исправлению ринолалии и ринофонии с первого до последнего дня обучения. К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, можно отнести постановку физиологического и речевого дыхания, профилактику дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекцию звукопроизношения. начинать работу по коррекции дыхания приходится с выработки направленной через рот воздушной струи, которая в дальнейшем обеспечит также достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных фонем. Поскольку дети с незаращениями нёба часто заменяют направленное дутье резким выдохом из глотки при открытом рте, их обучают вначале поплевыванию, а затем легкому дутью холодной струей. Дуют на ватку, пух, полоски бумаги. Дуть в дудочки, надувать шарики и т. п. Обучая поплевыванию и дутью, на первых занятиях можно зажать пальцами крылья носа или ограничить поток воздуха из носовых ходов, прижав к ним снизу указательный палец. Делают это для усиления кинестезий, чтобы ребенок смог ощутить, запомнить и воспроизвести это ощущение.

После овладения направленным дутьем можно переходить к постановке косто-абдоминального (диафрагмально-реберного) дыхания. Оно позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать с помощью диафрагмы скорость выдоха, использовать при фонации грудной резонатор, что также удлиняет выдох и уменьшает носовой оттенок.

Начинают постановку дыхания с упражнений лежа. Ребенка укладывают на кушетку на спину. Одну ладонь он кладет на живот, другую на грудь. На счет 1-2 ребенок делает вдох носом, на счет 3-4-5-6 - выдох ртом с усиленным дутьем, на счет 7 - пауза. Упражнение выполняют 3-4 раза в день по 10 дыхательных циклов подряд. В дальнейшем аналогичные упражнения делают сидя, стоя и на ходу.

После овладения основными приемами косто-абдоминального дыхания ребенка направляют в кабинет лечебной физкультуры, где он занимается гимнастикой, нацеленной на автоматизацию косто-абдоминального дыхания с удлиненным выдохом под руководством врача или методиста. Приступая к дыхательной гимнастике, обязательно разъясняют ребенку и родителям важность этого вида работы, указывают, что без нормализации дыхания невозможны в дальнейшем коррекция звукопроизношения и устранение носового оттенка голоса. Примерный комплекс упражнений для постановки косто-абдоминального дыхания с удлиненным выдохом

Параллельно с постановкой дыхания с первых занятий проводят тренировки по активизации мускулатуры нёба и глотки. Для тренировок мускулатуры глотки целесообразны позевывание, имитация свиста и глоточного рефлекса. Как показывают рентгенокинематограммы актов глотания, кашля, позевывания, сосания, жевания, свиста, движения и объем мышц, участвующих в нёбно-глоточном смыкании, наиболее близки к речевым актам при позевывании и свисте. При голоточном же рефлексе наблюдается наибольшая двигательная активность мускулатуры нёба. Упражнения для развития подвижности нёбной занавески до операции заключаются в произнесении гласных а и э и их сочетаний:а - э

а - э - а

аэ - э - э

э - а

э - а - э

эа - а - а

Ребенок произносит их 2-3 раза подряд голосом средней громкости, открыв широко рот и придвинув кончик языка к нижним резцам. Упражнения повторяют 6-8 раз в день. Приступать к ним можно с первого же занятия.

Применение данных гласных объясняется особенностями их артикуляционного уклада.

Наиболее целесообразным и эффективным методом реабилитации голосовой функции при ринофонии является комплексный ортофонический метод, который включает как физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздействия.

Основная цель ортофонического лечения - восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого, полетного звучания голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприоцептивных (афферентных) раздражителей, которые «информируют» центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации:

I. Подготовительный этап, который включает:

1) психотерапию,

2) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба, задней стенки глотки,

3) артикуляционную гимнастику,

4) дыхательную гимнастику.

II. Основной этап, который включает:

1) развитие высоты голоса,

2) развитие длительности и силы звучания голоса,

3) развитие тембра голоса,

4) постановку певческого голоса,

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

В процессе логопедических занятий трудно провести резкое разграничение этих этапов.

Подготовительный этап преследует цель подготовить личность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

Логопедическая работа начинается с проведения рациональной психотерапии. Путем ежедневных бесед с ребенком логопед вселяет в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после занятий демонстрирует их реальную пользу.

На фоне психотерапии проводится логопедическая работа с детьми. Она начинается с активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. При этом применяются общепринятые в логопедической практике методы (позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация жевания, произнесение гласных а, эна твердой атаке). Тренируется способность одномоментного подъема мягкого нёба, а затем и длительного удерживания его в поднятом положении под счет. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба - металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж мягкого нёба и гортани. Стимуляция глоточной мускулатуры осуществляется с помощью вибромассажа (ручного вибратора). Перечисленные упражнения активизируют нёбно-глоточный затвор, создают нормальные условия фонации.

Общая артикуляционная гимнастика применяется при вялости движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, языка, челюстей, особенно глотки и гортани. Такая гимнастика активизирует ротоглоточную полость и способствует в дальнейшем звучанию голоса в «позиции резонатора». С другой стороны, релаксация гортанных мышц уменьшает чрезмерное участие гортани в процессе фонации (ларингеальную гиперфункцию).

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль отводится упражнениям для нижней челюсти. От движений нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. В свою очередь широкий ротовой резонатор при произнесении а, эспособствует максимальному подъему мягкого нёба, узкий резонатор (при произнесении и, о, у) - его опусканию.

Тренировка дикции, включающая произнесение гласных, согласных, слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок, вырабатывает четкое произнесение различной сложности речевого материала при условии изоляции ротовой полости от носовой.

Одновременное применение дыхательной гимнастики (статической и динамической) преследует цель дифференциации носового и ротового дыхания. При этом обращается особое внимание на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы.

Как известно, диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая или уменьшая силу смыкания, частоту, амплитуду колебаний голосовых складок, степень их напряжения в процессе фонации. Поэтому дыхательные упражнения являются и релаксационными, так как уменьшают напряжение диафрагмы, мышц брюшного пресса, а следовательно, и гортанных мышц, что способствует легкому, свободному, естественному и полетному звучанию голоса.

При ринофонии на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, которые фиксируют внимание ребенка на дифференциации носового и ротового вдоха и выдоха. Вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д. включаются упражнения со звуком громким (а не шепотным) - кратким и длительным произнесением гласных и звонких щелевых согласных. Введение громкого произнесения объясняется рядом анатомо-физиологических условий образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют:

1) активных колебаний голосовых складок (при глухих - отсутствие колебаний);

2) меньшей силы артикуляции (при глухих - большая сила артикуляции);

3) опускания гортани (при глухих - подъем гортани);

4) меньшей длительности смычки (при глухих - большая длительность смычки);

5) меньшей силы взрыва (при глухих - большая сила взрыва).

Перечисленные условия облегчают деятельность фонаторийной системы при произнесении звонких звуков, так как снимается напряжение артикуляционного аппарата гортани и глотки за счет меньших мышечных усилий.

Шепотное произнесение гласных и согласных звуков целесообразно в том случае, если наблюдается ларингеальная гиперфункция, т.е. сдавленное, напряженное, зажатое, хриплое звучание голоса. В этом случае выключается фонация для устранения патологического участия гортани в артикуляции1. После исчезновения ларингеального оттенка начинается тренировка громкого звучания.

Таким образом, статическая дыхательная гимнастика усложняется за счет голосовых упражнений. В последующем применяется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль общеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статической и динамической дыхательной гимнастики физически укрепляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильного фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнения.

При этом особое внимание уделяется вокальным упражнениям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы, поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для устранения носового оттенка голоса. Поются вокализы на legato, мелодии без слов, затем доступные ребенку песни.

При выполнении всех упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса в «позиции резонатора», при максимально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воздушной струе. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации - основной залог эффективности логопедической работы.













3.Мутационная дисфония

Я бы хотела остановится на особенностях течения мутационной дисфонии.

Мутация - смена голоса - явление физиологическое, которое связано с бурным ростом гортани и всего организма в период полового созревания. До мутации голосовой аппарат у девочек и мальчиков практически одинаков. Начало функционирования половых желез у мальчиков и, в меньшей степени, у девочек приводит к выраженному росту гортани. Под влиянием гормонов половых желез гортань мальчиков увеличивается в диаметре и за короткое время развивается из детской в мужскую, что приводит к понижению голоса на 1-1,5 октавы.

Изменения в голосе девочек не так заметно, т.к. увеличение гортани не велико и происходит в основном по вертикали, голосовые складки удлиняются на 3-4 мм, в результате голос понижается только на терцию.Поэтому для подростков в данный период жизни можно предложить следующей комплекс упражнений .который в первую очередь направлен на дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика является основной базой для всех релаксационных упржнений.



КомплексА.



Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:



1. вдох и выдох через нос;

2. вдох через нос, выдох через рот;

3. вдох через рот, выдох через нос;

4. вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно);

5. вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно) ;

6. вдох через нос, удлиненный выдох через нос с усилением в конце;

7. вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы;

8. вдох через нос, выдох через нос толчками (диафрагмальный).



Комплекс Б.



1. Исходное положение - руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с сопротивлением рук;

2. исходное положение - сжатые в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук;

3. исходное положение - ладони к ушам. Наклоны головы в стороны с сопротивлением рук;

4. движение нижней челюсти вниз, в стороны, вперед. Сжимание челюстей;

5. надувание щек;

6. доставание кончиком языка мягкого нёба;

7. поднимание мягкого нёба при зевке. Активизация истинных голосовых складок требует специальных упражнений: стона или имитации мычания, подражания голубиному воркованию, кашля, произнесения гласного а на твердой атаке массажа гортани.

При произнесении звука м на стоне внимание ребенка фиксируется на наиболее легком, удобном и красивом звучании голоса. Тактильно-вибрационный, зрительный и слуховой контроль помогают настроить голос на звонкость, собранность и полетность. В процессе имитации мычания поиски правильной голосоподачи помогают получить звучание голоса в «позиции резонатора», т.е. в ротовой позиции, при минимальном напряжении мышц гортани и брюшного пресса.

Расслабление благотворно сказывается на детях, у которых перенапряжены мышцы, участвующие в дыхании и речи, и способствует уменьшению напряжения и улучшению ларингеального тона. Релаксацию используют и для уменьшения смещения гортани кверху у пациентов с хриплым голосом. Релаксационные процедуры особенно показаны детям с сильным перенапряжением голоса. Blonigen (1978) отметил эффективность релаксационных процедур в устранении различных форм перенапряжения голоса. Наибольшего эффекта удается достичь при индивидуальных занятиях с ребенком в тихой комнате, где его не отвлекают другие дети и посторонний шум. В каждом сеансе голосовой терапии релаксационным упражнениям отводится лишь несколько минут, их лучше всего проводить в начале сеанса. Для снятия напряжения при разговоре у маленьких детей применяют игры с тряпичными куклами. При занятиях с более старшими детьми и подростками применяют более сложные релаксационные процедуры.

Мы приведем здесь детальное описание нескольких релаксационных программ. Некоторые технические приемы включены во все программы, но мы будем каждый раз на них останавливаться, чтобы дать логопеду полное представление о каждой программе и продемонстрировать разнообразие упражнений.

Релаксационные упражнения

Riley (1948) описал следующие релаксационные упражнения для маленьких детей.

1. Представь, что ты тряпичная кукла. Встань прямо, а затем дай телу обмякнуть.

2. Подними руки над головой, дай им медленно упасть. Пусть они висят свободно. Опусти голову так, чтобы подбородок касался груди.

3. Пусть кукла потрясет головой и руками.

4. Кукла устала, поэтому медленно и легко сядь на стул. Зевни и потянись. Полностью расслабь мышцы.

5. Пусть кукла очень медленно положит голову сначала на одно плечо, затем на другое.

Для более старших детей автор предложил следующие упражнения.

1. Сядь прямо и обопрись о спинку стула. Ступни прижаты к полу, кулаки сжаты. Напряги все мышцы тела. Затем расслабь все мышцы тела.

2. Медленно опускай голову вперед, пока подбородок не коснется груди. Затем дай голове упасть на правое плечо, на левое плечо, вперед, назад.

3. Покрути головой.

4. Сядь за парту или стол и поставь на него согнутые в локтях руки. Опусти голову на руки и полностью расслабься.

Rubin и Lehrhoff (1962) предложили пять упражнений, подготавливающих ребенка к голосовой терапии по поводу гипертензии гортани и помогающих нормализовать тонус мышц.

1. Попросите ребенка легко вздохнуть. Затем попросите глубоко зевнуть с как можно более широко открытым ртом.

2. Попросите ребенка напрячь крупные мышцы тела и затем внезапно расслабить. Пусть он запомнит ощущения при напряжении и расслаблении мышц.

3. Пусть ребенок расслабит пальцы, затем кисти рук, целиком руки, корпус, ноги. Тихая, успокаивающая музыка поможет ему расслабиться.

4. Ребенок опускает голову на грудь, медленно вращает ее и одновременно спокойно и плавно произносит гласные звуки.

5. Ребенка обучают напрягать задние мышцы шеи. Он с напряжением наклоняет голову назад, затем наклоняет головой с боку на бок и вперед. Это же упражнение ребенок повторяет легко и расслабленно.



















4 Характеристика эзофагального годоса

Эзофагальный голос представляет собой истинный голос согласно физическим и фонетическим признакам, но продуцируется он различными способами, использующими для голосообразования анатомические элементы, не участвующие в формировании естественного голоса.

Логопедическая работа в данном случае направлена на выработку и автоматизацию внегортанного заместительного механизма фонации с использованием вновь образованной так называемой псевдоголосовой щели. Голос, полученный таким образом, принято называть псевдоголосом - это истинный голос по своим физическим и фонетическим признакам, но для его образования используются анатомические структуры, нехарактерные для этого процесса в норме. Генератором звука псевдоголоса становятся складки слизистой оболочки устья пищевода на уровне IV-VI шейных позвонков. Возможность формирования фонем осуществляется за счет сохранных анатомических структур. Основная сложность при пользовании этим голосом состоит в обеспечении энергетической базы фонации, доставке воздушной струи. Функцию воздушного резервуара берет на себя пищевод.

Несмотря на большие возможности для научения эзофагальному голосу, часть больных с экстирпированной гортанью не могут им овладеть или овладевают в недостаточной степени, некоторых такой голос не удовлетворяет. В ряде случаев использование эзофагального голоса оказывается невозможным из-за стенозов пищевода, удаления или пересечения глоточных мышц или нервных волокон, обеспечивающих движения глоточно-пищеводного сегмента, тугоухости и глухоты больного, его преклонного возраста. Важная роль в овладении голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Овладение чистым произнесением звуков, умение правильно воспроизводить различные интонации достигаются постепенно.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так, плавность звучания зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому очень важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, своевременно добирать его, чтобы сохранить плавность, легкость и длительность звучания голоса, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием.

Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняет нормальное голосообразование. Голос образуется путем колебания голосовых складок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется центральной нервной системой. Многие малыши совершают вдох с резким поднятием плеч, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

Работа по формированию правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития. Особое внимание обращается на тех детей, у которых дыхание в покое поверхностное, неровное, с привлечением мышц шеи. Необходимо добиваться, чтобы дошкольники вдох совершали бесшумно, быстро (одновременно через рот и нос), выдох - плавно, немного замедленно.

Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора.

Важная роль в овладении голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Овладение чистым произнесением звуков, умение правильно воспроизводить различные интонации достигаются постепенно.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так, плавность звучания зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому очень важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, своевременно добирать его, чтобы сохранить плавность, легкость и длительность звучания голоса, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием.

Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняет нормальное голосообразование. Голос образуется путем колебания голосовых складок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется центральной нервной системой. Многие малыши совершают вдох с резким поднятием плеч, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

Затем детей учат рационально расходовать воздух при фонации звуков. Для выработки ровного, удлиненного выдоха через рот детям предлагают в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью ("Комары и комарики", "Большие и маленькие жуки", "Кто дольше споет песенку?", "Чья песенка длиннее?"). Дети произносят протяжно звуки А, О, У, И, З, Ж, С, Ш и др. Игры проводятся в процессе уточнения и закрепления произнесения звуков. Особое внимание обращается на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выдохе. Следует добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними: А______ У______ , У______И______ , З______Ж______. Далее можно предлагать задания на протяжное произнесение звукоподражания: мяяу, гаав и др.

При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

Далее детей учат правильно пользоваться голосом в процессе высказывания. Во время работы над дыханием педагогу необходимо добиваться, чтобы дети младших групп при выдохе могли произнести фразу, состоящую минимум из 2 - 3 слов, а дети средней и старшей групп - из 3 - 5 слов.

Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном выдохе шутки - чистоговорки, отвечать на вопросы по содержанию картины: "Что делает Таня? - Таня поет"; "Где сидит сова? - Сова сидит на суку". При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6 -7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом для упражнений могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, короткие стихотворения, небольшие считалки.

Работа над свойствами голоса: силой, высотой, тембром - проводится практически на всех занятиях.

В формировании умения правильно управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры.

Для младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие игры: "Паровоз и паровозик", "Позовем Аленку", "Большие и маленькие" (как лает собака и щенок; как квакает лягушка и лягушонок), "Песня ветра и ветерка", "Постучим молоточком", "Тикают часы", "Комар и комарики", "Позови голубей" (произнесение звуков и звукосочетаний с различной громкостью).

На этом возрастном этапе чаще всего проводится работа с отдельными звуками и звукосочетаниями.

Для детей средней группы рекомендуются следующие игры: "Вьюга", "Ауканье", "Скажи, как я", "Эхо", "Кто позвал?", "Секрет", "Угадай, чей голос?" (дети одной подгруппы произносят с различной громкостью звукоподражания, отдельные слова или фразы, а дети другой подгруппы определяют, кому они могут принадлежать).

Для упражнения в силе голоса используются шутки - чистоговорки, небольшие фразы.

В старших группах даются упражнения, цель которых - научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: говорить тихо, когда беседуешь с товарищами, отвечать достаточно громко на занятиях.

Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому в процессе обучения очень важное значение имеет правильный образец речи взрослого.

Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу.

В младшем дошкольном возрасте обучение умению модулировать голосом по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: "Кошка и котята", "Собака и щенята", "Курица и цыплята" (взрослые особи животных "говорят" низким голосом, детеныши - высоким).

В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: "Мама мыла полы? Мама мыла полы". Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки - чистоговорки, чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков: "Са - са - са - у кого лиса? - Са - са - са - у меня лиса"; "Мама Милу мылом мыла? - Мама Милу мылом мыла" и пр.

Для старших дошкольников такие упражнения усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: "Заржавел железный замок? - Заржавел железный замок"; "Сушила Саша сушки? - Сушила Саша сушки".

Для развития голоса полезно после заучивания детьми небольшого стихотворения ответить на вопросы по его содержанию.

Нахождение правильных естественных интонаций помогает чтение стихов, пересказ в лицах.

Как уже отмечалось, движение голоса по высоте и силе, изменение тембра являются важными компонентами интонации. При проведении занятий, направленных на развитие интонационных средств выразительности, педагог расширяет голосовые возможности ребенка. Полезны упражнения, где требуется произнесение одних и тех же фраз с разными интонациями: " Я завтра пойду в кино", "Весна идет", "Наступила весна", "Зеленеет травка", "На деревьях появились листочки", "Прилетели птицы!" - сначала так, чтобы товарищам по группе было ясно: ребенок рад этому событию, затем с интонацией удивления, огорчения, страха.

Умение выделять голосом наиболее важные по смыслу слова отрабатывается при помощи специальных упражнений. Например, детям предлагают из фразы "Маше подарили красивую куклу" выделить голосом сначала слово "Маше" ( сказать так, чтобы было ясно, что именно Маше подарили, а не другой девочке), затем слово "подарили" (а не купили), далее "красивую" ( а не большую, например) и, наконец, слово "куклу" (а не другую игрушку).

Формирование спокойного, негромкого голоса способствуют игры "Диктор", "Комментатор", выработке уверенного, громкого голоса - "Командир", вежливого обращения с использованием соответствующей интонации - "Покупатель", "Продавец" и др.

Дети лишь тогда будут правильно пользоваться голосом, употреблять соответствующие интонации, когда поймут и осознают то, о чем говорят.

Правильное восприятие художественных текстов с проведением соответствующей предварительной работы дают возможность детям при пересказе сказок, чтении стихотворений использовать нужные интонационные средства. Если в младшем и даже в среднем дошкольном возрасте образец чтения и рассказывания взрослого является ведущим методическим приемом, то в старшем дошкольном возрасте необходимо учить детей разбираться во взаимоотношениях героев, самостоятельно передавать свои чувства.

Значительную помощь в развитии голосового аппарата оказывают игры - инсценировки, подвижные игры с диалогом, народные шутки - диалоги. Перевоплощение в любимых героев вызывает у детей попытки передавать при помощи голоса их речь, тем самым, расширяя возможности своего голоса.





1</</font>



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал