- Учителю
- ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Многочисленные исследования дают сведения о том, что большая часть детей, не справляющихся со школьной программой, обнаруживает трудности в протекании процессов памяти: имеет место отставание в своевременном развитии слухоречевой и зрительной памяти, на базе которых осуществляется формирование навыков письма и чтения. В настоящее время эта проблема все еще остается актуальной. Это связано с недостаточной эффективностью традиционных методик коррекции.
Использование исследователями нейропсихологических методов диагностики нарушений хранения и воспроизведения информации, позволяет выявить базисные патогенные факторы и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер.
Например, у ребенка выявлена несформированность слухоречевой памяти по механизму тормозимости следов. Если такого ребёнка обучать непосредственному запоминанию слов, постоянно увеличивая количество слов (затем фраз) и т. д., то этот метод не только не приведет к успеху, но и снизит оставшиеся возможности слухоречевой памяти. Поскольку это «прямой» метод и он «бьет по слабому» месту, усиливая проявление тормозимости мнестических следов, а также ретро и проактивное торможение. Наиболее эффективными в этом случае будут методы, ориентированные не на слабые, поврежденные, а, наоборот, на сильные, сохранные звенья психической деятельности. В этом случае может оказаться весьма полезным включение процесса запоминания слов в систему таких психических форм деятельности, как:
-
восприятие и опознание предметов (по картинкам), соответствующих словам,
заданным ребенку для запоминания;
-
рисование «слов», то есть рисование соответствующих заданным словам предметов,
-
дифференцированный поиск предметных картинок, соответствующих заданным
словам, то есть выбор нужных картинок из ряда лежащих перед ним и т. д
То есть, необходимы «обходные» методы:
-
включенность работы по запоминанию в деятельность;
-
включение мнестических процессов в систему других высших психических функций.
Эта система методов вводит процесс запоминания и в деятельность - ребенок все время действует, выполняя последовательно задаваемые задачи, и в связь с другими психическими функциями - у ребенка формируется перцепторный образ предмета (поиск предмета, выбор из набора предметных картинок), образ-представление (рисование по слову). То есть ребенок выполняет задания не на запоминание, а на актуализацию предметных образов-представлений: рисует те предметы, наименования которых он слышит. Такими методами логопед включает процесс запоминания слов в систему с другими ВПФ - зрительно-предметный гнозис, соотнесение слова с рисунком (взаимодействие слова, образа-представления и предметного восприятия) и в деятельность рисования. Успех коррекционного обучения при этом достигается за счет того, что обеспечивается вовлечение в работу новых афферентаций и новых мозговых структур, не принимавших прежде участия в реализации нарушенной функции. Теоретическим обоснованием правомерности такого подхода служат данные о высокой пластичности детского мозга и его больших резервных возможностях. Задача состоит в том, чтобы вооружить ребенка новыми способами анализа и обработки информации, максимально опираясь при этом на сохранные звенья психической и мозговой деятельности.
Таким образом, в тех случаях, когда обучение строится по типу простой тренировки умений и навыков, оно не дает стойкого положительного результата. Наоборот, если ориентировочная основа деятельности обеспечивает овладение не действиями и понятиями, а самим способом анализа поступающей информации, то она дает достаточно ощутимый эффект.
Задания, направленные на развитие памяти, не должны «выпадать» из общего контекста логопедического занятия, а должны органично вплетаться в его ход, соответствовать теме занятия. Кроме того, в систему работы по развитию памяти мы включаем и третью, заинтересованную, сторону - родителей. С этой целью каждым учеником заводится специальная тетрадь для взаимодействия логопеда и родителей. В этой тетради логопед дает рекомендации для каждого ребенка, предлагает упражнения для занятия дома, исходя из тех затруднений, которые испытывает ребенок. В частности, логопед предлагает родителям специальные упражнения для развития памяти, в зависимости от тех направлений, которые реализуются на занятиях.
Приведённые ниже задания являются многовариативными: логопед может менять не только сложность в зависимости от уровня каждого ученика, но и содержание игр в зависимости от темы занятия, вида занятия. Часть игр и заданий подразумевает неоднократное их использование с постепенным усложнением материала, условий выполнения. Ведущей формой предъявления этих заданий следует считать игровую, но можно давать задания в дидактической форме.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.
Игра «Строитель»
Цель игры - увеличение объема зрительной памяти с помощью семантического опосредствования.
Для игры потребуются счетные палочки (либо спички), листы бумаги, монетки (либо что-то прочее), которые будут обозначать очки.
Логопед: «Представьте, что мы на конкурсе «Лучший строитель». В конкурсе выигрывает тот, кто лучше и точнее сможет выполнить «постройку» по плану. Я покажу вам свой «план» на несколько секунд и закрою листком бумаги, а вы должны внимательно на него посмотреть и запомнить количество материалов, необходимых для постройки. Потом закройте глаза и постарайтесь представить в уме увиденное изображение. Теперь откройте глаза и постройте из своих материалов фигуру по плану, который вы запомнили. Построили? Я открываю свой «план», и мы проверяем, правильно ли вы все построили.
За каждые три правильно скопированных элемента из палочек дается одно очко. За каждый пропущенный или лишний элемент одно очко забирается. Лучший строитель тот, у кого больше всего очков».
Логопед строит из палочек фигуру на столе (так, чтобы ученики не видели процесса построения) и накрывает ее листом бумаги. Затем, подняв лист на три-четыре секунды, показывает детям полученную фигуру. Посмотрев, дети закрывают глаза и стараются создать образ фигуры и посчитать количество использованных палочек, подумать, на что она похожа. Затем открывают глаза и выкладывают из своих палочек эту фигуру.
После этого логопед поднимает лист и сверяет количество и правильность расположенных палочек с оригиналом. За каждые три правильно скопированных элемента из палочек дается одно очко. За каждый пропущенный или лишний элемент игрок, копировавший фигуру, должен отдать по одному своему очку. После того как каждый воспроизвел по три фигуры, подсчитывается количество очков и определяется победитель. Сначала лучше выкладывать какой-нибудь реальный предмет, например, флажок, звёздочку, рыбку и т. д. Усложнить игру разрешено, добавив к количеству и месту расположения еще цвет палочки и абстрактность фигуры.
«Шапка-невидимка». В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
«Запомни и найди». Приготовить таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Показать ребенку карточку с изображением предметов и предложить запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же - с геометрическими фигурами. Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как «пустыми», так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).
«Запомни точно».
-
Приготовить лист бумаги с 15 - 20 геометрическими фигурами, различными по
размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и т. п.). Попросить ребенка запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке.
-
Приготовить бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево)
фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант). Попросить ребенка запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их. Время запоминания - 15 - 20 с. Количество запоминаемых элементов от 5 до 10.
«Запомни и нарисуй». Для этого задания необходимо заранее подготовить образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а так же лист бумаги и карандаш.
«Восстанови порядок».
-
Приготовить 5 - 10 игрушек (предметов), разложить их в случайном порядке.
Предложить ребенку запомнить их расположение (15 - 20 с). Затем он отворачивается, а логопед меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; логопед меняет местами их порядок в ряду.
Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).
-
Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка - запомнить порядок
расположения детей. Первый вариант - он отворачивается и называет детей по порядку; второй вариант - логопед изменяет порядок, переставляя не более 3 - 5 детей, а ребенок его восстанавливает.
-
Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает
позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а логопед производит не более 3 - 5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего - вернуть все в исходное положение.
-
Дети располагаются определенным образом по периметру зала и запоминают свое
место (например, в одном углу, у окна, у мяча на полу и т.д.). Включается музыкальный фрагмент, дети свободно бегают по залу. Во время паузы они должны как можно быстрее: а) вернуться на свое место; б) занять место на одну позицию вперед при движении по часовой стрелке. При большом количестве детей или если дети испытывают трудности в запоминании места и последовательности передвижения, можно объединить их в пары (дополнительно проставляется акцент на взаимопомощь и согласованность действий).
«Запомни фигуры». Приготовить набор карточек с различными изображениями.
Объяснить ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов. Попросить ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложить ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2 с, для второй - 3-4 с, для третьей - 6-7 с. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.
«Найди пару». Материалом для игры могут быть два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).
Играют два и более участников. Парные картинки выложить изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки вернуть на свое место изображением вниз.
Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры». Ребенку предложить бланк с 7 -20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросить его показать круг, квадрат и т.д., а затем запомнить, что круги надо раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники - зеленым и т.д. Задание можно усложнять за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т.п.), вводя в материал буквы и цифры.
«Вспомни пару». Приготовить бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.
Объяснить ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк - для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ.
Игра «Суперкорреспондент».
Цель игры - развитие слухоречевой памяти с опорой на образное представление и логическое мышление.
Логопед: «Давайте поиграем в корреспондентов. Любой корреспондент должен уметь легко запоминать и конспектировать самую сложную информацию. Сейчас я прочитаю вам задание, а вы постарайтесь все запомнить и выполнить в точности. Я буду читать задание всего три раза, первый раз - чтобы вы могли познакомиться с заданием, второй - чтобы могли запомнить его, а третий - чтобы могли проверить, все ли правильно вы запомнили. В то время, когда я буду читать, постарайтесь мысленно представлять то, о чем я читаю. А также я думаю, что вам будет легче запомнить и правильно выполнить задание, если вы выделите из текста по порядку все только самое важное».
Задания даны по степени возрастания сложности. Подчеркнуть важность выделения в содержании прочитанного самого главного. Задача ребенка - нарисовать изображения точно по инструкции, запомнив ее на слух.
Задания читаются детям 3 раза:
1.Нарисуй пять ромбов разного цвета и объема. Последний ромб должен быть синего цвета, средний должен быть самый большой.
2.Нарисуй шесть мячей разного цвета и объема. Шестой мяч должен быть красного цвета, первый - с полосками, а третий - самый маленький.
3.Нарисуй семь воздушных шаров разного цвета и размера. Первый шар должен быть зеленого цвета, у среднего нарисуй ниточку, четвертый шар должен быть самым большим.
4.Нарисуй семь рамок для картин разного цвета и размера. Третья рамка должна быть желтого цвета, в последней изображен цветок, а пятая должна быть овальной формы.
«Магазин». Послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 -7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди .могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
«Пары слов». Предложить ученику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, назвать пары «кошка - молоко», «мальчик - машина», «стол - пирог» и попросить запомнить вторые слова из каждой пары. Затем назвать первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
«Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитать 5 - 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд зачитать заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова - теленок; близким по звучанию, например стол -стон); ребенок должен найти ошибку.
«Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный - ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.
«Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты: составление рядов из слов одной обобщающей группы, например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.; из определений к существительному, например: «Арбуз какой?», ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный и т.д.»
Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
«Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок должен запомнить только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
«Пиктограмма». Ребенку прочитать текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем попросить по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
«Стенограф». Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку прочитать небольшой рассказ в течение 1 - 2 мин. В это время он должен обозначать:
-
события (действия) - карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за
ходом рассказа;
-
каждое предложение - чертой и затем указывать количество предложений в
рассказе;
-
каждое слово - одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
«Цепочка ассоциаций». Предложить ребёнку запомнить 30 - 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.
«Запомни порядок». Научить ребенка таким мнемотехникам, как «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (цвета радуги), «Сегодня мы видим Землю много южнее склона Урала и Нептун с Плутоном» (порядок расположения планет Солнечной системы) и т.д.
Литература:
1.Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. - М.: Изд-во М Г У, 1995.
2.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 232 с.
3.Матюгин И., Рыбникова И.. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. - М.: «Учитель», 2003.-56 с.