7


  • Учителю
  • Развитие диалогической речи летей с нарушениями слуха посредством куклотерапии

Развитие диалогической речи летей с нарушениями слуха посредством куклотерапии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Развитие диалогической речи детей с нарушениями слуха посредством куклотерапии



Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной личностью.

Важно не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности.

Развитие устной речи у глухих детей Н.Д. Ярмаченко считает «жизненной необходимостью». Развивается речь - развивается мышление, открываются неограниченные возможности совершенствования, и тем самым разрывается кольцо социальной изоляции глухих.

Основной формой речевого общения является диалогическая речь, овладение которой осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложений, овладением словоизменением и словообразованием.


Связная речь - наиболее сложная форма речевой деятельности. Это развёрнутое изложение определённого содержания, которое строится логично, последовательно, грамматически правильно.

Связная речь формируется на основе диалогической речи. Диалогическая речь предшествует монологической и подготавливает её появление.

Овладение диалогической речью осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложения, с овладением словоизменением и словообразованием.

Приёмами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация).

В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений.

В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи слабослышащих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в разных ситуациях, пересказ.

Использование приёмов театрализации в младших классах способствует развитию эмоциональности речи, её интонационной выразительности, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность слабослышащего ребёнка в целом.


Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития речи.


1.Овладение лексикой и умениями выражать свои мысли.

2.Развитие умения вести диалог способствует самостоятельному использованию слов и синтаксических конструкций.

3.В ходе обучения диалогической форме общения создаются предпосылки для овладения рассказыванием, описанием, т.е. монологической речью. Этому способствует связность диалога: последовательность реплик, обусловленных темой разговора, логико-смысловая связь высказываний между собой.


Существуют различные классификации диалогов. И. В. Колтуненко даёт элементарную классификацию типов диалогических единств:

1.Вопросно-ответные.

2.Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, а затем ответ на него.

3.Диалогические единства, представляющие собой сообщение и встречное сообщение.


Учащимся полезно усвоить некоторые диалогические конструкции:

1.Для передачи положительного ответа на приглашение собеседника определённые слова и словосочетания: неплохо бы, с удовольствием, мне бы очень хотелось.

2.Иные выражения используются в диалоге в случае отказа от приглашения: боюсь, что не смогу; прекрасно, но я буду занят.

3.Использование и других характерных для диалогической речи выражений: да что вы; согласен; может быть.

Важным средством выражения смысловых отношений является интонация. Широкое использование вопросительных, восклицательных и побудительных предложений.


В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, слов-предложений: «да», «нет», относительно свободный порядок слов, частые повторы.

Обучая диалогу, важно постоянно стимулировать самостоятельную речь самих учащихся. Вовлекая детей в беседу, задаю им вопросы, поправляю ответы, предлагаю задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы важно следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказываю детям нужные слова и речевые обороты. Я заранее планирую, речевые умения для обработки, продумываю систему вопросов, характер ответов, новую терминологию, типы фраз, варианты встречных вопросов.


Средством общения при беседе является устная речь, сопровождаемая дактилированием, так как на данном этапе дактилирование является важным вспомогательным средством.

Большую роль в работе по формированию диалогической речи играют продуманные и целенаправленные диалоги при изучении художественных произведений. Главным в работе над текстом является беседа. Изучение сопровождается большой словарной работой, работой над выразительностью чтения, беседой «учитель-ученик», вопросами, которые тщательно продумываются. В работе используется богатый иллюстративный материал.

Завершается изучение диалогом учащихся с учителем, и затем детей друг с другом.


Важным участком работы над диалогической речью является внеклассная работа.

Средством, способным решить задачу воспитания полноценной личности, является искусство. Среди многочисленных методов, форм и приемов педагогического воздействия особое место мы отдаем театральной деятельности, в частности, постановке сказок. Значимость сказки обусловлена ее всесторонним влиянием, как на отдельные психические процессы, так и детскую личность в целом. Ученые, изучавшие эту проблему (А.В.Запорожец, Л.Д Короткова, Л. П Стрелкова и др.), утверждают, что сказка воздействует на сферу социального развития ребенка.

Куклотерапия - через проигрывание образов сказочных героев, через пластику, жесты, движение, музыку - дает возможность к самовыражению, помогает ребенку позитивно принять внешний мир.

Действенность сказки в работе со слабослышащими детьми определяется тем, что ребёнок легко идентифицируя себя со сказочным персонажем, чувствует себя защищённым и у него возникает интерес к действию. Это позволяет расширить объём образов восприятия, приобрести навыки общения, усвоить образцы поведения, активизировать словарь.

Сказка способствует формированию социальной активности, автономности (ребёнок проявляет своё личное мнение), социальной компетентности (ребёнок преодолевает барьеры в общении, начинает эмоционально выражать свои чувства).

В работе над сказкой происходит:

1.Развитие способности к целостному отражению образа сказочного персонажа.

2.Формирование посредством осознания нравственных поступков героев качеств личности.

3.Выработка социально одобряемых форм поведения через проигрывание ролей.

Говоря о результатах использования сказкотерапии в работе с неслышащими детьми, можно сделать выводы, что дети на сцене становятся более раскрепощёнными, речь более эмоциональной.

Театральная деятельность - это форма коллективной деятельности, а значит, здесь, помимо активного влияния ее на речевое развитие, открываются широкие возможности для совместных поисков творческих находок, различных решений. В процессе таких поисков развивается эстетический вкус, творческая активность, вырабатывается адекватная реакция на критические замечания сверстников, умение находить компромисс в различных конфликтных ситуациях, сочувствие, сопереживание, умение радоваться успехам других людей.

1.Ответы на вопросы с помощью табличек, а затем без них.

2.Работа с сюжетными картинками.

3.Проговаривание диалогов с помощью картонажных фигурок.

4.Работа над диалогом в паре с учителем с использованием масок.

5.Инсценирование диалогического сюжета в паре с другим учеником.

6.Более сложный вид диалога - с участием трех и более человек. Он обязательно присутствует в сюжете на более старших ступенях обучения.

Я обращаю внимание на слитное произношение слов и фраз с выделением словесного и логического ударения. Также на этом речевом материале отрабатываю звуки и слоги.

Одна из главных задач при работе над сказкой - приблизить речь глухого ребёнка к естественному звучанию, научить детей говорить голосами разных регистров. Например, в сказке «Три медведя» три действующих лица говорят в разных регистрах: Михаил Иванович говорит низким голосом, Настасья Петровна - естественным, т. е. в среднем регистре, медвежонок Мишутка говорит в высоком регистре.

В процессе обучения широко использую фонетическую ритмику, тактильно-осязательный контроль, разный дидактический материал, таблички. Обучение ведётся сначала на слоговом материале, затем в словах, фразах. Дети учатся различать на слух высоту голоса и воспроизводить услышанное в собственной речи.

Также обращаю внимание на звуковой состав слова, на выразительную сторону той или иной фразы, подчёркивая интонационную её структуру. Дети учатся говорить то радостно, то грустно, дифференцируют понятия «громко», «тихо», «потише».


Наука и практика доказывают, что глухой ребёнок обладает всеми потенциальными возможностями стать социально полноценной личностью. Формирование речевых навыков и умений в деятельности - наиболее надёжный, психологически мотивированный стимулятор к воспитанию потребности в словесном общении.





Литература:


1.Турджанова К.И. Развитие диалогической речи слабослышащих учащихся 2-го отделения во внеклассное время //Совершенствование процесса обучения и воспитания глухих и слабослышащих учащихся. -Межвузовский сборник научных трудов. М., 1984.

2.Фестивали творчества инвалидов. Опыт и перспективы. М., ВОИ, 2000.

3.Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся 1-4 классы 2-го отделения -М., 1976

4.Зикеев А.Г. Некоторые вопросы обучения диалогической речи слабослышащих учащихся. Дефектология,1975, №3.

3




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал