7


  • Учителю
  • «Ознакомление дошкольников с миром профессий в сюжетно-ролевых и дидактических играх»

«Ознакомление дошкольников с миром профессий в сюжетно-ролевых и дидактических играх»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

«Ознакомление дошкольников с миром профессий

в сюжетно-ролевых и дидактических играх»



В своей работе педагоги используют разные формы и методы знакомства детей с миром профессий взрослых. Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых это экскурсии и целевые прогулки. Непосредственное наблюдение за трудовыми действиями обеспечивает точное представление детей о профессии, её трудовой деятельности. Например: При посещении мастерской плотника в детском саду, внимание детей обращают на общий порядок, тщательно продуманную работу - все инструменты разложены по ячейкам, у каждого инструмента свой домик. Взрослый может вовлечь детей в производимый им трудовой процесс, давая им посильные поручения. Когда дети имеют возможность самостоятельно действовать, то они начинают им подражать. К сожалению, в настоящее время не всегда имеется возможность ознакомить детей с профессиями на экскурсиях в условиях целевой прогулки.

Одной, наиболее доступной, формой в ознакомлении с трудом взрослых является сюжетно - ролевая игра, где ребенок берет на себя роль, в которой может использовать полученные на подготовительном этапе развития ролевой игры новые знания о профессии.

На каждом возрастном этапе ознакомления с профессиями через сюжетно-ролевую игру, проводится с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

Слайд

Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие компоненты:

1) роли, которые берут на себя дети в процессе игры;

2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;

3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка;

4) реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.

Любая сюжетно - ролевая игра предполагает пять этапов ее развития.

На первом этапе стоит задача - выявить уровень знаний детей о профессии, которую воспитатель предполагает внести в игровую деятельность.

На втором и третьем этапах необходимо вызвать желание играть на темы из окружающей жизни или литературных произведений.

На четвертом и пятом этапах важно научить детей способам выполнения реальных трудовых действий в игре и обогатить их дополнительными знаниями для развертывания сюжета. Также важно научить ребенка самостоятельно добывать дополнительную информацию: от родителей, от детей, более старшего возраста (братья и сестры), во время собственных наблюдений и бесед с родителями и близкими родственниками.

Разберем эти этапы на примере сюжетно - ролевой игры «Библиотека»

В наше время много говорится о том, что уменьшилось значение детской книги и чтению предпочитают включение аудио и видео материалов на компьютере или телевизоре. Но ведь книга не только источник знаний, но и средство художественного воспитания, формирующая личность, оставляющая в душе глубокий след, признательность за то, что вы ввели ребенка в мир прекрасного.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его,

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека предназначена для старших дошкольников,

Им уже свойственно желание выполнить свою роль с выдумкой. У них возникает интерес к деталям.

На предварительном этапе подготовки к игре воспитатель обращает внимание детей на то, что читая книги, журналы и газеты, можно узнать много интересного. А самое большое количество книг находится в библиотеке. Можно рассказать детям историю появления книг, известных библиотек, чтобы привлечь их внимание. Знакомим детей с правилами поведения в библиотеке. Рассказываем о роли библиотекаря в его профессии.

Изготавливается вывеска «Библиотека», подбираются книги, газеты, журналы. Можно привлечь родителей.

Воспитатель предварительно изготавливает таблички, обозначающие жанр книг, например, разделы можно обозначить так ( слайд).

Условные обозначения наклеиваются и на обложке книги, чтобы детям было легко ориентироваться при раскладывании их на полках. Обязательно проводится беседа о различении жанров, знакомим с условными обозначениями разделов, рассказываем о назначении абонемента и формуляра для читателя.

На одном из первых бесед предлагается детям самим изготовить кармашки-уголки для книг, формуляры и абонементы читателя. В нашем варианте, раздаются шаблоны. Для оформления можно использовать следующие варианты:

- напечатать свое имя на абонементе и формуляре (для детей умеющих писать);

- вклеить фото (ребенка);

- сделать аппликацию;

- нарисовать отличительную картинку.

Дополнительно воспитателем или совместно с детьми изготавливаются шаблоны жанров, которые будут вклеиваться в абонементы и формуляры.

На втором этапе воспитатель знакомит детей с Читальным залом, предлагает создать библиотеку в группе. Для этого расставляются модули, при этом договаривается с детьми где и что будет находится. (Слайд). После этого приступают к открытию библиотеки. Воспитатель предлагает записаться в неё всем желающим.

На третьем этапе, первой игре, библиотекарем становится воспитатель. В роли читателя - ребенок, который выбирается по желанию или по считалке. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать ее читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателем библиотекарь спрашивает, о чем он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу.

При библиотеке имеется и читальный зал, где читают детские журналы, рассматривают картинки. Библиотекарь предупреждает каждого читателя, чтобы он не измял книгу, когда будет ехать из библиотеки домой на транспорте, посоветовать ему прочитать эту книгу дома дочке или сыну, а по дороге домой в автобусе только посмотреть картинки и т. д.

На четвертом этапе роль библиотекаря берет на себя уже ребенок. Роли можно распределить с помощью считалки, жеребьевки, карточек с изображением библиотекаря и читателей. Когда роли распределены, библиотекарь расставляет книги на полках. В библиотеку приходит первый читатель и происходит диалог. Затем приходят еще читатели: кто-то берет книгу, кто-то возвращает, кто-то пришел посмотреть журнал в читальном зале.

</ Воспитатель стоит неподалёку, может подойти в роли читателя, объясняя это тем, что он пришёл за книгой для дочки, которая не умеет читать, но очень любит сказки и еще раз продемонстрировать образец диалога и поведения. Поддерживает диалог библиотекаря с читателем, вводя реплики, давая советы, предлагая взять почитать ту или иную книгу, так как уже ее читал, и она ему понравилась.

На пятом этапе педагог может предложить ребятам, объединить игру с другими сюжетами, например: с играми в «Семью», в «Путешествие», в «Детский сад», в «Школу» и т. д.

Меня, как учителя-логопеда, интересует развитие связной речи дошкольников. Совместно с воспитателями мы решаем, какие речевые обороты можно закрепить во время игры.

В течение всего периода развертывания игры детям предлагается отремонтировать порванные книги, которые потом тоже можно использовать для игры; изготовить закладки для книг; узнать что-то интересное о книге из дополнительных источников, нарисовать для проведения выставки рисунки из любимых произведений. Это поможет поддержать интерес к игре на достаточно длительное время.

В целях обогащения и знаний детей также используются и дидактические игры.



Игры с предметами

Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди - дети выбирают из множества разнообразных предметов).

"Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке - игрушечные - кирпичик, кран, трактор).

Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

Виды настольно - печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи - знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия. Словесные игры

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о труде взрослых через сюжетно-ролевую и дидактическую игру - это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет воспитатель, используя в своей деятельности все возможности для обучения и приобщения их к миру профессий.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал