- Учителю
- «Влияние цвета на человека» исследовательская работа
«Влияние цвета на человека» исследовательская работа
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ивантеевка»
«Влияние цвета на человека»
Исследовательская работа
Выполнил:
Ученица 8 «б» класса Зотова Анастасия
МОУ «СОШ с. Ивантеевка»
Руководитель:
учитель-логопед Лисицина Е.А.
2016 г
Содержание:
Введение....…………………………………………………………………3
1. Влияние цвета на человека
-
Графика восприятия цвета:.....……………..……………….……4
-
Ассоциация цвета и музыки………………………………… 4- 6
-
Изучение цвета……………………………………………………7
-
Эмоции и цвет…………………………………………...……… .8
2.Наши исследования
-
Анкетирование ……………………………………………..………. 8
-
Эксперимент с чаем…………………………………………………9
-
Эксперимент с музыкой……………………………………………...9
3.Результаты исследования…………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………10
Список литературы………………………………………………… …11
Приложения ………………………………………………………………………..……12
Введение
В первобытные времена и в древности цвет служил для выделения
некоторых вещей из природной среды-тем самым на них акцентировалось внимание, им придавалось особое значение, ценность, духовный смысл. Окраска одежды, предметов, архитектуры, всегда была рассчитана на то, чтобы вызвать определенные эмоции: так, например, воины в боевом наряде вызывали страх; жрецы и культовые предметы-восторг; цари, одетые в золото и драгоценные камни, трепет и дрожь; пёстрые циновки и яркое убранство жилища-чувство праздничности, переключение из режима труда на режим отдыха и семейных радостей.
Все мы каждый день сталкиваемся с цветом. Цвет одежды, цвет
обоев или краски на стенах нашего дома, цвет машин проезжающих по дороге. Цвет-это мощная энергия, которая постоянно воздействует на человеческий организм. Люди мало задумывается о том, какую роль в их жизни играет цвет, какое серьезное влияние на их физическое, умственное и душевное состояние он оказывает. А ведь с рождения каждый знает, как улучшается настроение, стоит солнцу выйти из-за туч в пасмурный день. Все живое возникло и растет под солнцем. Цвету издавна присвоено особое значение, оказывающее благотворное или отрицательное действие на человека. Одни цвета приятны для глаз, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие-раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Каждый цвет воздействует на человека по-разному, носит избирательный характер. Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание значения цвета в жизни каждого человека необходимо, так как он оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека. Я люблю зелёный цвет и мне стало интересно, что этот цвет говорит обо мне, я захотела узнать любимые цвета моих одноклассников, так возникла идея провести совместно с логопедом школы, и при участии класса коррекции мероприятие «Разноцветная неделя».
Проблема: может ли цвет влиять на настроение человека?
Цель исследования: изучить сферу цветовой гаммы, на эмоциональное состояние человека.
Задачи:
-
изучить имеющуюся литературу по данной теме;
-
выявить, цветовое предпочтение учеников класса коррекции и 8 «а» класса;
-
разработать буклет о влияние цвета на человека
Объект исследования: учащиеся 2-8 коррекционного класса; учащаяся 8 «а» класса.
Методы исследования: изучение литературы, сбор информации через интернет, анкетирование, беседы с учащимися, проведение разноцветной недели.
Гипотеза - цвет может оказывать влияние на настроение человека.
-
Влияние цвета на вкусовое восприятие человека
Изучая влияние цвета на психику человека, ученые из университета Висконсина (США) предложили американским домохозяйкам попробовать кофе из четырех чашек, стоящих возле коробок коричневого, голубого, красного и жёлтого цвета.
В итоге 75% опрошенных сказали, что кофе, стоящий близ коричневой коробки, слишком крепок, около 85% назвали кофе из красной коробки самым ароматным и вкусным. Почти все отметили, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а рядом с жёлтой-слабый. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторам сообщили об этом уже после эксперимента.
-
Ассоциация цвета и музыки
«Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки - семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!»
Психологическим обоснованием связи музыки и цвета послужило явление синестезии.
Синестезия понимается как взаимодействие ощущений, когда под влиянием раздражения одного анализатора возникает ощущение, характерное для другого. При воздействии музыки у детей возникают зрительные образы. С точки зрения физики цвет и звук - это волны определенной частоты, влияющие на разные органы чувств: слух и зрение. Цветомузыка-сегодня явление широко распространенное. Официальным основоположником цветомузыки считается великий русский пианист и композитор Александр Скрябин (1872-1915), как и многие русские символисты, мечтая об универсальной художественной Мистерии, которая преобразует мир, Скрябин создал первое в мире оригинальное светомузыкальное произведение "Прометей". В световой строке "Luce" он выразил цветовую визуализацию тонального плана "Прометея", при этом композитор, как известно, опирался на собственную систему соответствий "цвет-тональность", точнее "квинтовый круг тональностей-цветовой круг" (см. Таблица 1).
Таблица 1 Цвето-тональные соответствия СкрябинаТОНАЛЬНОСТИ
ЦВЕТА
C-dur
Красный
G-dur
оранжевый
D-dur
Желтый
A-dur
Зеленый
Е-dur
Голубой
Н-dur
синий, бледный
Fis-dur
Синий
Des-dur
фиолетовый
As-dur
пурпурно-фиолетовый
Es-dur
стальной,
с металлическим блеском
В-dur
с металлическим блеском
F-dur
Красный
Наш современник кандидат медицинских наук, музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин который живет и работает в Санкт-Петербурге, установил закономерность цвето-тональных соответствий (см. Таблица 2).
Таблица 2. Цвето-тональные соответствия В.ЭлькинаЦВЕТА
ТОНАЛЬНОСТИ
Красный
Ля бемоль мажор,
Ми бемоль мажор,
Си бемоль мажор
Зеленый
Фа мажор,
До мажор,
Соль мажор
Желтый
Ре мажор,
Ля мажор,
Ми мажор
Синий
Си мажор,
Фа диез мажор,
До диез мажор
Коричневый
ре минор,
ля минор,
ми минор
фиолетовый
си минор,
фа диез минор,
до диез минор
Серый
ля бемоль минор,
ми бемоль минор,
си бемоль минор
Черный
фа минор,
до минор,
соль минор
В своей работе с тяжелыми больными музыкотерапевт Владимир Элькин пользуется системой цветовой психологии и арттерапии шедеврами искусства. Работа с тяжелыми больными создала необходимость быстро понять человека, его проблемы и узнать, какие образы искусства смогут ему помочь. С помощью цветовой диагностики В.М. Элькину удается сразу понять тип человека, его резервы и психологические проблемы, психологическое состояние. Многие годы исследований позволили узнать Владимиру Михайловичу, какие афоризмы, образы и мелодии наиболее желанны и действенны у лиц предпочитающих тот или иной цвет. У каждого элемента «великолепной семерки» есть свой «напарник». На этом и основаны методы лечения музыкой. Для лечения определенных нарушений подбирается гармоничный цвет или звук, который балансирует организм: либо удаляет избыток, либо восполняет недостаток. Например, зеленый цвет балансирует расстройства в эмоциональной сфере: депрессии, бессоннице, рассеянности внимания, гневливости и раздражительности. Музыка есть движение, происходящее сегодня и сейчас (в отличие от архитектуры, живописи). Действенная природа ребенка моментально отзывается на импульсы, идущие от нее. Она захватывает его целиком, передавая ему свое движение, свою энергетику, активизируя его жизненный ритм. Прочитать произведение музыки, не зная их языка, невозможно. Язык композитора - звук, гармония, ритм. Всё это имеет свою семантику и связанные с ней понятия выразительности, содержательности, смысла, символики, эмоционально-психологического воздействия.
-
Изучение цвета.
Открытие цвета
Цвет-это свет. К такому заключению пришел английский физик и
математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию
цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате,
приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив
стеклянную призму по ходу лучика света, он обнаружил, что свет
преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые
становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену.
Несколько лет спустя другой английский физик-Томас Юнг провел
обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно
свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял
три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов:
зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг
воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как
первичные и вторичные.
Наверняка, каждый из нас хотя бы раз видел радугу и помнит
знаменитую фразу: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан?
С её помощью мы можем с легкостью назвать цвета радуги по порядку:
красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый.
Все цвета можно разделить на три группы:
-
холодные
-
нейтральные
-
теплые
К холодным цветам относятся оттенки фиолетового, синего и голубого. Нейтральные цвета-это оттенки зеленого, а теплые-это оттенки желтого, оранжевого и красного.
Эмоции и цвет
В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет - продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции - цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски-желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С. Мухина: «цветовое решение красивого у детей всех стран сходно: цвета в большинстве случаев теплые и уж обязательно чистые, локальные». Проведенный сравнительный анализ использования «неподражательных» цветов детьми разных стран показал удивительное постоянство в выборе цвета для изображения красивого и некрасивого. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других стран, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «красивое», а где «некрасивое».
-
Наши исследования
Анкетирование
Для своих экспериментов я пригласила учеников класса коррекции, и учащихся 8 «а»-класса. Среди них путем анкетирования проводился социологический опрос:
С каким цветом ты себя ассоциируешь?С каким цветом ты ассоциируешь своего друга?
В анкетировании приняли участие 40 учащихся. Ученики в своих цветовых предпочтениях разделились на две половины, девочки ассоциируют себя с теплыми оттенками цветов. При ассоциации цвета друга они выбирали так же теплые цвета. Мальчики ассоциировали себя с холодным цветом, больше ответов получил синий цвет.
Вывод: после проведения исследования и изучения полученных
результатов, выявилось, что ученики, которые ассоциируют себя с
теплыми оттенками цветов, при выборе цвета друга отдавали
предпочтение так же теплым цветам. Аналогичная ситуация с холодными
цветами. Из чего следует вывод, что энергичные, активные, быстро
принимающие решения дети, склонны к общению с такими же детьми. А
более спокойные, уравновешенные, вдумчивые, но склонные к сомнению
дети поступают аналогично при выборе друга. Ученики, ассоциирующие
себя с определенным цветом, дружат с детьми, выбирающими такой же
цвет или цвет, сочетающийся с ним.
Эксперимент: «С чашками чая»
Ученикам было предложено попробовать чай из четырех чашек, стоящих возле кружков: коричневого, голубого, красного и жёлтого цвета. Попробовав напитки, дети распределили их в следующей цветовой палитре. Кофе соответствует коричневый цвет, зелёному чаю голубой цвет, чёрному чаю был присвоен жёлтый цвет.
Вывод: правильно подобранные цвета и оттенки пищи, наряду с обстановкой и освещением повышают человеку аппетит, в том числе и улучшают процессы пищеварения.
Эксперимент: «Прослушивание музыки с последующей ассоциацией цветового спектра»
С учащимися мы прослушали классическую музыку и соотнесли каждую композицию с определённым цветом. Моцарт: «Музыка ангелов» были отданы зелёный и розовый цвета. Бетховен: «Последний вальс» ассоциировался у всех с красным цветом. Бах: «Ария и сюиты» был присвоен голубой и синий цвет.
Вывод: я пришла к выводу, что спокойная приятная музыка ассоциируется с яркими и тёплыми тонами, а беспокойная с холодными и тёмными тонами.
Заключение
Все эти дни прошли на высоком эмоциональном подъеме. Улыбки не
сходили с лиц детей и взрослых, не было в классах ссор и драк, все
были очень доброжелательны и внимательны друг к другу. Да и в
тетрадках было все в порядке. Несмотря на разноцветные ручки,
ошибок было меньше. Хорошее настроение всегда помогает хорошо
учиться! «Разноцветная неделя» способствовала развитию
коммуникативных навыков у учащихся, сплочению учеников и улучшению
психологического климата в классе. Для тех ребят кто в ходе
эксперимента выбирали чёрные цвета было рекомендовано обратиться к
школьному психологу. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять
чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета
обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено,
что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же
установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда
привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает
общение людей между собой. Цвет существенно влияет на состояние
человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а
именно: вызывают разную реакцию: подчеркивают качество, настроение,
чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года;
имеют физиологические последствия, как положительные или
отрицательные оптические раздражители; прикасаются к ощущениям:
удовлетворение, приятный внешний вид. Также одним из моментов
изучения этой темы является то, что цвет способен закономерно
выражать эмоциональное (личностно-смысловое) отношение человека к
чему-то значимому и самому себе. В цвете происходит визуализация
эмоционального отношения. Свойство цвета преобразовывать наше
душевное состояние и сигнализировать об этом изменении имеет
оборотную сторону. Если мы обозначаем кого-то (или себя) с помощью
цвета, мы сообщаем этим, какое душевное состояние вызывает у нас
этот объект.
Цвет-мощное средство воздействия на психику человека. И сила цвета
во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные
механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне.
Поэтому в этом своем качестве он становится очень привлекательным
средством для психологических манипуляций. Соответственно
современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует
на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем
мире.
Литература:
1. Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск, 1984.
2. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. М., 1984.
3 . Ж. Агостон "Теория цвета и её применение в дизайне" М. "Мир"
1982 г.
4. Б. А. Шашлов "Цвет и цветовоспроизведение" М. "Книга" 1986
г.
5.Дженис Линдси "Все о цвете" Книжный клуб 36.6. 2012
6. Люшер М. Цвет вашего характера/Сара Д. Тайны почерка.-М.:
Изд.
«Вече: Персей», 1996.
7. Драгунский В.В. Цветовой личностный тест.-М.: Изд.
«Харвест»,
2000. (Серия «Библиотека практической психологии»).
8. Клар Г. Тест Люшера. Психология цвета.-М.: Изд. «Питер»,
1998.
9. Люшер М. Оценка личности посредством выбора цвета. -М.: Изд.
«ЭКСМО-Пресс», 1998.
10. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек-цвет-пространство.-М.: Изд.
«Питер», 1995.
11.www.iluhin.com/notes/color/index.html
12.www.art-granatis.ru/information/color/index.html
13.www.gdekakpochemu.ru/chto-takoe-cvet/
</