- Учителю
- Статья «Театральная деятельность, как средство преодоления нарушения речи.»
Статья «Театральная деятельность, как средство преодоления нарушения речи.»
Театральная деятельность, как средство преодоления нарушения речи.
Нарушения речевого развития детей рассматриваются прежде всего как средство нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.
В театрально -игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально -личностной сферы. Театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на когнитивную сферу ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребёнка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).
Я включаю в свою работу игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни.
В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, я опираюсь на их эмоциональный мир, познавательный интерес, именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными различные игры и задания. Исходя из опыта работы особенно детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.
Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребёнка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Ребёнок, усваивая свою роль в сказке, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.
Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста -игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребёнка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль -та внешняя опора, которая помогает ребёнку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс.
Понятие ребёнком роли какого -либо персонажа -весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребёнку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.
Театрализованная деятельность помогает ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Заученные литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.
Театрализованная развивающая среда для ребёнка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого -педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других), и предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально -эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.
Театрализованная деятельность органично вошла в коррекционный процесс логопункта и всего детского сада. В моём кабинете и в группах имеются куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки -маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций, ширма -занавес. К созданию театрализованной среды привлечены так же и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов.
Распределяя роль в игре- драматизации, я учитываю речевые возможности каждого ребёнка в определённый период логопедической работы. Очень важно выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребёнок, важно, что он создаёт образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа -мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических занятиях: учатся «рычать как тигр», «жужжать как пчела» «шипеть как гусь». Высший пилотаж» в театральной деятельности -участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребёнку логопункта, но всё -таки некоторые дети, достигшие определённых успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.
Применение мною театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной м коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения, развитие связной речи.
Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми -логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.