- Учителю
- Речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами сказкотерапии. Методика Проппа.
Речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами сказкотерапии. Методика Проппа.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2г. Черемхово»
Речевое развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами сказкотерапии. Методика Проппа.
Мастер - класс
«Карты Проппа - путешествие по сказкам»
Карабчукова И.В., учитель - логопед
Дошкольный возраст - период начальной социализации ребенка, приобщения маленького человека к миру культуры. В последние годы мы беспомощно наблюдаем за тем, как просмотр телепередач, компьютерные игры вытесняют из жизни детей все другие виды деятельности, воздействуют на еще не окрепшую психику ребенка, на его сознание, приводя иногда к деформации.
Ранняя погруженность детей в информационное поле телевидения и компьютера породила ряд проблем. Одна из них - снижение интереса к художественной литературе, чтение которой является показателем общей культуры общества, и, как следствие проблемы, отмечается снижение уровня грамотности детей.
Проблема эмоциональной сферы детей, посещающих логопедические группы, в настоящее время весьма актуальна. Этим детям свойственны: повышенная возбудимость, агрессия, неуверенность в себе. У них наблюдается: неразвитые внимание, память, моторика. Путешествие по сказкам способствует коррекции психических процессов ребёнка, пробуждает фантазию и образное мышление. У детей развивается активность во всех видах деятельности, в том числе и речевой.
«Проживая сказку», обыгрывая в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ душевного тепла, принятие себя таким, какой ты есть.
Поэтому актуальным остаётся вопрос приобщения детей к книгам и художественной литературе, в том числе к сказкам детей с ОВЗ.
Привлекательность сказкотерапии можно объяснить, прежде всего, ее универсальностью. Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Через сказку педагог имеет возможность передать новые способы и алгоритмы выхода из проблемных ситуаций.
Значение сказки для ребёнка огромно:
- сказка информативна. Через анализ придуманной клиентом сказки психолог получает информацию о его жизни, актуальном состоянии, способах преодоления трудностей и мировоззренческих позициях.
- сказка экологична. Находясь не в обыденной, а в драматической реальности, как клиент, так и психолог эмоционально защищены. Тем самым снижается риск «сгорания», возрастает доверие клиента к терапевтическому процессу.
- сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, клиент (психолог) преодолевает самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- сказка феерична. Бедная на демонстративность работа психолога получает возможность быть видимой: обращаясь к сказкотерапии, он может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности, а возможно, и психологический кукольный или драматический театр.
- сказка эмоциональна. Через участие в сказкотерапевтических сессиях клиент накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.
- сказка мудра. Через сказку психолог имеет возможность передать ребенку, родителям или педагогам новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.
Используя в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи элементы сказкотерапии, я обязательно учитываю следующие особенности детей с ОНР:
• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Считаю нужным отметить, что выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в совместную деятельность учителя-логопеда с элементами сказкотерапии.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
• развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;
• развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
• помогать усваивать лексико-грамматические категории, овладевать языковыми элементами;
• помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.
Так как игра является основным видом деятельности дошкольника, и ребенок переносит в игру и сюжеты, и отдельные действия, и характеристики персонажей, и особенности отношений между ними, актуальными и значимыми в сказкотерапии становятся игры по сказкам. Организуя игры с нашими воспитанниками, мы активно применяем методику Проппа.
В. Я. Пропп был фольклорист, он рекомендовал работать с волшебными народными сказками, т.е. сочинять сказки по картам. Карты Проппа представляют собой схемы, по которым дети узнают события и эпизоды сказок, символически изображенных на картах.
В результате работы по методике Проппа у детей формируется интерес к сказкам. Метод Проппа способствует более глубокому восприятию содержания и морали сказок и развитию речевого творчества в создании собственной сказки. У детей появляется возможность более глубоко познакомиться с красотой и образностью родного языка.
В ходе своей работы Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). На слайде представлены несколько вариантов карт, которые отражают последовательность событий в сказке или произведении.
На первом этапе знакомим детей с жанром литературного произведения - сказкой. Выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки. И далее работаем по картам. Соотносим определенную карту с определенным действием в сказке. Например ( на слайде 10, 11).
На втором этапе переходим к литературным играм. Закрепляем представления о героях сказок, об их поступках. На слайде вы видите приблизительные варианты игр.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кощея Бессмертного именно Кощеем Бессмертным.
«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший-плохой» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных. (Скатерть-самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.
На третьем этапе повторное чтение сказки сопровождается выкладыванием карт Проппа.
На четвертом этапе мы предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.
На пятом этапе происходит самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. На этом этапе ребенок проявляет свое творчество.
Дети могут составить сказки, как индивидуально, так и по подгруппам. В помощь детям готовые сюжеты с картами. На слайде вы видите вариант наглядности для детей.
Можно сочинить сказку, опираясь, на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно ролевую игру, например, «Репортер», когда несколько детей презентуют свои сказки.
Усложнение. Сочинение сказок на основе знакомых сюжетов или героев из нескольких сказок. Данный этап продуктивен и актуален при привлечении родителей в образовательную деятельность.
В течение какого времени реализуются все этапы?
По картам Проппа можно работать в течение всех режимных моментов, на занятиях. Все этапы можно разбирать с детьми в течение одного мероприятия, либо постепенно. Нужно ориентироваться на интересы детей, содержание сказок, количество карт, образовательные задачи, которые будет решать педагог.
Родителям предлагается дома продолжить работу по сказкам. Вы видите вариант упражнения для родителей, которые мы оформляем в календаре.
Мастер - класс
- Предлагаю вам проиграть сказку «Кот, петух и лиса»
Напоминаю вам структуру сказки и параллельно краткое содержание этой сказки. Дети уже знакомы со структурой сказки и ее отличительными особенностями от других жанров литературных произведений.
Я приготовила вам карты, обычно мы это делаем с детьми на первом этапе.
Остановимся на самой сказке и этапах работы по картам Проппа.
На примере двух карт разберем соотношение карт и содержания сказки.
Карта «Жили-были»
Вопрос к аудитории:
- Какая это часть сказки? В тесте вы видите- зачин.
Следующая карта- «Запрет»
-А это какая часть сказки? Завязка действия……
Карта- «Нарушение запрета»
Аналогичный вопрос по содержанию сказки. (Развитие действия)
Данная карта «Погоня» так же относится к развитию действия.
И, наконец - развязка.
Карта «Счастливый конец» подходит практически ко всем сказкам.
Таким образом, мы с вами повторили содержание сказки и соотнесли его с картами Проппа.
Следующий этап - «Игры по сказкам». Опять вспоминаем содержание сказки и ее героев. На примере героя сказки «Лиса». Какие черты характера у этого героя положительные, какие отрицательные?
Таким образом, можно дать характеристику каждому герою. А применяя игры, вспомнить содержание сказки.
Закончили работать на втором этапе и переходим к третьему этапу.
Мы не будем подробно останавливаться на этом этапе, так как он, если помните, предполагает повторное чтение сказки с параллельным выкладыванием карт.
А я предлагаю вам поиграть на этом этапе.
«Разложите карты по порядку действий в сказке»
Работа с аудиторией. Раскладываем карты по порядку ( и на слайде).
- На четвертом этапе мы не будем останавливаться, так как это-пересказ сказки. Дети пересказывают сказку и самостоятельно выкладывают карты Проппа.
Можно этот этап исключить, если педагог не будет решать речевые задачи. Все зависит от цели, поставленной педагогом.
- Переходим к пятому этапу-самому литературному и творческому.
</<font face="Times New Roman, serif">Давайте попробуем сочинить сказку по картам Проппа. (На слайде выставлены карты, такие же карты у вас в конвертах и изображение главного героя сказки). Предлагаю вам объединиться в группы и минуты за две сочинить сказку. Не забудьте о последовательности, которая изображена на слайде.
Такова последовательность работы по картам Проппа.
Таким образом, через использование сказки, особенностей её сюжетных линий и изложения мы можем решать многие коррекционные задачи.
Дж. Родари отмечал, что преимущества карт Проппа очевидны, ведь каждая из них - целый срез сказочного мира, каждая функция находит отклик во внутреннем мире ребенка. Поэтому опыт работы свидетельствует о том, что дети действительно проявляют активный интерес к сказкам. Каждое утро, встречая вопросом: «А мы будем сегодня читать новую сказку?».