- Учителю
- Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в ДОУ.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в ДОУ.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекционно-образовательной работе
Если говорить вам сложно -
музыка всегда поможет!
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны - устраняют нарушенные речевые функции, а с другой - развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
-
коррекционно-развивающее;
-
информационно-консультативное.
Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать:
-
структуру речевого нарушения;
-
осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
-
закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях;
-
всесторонне развивать личность дошкольника.
И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми.
Принципы построения совместных занятий:
-
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии
-
Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы.
-
Принцип всестороннего воздействия
-
Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений.
-
Принцип наглядности.
-
Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий.
Можно выделить основные задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно-образовательной работы. Это - оздоровительные, образовательно-воспитательные и коррекционные задачи.
Образовательно-воспитательные
Коррекционные
Укреплять костно-мышечный аппарат.
Развивать дыхание.
Развивать координацию движений и моторные функции.
Формировать правильную осанку.
Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в
музыке, движениях ритмическую выразительность.
Формировать способность восприятия музыкальных образов.
Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма.
Развивать речевое дыхание.
Развивать артикуляционный аппарат.
Формировать просодические компоненты речи.
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать грамматический строй и связную речь.
При этом каждый из субъектов коррекционно-развивающей работы осуществляет развитие следующих направлений:
Учитель-логопед:
-
постановка диафрагмально-речевого дыхания;
-
укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа;
-
формирование артикуляторной базы для исправления неправильно произносимых звуков;
-
коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация;
-
развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;
-
совершенствование лексико-грамматической стороны речи;
-
обучение умению связно выражать свои мысли;
-
обучение грамоте, профилактика дисграфии и дислексии;
-
развитие психологической базы речи;
-
совершенствование мелкой моторики;
-
логопедизация занятий и режимных моментов.
Музыкальный руководитель:
Развитие и формирование:
-
слухового внимания и слуховой памяти;
-
оптико-пространственных представлений;
-
зрительной ориентировки на собеседника;
-
координации движений;
-
умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
Воспитание:
-
темпа и ритма дыхания и речи;
-
орального праксиса;
-
просодики;
-
фонематического слуха.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.
-
План взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
-
Журнал взаимодействия.
-
Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
-
Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
-
Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
-
Выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т.д. для профилактики нарушений речи.
-
Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Координационный план проведения совместных занятий
Логопед
Музыкальный руководитель
Развитие мелкой моторики
Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо
Развитие мимики
Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией
Развитие выразительности в пении и танце
Развитие речевого дыхания
Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка нижнедиафрагмального дыхания
Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки. Упражнения на дыхание в танце.
Развитие голоса
Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба
Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.
Развитие фонематического слуха
Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. Воспитание акустико-артикуляционного образа звука. Формирование контроля за речью через акустический контроль.
Использование попевок. Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.
Развитие артикуляции
Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)
Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием
Развитие грамматического строя речи
Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма
Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.
Развитие словаря
Развитие понимания различных речевых структур и грамматических
форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.
Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.
Развитие диалогической речи
Формирование навыков составления диалога
Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.
Развитие монологической речи
Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.
Разучивание текстов песен
Развитие коммуникативных навыков
Психологические этюды и коммуникативные игры
Участие детей в музыкальных представлениях.
Список рекомендуемой литературы по теме:
-
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи - СПб., 1999.
-
Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика - М., 1997.
-
Волкова Г.А. Логорпедическая ритмика - М., 1985.
-
Литвинова М.Ф.Русские народные подвижные игры - М., 1996.
-
Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение - СПб., 1997.
-
Дурова Н.В. Фонематика - М., 2002.
-
Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ - М., 2006.
-
Крупа-Шушарина С.В. Логопедические песенки - Ростов-на-Дону, 2010.
-
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки - СПб., 2005.
-
Лукина Л.А., Сарычева И.Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста - СПб., 2008.
-
Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 - Москва, 2000.
-
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) - Москва, 2007.
-
Воронова А.Е Логоритмика в речевых группах ДОУ - Москва, 2006.
-
Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры - М., 2001.
-
Рычкова Н.А Логопедическая ритмика - М., 2000.
-
Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду - Ярославль, 2006.
-
Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука - М., 1998.
-
Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» - Волгоград, 2010.