7


  • Учителю
  • Доклад ' Развитие выразительной устной речи у детей с нарушениями слуха

Доклад ' Развитие выразительной устной речи у детей с нарушениями слуха

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Доклад «РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»



Язык впервые возник из-за потребности в общении. Устная речь наиболее доступна, без дополнительных средств мы можем сообщать и воспринимать её. Ребенок рождается уже с программой к устной речи. С помощью устной речи человек усваивает язык. Человечество фиксирует свои знания речью.

Вершиной развития человека является формирование у него словесно-логического мышления. Опорой для словесно-логического мышления являются слуховые и кинестетические образы, которые формируются в коре головного мозга в процессе устной речевой деятельности.

У ребенка формируется сначала наглядно-практическое мышление, затем речь. Значение устной речи для детей с нарушениями слуха крайне велико. Устная речь для них выступает как средство общения, базой владения языком, орудием мысли. [1: 28]

Речь детей с нарушениями слуха обычно резко отличается от речи слышащего человека. Им недостает внятности, выразительности, благозвучности: речь их монотонна, часто неестественно груба. Дети, подобно речевой машине, произносят звук за звуком, не связывая элементы в единое целое. Причиной тому в значительной мере являются степени снижения слуха и неправильные формы обучения. Правда, никакое искусство обучения не заменит им недостающего слуха, их речь не будет такой, какая свойственна слышащим. Однако это не значит, что речь детей с нарушениями слуха нельзя все же сделать более естественной, свободной, более благозвучной, выразительной и внятной. Успех обучения устной речи зависит в значительной мере от качества работы учителя, его методического мастерства и общей теоретической подготовки.[1: 57]

Традиционный метод обучения детей с нарушениями слуха устной речи предполагает единство аналитического и синтетического подходов, т.е. сочетание работы над элементами (звуки, слоги) с работой над целым словом, фразой. Таким образом, осуществляется один из важнейших дидактических принципов - переход от более лёгких видов речевой деятельности к трудным, максимально приближающим слабослышащего ребёнка к условиям свободного общения. Нужно широко использовать фонетическую ритмику, которая способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. Раскованность и непринуждённость, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция с движениями рук рассматривается в речи как «моторный стержень эмоций».[ 2: 36]

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определённого речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений. Все упражнения, содержащие движения и устную речь проводятся по подражанию и направлены на: нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний; воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами. [3: 162, 163]

Однако в практике школ нередко приходится наблюдать преобладание аналитического подхода над синтетическим. В результате дети, умея произнести отдельные звуки, слоги, часто не владеют произносительной структурой слова и фразы. Этот серьезный недостаток работы отражается на выразительности речи детей. При существующей методической системе обучения глухих устной речи работа над ритмико-слоговой структурой слова, а также овладение нормами орфоэпии осуществляются как особые задачи и нередко отодвигаются на более поздний период. Речь сурдопедагога должна удовлетворять всем нормам орфоэпии. В процессе обучения детей ему следует пользоваться как деловым, так и разговорным стилями.[2: 32]

Рассмотрим отдельно несколько компонентов, входящих в состав выразительности речи.

Словесное ударение является одним из трех элементов фонетической системы русского языка. Оно вместе с числом слогов, является носителем его ритма. Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, а также различение слов и их форм. Поэтому правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука. В русском языке словесное ударение выступает также в качестве одного из смыслоразличительных средств. Часто мы встречаемся со словами, которые имеют одинаковый звуковой состав. Разное значение таких слов определяется местом ударения.

[4: 27] При овладении ударением учащиеся будут испытывать известные трудности. Работая над этой темой, сурдопедагогу необходимо, прежде всего, научить детей технике выделения ударного слога и правильной постановке ударения в словах. Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Следует добиться, чтобы он владел подвижностью ударения.[4: 30] Отработка технике выделения ударного слога на определенном ритме соединяется с обучением правильному произношению слов, соответствующему данному ритму: тА-та - пАрта, шкОла. Берется словарь, которым дети уже владеют. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам.

Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у школьника навыков дирижирования. Различают два вида дирижирования. Первый состоит в том, что движение руки сопровождает каждый слог произносимого слова. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением. Второй вид дирижирования состоит в том, что движением руки сопровождается только ударный слог. Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, фраз и связных текстов. (« Скажи громко и тихо», «Повтори вместе с учителем высоким, низким и средним голосом» и др.) Успешность усвоения словесного ударения в значительной мере зависит от повторяемости словесного материала.[5: 23]. Работа над словесным ударением ведется на индивидуальных занятиях, на уроках по технике речи, на речевых зарядках. Интересно заметить, что в условиях фронтальной и индивидуальной работы с учителем учащиеся соблюдают словесное ударение значительно лучше, чем в условиях проверки.

Овладение логическим ударением предполагает умение выделять его с помощью усиления громкости произнесения соответствующего слова. Обучение логическому ударению имеет цель придать речи детей с нарушениями слуха элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложении ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого.[6: 23] Работа над логическим ударением осуществляется двумя путями. С одной стороны, дети, часто практически, следуя указаниям учителя, приучаются произносить те или иные фразы, заучиваемые на память стихи и прозаические тексты с правильным логическим ударением. При этом они руководствуются готовым образцом. Овладение умением выделять ударное слово во фразе достигается тем же способом, которым используется над словесным ударением. В обоих случаях огромная роль принадлежит остаточному слуху школьников, с помощью которого они легко усваивают усиление громкости произношения слов, несущих на себе логическое ударение. («Послушай, какие слова учитель выделяет голосом», « Повтори вместе с учителем», « Скажи также, как я» и др.)

Работа над речевой интонацией предполагает формирование у детей с нарушениями слуха все более дифференцированного восприятия и воспроизведения основных интонационных структур (темпа, слитности и пауз, мелодического контура фраз), а также развитие у учащихся умений передавать смысл и эмоциональное содержание высказывания сочетанием речевых и неречевых средств, способствующих коммуникации соответствующим выражением лица, позой, естественными жестами, принятыми в речевом этикете. Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении, так и на специальных занятиях - индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. («Послушай, как говорит учитель», « Покажи …», « Повтори вместе с учителем», « Скажи также: « Мама. Мама ? Мама!» и др.) [6: 35] Также учащиеся учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации: изменять логическое ударение ("пойдем гулять", "пойдем гулять"), темпа речи, менять интонационную конструкцию. При проведении таких упражнений особенно важно осознание учеником речевой ситуации.[7: 67]

Работа по формированию интонации проводится с использованием различных методических приемов и технических средств. На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование типичных ситуаций речевого общения и др. («В библиотеке», «В столовой», «В магазине», « В парикмахерской» и т.д.). Эффективной работе над интонацией способствует использование визуальных приборов, помогающих ученикам самостоятельно осуществлять контроль за воспроизведением в речи основных интонационных структур. Организация обучения детей с нарушениями слуха восприятию и воспроизведению интонации предполагает преемственность в разных формах работ. («Послушай повтори», «Скажи наоборот», «Дополни» и т. д). Планирование осуществляется совместно учителем класса, учителями - предметниками, учителями, ведущими индивидуальные и музыкально-ритмические занятия, и воспитателем.[7: 19]

Большое место на всех уроках, особенно чтения, развития речи, литературы должно быть отведено такому виду работы, как самостоятельное рассказывание о прочитанной книге, о просмотренной кинокартине, по заданной теме или по картине, пересказ. Это, как правило, способствует полной автоматизации ряда орфоэпических навыков, обогащает и учит пользоваться синонимическим словарем.

Таким образом, развитие выразительной устной речи для детей с нарушениями слуха имеет большое значение. Овладение и обучение словесному и логическому ударению, работа по формированию интонации имеет цель придать речи детей с нарушениями слуха элементарную выразительность и отчасти облегчить им владение сознательным чтением, поскольку, приучившись отыскивать в предложении ударное слово, они легче улавливают смысл читаемого. Роль правильного орфоэпического оформления речи огромна, и только орфоэпически правильная речь может служить надёжным средством общения среди людей.

Литература:

  1. Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению. М.,1980.

  2. Леонгард Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового

восприятия у глухих школьников. М., 1971.

  1. Рау Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. М., 1981.

  2. Развитие слухового восприятия и обучения произношения детей с

недостатками слуха / сост.: Е.П. Кузьмичева, Н.Ф. Слезина, М.,

1986.

  1. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в

школе глухих. М., 1981.

  1. Яхнина Е.З. Пути совершенствования произносительной стороны

устной речи глухих школьников. Сообщение 1 // Дефектология.

2004 . № 3.

  1. Пфафенродт А.Н. Произношение. М., 2000.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал