7


  • Учителю
  • классный час 'Хакасские национальные игры'

классный час 'Хакасские национальные игры'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Классный час на тему: Хакасские народные игры.

Цель:

1.Знакомство с культурой хакасов (игра).

2.Воспитание любви и бережного отношения к наследию предков.

3.Обучение правилам национальных (настольных) игр и сравнение их с другими национальными играми.

В игре принимают участие: педагоги, ученики и гости фестиваля.

Ход работы:

Игры, игрища по определению В.А.Даля- это народные сборища, сходбища для забавы, увеселения; скачки, ратоборства; представления разного рода.

Игрец-это актер, лицедей, шут, потешник, скоморох.

Однокоренные слова игрун, игрунья, игрунчик.

В хакасском языке игра(ойын) по словарю под редакцией О. В. Субраковой толкуется так:

1. забава; пала ойыны детская игра; футбол ойыны игра в футбол;

2.представление; выступление(художественное); концерт, спектакль; ойында аралазарга участвовать в концерте, спектакле; ойын тимнирге готовить концерт, репитировать.

3.разг. вечеринка ойынга сыгарга организовать вечеринку;

4. игра, шутка; ол сага ойын нимес это тебе не шутка; ойынга айландырарга обратить в шутку, несерьезно; ойын пазы идерге делать что-либо играючи; оол ойыны хоровод, устраиваемый в доме жениха накануне свадьбы; хыс ойыны девичий хоровод перед свадьбой.

Первым исследователем народных игр в стране еще в прошлом столетии был Евгений Петровский. В опубликованной им книге «Детские игры, преимущественно русские» он описал большое количество игр, дал им классификацию: считалочки, дразнилки, игры подвижные, сидячие… У нас также в настоящее время стремятся возродить детские игры, в которые играли наши предки. В книге А.Г. Кильчичакова «Хакасские народные игры и состязания» инициативные и творческие учителя попытались описать и классифицировать хакасские игры:

1. настольные игры;

2. единоборства;

3. упражнения с тяжестями;

4. состязания, имеющие прикладное значение;

5. конные соревнования;

6. игры на местности;

7. игры во внеурочное время;

8. игры с костями;

9. игры-хороводы.

Показ слайдов с пояснениями об этих играх

Настольные игры- это игры, ориентированные на спокойное общение и не требующие специального оборудования и приспособлений.

Например, игра «Тобит»- хакасский вариант шашек. Очень простая и доступная игра. Она развивает память, логическое мышление. Также существуют игры «Пестрая кость» ( «Чохыр соок» ), «Пестрая палочка» («Чохыр агас»), «Пестрая юла» («Чохыр пырлаас»).

Единоборства, упражнения с тяжестями, состязания, имеющие прикладное значение, конные соревнования, игры на местности, игры во внеурочное время, игры с костями можно охарактеризовать как игры для для физического укрепления здоровья на свежем воздухе зимой и летом, вырабатывающие сноровку, выносливость.

Отдельно следует выделить игры-хороводы, которые воспитывают эстетическую красоту души, дает возможность выразить свое отношение к кому-либо художественными средствами, позволяет оценить качества человека, остроту ума, способность быстро находить нужные слова для ответа.

Практическая работа №1

Раздать карточки с описаниями настольных игр и поставить задачу об описании своих национальных настольных игр, которые они знают и смогут нас научить.

В это время идет показ слайдов с описаниями настольных игр хакасов «Тобит», «Пестрая кость» ( «Чохыр соок» ), «Пестрая палочка» («Чохыр агас»), «Пестрая юла» («Чохыр пырлаас»).

Игра «Тобит».

1 Доска и фигуры

1.На доске нанесена сетка, которая состоит и девяти линий-чолов, пять из которых, параллельны друг другу и равные по длине, пересекаются под прямым углом четырьмя параллельными друг другу и равными по длине чолами, причем концы их переходят за пересекаемые им линии.

2. Пространство между чолами, назыаваемое «кол» (озеро), имеет форму квадрата. Чолы, направленные от одного партнера к другому, считаются продольными, пересекающие их- поперечными.

3.Фигуры для игры (12 черных и 12 белых)- «хулы» (рабы), расставляются на противоположных концах продольных чолов, а также на перекрестках продольных и крайних поперечных чолов.

2 Ходы фигур

4. Хулы ходят по чолам прямо вперед ,вправо, влево, на расстояние до соседнего свободного перекрестка. Если в процессе игры хул достигает противоположного конца любого продольного чола, он превращается в тобит, получая новые права. У каждой стороны одновременно может быть несколько тобитов.

5. Тобит, в отличии от простого хула, имеет право ходить на любой из свободных перекрестков по чолам, по прямой в любом из четырех направлений. Становиться может только на свободные перекрестки или концы чалов. Перескакивать через свои хулы тобит не может.

3 Взятие фигур

6. Хул при своем ходе обязан взять фигуру (хул, тобит) соперника, если последняя находится на соседнем по чолу перекрестке и перекресток за чолом свободен. Фигура, совершившая ход, становится на этот переуресток , перескакивая через фигуру соперника. Последняя сниматс с доски. Брать фигуры разрешается со всех четырех сторон.

7.Тобит в своем ходе обязан взять фигуру соперника независимо от количества свободных перекрестков до него по чолу, если за этой фигурой есть свободный перекресток (конец чола). Если за снимаемой фигурой несколько свободных перекрестков подряд, берущий тобит может остановиться на любом из них.

8. В один ход хул (тобит) должен взять все фигуры соперника, стоящие на его пути. При возможности взятия по двум или трем направлениям право выбора предоставляется берущему.Также он сам выбирает в случае возможности взятие хулом или тобитом.

4 Ход

9.Ходом считается передвижение хула от одного перекрестка к другому. Взятие, независимо от числа фигур, есть один ход.

10. Право первого хода за белыми фигурами.

5 Нотация

11. Нотацией игры в тобит называется система условных обозначений. Так все концы чолов и перекрестки нумеруются от1 до38.

12.В начале игры партии белые хулы занимают номера от1 до 12, черные- от 27 до 38.

13. Ход записывается через тире(7-14, 29-22) и т.д.При взятии запись такая же, только вместо тире ставится двоеточие (8:22). Ели взято несколько фигур, записывают все перекрестки, на которых совершалось изменение направления взятия.(7:21:23:36)

6 Определение результатов

14.Результатом встречи может быть утыс- победа, чарым утыс- частичная и хайым- ничья.

15. Партия считается проигранной одним из участников , если:

-он признал поражение;

-все его фигуры взяты;

-все фигуры лишены возможности сделать очередной ход, т.к. перекрыты фигурами соперника на концах чолов. Победитель за утыс получает 2 очка, проигравший- 0.

16.Хайым заключается:

-по обоюдному согласию игравших;

- при невозможности (закрытия) последней фигуры соперника при преимуществе в одну фигуру;

-при трехкратном повторении позиций.

Обоим игрокам присуждается по 1 очку.

17. Чарым утыс объявляется при преимуществе у одного из игроков в 2 и более тобитов. Имеющий преимущество получает 1,5 очка, другой-0,5 очка.

7 Проведение соревнований

В зависимости от числа участников соревнования могут проводиться по круговой, олимпийской и т.д. системам. Возможны варианты с делением на группы и последующим финалом. Характер соревнований (личные, командные) указывается в положении о проведении.

Вариант. Наиболее распространенным является вариант, в котором сетка состоит из 4 продольных и 4 поперечных чолов. Остальные правила такие же.

Игра: Пестрая кость (Чохыр соок)

Справка. Игра проводилась на поверхности стола, игральная косточка изготовлялась из отшлифованного овечьего хазыха, которому придавали шестигранную форму и наносили отметины.

Место, инвентарь. Ровная поверхность и косточка кубической или несколько вытянутой форы, на гранях которой нанесены от 1 до 6 меток.

Описание. Игроки , их число может быть до 6, по жребию бросают чохыр соок, стараясь набрать 18 очков. Каждый бросает 1 раз , затем очередь переходит к следующему и т.д.

Правила.

  1. Победителем считается игрок, первым набравший необходимую сумму очков-18.

  2. Очки определяются по показаниям верхней грани упавшей чохыр соок.

  3. Жеребьевка проходит подбрасыванием косточки, набравший больше всех очков получает первый номер и т.д.

Игра: Пестрая палочка (Чохыр агас)

Место: Ровная поверхность, стол или пол помещения.

Инвентарь: Чохыр агас- 12-тигранный параллелепипед, на каждой грани которой, кроме оснований, наносятся метки от 1 до 12.

Описание. Участвует в игре до 12 человек. Определив очередность, каждый начинает бросать чохыр агас, предварительно назвав число, которое он бы хотел получить. В случае точного угадывания он объявляется победителем, в случае неудачи- вновь ждет своей очереди.

Правила.

1.Победителем считается игрок, наиболее удачливый после 4 туров.

2.Показателем числа служат метки на верхней грани чохыр агас.

Вариант. Игроки соревнуются на получение наибольшего количества очков. Для победы необходимо несколькими вбрасываниями набрать 48 очков. Игрок делает одно вбрасывание, затем очередь переходит к следующему. Игроки, набравшие необходимую сумму в одном туре, проводят дополнительную игру.

Игра: Пестрая юла (Чохыр пырлаас)

Место, инвентарь: Ровная поверхность, на которой запускается чохыр пырлаас- пестрая юла, которая вырезается из дерева и имеет 8 граней. На каждой грани сделаны насечки:1-6 (римскими цифрами).На остальных гранях еще знак 0-пусто и знак №- штраф.

Описание. Игроки поочередно запускают чохыр пырлаас и стараются получить очки в сумме 24. Если на верхней грани выпал 0, то игрок очко не получает, №- штрафуется. Наказание оговаривается в начале игры: спеть, сплясать, станцевать. При невыполнении этого снимаются набранные очки.

Правила. Победителем считается игрок, первый набравший 24 очка.

Праздничная и игровая атмосфера необходима человеку для «разгрузки» психики, снятия напряжения. Она переносит пас из реального мира в мир иллюзий, фантазий, доброты. В этом мире нет начальников и подчиненных, в игре все на равных. Такие разрядки необходимы для психического здоровья. Чем чаще они появляются, тем меньше подвержен человек стрессам. Заметьте, как правило, не играют бюрократы. Если человек стоит в стороне, можно заподозрить, не относится ли он к этой категории. Так что играйте на здоровье! И подключайте к игре всех!

Конкурс игр на личное первенство.

Ведущему тут приходится быть активным. Не стесняйтесь импровизировать.

Карточки с правилами игры раздают всем желающим.

1. Предлагаем присутствующим игру «тобит», выбираем 3 пары, судит один из жюри (судья).

2. В это же время играют игру «хазых», выбираем 3 пары и также судят 3 судьи.

3. Такие же правила при проведении игры «Чохыр агас»

Конкурс игр на командный зачет

Для проведения командных игр нужно ведущему быть внимательным.

  1. Предлагаем игру Чохыр соок. Присутствующих разделить на 2 команды и предложить, чья команда быстрее наберет нужное количество очков.(18)

  2. Игра «чохыр пырлаас» проводится по этому же принципу.

Не исключено, что обе команды наберут одинаковое количество очков. В этом случае можно капитанам команд еще раз сыграть игру и кто получит большее количество очков, тот и будет считаться победителем.

Рефлексия. Какие игры вам показались знакомыми и какие этапы игр перекликаются с вашими национальными играми? Предлагаю высказать свое мнение.

Награждение участников игр. Подведение итогов судьями или жюри.








 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал