- Учителю
- классный час на тему 'Чудеса света' (7 класс)
классный час на тему 'Чудеса света' (7 класс)
Классный час «Чудеса света:
семь
и другие» для 7 класса
Цели:
-
расширение кругозора;
-
приобщение к искусству;
-
воспитание бережного отношения к памятникам старины.
Оборудование: презентация с изображениями семи чудес света, мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Учитель:
Когда кто-то, увидев нечто его поразившее, привычно произносит: «Это же восьмое чудо света!», - окружающие прекрасно понимают: в смысле, что замечательно и потрясающе. То есть всем ясно: предыдущие семь - настоящие чудеса, а, значит, восьмое - не хуже. Список Чудес света Древнего мира окончательно оформился во времена Средневековья. Он включал в себя семь наиболее величественных памятников архитектуры древности, только часть из которых еще существовала в те времена. Сегодня археологи приоткрывают тайны удивительных архитектурных произведений, которые когда-то служили алтарями, произведениями искусства и инженерной мысли выдающихся людей древности. Семь чудес Древнего мира относятся в ко временам до Рождества Христова. Первая идея о необходимости выделения наиболее удивительных строений человечества возникла еще у Геродота две с половиной тысячи лет назад, он описал свои мысли в написанной им «Истории». Десятилетия спустя греческие историки описали величайшие памятники своего времени. Каллимах Киренский, главный библиотекарь знаменитой Александрийской Библиотеки, написал «Собрание чудес со всего мира». К сожалению, нам известно лишь название книги, поскольку ее содержание было уничтожено при пожаре Александрийской библиотеки в 270 году до н.э. Список Чудес света Древнего мира окончательно оформился во времена Средневековья. Он включал в себя семь наиболее величественных памятников архитектуры древности, только часть из которых еще существовала в те времена. Сегодня археологи приоткрывают тайны удивительных архитектурных произведений, которые когда-то служили алтарями, произведениями искусства и инженерной мысли выдающихся людей древности.
Но, если попросить назвать эти семь чудес света, то подавляющее большинство назовёт одно-два чуда света, а остальные вспомнить не смогут. Не помнить - простительно. Не знать - стыдно. Потому что есть в мировой культуре вещи, о которых всякий интеллигентный человек с 12-13-летнего возраста, знать просто обязан. Так вот, чтобы вам не случилось краснеть из-за незнания этих семи чудес света, о них мы сегодня и поговорим.
Для начала давайте их попробуем общими усилиями перечислить.
-
Египетские пирамиды;
-
Висячие сады Семирамиды;
-
Храм Артемиды;
-
Статуя Зевса;
-
Мавзолей в Галикарнасе;
-
Колосс Родосский;
-
Маяк на острове Фарос.
Но почему же именно 7, а не 10, 5 и т.д.?
Дело в том, что из древности к нам пришло особое отношение к некоторым числам. Число 7 - одно из них. То ли потому, что 7 - число дней смены фаз Луны (четверть, половина, полная и новолуние); то ли потому, что 7 - это число видимых на небосклоне небесных тел (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Луна). То ли потому, что каждое млекопитающее имеет 7 шейных позвонков (И об этом люди узнали с глубокой древности, деля добычу).
Кто был автором идеи назвать эти 7 творений рук человеческих чудесами света, тоже не известно. Но и на этот счёт существует несколько предположений. Но, начиная с IV века нашей эры, с этим никто не пытался спорить. Не будем спорить и мы.
Итак, первое чудо -
1 рассказчик:
1.Египетские пирамиды
Пирамиды - это единственное чудо, сохранившееся до наших дней. Оно же и самое древнее. Трём самым известным пирамидам - пирамидам фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина - около 5 000 лет. Они неподвластны влиянию времени.
Самая громадная - пирамида Хеопса - высотой 140 м сложена из 2 300 000 (двух миллионов трёхсот тысяч) глыб известняка, каждая из которых весом около 2 т. На рассвете, когда вершина пирамиды тонет в тумане, она кажется розовато-персиковой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серовато-чёрной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную горную вершину.
Предполагается, что пирамиды служили усыпальницами (т.е. могилами, курганами) царям Египта и строились задолго до их смерти в течение десятков лет. Как это в точности происходило до сих пор неизвестно.
Одни историки говорят, что строителями были рабы, другие - что на их строительстве за еду трудились крестьяне, сменявшие друг друга каждые три месяца. До сих пор неизвестно, каким образом люди втаскивали 2-тонные глыбы наверх. В то время кроме балок, служивших рычагами, никаких приспособлений и механизмов не было. Предполагают даже, что для того, чтобы тащить эти глыбы наверх, делались специальные насыпи из песка, из-за чего объём работ колоссально возрастает. Причём, блоки сложены так ровно и плотно, что между ними не втиснется и лезвие ножа.
С точки зрения современного человека, пирамиды бессмысленны, зато они величественны и прекрасны. Поэтому они и сегодня поражают тех, кто их видит.
2 рассказчик:
2.Висячие сады Семирамиды
(или висячие сады Вавилона)
Это одно из семи чудес света, которое, возможно, никогда не существовало. Некоторые ученые считают, что миф о садах принесли александрийские солдаты. Увидев богатые, покрытые пышной зеленью земли Месопотамии, они рассказывали дома истории об удивительных местах, трансформировавшиеся впоследствии в миф о висячих садах.
Согласно историческим источникам, оно было расположено на южном берегу реки Евфрат в 50 километрах к югу от Багдада, Ирак.
Есть легенда, что царь Вавилона - самого большого и богатого города Древнего Востока - Навуходоносор II, правивший в VI в до н. э., решил подарить своей любимой жене Амитис, родившейся в зелёных просторах Мидии (это древнее государство в современном Иране), оазис - точную копию её родины.
По другой легенде, сады построила царица Семирамида.
Сады располагались на широкой башне из нескольких ярусов, которые поддерживались мощными высокими колоннами. В основании каждого яруса лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шёл двойной ряд кирпичей, соединённых гипсом, ещё выше шли свинцовые пластины для задержки воды. Всю террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в которую садили диковинные растения, причём не только цветы, но и высокие пальмы и деревья разных пород. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и белым камнем. Высота этажей достигала 28 метров и давала достаточно света для растений. Для полива этих садов день и ночь сотни рабов качали воду из Евфрата, вращая подъёмное колесо с кожаными вёдрами.
300 лет спустя великий завоеватель Александр Македонский был настолько восхищён красотой садов, что решил сделать Вавилон столицей своего государства.
Но шли годы и столетия, город приходил в упадок, наводнения разрушали строения из плохо обожжённой глины, и прекрасные висячие сады рассыпались в прах.
3 рассказчик:
3.Храм Артемиды
Жители полуострова Малая Азия (на территории современной Турции) свой город Эфес посвятили богине Артемиде. В VI в до н.э. они решили построить своей покровительнице величественный храм - Артемиссион, превосходящий красотой все известные святилища. Основание храма датируется семнадцатым веком до нашей эры, но само здание, считающееся одним из семи чудес света, было построено приблизительно 550 лет до н. э. На постройку уникального мраморного здания средства выделил легендарный и очень богатый царь Крез, правитель Лидии и Малой Азии. Строительство поручили архитектору Херсифрону, который создал проект и взялся за дело. Задача оказалась настолько сложной и огромной, что Херсифрон не дожил до окончания работ. Дело продолжил его сын Матаген, но тоже не сумел довести его до конца. Заканчивали стройку архитекторы Пеонит и Деметрий. Всего, как гласит история, строительство заняло 120 лет. И всё же прекрасный храм - гигантское строение площадью более 6000 квадратных метров, опоясанное двумя рядами высеченных из мрамора огромных колонн 18-метровой высоты - был построен. Храм располагался в древнем городе Эфес в 50 километрах от современного города Измир, Турция.
Храм служил не только местом поклонения, но и в качестве рыночной площади: с богиней делили свою прибыль и простые ремесленники, и артисты, и цари. Храм успел уже пережить одну реставрацию к моменту, когда Александр Македонский завоевал Малую Азию и вновь его перестроил.
Когда Святой Павел посетил Эфес для распространения христианства, ему пришлось бороться с широко распространенным культом Артемиды. Затем храм был вновь разрушен в 262 году н. э. готами (представителями древнегерманских племен). В четвертом веке христианство стало столь бурно распространяться, что храм тратил свое религиозное значение и был полностью разрушен в 401 году, а город Эфес опустел.
Раскопки Храма Артемиды начались только в девятнадцатом веке. Было найден фундамент здания и восстановлены несколько колонн. Все остальное оказалось безвозвратно утерянным.
Согласно историческим источникам и археологическим данным основанием храма Артемиды является прямоугольник, что типично для того времени. Но в отличие от других святилищ, храм был мраморным и имел большой внутренний двор. Мраморные ступеньки вели на высокую террасу. Колонны, высотой 20 метров, были украшены капителями в ионийском стиле и изысканной резьбой. 127 колонн были равномерно распределены по всей площади храма, за исключением центральной целы (дома богов). В храме было множество произведений искусства, включая четыре бронзовые статуи амазонок, выполненные лучшими мастерами своего времени.
В 356 г до н. э. житель Эфеса Герострат поджёг храм, решив тем самым увековечить своё имя. Эфессцы не смирились с утратой. Они собрали деньги и восстановили храм в прежнем великолепии, превратив его не только в святилище Артемиды, чья 15-метровая статуя была установлена в главном зале, но в собрание произведений искусства выдающихся художников того времени.
По сути, храм стал первым музеем античности, просуществовав в таком качестве более 600 лет.
В 263 г н.э. готские племена захватили Эфес и разграбили храм.
В византийский период его мраморную обшивку разобрали на стройматериал, а речные наносы похоронили остатки фундамента.
Лишь в XIX в английские археологи на 6-метровой глубине открыли вновь следы некогда великого сооружения.
4 рассказчик:
4.Статуя Зевса
Город Олимпия в V в до н.э. считался священным во всей Древней Греции. Здесь располагались храмы и святилища богов. Именно здесь начали проводиться Олимпийские игры. Древнегреческий календарь начинается с 776 года до н.э. Считается, что в этот же год стартовали первые Олимпийские игры, посвященные почитаемому в Древней Греции богу Зевсу. Величественный храм Зевса был спроектирован архитектором Либоном и построен в 450 году до н. э. Возрастающая мощь Древней Греции требовала не только строительства храма Зевса, но и постройки чего-то уникального, например, огромной статуи бога. Честь создания статуи выпала афинскому скульптору Фидию.
Статуя располагалась в храме Зевса в древнем городе Олимпия на западном побережье современной Греции в 150 километрах к западу от Афин.
Фидий приступил к работам в 440 году до н. э. в мастерской, повторяющей внутреннее строение храма Зевса. Храм Зевса - верховного бога - со статуей стал главной святыней Олимпии, которую сделал великий скульптор Фидий. Высота сидящего на троне бога достигала 17 метров. Храм казался для неё тесным. Основа статуи вырезалась из дерева, потом на неё накладывали искусно выточенные из слоновой кости пластинки и чеканное золото. Существует легенда, что когда Фидий закончил свою работу, он подошёл к статуе и спросил: «Ну что, Зевс, ты доволен?» В этот момент ударил гром, и перед статуей пробежала трещина.
Статуя состояла из нескольких частей, которые затем собирались вместе. Несмотря на большие размеры храма, голова сидящего Зевса почти упиралась в потолок. Основание статуи достигало 6,5 метров в ширину и 1 метра в высоту. Высота самой статуй была равна 17 метрам. Статуя было столь высока, что археологи и историки чаще обнаруживают описания трона и ног Зевса, которые были украшены сфинксами и крылатыми фигурами Ники (Виктории). На голове Зевса лежал оливковый венок, в правой руке он держал статую Ники из золота и слоновой кости, в левой скипетр с орлом, инкрустированный разными металлами. Накидка и сандалии бога были полностью сделаны из золота, одежда украшена животными и лилиями, а трон инкрустирован золотом, слоновой костью, эбеновым (черным) деревом и драгоценными камнями.
Многие годы прекрасная статуя привлекала посетителей и поклонников культа Зевса. Во втором веке до нашей эры статуя перенесла реставрацию, а в первом веке уже нашей эры римский император Калигула приказал перевести статую в Рим. Правда эта идея провалилась, когда при попытке перевозки под статуей сломались подмостки. После запрещения в 391 году Олимпийских игр и принятия христианства храм был закрыт. В пятом веке землетрясение в Олимпии частично разрушило храм, в котором уже не было статуи - ее еще раньше перевезли в Константинополь, где та и сгорела в пожаре 462 года. Статуя была полностью уничтожена, а от храма остался фундамент и несколько фрагментов колонн. Но по сохранившимся свидетельствам тех времён, рисункам и записям учёные смогли узнать, как выглядело творение Фидия, просуществовавшее почти 1000 лет.
5 рассказчик:
5.Мавзолей в Галикарнасе
Не только египетские фараоны заботились о своих гробницах. Царь Мавсол, правитель города Галикарнас в Малой Азии, известный в истории лишь своей жадностью, решил сделать то же самое. Он приказал построить мавзолей, который должен был одновременно стать храмом, где Мавсолу воздавались бы божеские почести. Мавсол пригласил лучших архитекторов и примерно в 360 г до н.э. строительство началось. Сам Мавсол до его завершения не дожил, возведение мавзолея заканчивала его вдова царица Артемисия. Но и ей не удалось увидеть мавзолей построенным. Полностью усыпальница была достроена лишь при внуке Мавсола.
Это было большое прямоугольное здание шириной 66 метров, длиной 77 метров, высотой 46 метров. Храм-гробница окружён 36 (тридцатью шестью) ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. В основании гробницы лежал прямоугольник 40 на 30 метров, ввысь шел ступенчатый подиум, украшенный статуями. Сам склеп, где на возвышении лежал украшенный золотом саркофаг из белого алебастра, окружали колонны в ионическом стиле. На колоннах лежала пирамидальная крыша, также украшенная статуями, на ее вершине находилось изваяние колесницы, запряженной четверкой лошадей. Суммарная высота статуи достигала 45 метров, из них 20 метров приходились на ступенчатый подиум, 12 метров на колоннады, 7 метров на пирамиду и 6 метров на колесницу. Особым украшением мавзолея являлись десятки статуй людей, львов, лошадей и других животных.
Вершина гробницы была увенчана площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряжённой четвёркой коней. Мавзолей простоял 1800 лет, хотя частые землетрясения его изрядно повредили. В начале пятнадцатого века мальтийские рыцари вторглись в Карию. При постройке крепости Св. Петра рыцари-иоанниты полностью разобрали музей, не оставив ни следа его былого величия. Сегодня сама крепость все еще стоит в Бодруме и в его стенах можно различить полированные камни и мраморные плиты, некогда составлявшие мавзолей. Часть скульптур гробницы дожили до наших дней и сегодня находятся в Британском музее в Лондоне. От нее же самой остался только фундамент, раскопанный в девятнадцатом веке.
6 рассказчик:
6.Колосс Родосский
В 305 г до н.э. остров Родос вознамерился захватить македонский царь Деметрий. Но как он ни старался, ничего у него не получилось. В честь своей победы родосцы решили возвести гигантскую статую бога Гелиоса, которого считали покровителем острова.
Проект был уникален тем, что статую решили делать из бронзы. Родосский скульптор Харес отлил частями, а затем собрал гиганта высотой 35 метров, слава о котором разнеслась по всему Средиземноморью.
Колосс представлял собой мужскую фигуру , стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днём и ночью он служил маяком. Однако есть и другое описание статуи: могучие ноги юноши чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, он всматривался вдаль. Голову украшал венец из расходящихся в стороны лучей.
Простоял Колосс совсем недолго. Через 56 лет разрушительное землетрясение почти уничтожило город. Рухнула, разбилась и гигантская статуя. Обломки её лежали на земле ещё около 1000 лет, пока захватившие Родос арабы не продали их как бронзовый лом заплывшему на остров купцу.
Как именно выглядела бронзовая скульптура, нынче точно неизвестно. Сейчас туристам на острове Родос предлагается много вариантов изображений, каждый из которых выглядит впечатляюще.
В наши дни поговаривают о восстановлении этого древнего чуда. По одному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его полой голове предполагается устроить бар для туристов.
7 рассказчик:
7.Маяк на острове Фарос
Маяк на острове Фарос открывал вход в порт Александрии - основанного Александром Македонским города (в современном Египте). Он был построен в 280 г до н.э. Это было самое высокое сооружение в мире. Каменную башню высотой 120 метров возвели всего за 5 лет, хотя для её строительства пришлось из острова сделать полуостров: между островом Фарос и материком насыпали дамбу, по которой доставляли строительные материалы.
Это сооружение имело основание в форме квадрата со стороной примерно 180 м. Из его центра поднималась массивная четырёхугольная башня высотой около 80 м, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла ещё одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась смотровой площадкой. На этой площадке по кругу располагались колонны, поддерживающие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 м. На верхушке третьей башни в бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.
Маяк не только указывал путь судам. Он одновременно был и крепостью, в которой размещались немалый гарнизон, запасы воды и пищи, а также служил наблюдательным пунктом, с которого наблюдатели обнаруживали вражеские корабли задолго до того, как те оказывались в пределах порта. Но эта сторожевая башня была к тому же и прекрасна, поэтому она попала в список чудес.
Когда арабы захватили Египет, они были восхищены красотой и богатством Александрии. Они оставили маяк и перенесли столицу в Каир, благодаря чему когда-то могущественный город потерял почти все связи со Средиземноморьем. Со временем в маяке треснуло зеркало, которое так и не заменили, затем землетрясение 956 года повредило сам маяк, а более поздние землетрясения 1303 и 1323 года нанесли ему серьезный урон. И, наконец, в 1480 году маяк прекратил свое существование, когда египетский султан Мамелюк разобрал некогда прекрасное творение инженерной мысли для постройки средневековой крепости.
Маяк был столь известным, что его изображение можно найти на старых монетах.
Из шести исчезнувших с лица Земли чудес света, Александрийский маяк был разрушен последним. Благодаря этому археологи и историки обладают достаточно полной информацией о его расположении и архитектуре. Записи гласят, что маяк был облицован невероятно красивым белым мрамором, а его зеркало было столь мощным, что отражало солнечные лучи на расстояние до 50 километров. Существуют легенды, что оно могло фокусировать солнечный свет и поджигать корабли вражеского флота. Впоследствии конструкция маяка стала прототипом для многих зданий Средневековья, и, в частности, Испании.
Учитель:
Другие чудеса
На века и тысячелетия застыли воплощённые в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадило время, но сберегла память. И мы будем рады, если наш рассказ помог вспомнить вам известные и открыть новые страницы в истории и культуре Земли.
В те далёкие времена Земля казалась немыслимо огромной. Каждая цивилизация думала, что она единственная в мире. Древние греки и римляне ничего не знали о древних цивилизациях Китая, Индии, Японии. И ни те, ни другие ничего не знали о громадном континенте, который потом назвали Америкой…
В 2002 году через Интернет провели всемирное голосование по определению новых «семи чудес», сохранившихся и поныне. В голосовании приняли участие около 100 000 000 пользователей Сети.
И вот, что они решили:
1. Акрополь. Афины. Италия.
2. Цитадель Альгамбра ("Красный замок"). Гранада. Испания.
3. Город Ангкор, затерявшийся в джунглях Камбоджи (Кампучия).
4. Храм индейского племени майя в Чичен-Ица на полуострове Юкатан. Мексика.
5. Статуя Спасителя. Рио-де-Жанейро. Бразилия.
6. Колизей. Рим. Италия.
7. Оргомные статуи на острове Пасхи. Чили.
8. Эйфелева башня. Париж. Франция.
9. Великая стена. Китай.
10. Церковь Святой Софии. Стамбул. Турция.
11. Храм Тысячерукого Будды в древней столице Японии Киото.
12. Храм Василия Блаженного. Московский Кремль. Россия.
13. Крепость инков Мачу-Пикчу у подножия одноименного вулкана. Перу.
14. Замок "Нойшванштайн». Фюссен. Германия.
15. Древний город Петра (кон. 2-го тыс. до н.э - 5 век н.э) в Иордании.
16. Пирамиды Гиза. Египет.
17. Статуя Свободы. Нью-Йорк. США.
18. Неолитический комплекс Стоунхендж. Великобритания.
19. Самое красивое здание второй половины 20 века - Оперный театр в Сиднее. Австралия.
20. Роскошный мавзолей Тадж- Махал. Агра. Индия.
21. Город Тимбукту, возникший в XI веке. Мали.
А интересно, что войдёт в следующую «семёрку чудес» из нашего времени лет через 500?
Атомная бомба?
Первый спутник?
Компьютер?
Интернет?
Суэцкий и Панамский каналы?
Или что-то новое, замысел чего только зреет в мозгу нового гения?