7


  • Учителю
  • Разработка вне классного мероприятия 'Красота спасет мир'

Разработка вне классного мероприятия 'Красота спасет мир'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка.

Внеклассное мероприятие «Красота спасет мир»

Цель: формирование уважительного отношения к историческому наследию и основам православия.

Задачи.

1. Показать значение православия в русской культуре и в жизни людей.

2. Расширить знания учащихся в области искусства, истории, литературы.

3. Развивать интерес учащихся к русской культуре и истории.

4. Познакомить учащихся с русской иконописью как одним из видов древнерусского искусства

5. Воспитывать чувство прекрасного и способствовать формированию эстетического вкуса.

6. Воспитывать уважение к культуре своего народа, к его историческому прошлому; формировать активную гражданскую позицию учащихся

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (управление по щелчку)

И с п о л ь з о в а н и е ТСО:

  • Ростовские колокольные звоны

  • Русская народная песня «Реченька»

  • И. С. Бах «Хоральная прелюдия»


Оформление классной комнаты: затемнение, два подсвечника, горящие свечи.

У боковой стены - оборудованное место для «Службы новостей» с локальным источником света.

На поставце - иконы, перед ними теплится лампадка.

Подготовительная работа:

Выбираются два ведущих - юноша и девушка.

Двое учеников - «Служба новостей»

Несколько чтецов.

Представленный классный час можно проводить в 8-9 классах средней школы в рамках духовно-нравственного воспитания учащихся. Традиционно трудно говорить с учениками о религии. В классе могут быть представители разных национальностей и религиозных конфессий. Подходы к духовному воспитанию у родителей учеников тоже разные. Классный час знакомит учащихся с основами православия с общекультурных позиций.


















Сценарий внеклассного мероприятия « Красота спасёт мир»

Под звуки русской народной песни «Реченька» ребята рассаживаются на зрительские места.

Ведущие зажигают свечи.

На экран проецируется первый слайд

Первый ведущий: «О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты, всем ты преисполнена, земля Русская!»

(Слово о погибели земли Русской)

Второй ведущий: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости»

( А. С. Пушкин)

Мелодия песни затихает.

Очень тихо начинает звучать колокольный перезвон, на фоне которого ведущий начинает рассказ:

Первый ведущий: Из детства. На улице метель, а дома тепло, тихо, в печке потрескивают дрова, да теплится лампада перед образами. Я смотрю на иконы и слушаю неторопливую речь бабушки. Она как о близких, хорошо знакомых людях говорит о Богородице, Спасителе, Святители Николае. И звук родимого голоса переплетается с пламенем лампады, и моем сознании рождаются образы… образы святых. (Колокольный звон постепенно стихает.)


На экран проецируется второй слайд.

Второй ведущий: «Иконопись - культовая живопись. В средние века в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощались общественные и эстетические народов, что делает иконы значительными произведениями искусства». (Энциклопедический словарь)

Иконопись глубоко коренится в богословии православной Церкви, однако ведет свою культурную родословную - из античного искусства. Никакое культурное явление не создается «с чистого листа», не возникает просто «из воздуха».

Потому для правильного понимания иконописи всегда важно понимать тот культурный контекст, в рамках которого возникло иконописание. Ведь первые иконописцы, первохристианские художники, так или иначе, были детьми своей эпохи, их художественное мастерство создавалось в рамках художественных течений, которые возникли до них и которые существовали параллельно с ними. Именно с этой точки зрения нас должно интересовать позднеантичное искусство.


На экран проецируется третий слайд.

Первый ведущий: Первыми иконами принято считать посмертные портреты из города Фаюм. В 1887 году в Фаюмском оазисе были обнаружены мумии, внешний вид которых отличался от тех, что находили до сих пор. Традиционно египетские мумии заключались в футляры или саркофаги, которые украшались масками, воспроизводящими черты покойного. Но в фаюмских погребениях никаких масок не было, вместо них присутствовали живописные портреты усопших. Эти портреты произвели на культурную публику конца XIX века неизгладимый эффект. Они продолжают поражать и сейчас.


Чем эти артефакты могут быть интересны христианам? Только ли своей красотой? Мало ли в мире других прекрасных произведений искусства, почему именно фаюмский портрет?
Стоит обратить внимание на один немаловажный факт - египетские погребальные изображения предназначались не просто для созерцания (хотя, как считается, многие из них писались с живых людей), они создавались для погребений. Общеизвестно, какое огромное значение древние египтяне уделяли загробной жизни. И погребальные изображения были одним из важнейших аспектов жизни за гробом.


На экран проецируется четвертый слайд.

Второй ведущий: Фаюмские портреты были не просто изображением человека, не просто «фотографией», которая бы передавала его сиюминутный облик. Они изображали человека «с точки зрения вечности», художники стремились изобразить не просто внешний облик умершего, но его вечную душу (хотя, конечно, слово «душа» в данном случае стоит употреблять с известной степенью осторожности, ведь представления о ней в древнеегипетской религии не очень совпадает с христианским учением). Так или иначе, фаюмский портрет, это образ вечной, в известном смысле - бессмертной личности. Лица не отражают эмоций. Глаза, зачастую, широко раскрыты. Фон условный, обычно - однотонный светлый либо золотой.

Подавляющее большинство фаюмских изображений написано на деревянных дощечках (реже - на загрунтованных холстах). Основная живописная техника - энкаустика (живопись красками на основе воска), так же, как и в случае с первыми иконами.
Именно это обстоятельство и роднит фаюмский портрет с иконой. И, как эллинских философов порой называют «христианами до Христа», поскольку античная философия подготовила ту почву, на которой выросло богословие, также и фаюмский потрет можно, в некотором смысле, назвать «иконой до иконописи».


На экран проецируется пятый слайд.


Первый ведущий: С принятием христианства на Руси в 988 году здесь начинается иконописание.

По преданию первая икона Богородицы была написана евангелистом Лукой еще в I веке.

Первой русской иконой принято считать икону Владимирской Богоматери, хотя написана она была византийскими иконописцами, а потом передана на Русь.

Данный тип икон Богородицы называется «Елеуса» (греч.), что означает милующая. В Древней Руси это слово переводилось как умиление. Древнерусский перевод точно определяет иконографическое содержание образа, который передает полное нежности общение ребенка с матерью, предвидящей страдания, ожидающие ее сына. Изображение умиления сложилось в Византии в XI в. Особенно распространился вариант, в котором Богоматерь, представленная по пояс, держит на руках сына, припавшего к ее щеке. Склонив голову, Мария поддерживает младенца, порывисто обхватившего ее шею.


1 чтец (на фоне Ростовские колокольные звоны) читает стихи М.Волошина:

Не на троне - на Ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где престол пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье.

Первый ведущий: Существует летописное известие, что икона "Богоматерь Владимирская" была послана великому князю Киевскому Юрию Долгорукому в начале XII века из Царьграда (столицы Византии Константинополя). Летопись и литературное "Сказание о чудесах Владимирской Божьей Матери" рассказывают, что князь Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, покинул Киев, желая основать новое княжение на северо-востоке. В волнении перед дальней дорогой князь Андрей долго молился перед этим образом, поразившим его своей красотой, и решил забрать икону с собой. Так появился дивный лик во Владимире. Икона осталась невредимой во время страшного пожара 1185 года, спалившего Успенский собор, и при разорении Владимира Батыем в 1237 году.


На экран проецируется шестой слайд.


РАБОТА СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ (возможен вариант видеозаписи новостей)


На экран проецируется седьмой слайд.


Второй ведущий: Этот святой был особенно любим народом: за доброту, за заступничество, за всемерную помощь.

Николай Уго́дник; Святи́тель Николай (греч. Άγιος Νικόλαος - святой Николай; около 270 года, Ликия - около 345 года) - святой в исторических церквях, архиепископ Мир Ликийских[2] (Византия). В христианстве почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей.

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

В католической традиции распространена легенда о том, как святитель Николай помог трём девушкам, отец которых, не имея возможности собрать приданое, планировал извлекать доход из их красоты. Узнав об этом, Николай решил помочь девицам. Будучи скромным (или желая избавить их от унижения принятия помощи от постороннего), он тайком пробрался в их дом и оставил кошелёк с приданым для старшей дочери. То же самое для средней дочери он проделал на следующий год (по другой версии, на следующий день). Поняв, что кто-то взялся помогать его дочерям, отец решил отблагодарить благодетеля, и для этого, дождавшись дня следующего визита, спрятался в комнате дочерей. По одной версии, Николай попался, но отказался принимать благодарность, заявляя, что отец должен благодарить только Бога. По другой версии, Николай узнал о плане бедняка и бросил своё пожертвование в дымоход, где оно в конечном итоге оказалось в носке младшей дочери, сушившемся над огнём. Именно эта легенда переродилась в фольклор о Санта Клаусе и подарке в носке.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.


На экран проецируется восьмой слайд.


РАБОТА СЛУЖБЫ НОВОСТЕЙ (возможен вариант видеозаписи новостей)


На экран проецируется девятый слайд.


Первый ведущий: Спас Нерукотворный - образ Иисуса Христа, чудесно отпечатавшийся на плате, которым Христос вытер свой лик.история возникновения этой иконы такова.

Согласно Преданию, изложенному в Четьи Минее, правитель, больной проказой, послал ко Христу своего слугу с письмо, в котором просил Христа прийти в Едессу и исцелить его. Слуга был художником, и правитель поручил ему, если Спаситель не сможет прийти, написать Его образ и принести ему.


Слуга застал Христа окруженным густой толпой; он встал на камень, с которого ему было виднее, и попытался изобразить Спасителя. Видя, что какой-то человек хочет сделать Его портрет, Христос потребовал воды, умылся, вытер Свой лик платом, и на этом плате отпечатался Его образ. Спаситель передал этот плат художнику с повелением отнести с ответным письмом пославшему его. В этом письме Христос отказывался идти в Едессу сам, говоря, что ему надлежит исполнить то, на что Он послан. По исполнении Своего дела он обещал послать к правителю одного из Своих учеников.


Получив портрет, правитель Едессы исцелился от главного своего недуга, но лицо его оставалось еще поврежденным.


После Пятидесятницы в Едессу пошел святой апостол Фаддей, один из 70-ти, закончил исцеление правителя и обратил его в христианство. Правитель прикрепил образ к доске и поместил в нише над городскими воротами, убрав оттуда находившегося там идола.


Один из его правнуков, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и хотел уничтожить Нерукотворный Образ. Тогда епископ города замуровал икону в городской стене с зажженной перед ней лампадой.


Со временем место это было забыто.

Второй ведущий: Образ был снова обретен, когда город Едесса был осажден персидским царем в 544 или 545 году.

Положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля.

Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение.

В память об этом в Православной Церкви существует два типа икон Нерукотворного Спаса: лик Спасителя на убрусе, или Убрус, и лик без убруса, т.н. Чрепие.

С тех пор перед святым ликом молилось не одно поколение христиан.


Звучит Хоральная прелюдия Баха.

2 чтец: …За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя

За погибшую душу мою…

С. Есенин

На экран проецируется десятый слайд.


Первый ведущий: Одна из самых знаменитых икон в мире - "Троица" Андрея Рублева - жемчужина коллекции Третьяковской галереи.


Икона представляет собой доску вертикального формата. На ней изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу. В иконе нет активного действия и движения - фигуры полны неподвижного созерцания, а их взгляды устремлены в вечность. По фону, на полях, нимбах и вокруг чаши заделанные следы от гвоздей оклада.


В основу иконы положен ветхозаветный сюжет «Гостеприимство Авраама», изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия.

В разные эпохи этот сюжет получал различные толкования, однако уже к IX-X векам преобладающей становится точка зрения, согласно которой явление Аврааму трех ангелов символически раскрывало образ единосущного и триипостасного Бога - Святой Троицы.


Второй ведущий: Именно Рублевская икона, как считают в настоящий момент учёные, как нельзя лучше соответствовала этим представлениям. Стремясь раскрыть догматическое учение о Св. Троице, Рублев отказывается от традиционных повествовательных деталей, которые традиционно включались в изображения Гостеприимства Авраама. Нет Авраама, Сарры, сцены заклания тельца, атрибуты трапезы сведены к минимуму: ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. «Жесты ангелов, плавные и сдержанные, свидетельствуют о возвышенном характере их беседы». В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении трёх ангелов.

Идея единства Руси, связь всех областей ее - вот скрытый смысл этой чудотворной иконы.


На экран проецируется одиннадцатый слайд.


3 чтец: Под большим шатром голубых небес

Вижу - даль степей зеленеется.

И на гранях их, выше темных туч,

Цепи гор стоят великанами…

Широко ты, Русь, по лицу земли

В красе царственной развернулася!..

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…


На экран проецируется двенадцатый слайд.

Звучит русская народная песня «Реченька»


4 чтец:

Любите, дети, старину

С ее былинными веками,

С ее старинными церквами,

К величью ведшие страну…

Любите, дети, старину!

Любите. Дети. Отчий дом

И нежность материнской ласки,

Любите бабушкины сказки

В кругу внучаток вечерком

У печки с ярким огоньком!..

Любите кровли белых хат,

Любите звон наш колокольный,

Характер русский, хлебосольный

И тех, кто, будучи богат,

Добром делиться с нищим рад!..

Любите Русь - святынь оплот,

Мир кроткой кельи монастырской,

Дух мощный рати богатырской.

Нас всех хранящей от невзгод!..

Любите, дети, свой народ!


Начинают звучать колокола - нарастая и затем постепенно затихая.

Ведущие гасят свечи, горит лишь лампадка перед иконами.


В качестве рефлексии ребятам можно предложить творческое заданиие - составить синквейн по теме классного часа, написать эссе «Красота спасет мир».

Литература:


1. Библия и русская литература: хрестоматия / автор- составитель М. Г. Кочурин. - СПб.: "Каравелла", 1995. - 584 с.

2. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 1993. - 223 с.

3. Православный календарь. 2008.

Интернет ресурсы:


http://drevo-info.ru


https://ru.wikipedia.org


http://vdschool.ru/publikacii





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал