- Учителю
- Конспект по внеурочной деятельности на тему Деятели русской церкви и культуры
Конспект по внеурочной деятельности на тему Деятели русской церкви и культуры
УТВЕРЖДАЮ
Командир 5 роты
_________Катков С.А.
«___»_________2016 г.
План проведения воспитательного мероприятия в 5 роте.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности по курсу «История России в лицах». Раздел 1. Земля русская. Тема: Деятели русской церкви и культуры. Первый русский митрополит Иларион. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.
Планируемые результаты: осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
осознание роли личности в истории; ознакомление обучающихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства.
Место проведения: расположение.
Материальное обеспечение: ноутбук, проектор, интерактивная доска, фотоаппарат.
Ресурсная база: интернет-статьи, видеоролики.
Ход занятия:
Действия
преподавателя
Действия
суворовцев
УУД
Стадия
вызова (3 мин)
Сегодня мы с вами поговорим о Деятелях русской церкви и культуры, о первом русском митрополите Иларионе. О влиянии церкви на просвещение. Узнаем о жизни таких летописцев и служителей Богу, как Несторе, Данииле Заточнике, Кирилле Туровском.
Приобщение к христианству - событие огромного значения, определившее пути развития русской культуры. Когда в 988 г. Киевская Русь приняла христианскую веру, она стала органической частью огромного христианского мира, и не только восточного, но и западного, ибо крещение произошло почти за 70 лет до формального разделения церквей (1054). Древняя Русь приобщилась к богатейшей сокровищнице культуры Византии, а через нее - к культуре Древнего Рима и Древней Греции, а также к культурам народов Вавилона, Ассирии, Ирана, Иудеи, Сирии и Египта.
Слушают рассказ воспитателя
Личностное УУД: знание основных исторических событий развития государственности и общества, гражданский патриотизм.
Стадия осмысления (30 мин)
Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался. Древнерусские люди использовали при выборе веры эстетический критерий: их прежде всего поразила красота византийского церковного обряда красота службы, храма, пения. Вот как описано впечатление от посещения византийского храма посланных Владимиром в Царьград десяти «славных и умных» мужей в первой русской летописи - «Повести Временных лет»: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и. не знаем, как рассказать об этом... И не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького...» И эта связь христианской религии и красоты, прочувствованная и воспринятая русским человеком, долго и тщательно сохранялась в отечественной культуре и послужила источником создания многих художественных шедевров.
Вступив в христианский мир, Русь не только не потерялась, но обрела в нем через кирилло-мефодиевское наследие свое собственное лицо. Принятие христианского наследия нашими предками можно уподобить обильному весеннему дождю, на который земля отвечает красотой своего цветения, благоухания и изобилия.
В середине XI века в Киеве произошло событие, о котором древнерусский летописец рассказал всего лишь одной фразой, размещенной в "Повести временных лет" под 1051 годом: "Поставил Ярослав русина Иллариона митрополитом, собрав для этого епископов".
А между тем, событие, случившееся в Киеве в 1051 году, было далеко не ординарным. Ведь впервые киевскую митрополичью кафедру возглавил выходец из русских - пресвитер Иларион. До Илариона этот важнейший церковно-политический пост занимали исключительно греки, назначаемые из Византии.
О жизни Илариона, митрополита Киевского, практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в "Повести временных лет". В частности, "Повесть временных лет" сообщает, что до своего поставления в митрополиты Иларион служил пресвитером (т.е. старшим священником) в селе Берестовом, в княжеской церкви во имя Святых Апостолов. Это был очень благочестивый человек. Для уединенной молитвы он часто уходил из Берестового на высокий, гористый, заросший дремучим лесом берег Днепра, который круто спускался к речным водам. И выкопал Иларион в той горе небольшую пещерку. Здесь, в этой пещерке он и возносил свои молитвы Богу. Великий князь Ярослав очень любил Илариона, часто советовался с ним, прислушивался к его мнению. И потому, когда возникла необходимость, князь Ярослав предложил священнику Илариону возглавить русскую церковь. Поставление Илариона в митрополиты торжественно прошло в новом, только что построенном соборе святой Софии в Киеве.
В самом факте избрания собором епископов Илариона в митрополиты Киевские усматривается два важных момента. С одной стороны, это попытка возродить традиции ранней (еще Владимировой поры) русской церкви, глава которой избирался всеми епископами. С другой стороны, здесь заметно желание подчеркнуть независимость Киевского государства от Византии, как в церковном, так и в политическом смыслах.
И недаром сам Иларион, в отличие от митрополитов-греков, стремился к завоеванию русской церковью самостоятельного положения, поддерживал идею самостоятельности и всего русского государства.
Деятельность Илариона на посту митрополита Киевского нам известна фрагментарно. В частности, сохранились сведения о том, что Иларион совершил освящение киевской церкви святого Георгия - небесного покровителя князя Ярослава и рукополагал в ней новоставимых епископов. Кроме того, вместе с князем Ярославом они разработали церковный устав-судебник, вошедший в историю под названием "Устава Ярослава".
Впрочем, уже вскоре великие киевские князья вновь обратились к покровительству константинопольского патриарха. Видимо, помимо прочего, немаловажное значение здесь сыграло разделение церквей, произошедшее в 1054 году. И имя Илариона больше нигде не упоминается. В соответствии с церковной традицией принято считать, что последние годы жизни Иларион провел в Киево-Печерском монастыре, где и упокоился.
Тем не менее, личность Илариона, митрополита Киевского, несомненно, принадлежит к числу наиболее значимых в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно-философское произведение - "Слово о Законе и Благодати", написанное между 1037 и 1050 годами. И два текста - "Молитва" и "Исповедание веры", которые обычно публикуются вместе со "Словом".
С первых упоминания о Киевской Руси прошло уже много-много лет. Откуда же до нас дошли такие старинные знания? Историю возникновения русского государства мы знаем благодаря летописи - «Повесть временных лет», автором этой летописи был Нестор. По сути, летописец Нестор является первым историком, попытавшимся поведать современникам и потомкам об истории земли русской.
Обращаясь всё к той же летописи, можно говорить, что Нестор родился в 1064 году. Умер же летописец в 1114 году. Достигнув 17-ти летнего возраста, он отправился в Печорскую обитель, где принял монашеский постриг. В Печорской лавре проживало большое количество достойных братьев. Будущему летописцу было с кого брать пример. Нестор постоянно самосовершенствовался: духовно и умственно.
Летописец обладал незаурядными умственными способностями, с уважением относился к различным знаниям, церковь же в этом отношении была очень консервативна. Первым письменным произведением Нестора стало житие Святых Бориса и Глеба. Произведение поражает своим красноречием и глубиной мысли. Затем за его авторством идет житие преподобного Феодосия Печорского. Житие преподобного выдающиеся произведение русской письменности 11 века.
Основная работа Нестора - летопись «Повесть временных лет». Начало работы над ней датировано 1112 годом. Нестор потрудился на славу. До сих пор, «Повесть временных лет» является одним из основных источников знаний по русской истории. Ему удалось прекрасно изложить имеющуюся у него информацию, без пристрастий и прикрас поведать то, что знает он сам. Летопись расскажет нам о первых русских князьях, о крещении Руси.
Особенно значимыми фигурами в церковном просвещении явились Даниил Заточник и Кирилл Туровский.
Даниил Заточник - древнерусский писатель, просветитель, которому, как считается, принадлежит два произведения, известные под названиями «Моление Даниила Заточника» и «Слово Даниила Заточника». Они написаны в форме послания к некоему князю и представляют собой поэтические сочинения афористичного содержания, снискавшие славу настоящего кладезя житейской мудрости.
В литературе и религиозно-философской мысли древнерусской эпохи личность Даниила Заточника является одной из самых таинственных - по той простой причине, что достоверно неизвестно о нем практически ничего, кроме имени и века, в который он жил. Ученые предлагают самые разнообразные и противоречивые версии возможного социального происхождения Даниила Заточника, в нем видели воина младшей княжеской дружины, ремесленника, слугу боярина, дворянина, думца князя.
Прозвище «Заточник» может говорить о том, что это был человек заточенный, лишенный свободы, сосланный.
Если согласиться с этим предположением, то возможно, местом этого заключения было упоминавшееся в «Молениях» Лача-озеро. Кроме того, относящаяся к XVI в. Симеоновская летопись содержит упоминание о попе, который «с мешком зелия» пришел с Орды и был сослан на озеро Лача, где в то время «бе Данило Заточник». Не исключено, что это прозвище означает, что человек добровольно согласился стать подневольным работником.
Оставшиеся после Даниила Заточника «Слово» и «Моление» практически не проливают свет на то, что за человек был их автором, на обстоятельства его биографии. Он горюет о своей несчастливой судьбе, молится о том, чтобы она к нему была более милосердной, но при этом не описывает причин и характера своих злоключений. Исследователи отмечают наличие в текстах его работ большого количества цитат из современных ему книг нравоучительного содержания наподобие «Стословца» или «Пчелы».
Художественное послание, под которым значится
имя Даниила Заточника, знаменует собой формирование нового
социального слоя «лишних» людей, начало нового этапа в
древнерусской религиозно-философской мысли. В ней появляется новый
образ - отдельно взятого образованного, мыслящего человека, который
остро ощущает оторванность от своей социальной среды; он зависит от
превратностей судьбы, но свободен внутренне.
Кирилл, святой Туровский - знаменитый проповедник и писатель XII века. Родился в городе Турове; приняв пострижение, выказал основательное знакомство с творениями святых отцов и приобрел большой авторитет среди братии, "уча и научая" словом и примером своей жизни. Удаляясь от общежития, Кирилл заключился в столпе (башне), куда перенес и свою библиотеку. Результатом этого периода в жизни Кирилла Туровского явилось его сочинение: "Сказание о черноризчестем чину от ветхого закона и нового" и, может быть, поучение "О подвиге иноческого жития" и "Последние к печорскому игумену Василию", с большей или меньшей вероятностью приписываемые святому Кириллу. Своей подвижнической жизнью Кирилл стяжал себе известность и, по просьбе князя и граждан, был посвящен митрополитом Киевским в епископы города Турова. Кириллу Туровскому бесспорно принадлежат, из дошедших до нас памятников XII века, восемь проповедей; ему же приписываются два поучения. Он написал также значительное число молитв (до двадцати), из которых наиболее замечательны "Молитвы на всю седмицу". Произведения его были очень распространены в сборниках, а с появлением книгопечатания издавались не раз, вместе с творениями И. Златоуста</ и других выдающихся проповедников.
Книга для древнерусского человека была подлинным средоточием духовности, а «книжник» - переписчик древних рукописей - центральной фигурой древнерусской духовной жизни. Переписыванием книг занимались многие русские святые, например Сергий Радонежский. Образ древнерусского «книжника» - летописца - А.С. Пушкин воплотил в образе монаха Пимена из трагедии «Борис Годунов». Передавая свой труд Григорию, Пимен называет основные принципы летописания:
Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса, Пророчества и знаменья небесны...
Книги в идеале не могли быть предметом чьей-либо наживы, купли-продажи; их нельзя было покупать или продавать - только дарить, завещать, получить в наследство. Книги были не материальной, а духовной собственностью, основной частью духовного богатства человека. Не случайно люди в своих завещаниях в первую очередь наравне с недвижимостью - землями и домами - упоминали книги, а уж затем - остальное имущество. Книги и были для русского человека духовной недвижимостью, ценностью, которая от отца должна была перейти к сыну и помочь ему противостоять быту, повседневности. При этом не столько человек владел книгой и использовал ее в своих конкретных целях, сколько книги владели человеком, лечили, «пользовали» его, определяли его духовный путь и предназначение. Книги были своеобразными духовными «маяками», светившими человеку, указывавшими ему путь во тьме истории. Они выступали в качестве мудрых друзей и советчиков. В трудные моменты жизни к книге обращается Владимир Мономах, ища в ней совет, как поступать в сложнейшей этической ситуации - как вести себя в междоусобной братоубийственной войне: «...Взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось...» («Поучение Владимира Мономаха»).
В «Повести Временных лет» сказано: «Велика... польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы... от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания». Древнерусский человек воспринимал эти слова почти буквально: главная река - Библия, точнее, Ветхий Завет - широкая полноводная река, а Новый Завет - это огромное безбрежное море, в которое эта река впадает. Все остальные книги - это речки и ручейки поменьше, впадающие в главную реку и море.
Слушают рассказ воспитателя
Суворовцы просматривают видеоролик 1
Суворовцы просматривают видеоролик 2
Суворовцы просматривают видеоролик 3
Познавательное УУД: умение передавать содержание, строить речевое высказывание.
Рефлексия (7 мин)
Подведем итоги мероприятия. Что нового и интересного вы узнали на сегодняшнем занятии?
- сегодня я узнал…
- мне было интересно…
- я хочу узнать больше…
- меня удивило…
- я почувствовал, что…
Отвечают на вопросы, рассуждают.
Регулятивное УУД: осуществление адекватной полученному результату оценки и самооценки деятельности.
Классный руководитель ____________ В. Хлебников