7


  • Учителю
  • Творческое развитие личности ребенка

Творческое развитие личности ребенка

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Эта статья предназначена классным руководителям, воспитателям, учителям-предметникам, кураторам, родителям - всем, кто общается с детьми. Статья включает в себя правила, советы, методики, необходимые для исследования детских душ, для взаимодействия взрослых и детей. Мы п
предварительный просмотр материала

Тасеменова Г.С.,

учитель СОШ № 21 г. Уральска.

Куанышбекова Э.С.

преподаватель кафедры

«Вокал и инструментальное искусство»

ЗКГУ имени М.Утемисова


Творческое развитие личности ребенка.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим. Б.Асафьев

Пояснительная записка

Эта статья предназначена классным руководителям, воспитателям, учителям-предметникам, кураторам, родителям - всем, кто общается с детьми. Статья включает в себя правила, советы, методики, необходимые для исследования детских душ, для взаимодействия взрослых и детей. Мы поставили своей задачей не только изложить мысли, но и рассказать о тех средствах и технических приемах, которые применяются на занятиях, внеклассных мероприятиях с учениками, надеясь и веря, что написанные строки послужат на пользу кому-либо.


Понятие о развитии личности.
Каждый ребёнок имеет свои, только ему присущие черты, проявляется это с раннего возраста, и долг родителей, педагогов распознать это в самом начале их проявления, чтобы не «прозевать» эти задатки, особенно если ребёнок- творческая натура. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности. В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа. Только не вздумайте посмеяться над этими проявлениями детского творчества, какими бы смешными они вам не показались. Это было бы самой большой вашей педагогической ошибкой, какую только можно совершить. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей.
Советы Дэвида Льюиса «Творческое развитие ребёнка». 1 Отвечайте на вопросы ребёнка терпеливо и честно. 2 Покажите ребёнку, что его любят и принимают таким, какой он есть. 3 Побуждайте ребёнка придумывать истории и фантазировать. 4 Приучайте его к чтению с малых лет. 5 Помогайте ребёнку стать личностью.

Формирование личности человека происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил.

Урок - источник для творческой деятельности учителя и учащихся.
"Есть искусство, и есть творчество",- говорил В.Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Каждый школьный урок, на котором звучит музыкальное произведение- особенная, неповторимая встреча с искусством. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Если идею музыкального произведения сформулировать в нескольких словах и в таком виде сообщить ее ребенку, то жизнь идеи на этом и закончится. Необходима не только большая предварительная работа над музыкальным произведением (знание эпохи, истории создания), но и естественное органическое "проживание" педагогом художественного образа этого произведения. Для учителя чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех своих проявлениях. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный и музыкальный материал.
Музыка и жизнь должны пронизывать все занятия во всех звеньях с первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению этой "сверхзадачи". Через эстетическое воспитание формируется художественно- эстетическая культура учащихся, а через развитие эстетического вкуса идёт пробуждение творческих способностей, что в свою очередь помогает интеллектуальному, психологическому развитию детей. Эмоциональная культура-это правильно настроенная скрипка. Только, когда скрипка правильно настроена, на ней можно играть. Только, когда человек постиг эмоциональную культуру, его можно воспитывать. «Музыка излучает такую же энергию, как солнце. Как солнце преобразует природу и рождает весну на земле, так музыка преобразует человека, рождает весну в его душе»- Дм. Кабалевский. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует.
"Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них»,- В.Г.Белинский. Может ли музыка лечить? Этот вопрос задают сегодня всё чаще. В Древней Греции покровителем всех видов искусств считался Аполлон, а его сын Эскулап- покровителем лекарей. И ещё, в те времена музыку рекомендовали лекари своим пациентам. Даже знаменитый Гиппократ прописывал больным лечение музыкой. Пифагор сажал в центре музыканта, играющего на лире, а вокруг него садились больные и пели. В наши дни создали специальную область в медицине и назвали её музыкотерапией. Музыкальное произведение живет во времени. Каждое мгновение музыки, прозвучав, акустически безвозвратно исчезает, но в слуховой и эмоциональной памяти человека оно продолжает жить. Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого первого урока. Однажды я наблюдала, как, словно завороженные, дети сидели, слушая при свечах "Реквием" В.А.Моцарта. Думаю, что это не забудется, останется на долгие годы в их душе как нечто невыразимо прекрасное. Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Бывает в классе такая тишина, которая больше всяких слов "скажет" о том, что общение состоялось. Дети не просто молчат, они остаются "жить" в прозвучавшей музыке. Так, например, произошло с фрагментом из "Утра" Грига. Ребята по-разному называли его: "Весна", "Восход солнца", "Цветы распускаются", "Утро в лесу". Я часто практикую письменные работы, своего рода сочинения на музыкальные темы (особенно в старших классах). Самостоятельные размышления учащихся должны быть тщательно подготовлены их мыслями, творческому восприятию должно быть задано определенное направление, чтобы не стеснять воображение детей, не ограничивать их ассоциативное мышление. Это только некоторые формы общения детей с музыкой, которые направлены на развитие творческого воображения, на развитие восприятия музыкального образа, а через него - на восприятие разных сторон жизни. Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем.
Наблюдения за многими учащимися подтверждают, что неспособных к запоминанию музыки - ничтожный процент. Если вспомнить, что каждый ребенок, даже дошкольного возраста, как правило, поет, а иногда и играет по слуху ряд песенок, танцев, а порой и отрывков из так называемой серьезной музыки, то должно быть ясно, что музыкальная память, присуща людям как норма. Слушая произведение, мы можем опознать его как ранее уже слышанное. В силу большого числа ассоциаций, музыка лучше запоминается. При этом рождается чудесная возможность одновременного представления кусков музыки и даже всего произведения в целом. Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто...». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее памяти рассудка. Несомненно, произведение, при котором содержание музыки увязывается с широким спектром ассоциаций, будет более прочно усвоено. Любому из нас знакомо чувство тональности и ритма, монотонность повседневной жизни и сapriccio праздников, мягкие тона природы и контрастные тембры города, многоголосый хор человеческих эмоций, чувство стихии, хаоса и представление о гармонии - ко всему перечисленному музыка и её формы оказываются наиболее точной и сильной метафорой. Внутренне очевидной и потому самой сложной является параллель между музыкой и стихом. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Крейцерова соната» Л. Н. Толстого, проникнуты музыкой страницы произведений Н.В.Гоголя, А.А.Блока, С.А. Есенина. Художественное слово более всего становится музыкальным и лирическим произведением, передающим движение чувств. Проза тоже может звучать музыкально. Примером участия музыкального произведения в оформлении литературного сюжета может послужить «Гранатовый браслет » А. И. Куприна. Эпиграф к повести звучит: «L. van Beethoven. 2 Son. Largo Appasionato». Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение… В уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что были как будто бы куплеты, которые кончались словами : «Да святится имя Твоё». Конечно, на уроке обязательно звучит эта сильная, завораживающая музыка, которая вместе с текстом оставляет след в душах ребят. На внеклассных мероприятиях, на следующих уроках литературы по просьбе ребят часто звучит эта музыка. Умение каждый раз по-новому смотреть на старое, выделять в нем то, что еще не было выделено, находить то, что еще не было найдено, - такая работа сродни глазу и слуху влюбленного человека, который все это находит в интересующем его объекте без особого труда. Сюда относится характеристика эмоционального переживания музыки. Перед тем как приступить к анализу литературного произведения, предлагается учащимся при чтении текста обращать внимание на музыкальные картины, образы. Постепенно можно выработать у них понимание роли «музыки» в развитии сюжета, конфликта, в характеристике героя. Ученики должны правильно понять слова писателя Стендаля: «Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко...». Вот так на уроках, внеклассных мероприятиях расширяется кругозор учащихся, воспитывается эстетический вкус. Полезно напомнить слова известной актрисы В. Ф. Комиссаржевской, прекрасно исполнявшей роль Ларисы в «Бесприданнице» А. Н. Островского; она признавалась, что романс, который поет героиня, был для нее «чуть ли не ключом всей роли». Великого советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева по праву называют классиком ХХ века. В прокофьевских сочинениях оживает перед нами история (в патриотической опере «Война и мир», в музыке к фильму «Иван Грозный»), шекспировская трагедия ( балет «Ромео и Джульетта») и сказка (балет «Золушка»). На уроках ребята с удивлением узнают, что в 1917 году в Петрограде Прокофьев познакомился с Маяковским. Выступление поэта произвело сильное впечатление на композитора. В свою очередь Маяковский был восхищен музыкой Прокофьева, особенно его стремительными маршами. А в 1929 году Маяковский встретился с композитором Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем в связи с постановкой комедии «Клоп». Маяковский сказал, что любит музыку пожарных оркестров и что следует написать к «Клопу» такую музыку, которую играет оркестр пожарных. Позже выяснилось, что Маяковский любит не только музыку пожарных, но также с большим удовольствием слушает Шопена, Листа, Скрябина. На уроке литературы в 10 классе я рассказываю ребятам, что в 1930-1932 годах Шостакович создает оперу «Катерина Измайлова» по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В том, с какой силой композитор обличает «мрачную эпоху», уродующую человека, с какой глубиной показывает в музыку трагедию совести Катерины Измайловой, раскрывается страстный гуманизм Шостаковича.

В песнях и операх, симфониях и концертах воплощено богатство чувств и мыслей, богатство и разнообразие нашей жизни. Музыкальный материал на уроках изучения литературы следует использовать систематически, на протяжении всего учебного года. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, литературы дает возможность научить школьников «переводить» язык живописи и музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне.

Большое значение для воспитания чувства прекрасного, а также для развития творческих речевых способностей учащихся имеет реализация межпредметных связей.

Так, использование музыки на уроках русского языка (особенно на уроках развития речи) позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, фантазию, воображение. Известный русский писатель и критик В.Г.Белинский хорошо сказал о значении музыки в жизни ребенка: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них, она наполнит гармонией мира их юные души, разовьет в них ощущение таинства жизни». Прививать ребенку любовь к музыке нужно ненавязчиво, пусть она просто присутствует в жизни ребенка, сопровождает его.

Творческие домашние задания также способствуют появлению интереса к урокам. Дети очень любят выразить свои впечатления от урока в рисунках, стихах, рассказах. Вспомните слова Б.Окуджавы:
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит,
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить.
Именно так происходит процесс творчества. Совместная музыкально-творческая деятельность учителя и ученика - вот стержень, определяющий содержание общения на уроке. Обучающие, развивающие и воспитательные задачи урока должны быть неразрывно связаны в едином процессе.
"Горят, как жар, слова
Иль станут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты"
Л.Горюнова
Через весь курс словесности в 5 классе проходит тема «Фольклор». В 5 классах на уроке изучения былин я предлагаю ученикам сравнить русский героический эпос и казахские былины, былинных героев ( батыр Алпамыс- богатырь Алёша Попович). Пишем пятистишье, сочинение- миниатюру на тему: «Если бы герой попал в современный мир, то…». Персонаж переносится в современную обстановку. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт. В конце урока задаю ученикам вопрос: «Какой враг опаснее, страшнее: Соловей или вражеские полчища?» Мне нравится этот вопрос тем, что на уроке возникает дискуссия. Одни утверждают, что опаснее внутренний враг, другие считают, что внешний. Ребята доказывают, приводят аргументы и контраргументы.

Домашнее задание ученики получают тоже творческое:

1 Устное рисование героя-богатыря или сказителя былины.

2 Изготовление воинского снаряжения и инсценирование отрывка из былины.

Пятиклассники очень любят раздел «Фольклор».
Наиболее интересным, простым и доступным фольклорным материалом для учащихся 5-ых классов могут служить считалки, загадки, игры, прибаутки, дразнилки, а также обрядовые песни. "Народная песня в педагогике есть носительница живых индивидуальных основ национального воспитания" (С.Миропольский).


Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической подготовки. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, когда дети заражаются жаждой знаний, стремлением к активному, творческому труду, корень учения меняет свой вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. Интерес в обучении неразрывно связан с чувством удовольствия и радости, которое доставляют человеку работа и творчество. Интерес и радость познания необходимы, чтобы дети были счастливы.
Развитию творческой личности ребёнка способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого характера. Уроки литературы, музыки, искусства, внеклассные мероприятия - импульс для достижения этих целей. Но творческим лидером должен стать Учитель. Он должен стремиться к творчеству, стремиться к движению вперед. И если он испытывает восхищение перед миром, работает над собой, то это движение будет! Уроки литературы должны быть уроками нравственности. «Писатели и поэты открывают для нас, читателей, особый мир. Когда я читаю, то полностью погружаюсь в мир образов. Мне нравятся романтические произведения, но после их прочтения тяжело возвращаться в реальный мир. Почему жизнь не такая, как в книгах? Современные юноши не романтики, они не совершают безумных поступков ради любимых девушек…. Жаль». Лилия Б.

«Некоторые фразы из произведений так запоминаются, что становятся девизом, смыслом жизни: «Береги честь смолоду…», «Один за всех, и все за одного». Настя С.

«Уроки литературы дают возможность обогатить речь, получить огромный багаж знаний, на этих уроках я учусь быть чуткой, милосердной. Задача литературы в том, чтобы учить читателя не совершать глупых поступков, как герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», не принимать необдуманных поступков, не отчаиваться, верить в любовь, как верила Наташа Ростова, Маша Миронова. Дорогу ко всему прекрасному в мире литературы открывают произведения, которые мы называем классическими». Аида Д.

Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает. С каждой прочитанной книгой человек становится умнее, ему есть, что рассказать другим. А какой должна быть книга, чтобы ее интересно было читать? Какие книги читают сегодня наши дети? «Мир слишком велик. Своими глазами вы увидите ничтожно малую долю, поэтому ищите факты в книгах»,- повторяю я ребятам вслед за В. Обручевым.

«Мне кажется, что самые интересные книги - о приключениях. Их любят читать все- и взрослые, и дети. Мой любимый литературный герой- Робинзон Крузо. Даниэль Дефо показал в своем произведении морально и физически сильного человека. Только такой человек может перенести все тяготы жизни, не опустить руки, поверить в свои силы». Даша О.

«Меня глубоко затронула повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Я очень сочувствую маленькому человечку Акакию Башмачкину, который скромно жил, довольствовался тем, что было. Сколько вокруг нас бесправных, униженных людей, для которых жизнь порой - тяжкий крест, лежащий на спине. А сколько вокруг нас других- высокомерных, унижающих. Если бы я оказалась рядом с Башмачкиным, я бы пожалела его, объяснила, что ничего не надо бояться, все перемены ведут к лучшему, нужно быть увереннее, радоваться каждому дню». Рамина А.

Очень важно, чтобы ученик попробовал свои силы в сочинительстве,- это увлекает детей. Познание вызывает удивление. Пусть это первые детские литературные опыты, но они искренние.


Я люблю фантастические рассказы,

Герои в них всегда магически опасны.

Страшные рассказы - это для меня,

Ведь главным героем представляю я себя.

Такие сюжеты не обходятся без переживаний,

Без скандалов, интриг и, конечно, страданий.

Авторы через книги передают свои чувства,

Они заставляют героев идти на безумства.

Вот такие книги порой я читаю,

Они интересны, полезны, это я знаю.

Ельнур Б.


Читать я книги почему люблю-

На это я ответить вам смогу,

Лишь рассказав историю свою.

Однажды наступило время, пришел мой час,

И я пошел в свой первый класс.

Ждало меня там много приключений,

Открытий, новых увлечений

Там с книгою столкнулся в первый раз,

Совсем один, с глазу на глаз.

На помощь мне учитель мой пришел,

Он дал мне меч, он дал мне щит,

И вот уж первый том прочитанный лежит,

И так, вкусив победы сладость,

Я испытал большую радость.

С тех пор прошло немало лет,

А книг прочитанных остался след. Арыстан И.

Я, Земфира, твоя любимая жена,

Умоляю, Алеко, отпусти меня!

Любовь дала мне покой с тобой,

Потом забрала сладкий сон с собой.

Я другого мужчину люблю, прости,

Умоляю, мой муж, не казни, отпусти! Лилия Б.

Плач Ярославны. ( Стратегия РАФТ )

Трижды светлое солнце, послушай меня,

Каждым лучиком ты согреваешь прекрасно,

Но зачем же простёрло напрасно

Лучи на войском Игоря- царя.

Жаждой воинам луки стянуло,

Горем им колчаны затянуло,

Прыснуло море в полуночи,

Идут тучами враги- смерчи.

Обернусь я птицей белою,

Полечу вперед стрелою смелою,

Игорю- князю сама путь укажу

Из земли Половецкой в землю русскую,

К отчему златому крыльцу. Талгат Н.


Эти робкие поэтические опыты позволяют судить о том, что учащиеся овладевают языковой материей стиха, они свободно употребляют изобразительные средства, используют обращения, восклицательные предложения, что придает стихотворениям эмоциональность, выразительность. Подобные задания прививают художественный вкус, воспитывают потребность в самостоятельной работе, раскрывают индивидуальные способности ребенка. Результатом работы является отсутствие боязни у детей при написании сочинений, интерес к творческим занятиям, пробуждение интереса к чтению, что особенно важно сейчас, когда многие учащиеся перестают читать художественную литературу. Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком.

Я признательна моим ученикам за отзывчивость, понимание, взаимопомощь. Они делятся со мной своими открытиями, увлеченные поэзией, пытаются сочинять песни на собственные стихи, получается неплохо. (Ребята даже создали группу, исполняют песни собственного сочинения на школьных концертах).

В этой жизни ничего нельзя знать наперед,

В результате часто делаешь неправильный ход.

Эта жизнь - исчерченная страница,

Трудно в этой жизни к чему-то стремиться.

Люди разные, в каждом своя индивидуальность,

В каждом живет особая незаурядность

И это делает мир интересным,

Красивым, жестоким и очень тесным.

Многие мечтают всё иметь,

Многие хотят высоко взлететь.

Наша жизнь- это белый лист,

Мы пишем на нём, а он всё чист.

Как оставить людям след,

След от нашей жизни и наших побед?

Мы добьёмся для себя радостных дней,

Каждый заслужил счастья в жизни своей.


Я как любой учитель литературы пытаюсь развить в своих учениках дух творчества, умение смело высказывать свои мысли, думать, оценивать, анализировать. От учителя литературы зависит, насколько внимательными читателями и слушателями они станут. Очень важно приучить ребят систематически работать с текстом, обращать внимание на детали. В этом помогает составление вопросов разного уровня, такие вопросы ребята любят задавать друг другу во время перекрестного опроса. Хочешь услышать умный ответ

1 Что вас удивило в повести «…» ?

2 Какой эпизод понравился больше всего?

3 Какие строки вызывают чувство гнева, боли?

4 О чем мог думать герой в момент смерти?

5 Какое впечатление произвели на вас герои?

6 Если бы вы были автором, какой бы финал вы предложили?

«Человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Это чувство врожденное, данное с инстинктами, с душой»,- прочитала я однажды. К этому чувству надо призывать, чтобы растревожить совесть, сердце. Учитель должен быть внимательным к поведению, настроению ребят, должен быть отзывчивым, мудрым, компетентным, готовым протянуть руку помощи. «Хорошо учить можно тому, что сам хорошо знаешь»! Увлеченное отношение учителя литературы к своему предмету, организованность в работе, своевременное оказание помощи ребенку, объективность в оценивании - все это чрезвычайно сильно влияет на процесс изучения литературы. Уроки литературы нельзя сводить лишь к формированию ЗУН, они призваны комплексно влиять на личность. Современные уроки литературы могут быть весьма разнообразными по структуре, главное, чтобы уроки не были однотипными. Детей любого возраста очень легко заинтересовать, я считаю, что уроки литературы должны стать для ребят уроками открытий, помогать им раскрываться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
"Творить - жить дважды". А.Камю.
Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. Мудрость творчества заключается в том, что надо довериться бессознательной области души ребенка, и тогда он (ребёнок) внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Д.Кабалевский "Воспитание ума и сердца" Москва, "Просвещение", 1981.
Под ред. А.Петровского "Психология. Словарь", Москва, "Политиздат",
1990.
Д.Кабалевский "Как рассказывать детям о музыке" Москва, "Просвещение",1989.
"Искусство в школе №2 1994", Москва, "Искусство в школе".
"Искусство в школе №4 1995", Москва, "Искусство в школе".
"Искусство в школе №6 1995", Москва, "Искусство в школе".
Л.Дуганова "От творчества методиста к творчеству учителя", Москва, НИИ проблем качества подготовки специалистов, 1993.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал