7


  • Учителю
  • Программа по внеурочной деятельности, Школьный театр, 5 класс ФГОС

Программа по внеурочной деятельности, Школьный театр, 5 класс ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области основная общеобразовательная школа пос. Самарский

муниципального района Волжский Самарской области


Рассмотрено

на заседании МО

Протокол

от «____»_______2013 г. №______

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________ Н.В.Кузнецова

«___»___________2013 г.

Утверждено

приказом от «__»__ 2013 г.

№______

Директор ГБОУ ООШ пос.Самарский

_________ А.А.Арзамасцев










Программа по внеурочной деятельности

школьный театр «Маскарад»






Программа рассчитана на детей 7-11 лет

Срок реализации программы - 1 год

Направление - худжественно-эстетическое

Автор программы: Кудинова Т.Н.

учитель русского языка и литературы






2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой начального общего образования.

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно­правовых документов:

  1. Закон РФ «ОБ образовании»;

  2. Примерная ООП ООО;

  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Изобразительное искусство. ( приказ Минобразования России №1897 от 17.12.2010г.);

  4. Приказ МоиН РФ № 03-296 от 12.05.2011г.»Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государсвенного образовательного стандарта общего образования»;

  5. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189).


Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, художественная культура. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться в художественном плане, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

В составленной программе школьный театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. А очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Школьный театр «Маскарад» - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. Ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Сама природа ребёнка даёт возможность развернуть театр как уникальную развивающую модель. Ребёнок присваивает чужой опыт и приобретает собственные знания и убеждения через подражание, игру и диалог. Обращение к театральным дисциплинам рассматривается как метод обучения творческому мышлению, обучение плодотворному трудовому сотрудничеству с разными людьми, обучение культуре общения. Коллективность самого театрального творчества, общечеловеческие ценности, на которых базируется искусство театра, психологические методы действенного анализа жизни и литературы создают возможность для выработки этих навыков.

На занятиях внимание ребят направлено на задания: через установку, логическую структуру занятий руководитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Школьники сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы выполнения задания, чередуя парную, индивидуальную и групповую работу. Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и руководителя содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств - способствует развитию индивидуальности ученика.

Школьный театр «Маскарад» относится к Художественно-эстетическому направлению.

Программа рассчитана на 1 год обучения, занятия проводятся по 3 часа в неделю. Итого 102 часа за год. Расписание занятий строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий (от 40 до 60 минут).

Начинать занятия театра целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 - 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 - 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 - 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру.

Цель программы: гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; нравственное становление.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

  • помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и

общения;

  • через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа Колесниковой И.В. «Театр-творчество-дети».


Содержание программы


Занятия ведутся по программе, включающей несколько разделов.

Вводное занятие. Театр как вид искусства. Специфика театра. Специфика актерского искусства (двуединство). Этика театра.

Раздел 1. Техника и интонационная выразительность речи. Понятие о технике и интонационной выразительности. Выполнение комплекса упражнений, направленных на развитии речевой выразительности (скороговорки, чистоговорки, «лепка фраз» заданной интонации и т.д.).


Раздел 2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца. Индивидуальное и коллективное выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие навыков и приемов сценической пластики: Волшебная булавка» (на воображение), «Переход в Зазеркалье» (на внимание, воображение и быстроту реакции), «Два кота» (на память и воображение), «Перетягивание веревки» (на воображение и раскрепощение), «Падающие мячи» (на воображение и раскрепощение), «Ритмическое эхо» (на развитие чувства темпа и ритма), «Спасатели» (на быстроту реакции и мобилизацию), «Тир» ( на внимание и быстроту реакции), «Каша в кастрюле» (на раскрепощение и воображение), «Ямы в воде» (на быстроту реакции и воображение), «Слепой ловит невидимку» (на воображение и быстроту реакции), «Неприятные ощущения» (на память и воображение), «Краски» и «Мокрая курица» (на воображение и раскрепощение), «Хрустальный шар» (на воображение и восстановление энергетического баланса малой группы),

Раздел 3. Актерское мастерство.

Артистическая техника. Необходимость постоянного тренинга актерской техники Составные части артистической техники. Элементы сценического действия. Настройка к действию. Необходимость мобилизации всех органов чувств, внутренняя собранность, организованность, чувство локтя партнера, готовность активно включиться в процесс сценического действия. Преодоление мышечных зажимов. Мышечная свобода - важнейшее условие создания творческого самочувствия актера Необходимость «мышечного контролера». Преодоление неблагоприятных сценических условий. Необходимость отвлекаться от зрителей, увлекаясь на сцене конкретным действием. Овладение «публичным одиночеством». Логика поведения. Повторность действия на сцене; «повторять не повторяясь» Восприятие и наблюдательность. Разница восприятия в жизни и на сцене. Необходимость внимания и его тренировка. Четыре круга внимания. Внимание непроизвольное, произвольное, творческое. Наблюдение за поведением людей в различных жизненных обстоятельствах. Память на ощущения. Тренировка памяти на ранее испытанные чувства - материал, питающий творчество актера. Зрительный ряд. Шумовой звукоряд. Память на запахи вкусовые ощущения. Умение описать словами. Действие в условиях вымысла. Действие и его имитация. Подлинное действие в вымышленных обстоятельствах. «Если бы,. » Оправдание любого действия вымыслом. Предлагаемые обстоятельства. Развитие артистической смелости и непосредственности. Развитие чувства правды и веры, внутренней творческой свободы, смелости, решительности н непосредственности выполнении сценических задач. Действие с воображаемыми предметами. (ПФД) Тренировка таких элементов органического творчества как сосредоточенность, воображение наблюдательности, память на отпущения, логика и последовательность простейших действий в работе с воображаемыми предметами Взаимодействие с партнером. Логика бессловесных действий. Взаимодействие партнером - основной вид сценического действия. «Игра на публику», «игра для себя», «игра для партнера». Разница общения в жизни и на сцене. Восприятие. Восприятие - необходимый элемент для непрерывности общения.

Раздел 4. Работа по постановке спектакля. Знакомство с пьесой, читка пьесы, разбор по ролям. Тренинг: творческие этюды, индивидуальная работа с исполнителями ролей, работа над коллективными мизансценами. Построение мизансцен, работа с подгруппами и индивидуальная работа с исполнителями ролей. Отработка мизансцен, работа над пластической и интонационной выразительностью. Работа над выразительностью целостного художественного образа спектакля. Репетиция в условиях, приближенных с сценическим. Репетиция на сцене (с фонограммой, с элементами декораций и реквизитом и т.д.). Сводная репетиция на сцене - соединение всех видов сценической работы. Индивидуальная работа. Генеральная репетиция - прогон спектакля, просмотр композиции и анализ результата работы с детьми. Индивидуальная работа Показ сценического представления. Анализ работы.


Планируемы результаты

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником театральных знаний (понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т.д.) Особенности организации работы театра «Маскарад». Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Техника безопасности. Особенности театральной терминологии.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. На данном этапе проводятся различные тестирования на сплоченность коллектива, коммуникабельность, а также тест направленности личности Б. Басса.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Организация и проведение спектаклей; показ спектакля учащимся начальных классов и на школьных мероприятиях.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Организация и проведение спектаклей; показ дошкольникам; участие в смотре школьных театров, сельском Доме Культуры.

К концу обучения в кукольном театре учащиеся получат возможность:


Личностные

Метапредметные

Предметные


- о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.

- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.

- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа.

- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.


- о сценической речи;

  • о декорациях к спектаклю;

- о подборе музыкального сопровождения к спектаклю.

- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.

-соблюдать правила игры и дисциплину;

- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию

- импровизировать;

- работать в группе, в коллективе.

- выступать перед публикой, зрителями.



- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;

-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

- полученные сведения о многообразии театрального искусства

красивую, правильную, четкую, звучную речь как средство полноценного общения.

- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект

-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.


Чтобы достичь высоких результатов, руководителю необходимо применить следующие формы проведения занятий:

  • имитация ситуации,

  • озвучивание и пантомима,

  • импровизация на заданную тему,

  • творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев,

  • тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность),

  • создание мини сценариев на материале образцов,

  • тематические сценарии, их защита,

  • режиссура,

  • актёрское мастерство.

Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, - обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с мировой художественной культурой, особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Итогом курса является участие учащихся в инсценировке спектаклей на школьных мероприятиях, в сельском Доме Культуры, ДОУ.

Формы подведения итогов занятий школьников в театре «Маскарад»:

  • выступления перед зрителями в школе, детских садах, клубе;

  • тестирование различного уровня;

  • участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.

Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих участников школьного театра, их родителей, а также зрителей.


Календарно-тематическое планирование курса





Название раздела или темы



Количество часов на изучение темы

Тема занятия

Количество часов на изучение



Формы проведения занятия



Вид занятия


Примерная дата проведения

занятия


урока



Название






1

Вводное занятие


2

1

Театр как вид искусства.

1





2

Специфика театра. Специфика актерского искусства (двуединство).

Этика театра.


1





2

Раздел 1. Техника и интонационная выразительность речи.


10

1

Что такое сценическая речь.

1





2-3

Техника речи. Рождение звука.

2





4-5

Дыхание и голос

2





6-7

Орфоэпия. Работа со словарем.

2





8-10

Дикция

3





3

Раздел 2. Основы сценической пластики, сценического движения и сценического танца.

14

11

ОФП. Развитие гибкости и подвижности.

1





12-13

Исправление осанки и походки.

2





14

Развитие внимания и координации.

1





15-16

Воспитание ритмичности.

2





17

Элементы акробатики.

1





18

Сценическое падение.

1





Грим





19

Изучение строения собственного лица.

1




21-22

Освоение первоначальных приемов гримировки

2




22-24

Гримировка отдельных частей лица.

3




4

Раздел 3 Актерское мастерство


28

25-28

Артистическая техника. Элементы сценического действия

3




29-30

Настройка к действию.

2




31

Преодоление мышечных Зажимов.

1




32-33

Преодоление неблагоприятных сценических условий.

2




34

Восприятие и наблюдательность.

1




35-36

Память на ощущения.

2




37-40

Действие в условиях вымысла.

4




41-42

Развитие артистической смелости и непосредственности.

2




43-45

Действие с воображаемыми предметами

3




46-47

Взаимодействие с партнером. Логика бессловесных действий

2




48-49

Ориентировка. Оценка.

2




50-51

Привлечение внимания

2




52-53

Воздействие на зрителя.

2




5

Раздел 4. Работа по постановке спектакля.

48

54-55

Знакомство с пьесой. Чтение по ролям.

2




56-61

Отработка чтения каждой роли.

6




62-65

Заучивание текста наизусть.

4




66-78

Этюды - импровизации на событие пьесы (у каждого персонажа свои линии действия)


13




79-80

Звуковое оформление спектакля.

2




81-88

Подготовка декораций, оформление сцены.

8




89-99

Репетиция.

11




100-102

Показ спектакля. Обсуждение.

2








Итого

102ч






Литература.

  1. Никитина А., Тюханова Е. Интегрированный курс «Театр» Методич. пособие - М. Авангард, 1995.

  2. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. Программы, рекомендации, упражнения. НИИ ХВ-М, 1992.

  3. Ершова А., Букатов Б. Актерская грамота - подросткам. - М. Просвещение, 1994.

  4. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра. - М. ВЦХТ, 1998. «Я вхожу в мир искусств», №3, 1998.

  5. Профессия - режиссер. А.М.Нахимовский. Как создать в школе театральное действие от А до Я. «Я вхожу в мир искусств», №12, 1999.

  6. Корогодский З. Этюд и школа. - М.: Сов.Россия, 1975 (Б-чта «В помощь худож. самод.)

  7. Васильева Т. Упражнения по дикции. Учеб.пос. - М.: ГИТИС, 1988.

  8. Чарелли Э. Учитесь говорить. - М., 1985.

  9. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

  1. Станиславский К.С. Работа актера над собой. т 8. М., 1954.


Приложение 1

Методика экспресс-диагностики направленности личности МЭДНАЛ (Б.Басс - В.Смейкал и М.Кучер; адаптация В.Черны, Т.Колларик), дается в редакции Центра профориентации и трудоустройства МГОУ

Данная анкета позволяет узнать о некоторых особенностях отношения к себе, к другим людям и выполняемой деятельности, что важно не только для правильного выбора профессии и продуктивного обучения по специальности, но и для дальнейшего успешного профессионального становления и развития.

Дорогие ребята! Прежде, чем Вы приступите к работе над тестом, предлагаем Вам распечатать Лист ответов или перечертить его себе.

Лист ответов

ОТВЕТ

1

А

В

Б

2

Б

В

А

3

А

В

Б

4

А

Б

В

5

Б

А

В

6

В

А

Б

7

Б

В

А

8

В

Б

А

9

В

А

Б

10

В

Б

А

11

Б

В

А

12

Б

А

В

13

В

А

Б

14

В

А

Б

15

А

В

Б

16

Б

В

А

17

А

В

Б

Сумма

НС =

НВД =

НЗ =

Инструкция: На каждый вопрос возможны три ответа, обозначенные буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот, который более всего выражает ваше мнение, наиболее ценен для вас, больше всего соответствует действительности. В бланке ответов обведите кружком соответствующую букву у номера вопроса, на который вы даете ответ. Не пропускайте ни одного вопроса и помните, что ответ, возникший первым, обычно бывает самым точным.


ОПРОСНИК

1.Больше всего удовлетворения в жизни мне дает:

А - оценка работы;

Б - сознание того, что работа выполнена хорошо;

В - сознание, что находишься среди друзей.


2.Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - тренером, который разрабатывает тактику игры;

Б - известным игроком;

В - выбранным капитаном команды.


3.Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

Б - увлечены своим предметом и стремятся вызвать у учащихся интерес к нему;

В - создают атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения.


4.Учащиеся считают самым плохим таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны;

Б - вызывают у всех дух соперничества;

В - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.


5.Я рад, что мои друзья:

А - помогают другим, когда для этого представляется случай;

Б - всегда верны и надежны;

В - интеллигентны и у них широкие интересы.


6.Лучшими друзьями я считаю тех:

А - с которыми хорошо складываются отношения;

Б - которые могут больше, чем я;

В - на которых можно надеяться.

7.Я хотел бы стать известным, как те:

А - кто добился жизненного успеха;

Б - кто может сильно любить;

В - кто отличается дружелюбием и добропорядочностью.


8.Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А - научным работником;

Б - начальником отдела;

В - опытным летчиком.


9.Когда я был ребенком, я любил:

А - играть с друзьями;

Б - успехи в делах;

В - когда меня хвалили.


10.Больше всего мне не нравится, когда я:

А - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

Б - когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;

В - когда меня критикует мой начальник.


11.Основная роль школы должна заключаться в:

А - подготовке учеников к работе по специальности;

Б - развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

В - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.


12.Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - недемократическая система;

Б - человек теряет индивидуальность;

В - невозможно проявить собственную инициативу.


13.Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А - для общения с друзьями;

Б - для любимых дела и самообразования;

В - для беспечного отдыха.


14.Мне кажется, что я способен достичь максимальных успехов, когда:

А - работаю с симпатичными людьми;

Б - выполняю работу, которая меня удовлетворяет;

В - мои усилия достаточно вознаграждены.


15.Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

Б - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

В - приятно провожу время с друзьями.


16.Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А - отметили дело, которое я выполнил;

Б - похвалили меня за мою работу;

В - сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.


17.Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А - имел ко мне индивидуальный подход;

Б - стимулировал меня на более интенсивный труд;

В - вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

Приложение 2.

Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Актерское мастерство» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)

  • Картинки из спичек

Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

  • Нарисую у тебя на спине…

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего - отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу - «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это - одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

  • Рисунки на заборе

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый - гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

  • Цирковая афиша

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

  • Роботы

Играют двое. Первый - участник, дающий «роботу» команды. Второй - «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

Приложение 3

Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)

Тренинг гласных звуков

  • Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы


И Э А О У Ы И Э А О У Ы

  • С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.


Вопрос

Ответ


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


И Э А О У Ы ?


И Э А О У Ы.


Тренинг согласных звуков

  • Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.

[л] - руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;

[р] - руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;

[б] - [п] - хлопки в ладоши;

[д] - [т] - попеременное постукивание кулаком по ладоням;

[г] - [к] - щелчки;

[з] - [с] - соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;

[в] - [ф] - отталкивающие движения руками;

[ж] - [ш] - забираемся обеими руками по воображаемому канату.

  • Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?

Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ!

Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БАЦ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ТОП.

Ж Ж Ж Ж

ТОП - ТОП.

Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж

ШЛЁП!!! ШМЯК.

И СТАЛО ТИХО.


Приложение 4

Скороговорки (из сборника скороговорок, )

  • Как известно бобры добры,

Добротою бобры полны,

Если хочешь себе добра,

Надо просто позвать бобра.

Если ты без бобра добр,

Значит сам ты в душе бобр!


  • Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.


  • У крошки матрешки пропали сережки,

Сережки Сережка нашёл на дорожке.


  • Топали да топали,

Дотопали до тополя,

До тополя дотопали,

Да ноги-то оттопали.


  • Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал