7


  • Учителю
  • Внеклассное мероприятие История Георгиевского храма. Святой Георгий Победоносец

Внеклассное мероприятие История Георгиевского храма. Святой Георгий Победоносец

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

14



Лазарева Н.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории





Открытое мероприятие

Устный журнал



Тема. История георгиевского храма.Святой Георгий Победоносец.



Цели:

1.Познакомить с историей Георгиевского храма п.г.т. им Цюрупы.

2.Познакомить с наиболее почитаемым христианским святым, который своей жизнью и смертью провозгласил торжество добра над злом.



Задачи:

1. Пробудить интерес к христианским истокам русского народа, заложить фундамент для дальнейшего изучения культурной православной традиции.

2. Воспитывать чувство патриотизма, дать ориентиры добра, истины, любви, силы духа.

3. Прививать навыки здорового образа жизни.



План.

Вступление. Сообщение темы.

Страница 1. История Георгиевского храма.

Страница 2. Великий святой Георгий.

Страница 3. В память о Георгии Победоносце Страцица 4. Военные награды в честь Георгия Победоносца

Страцица 5. Эстафеты. Спортивные игры.

Подведение итогов мероприятия. Награждение.



Оборудование: ноутбук, мультипроектор, канат, ложки, картофелины, ведёрки



Наглядность: презентация о Георгии Победоносце.

























ВСТУПЛЕНИЕ

Ведущий

Здравствуйте, дорогие гости, ребята!

Сегодня мы проводим устный журнал, посвящённый истории Георгиевского храма нашего поселения и великому святому - Георгию Победоносцу, в честь которого назван храм.

Страница 1

История Георгиевского храма

1 ученик

К западу от Ванилова когда-то находился древний погост Милино, в котором стояла деревянная церковь св. Георгия. Изначально же погост Милино был деревней Мининой, а затем селом Мининским. Так оно и записано в известной, наверное, уже всем воскресенцам, интересующимся историей своего края, Писцовой книге Коломенского уезда 1577-1578 годов: «Село Мининское, что была деревня Минина по конец поля реки Мерска (Нерская), а в нем церковь Христова Страстотерпца Георгия…». Со временем деревню Минино переиначили в Милино, и в XIX веке она практически слилась с Ваниловом, так что в документах этого времени уже писали «погост Милино, Ванилово тож». История села Ванилово и соседних деревень, из которых вырос посёлок им. Цюрупы, уходит в глубокую древность.

2 ученик

Мерской здесь именуется река Нерская, которая и ныне протекает через посёлок. Это левый приток Москвы-реки. Названа она так, предполо-жительно, по названию угро-финского племени меря, жившего на этой территории. Ниже упоминается деревня Левычино (к югу от Ванилова): «Деревня Левыченская по обе стороны речки Перхуровки…».

В ХIХ веке Милино слилось с Ваниловым, позднее Ванилово полностью поглотило древний погост. В советское время на месте древней церкви и примыкавшего к ней кладбища построили здание больницы.

3 ученик

В конце ХIХ столетия все три селения относились к Николо-Угрешскому монастырю. До него этими землями владел Василий Степанович Собакин.

Род Собакиных - один из многочисленных служилых. Однако на короткое время он возвысился. Царь Иван Грозный, решив сочетаться третьим браком, выбрал себе Марфу Васильевну Собакину. Но через две недели царица Марфа скончалась. Историки не пришли к единому мнению, кто же из Собакиных владел этой вотчиной. Дело в том, что из пятерых родных братьев, трое носили одно и то же имя - Василий, и все были Степановичами! Различали их так: Василий Большой, Василий Средний и Василий Меньшой. Василий Большой имел вотчины в Коломенском уезде. Возможно, он и построил в селе Милино церковь «Христова Страстотерпца Георгия», удаляясь сюда после опалы. Храм был деревянным.

4 ученик

В Дозорной книге Патриаршего Казённого Приказа за 1680 год (т.е. через сотню лет после первого упоминания) встречается её описание: «В вотчине Никольского Угрешского монастыря от деревни Ванилово с полверсты на речке Мерске, едучи от Москвы по Касимовской дороге в 60 верстах, от тея дороги направо в трех верстах церковь великомученика Георгия деревена стоит без пения впусте, а в церкви царские двери и деисусы, на престоле Евангелие в десть (в целый печатный лист); евангелисты басемные (из тонкого листового серебра), да на жертвеннике сосуды оловянные все в целости, и крестьяне деревни Ванилова сказали: «построена де та церковь и впусте стоит издавна…».

5 ученик

Обратим внимание на тот удивительный факт, что хотя храм не действовал, однако ни иконы, ни богослужебные сосуды, ни Евангелие в серебряном окладе не разграблены, хотя в XVII веке такое, к сожалению, случалось.

В 1687 году ключарь Большого Успенского собора в Москве отец Иоаннн Григорьев подал на имя Патриарха челобитную о том, чтобы земли храма были переданы ему «в оброк». 6 июня Патриарх Иоаким такой указ подписал: «Церкви великомученика Георгия, что на речке Мерске, церковная земля и пашня и сенные покосы отданы на оброк ему, ключарю на нынешний 7195 (1687) год и впредь до указу, а оброку ему велено светлейшего патриарха в домовую казну платить по рублю и по 4 алтына в год. И те деньги на 7195 год взяты». Т.е. батюшка за пользование церковной землей платил в год по 1 рублю 12 копеек. Однако вскоре, в 1690 году, в аренде земли отцу Иоанну (здесь он уже назван протопопом) было отказано. Эти земли перешли в Коломенскую епархию и стали владением архиепископа: «Сей Георгиевской церкви земли в оброчных книгах не писать и оброчных денег на протопопе Иване на прошлые 196 и 197 годы иметь не велено для того, та Георгиевская церковь объявилась в Коломенском уезде, а той земли велено быть в епархии Коломенского архиепископа, а взятые оброчные деньги и пошлины на 195 год Ивану Григорьеву выдать» (из книг Патриаршего Приказа). Согласно местному преданию та древняя церковь сгорела.

6 ученик

В 1791 году жители Ванилова построили второй храм, тоже деревянный, во имя того же святого. Упоминание о нём сохранилось в Клировой ведомости за 1877 год: «Построена 1791 года тщанием приходских людей. Зданием деревянная с таковою же колокольнею, тверда, крыта железом. Престол в ней один во имя великомученика Георгия. Утварью посредственна. Приходских дворов 233, душ мужеского пола 934, женского 977».Этот второй храм, в отличие от первого, рано обветшал, что послужило одной из причин строительства нового каменного. Второй причиной стала отдалённость от приходских селений Ванилово и Левычино.

7 ученик

Каменный храм решили возвести на более удобном месте. Им стало поле между этими двумя селениями. Крестьяне, владевшие этим полем, пожертвовали четыре десятины на постройку церкви и домов для причта. Также помогли в её постройке почетные жители села Александр и Пётр Ефимовичи Байдаковы. Проект заказали архитектору Павлу Петровичу Зыкову, и 17 мая 1881 года церковь была заложена. Строительство продолжалось около четырех лет. Наконец, 28 ноября 1885 года состоялось великое освящение нового храма с тремя престолами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного князя Александра Невского.

8 ученик

В 1913 году церковный штат составляли: священник, диакон, два псаломщика и просфорня.

Помимо домов для причта, церкви принадлежали церковно-приходская школа, сторожка, сарай и небольшая часовня на погосте Милино.

В советское время храм не закрывался, благодаря чему там сохранились резной иконостас, старые подсвечники и паникадила.

Роспись Георгиевской церкви необычна. Это не привычная для ХIХ века академическая живопись по готовым образцам, а именно авторская. По мнению специалистов, творцом эскизов мог быть великий русский художник Виктор Васнецов. Возможно, храм расписывал кто-то из его учеников или последователей.



9 ученик

28 октября (16 ноября по новому стилю), день освящения нового храма, стал престольным праздником, и храм получил название - Георгиевский.

Хотя главный престол освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери, храм именуется по названию правого придела во имя Георгия Победоносца.

Левый придел освящен во имя св. благоверного князя Александра Невского.</</p>





Страница 2



Великий святой Георгий

1ученик



А сейчас мы будем говорить о человеке, в чьём имени главное слово - победа.

Это наиболее почитаемый святой Православной Церкви.

Чаще всего изображают этого святого в воинском снаряжении верхом

на белом коне с копьём, убивающим дракона.



Верхом на коне,

под копытом - дракон,

Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит

Согрешающим он,

И тем, кто во грех

Может впасть!



- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина? (Георгий Победоносец)



В 988 году на Русь с введением христианства как государственной религии пришел и культ святого Георгия (или Юрия). Святой Георгий - Воин Небесный - стал считаться христианским покровителем русских великих князей и воинов.



2 ученик



Ребята, а сейчас мы отправляемся в далёкое путешествие.

Жил в III веке, в далёкой южной стране, в Римской империи юноша по имени Георгий.

В те времена правителем был царь Диоклетиан (годы его правления с 284 по 305 гг.)

Царь был язычник.



-Кто такие язычники?



Язычники верили, что множество разных богов приносят им удачу или несчастье. Они ставили этим богам деревянных или каменных идолов и поклонялись им. Язычники не верили в Христа и хотели заставить христиан отказаться от своей веры.

Диоклетиан казнил христиан, подвергал их пыткам.



3 ученик

Святой Георгий родился и вырос в христианской семье в одной из областей Малой Азии под названием Каппадокия в III веке. Имел княжеское происхождение - отец его занимал в римском войске высокий пост,

однако ему пришлось претерпеть мученическую смерть за Иисуса Христа.

Мать с маленьким Георгием переехала в палестинский город Лидды, где у них было свое имение.

Это была женщина глубокой христианской веры, посвятившая всю свою жизнь благочестивому воспитанию сына, учила его Священному писанию. Очень часто она рассказывала ему о христианском подвиге отца и о других мучениках, принесших в жертву вере собственную жизнь.

4 ученик



Георгий поступил на военную службу, прославился своей храбростью,

показал себя отважным и мужественным защитником, талантливым предводителем и бесстрашным воином.

И уже в молодые годы император Диоклетиан назначает его трибуном и полководцем. Георгий становится второй рукой императора - его доверенным лицом, непременным спутником и советником во всем.



5 ученик



Однако, когда под руководством Диоклетиана начались гонения христианской веры, Святой Георгий, не раздумывая ни минуты, встал на ее защиту, отрекаясь от всех почестей и благ, которые имел прежде. Раздав нищим все свое имущество и отпустив на свободу рабов, Георгий отправился в императорский дворец. Он защищал святую веру погибшего отца - Православие.

Император, глубоко уважавший и любивший столь доблестного воина,

был ошеломлен его речами. Он пытался уговорить Георгия не отрекаться

от обычаев римлян и не губить свою молодость. Но святой Георгий был непоколебим в своих убеждениях. В нем просыпалось все большее желание служить Богу.



6 ученик



Во имя Христа он подвергался тяжелейшим пыткам, претерпевал побои и издевательства. И уже на пороге смерти, отчаявшись и не веря во спасение,

он увидел Ангела Господнего. Это был озаренный ярким светом юноша,

который, положив руку на плечо Георгия, сказал: «Радуйся!» - и полуживой мученик почувствовал себя исцеленным. Император долго не мог понять случившегося чуда, но многие римляне свято уверовали в животворящую силу христианского Бога.



7 ученик

На вопрос императора о том, что должен делать Христос, Георгий ответил: «Слепых просвещать, прокаженных очищать, подавать хромым хождение, глухим - слух, изгонять бесов, воскрешать умерших». Георгий творил многочисленные чудеса - исцелял больных, воскрешал мертвых, обращал в христианство закоренелых язычников.



8 ученик



Диоклетиан пытался убедить Георгия не губить своей молодости и чести, но, ничего не добившись, приказал воинам колоть его копьями, но как только копье касалось тела святого, железное острие размягчалось и сгибалось, воины отвели святого в темницу, положили на грудь большой камень, потом привязали к колесу, которое стали крутить, срезая со святого тело. Но на Георгия снизошел Господь в виде юноши и исцелил его раны. Георгий выступил в Сенате с защитой христиан и за это был казнён 23 апреля 303 года.



1 ученик



Убедившись в своем бессилии, Диоклетиан приказ отрубить святому голову. Многие свидетели мучений Георгия, в том числе царица Александра, супруга Диоклетиана, обратилась к Христу. Находясь в темнице, великомученик завещал перенести свое тело после смерти в Палестину, слуга похоронил его в римском городе Рамле. При царе Константине в палестинском городе Лидде был построен храм во имя мученика, и его мощи были туда перенесены.



2 ученик



Много чудес сотворил Господь через Георгия. Мёртвого воскресил на глазах у всех, исцелял больных, помогал советом путешественникам. После своей великомученической кончины Георгий стал являться людям и помогать им, преодолевать беды и несчастья, а воинам помогал побеждать. Поэтому его и назвали Георгием Победоносцем.

Христианская церковь причислила Георгия к лику святых. Дата его казни по новому стилю 6 мая отмечается как день Святого Великомученика и Победоносца Георгия.



3 ученик



Многие жители Рима уверовали в Христа. Так получалось, что гонения на христиан только утверждали и распространяли христианство. Приняла святое крещение и жена жестокого императора - царица Александра. Взбешённый Диоклетиан приказал казнить и собственную жену.



После своей земной жизни Георгий Победоносец продолжал совершать чудеса исцеления. Самый известный подвиг - победа над змием.



4 ученик



В стране Финикии раскинулось красивое озеро. На его берегу появился змей -дракон, он поедал детей. Дошла очередь до царской дочери, её привели на озеро. К ней явился Святой Георгий, повелел он ей обвязать дракону голову поясом и привести его в город. Царевна исполнила приказание и привела чудовище. Святой Георгий вступил в бой со змием и поразил его копьём. Этот сюжет получил название «Чудо Георгия о змие».



5 ученик



Этот сюжет так полюбился русскому народу, что на Руси Георгия стали изображать воином на белом коне, пронзающим копьём змея. Одна из древних икон написана на этот сюжет.



- Рассмотрите эту икону.



6 ученик



И на современном гербе России изображён молодой всадник, пронзающий копьём змия, небесный покровитель и защитник Москвы и всего русского воинства.



- Рассмотрим изображение на российском гербе.



Страница 3



В память о Георгии Победоносце



1 ученик



Одной из самых почитаемых наград в русской армии до 1917г. был Георгиевский крест. Императорский Военный орден святого великомученика и Победоносца Георгия был учреждён в 1769 году. Выдавался он исключительно за боевые отличия. Этой награды мог удостоиться тот, кто «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу» или захватит вражескую крепость, неприятельское знамя, возьмёт в плен главнокомандующего. В статуте ордена говорилось: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами он приобретён».



- Какими чертами должен обладать герой? (Доброта, смекалка, вера, мужество, смелость).



2 ученик



Первым русским князем, принявшим второе, церковное имя Георгий, был Ярослав Мудрый (время правления 1019-1054 гг.). В 1030 г., после победы над чудью, он устроил Юрьев храм под Новгородом.

В 1036 году, после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь в честь святого Георгия. Монастырь был освящен 26 ноября (по новому стилю - 9 декабря), этот день получил название осенний Юрьев день. На освящении храма 26 ноября князь повелел по всей Руси "творити праздник" св. Георгия ежегодно.

Именно Ярослав Мудрый первым начал изображать своего любимого святого на монетах и знаменах.

3 ученик



Со времен Дмитрия Донского, после Куликовской битвы св. Георгий считается покровителем Москвы. При сыновьях великого князя Дмитрия Донского (Василии и Юрии, после 1389 г.) на русских монетах и печатях появилась популярная эмблема эпохи - всадник на коне. Изображался он в трёх видах: с соколом, мечом и копьём. В особом почёте был всадник с соколом - охота была распространённым занятием. Всадник с птицей воспринимался как святой мученик Трифон. Однако после многолетних войн с монголами и другими завоевателями, после освобождения Руси от монголо-татар (1480 год) в атрибутике более прочно утвердился всадник с копьём.



4 ученик





Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы - князь Юрий Долгорукий. Великий князь Иван III внес Георгия Победоносца в герб Московского княжества и России, на которых он значится и поныне. В печати 1497 года Ивана III впервые известны основные фигуры Российского государственного герба: всероссийский герб - двуглавый орёл (на лицевой стороне печати) и московский герб - всадник с копьём, сражающийся со змием (на оборотной стороне печати).

В деловых бумагах прошлого изображение в гербе носило название «ездец», т. е. всадник.

Постепенно в сознании людей изображение на гербе Москвы мужественного воина, защитника Отечества, слилось с образом святого Георгия.



6 ученик



На печати 1583 года царя Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) всадник помещён на груди двуглавого орла.

Под ликом Победоносца - небесного покровителя русского воинства - были одержаны победы на Чудском озере и Куликовом поле, под Полтавой и при Бородино. "Их смелым подвигам страшась, дивился мир", - писал о русских воинах сын гвардии поручика А.С. Пушкин.





7 ученик

Православная Церковь приравнивает подвиг солдата-защитника к подвигу монашескому, несмотря на то, что война - зло, а убийство (пусть даже и врага Отечества) - грех, требующий покаяния.

В Западной Европе в годы крестовых походов 1096-1270 гг. образ Георгия Победоносца пользовался большой популярностью.



8 ученик

Английский дипломат Д. Флетчер, в 1588-1589 годах посол в России при царе Фёдоре Ивановиче (1584-1598 гг.), в сочинении «О государстве Русском», опубликованном в 1591 году, писал: «Тому, кто отличится храбростью перед другими или окажет какую-либо особенную услугу, царь посылает золотой с изображением св. Георгия на коне, который носят на рукавах или шапке, и это почитается самою большою честью, какую только можно получить за какую бы то ни было услугу».





Страница 4



Военные награды в честь Георгия Победоносца



1 ученик



С 1769 года в России учреждаются военные награды, покровителем которых избран святой Георгий. К ним относятся:

  • орден св. Георгия,

  • Знак отличия ордена св. Георгия,

  • Георгиевские кресты и медали «За храбрость»,

  • Золотое оружие,

  • Георгиевские знамёна, штандарты, флаги (кормовой и знамённый), вымпелы, трубы.



2 ученик



Элементом наград является лента, в ней чередуются три чёрные и две жёлтые (оранжевые) продольные полосы. В СССР «георгиевскую» ленту имели орден Славы, медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другие медали, а также бескозырки моряков гвардейских боевых кораблей.



3 ученик

Понятия воинского долга и воинской чести были неотъемлемой частью национального, государственного и религиозного сознания русских. Уважительное отношение к военной службе воспитывалось с детства. В русской царской армии практически не было дезертиров и уклонившихся от явки по призыву.

В честь Великомученика Георгия Победоносца были учреждены самые почитаемые в народе воинские награды.





Страница 5



Ведущий



А сейчас ребята, мы покажем насколько мы ловкие, смелые, сильные и умелые. Проведем конкурсы-эстафеты.

Эстафеты



2 команды

1.Эстафета с картошкой (2 ложки, 2 картошки)



В русских сказках богатыри говорят: «… что ж ты не накормила, не напоила, а расспрашиваешь!»

Раздаем командам по ложке, да по картошке



Задание: Донести в ложке картошку, да не уронить, чтобы врагу не досталась. Добежав передать ложку с картошкой следующему.



2. Эстафета с ведерком (2 ведёрка с водой (можно использовать ведерки из - под майонеза)



У настоящего воина всякое бывает. Разные случаи и обстоятельства.

А вдруг придется вам пожар тушить, а воду из речки донести да не расплескать, это не каждому под силу. Вот сейчас мы и проверим.

Раздаем командам по ведерку с водой.

Задание: Донести в ведре воду, да не расплескать. Добежав передать ведро с водой следующему.



3. Эстафета с мешочком на голове (2 мешочка с песком)



А теперь представьте: Идете вы с очень важной поклажей - несете порох в мешочке - и вдруг перед вами вода, а вам надо порох донести, да еще сухим, вот и кладете вы его… Куда? Правильно. На голову! И в воду.

Да не забывайте руками грести, а то утоните.

Раздаем командам по мешочку с песком

Задание: Донести мешочек на голове, да не уронить, чтобы не «намочить». Добежав передать его следующему.



4. На Руси всегда почитали богатырей за их силу (канат для перетягивания)



Проверим, какие же сильные наши богатыри.



Задание: Перетягивание каната.

Ведущий

А теперь, ребята, давайте подведём итоги. Интересно ли вам было сегодня на нашем мероприятии?

Что нового вы узнали?

Давайте наградим победителей спортивных состязаний. Они проявили силу, упорство, целеустремлённость, крепкую дружбу, сплочённость.



Победители награждаются Георгиевскими ленточками.





Заключение.

С помощью устного журнала учащиеся познакомились с историей Георгиевского храма п.г.т. им. Цюрупы, узнали житие великомученика Георгия Победоносца, приобщились к христианским истокам русского народа, имели возможность на примере его жизни и смерти почувствовать, что такое истина, во имя которой идут на смерть, что такое любовь, сила духа, добро.



Приложение



Внеклассное мероприятие История Георгиевского храма. Святой Георгий Победоносец







































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал