7


  • Учителю
  • Открытый классный час в 9 классе на тему 'Особенности национальной одежды осетин'

Открытый классный час в 9 классе на тему 'Особенности национальной одежды осетин'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





МКОУ СОШ пос. МИЗУР




План- конспект открытого классного часа на тему:

«Особенности национальной одежды осетин»


9б класс


Классный руководитель 9 б класса :

Кочиева З.А.


2013 г


План-конспект классного часа в 9б классе


Тема: «Особенности национальной одежды осетин»

Слайд№1

Форма проведения: урок- презентация

Слайд №2

Цель:

-духовно-нравственное, эстетическое воспитание и становление личности школьников;

-знакомство с национальным костюмом осетин как своеобразным мостом между прошлым и будущим.

Задачи:

-формировать чувство гордости за свой народ;

-формировать эстетические вкусы через знание истории национального костюма;

-развивать творческие и познавательные способности воспитанников.

Ход классного часа

I. Организационная часть

II. Вступительное слово классного руководителя

На предыдущих занятиях мы говорили об этике поведения (в гостях, за столом, в общественных местах, о речевом этикете и т.д.) Сегодня мы поговорим о том, какую одежду носить ,как ,куда в чем ходить .

С этой целью мы обратились к истории национального костюма осетин, решили выяснить : в чем ходили наши предки.

Да ,мы не ходим уже в черкесках с кинжалом, но то лучшее, что было в национальных костюмах ,которое характеризует нас как нацию, определяет самобытность, то, что делалось, чтобы был агъдау, уважение к старшим и т. д. надо хранить Наши предки ,которыми мы гордимся, передали нам определенный фарн, и надо это передавать из поколения в поколение.(Фыдалты фарн мардтам на сафы).

Итак, ребята, что же для вас национальная одежда? Нравится ли вам национальная одежда? Как вам известно, мы недавно провели анкетирование. Вот его результаты ( Озвучить)

Каждая исследовательская группа собирала материал о национальном костюме осетин, и представители групп поделятся сегодня собранной информацией.

III. Сообщения учащихся

1. Послушаем Цогоеву Эльвиру

Одним из ярких элементов этнического своеобразия народов является одежда .Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной.

Национальная одежда осетин во многом схожа с костюмами кавказских народов, это объясняется близостью расположения селений и климатическими условиями.

До присоединения к России одежда осетин изготовлялась из материала, который производился в их натуральном хозяйстве .Использовали овечьи шкуры, домотканое сукно, из Грузии привозили ткани из шелка, конопли, хлопка.

В середине 18 века стали привозить и русские фабричные ткани, например, русский холст (четан)

Во второй половине 19 века основным материалом для одежды становятся фабричные ткани, но большим спросом пользовался еще шерстяной материал собственного производства.

Вся одежда осетин- от головного убора до обуви- изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц .Одежду шили вручную ,особенно в горах, куда швейные машины стали проникать в конце 19- начале 20 века.

Характерной особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по покрою и способу ношения. Это свидетельствует о существовании у предков осетин единого костюма, отвечавшего требованиям их военного быта(об этом свидетельствуют археологические находки, относящиеся к скифской и аланской эпохе).Социальные отличия одежды заключались в качестве материала и украшений .Различия в одежде были также связаны также с различными возрастными классами.

Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, шубы ,бурки, башлыка.

На тело надевалась туникообразная рубашка( хадон) с широкими рукавами, прямым разрезом на груди и без воротника.

2.Хугаев Тимур расскажет нам про бешмет.

Слайд №4

БЕШМЕТ (курат)

Поверх рубашки надевали бешмет (курат) длиной ниже колен, плотно облегавший тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался стоячий воротник. На кон¬цах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пугови¬цами из тесьмы и петлями из нее же. Бешмет шили преимущественно из черной или белой ткани на подкладке, аналогичной по цвету черкеске. В некоторых местах большим шиком считался белый бешмет с серой черкеской, но мужчине, которому исполнилось 50 лет, не полагалось более показываться в белом бешмете. Бешмет дляповседневного но¬шения делали обычно из более простого материала: в горах - из до¬мотканого сукна, а на равнине - из темной фабричной ткани. Он слу¬жил также верхней одеждой женщины, отличаясь от мужского только отсутствием воротника, большей длиной и более ярким цветом.
Таким образом, очевидно, что бешмет составлял один из главных элементов осетинской национальной одежды. Его носили еще в глубокой древности.

Слайд № 5

3.Гагиева Мария расскажет о черкеске


ЧЕРКЕСКА (цухъхъа)


Черкеску шили из местного сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого
и даже красного), из которых наиболее распространенными были серый (цъах) и черно-коричневый (мора). Высоко ценилось для черкески также сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в ряде равнинных сел, в частности Моздокского уезда,- из верблюжьей шерсти. Во вто¬рой половине XIX в. черкески шились и из привозного фабричного сук¬на. Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске из дорогого фабричного сукна (скалад цухъхъа} и имевшимся на ней бога¬тым украшением. Черкеска бедного шилась обычно из грубой серой домашней ткани (цъах цухъхъа). По покроюосетинская черкеска почти ничем не отличалась от покроя черкески соседних народов Кавказа. Она шилась в талию с цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без воротника, имела подкладку до поясницы и в рукавах до локтя из сатиновой или шелковой материи. Рукава черкески дела¬лись широкими, прямыми, намного длиннее кисти руки, так что их при¬ходилось отворачивать (только во время танцев рукава спускали во всю длину). Длина черкески зависела от вкуса ее владельца и от ее назна¬чения. Для верховой езды черкеска делалась более короткой. На каж¬дой стороне груди черкеска имела от шести до десяти газырей (барцыта) в зависимости от социального положения ее владельца. Появление черкески относится к тому периоду, когда горцы уже располагали ог¬нестрельным оружием, необходимый запас пороха для которого храни¬ли в газырях еще в первой половине XIX в. Слово «барц» на осетинском языке означает «норма» (т. е. норма одного заряда пороха). Позже газыри стали украшением праздничной черкески. Они делались в основ¬ном из дерева и кости. Богатые осетины отделывали газыри серебром и золотом.
Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и по¬яс, украшенные часто серебром.

Слайд №7

4.Хугаев Роман расскажет нам о бурке.


БУРКА (Уаладаран нымат)

Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят; на шее она завя¬зывалась или застегивалась на пуговицы. Большим спросом у южных осетин, как и у грузин, пользовались андийские бурки, а у северных - кабардинские, С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью. Кроме бурок в некоторых районах Юго-Осетии носили летом от дождя простые накидки из грубой тка¬ни (хъисын), очень сходные с подобной одеждой скифов, часто встре¬чаемой в изображениях на археологических памятниках.
По-видимому, бурка, входившая в комплекс костюма воина-кочев¬ника, являлась одним из важных элементов одежды предков осетин - скифов-сарматов и алан, занесших ее на Кавказ.

Слайд №8

5.Хохов Казбек расскажет о шубе.


ШУБА (карц)


К древним типам костюма осетин относится и шуба (карц), слу¬жившая зимней верхней одеждой. Ее шили двух видов: овчинный тулуп (уагъд карц), считавшийся в основном принадлежностью небогатых лю¬дей пожилого возраста, и барашковая шуба (уалдзарм карц), которую-носили более состоятельные люди. Последняя шилась по фигуре со сбо¬рами в талии, с меховым отложным воротником, покрывалась сверху домашней или фабричной тканью.

Слайд№9

6.Сикоева Эльвира поделится собранной информацией о головных уборах.


Головные уборы мужчин

Большим разнообразием отличались головные уборы. Летом осе¬тины носили войлочные шляпы (нымат худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различ¬ную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха (тинтычъи худ), считавшиеся праздничными. Войлочные шляпы - характерный головной убор и других народов Северного Кав¬каза, в томчисле терских и кубанских казаков, приобретавших их у гор¬цев. Зимним головным убором служили большие овчинные и барашко¬вые шапки (уалдзарм худ), ), которые, по словам С. Кокиева, делали лю¬бых размеров, «начиная от самых изящных и миниатюрных до самых грандиозных, как стог сена».
Возникновение в конце XIX в. во Владикавказе специальных ша¬почных мастерских способствовало распространению более низких кара¬кулевых «бухарских» шапок и значительному изменению традиционно¬го покроя высоких шапок, имевших форму усеченного конуса. Эта характерная особенность осетинского головного убора свидетельствует о его преемственности от скифов и алан.

К традиционным головным уборам осетин относился, кроме того, башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов.
Судя по его тюркскому названию, он был, по-видимому, зане¬сен тюрками-кочевниками из Средней Азии. Но его возникновение от¬носится к более глубокой древности: башлык очень напоминает древнеиранский войлочный головной убор, входивший в комплекс костюма скифов. У осетин башлык, изготовлявшийся преимущественно из козьего пуха и верблюжьей шерсти, являлся особенно почетным видом одежды и служил головным убором как для мужчин, так и для женщин. Он считался одним из лучших подарков невесты, предназначав¬шихся для родственников жениха, в частности для его брата (тиуы хуын). Обязательными подарками от матери невесты жениху были так¬же башлык и бурка. Наконец, башлык часто клали с покойником в мо¬гилу, его давали в качестве приза на скачках в честь умершего. Все это говорит о глубокой традиционности бытования у осетин этого вида го¬ловного убора.

Слайд №10

7 Бекоева Оксана расскажет об обуви


Обувь (мужчин)

Национальное своеобразие мы находим и в мужской обуви осетин» Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна; она со¬стояла из чувяк (хадбын дзабырта), скроенных из цельного куска, и ноговиц (зангайтта) или же из мягких сапог того же покроя, что и чу¬вяки (хадбынта). Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками (зангбаттанта), имевшими у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шили обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом. Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.
Во второй половине XIX в. богатые осетины стали носить галоши.
Наиболее распространенной в быту и для верховой езды обувью (сохраняющейся до сих пор) является обувь из домотканого сукна в виде чувяк (дзабырта) и полусапог (уалфаджын, дзабырта), не встре¬чаемая у оседлых народов. Верх и тех и других изготовляли из про¬строченного сукна или фабричной матери прокопченной воловьей или буйволовой кожи и и с обеих сторон, а также сзади и у носка обшивали узкой сафьяновой полоской. Подошвы (уафсыта) делали из прокопченной воловьей или буйволовой кожи.

Следует отметить, что от них коренным образом отличается обувь из сыромятной кожи, характерная для всего горного Кавказа. У осетин такая обувь делалась трех типов из толстой обработанной воловьей кожи. К первому относится наиболее распространенная в горах Осетии обувь с плетенной из ремешков подошвой (арчи), наиболее удобной при хождении по горам. В этой обуви осетины безопасно переходят по самой скользкой и крутой дороге и могут прыгать со скалы на скалу». Арчи наполнялась мягкой сухой травой (фасал) и надевалась на голую ногу. Обувь второго типа (арчиаг дзабыр), как и первого, делалась из цельного куска кожи высотой до щи¬колотки со швом спереди. Она завязывалась шнурками и носилась преи¬мущественно зимой жителями Центральной и Северной Осетии. Эта обувь широко бытовала также и у других горцев горной и равнинной полосы Северного Кавказа. Третьим типом обуви были къогъодзи, из¬готовлявшиеся в виде чувяк также из цельного куска кожи. Носили ее с длинными шерстяными ремешками для подвязывания на щиколотке. Наибольшее распространение она имела у южных осетин и у всех наро¬дов Закавказья

.

Слайды №14,15, 16,17


8.Кайтова Эвелина расскажет про женский костюм.


Женский костюм

Осетинский традиционный женский костюм ничем существенно не отличается по своему покроюот мужского. Отличие проявлялось в большем количест¬ве украшений на женских головных уборах. Можно полагать, что различия в мужской и женской одежде осетин сформировались в после-монгольский период, хотя в ней сохранился ряд общих элементов вплоть до недавнего времени. К последним относятся бешмет, сафьяновые и матерчатые чувяки, а также сходные черты ,в покрое верхних женских платьев с черкеской и старинных мужских и женских Головиных уборов. Чтобы дать полное представ¬ление о традиционной женской одежде осетин, мы приведем описание двух женских костюмов, найденных в 1959 г. в склепе около сел. Далагкау Куртатинского ущелья. Костюмы эти относятся, по-види¬мому, к периоду не ранее середины XIX в. и, судя по материалу, принадлежали женщинам из богатых семейств. Верхней одеждой одной из женщин был длинный бешмет без воротника, со вшитыми суживающи¬мися рукавами. Он был покрыт сверху желтой шелковой материей, про¬стеган вручную сверху донизу полосами. Бешмет имел подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на груди до пояса семью пуговицами (агънаджыта) из черной шелковой тесьмы. Концы рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими же пу¬говицами. Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами и талии. Под бешметом надето платье, не отличающееся от него по по¬крою, сшито оно из менее качественной фабричной материи на подклад¬ке, по длине бешмета, также без воротника. Платье это, представляю¬щее собой один из типов распашной одежды, застегивается четырьмя пуговицами из шелковой тесьмы. Под ним надета нательная рубашка из красной фабричной материи с круглым вырезом на шее, прямым не¬большим разрезом на груди и длинными рукавами. Ворот, разрез и края рукавов ее обшиты полосой из шелковой материи другого цвета.
Второй женский костюм из Куртатинского склепа оказался более полным, кроме перечисленных предметов одежды на женщине был на¬дет жилет (къандзол), сшитый из красной шелковой материи на под¬кладке. Жилет, украшенный спереди орнаментом из серебряной нити, являлся обычно необходимой принадлежностью праздничной женской одежды.
Среди находок имеются, кроме того, два небольших голов¬ных платка из белой фабричной материи, покрывавших непосредствен¬но волосы (сарбаттан). Эти платки также дают представление о голов¬ном уборе осетинки того времени.
К комплексу старинной осетинской женской одежды относились кроме отмеченных предметов длинные шаровары, спускавшиеся до щико¬лоток, чувяки из сукна и сафьяна, похожие по покрою на мужские, но сшитые более изящно.
В конце XIX - начале XX в происходит дальнейшее развитие всего женского костюма. С расширением экономических и культурных связей и усилением взаимо¬влияния культур соседних народов, а также под влиянием города у осетинок появляются новые виды одежды. Девушки и молодые женщины перестают носить традиционный бешмет, но он остается еще достоянием женщин среднего возраста и пожилых. Меняется покрой праздничного женского платья со сплошным разрезом спереди (разкъарткъаба), поч¬ти не отличавшегося прежде по своему покрою от черкески (рукава платья были более узкими, чем у черкески). Теперь оно шьется с пря¬мой спинкой, без сборов, но по-прежнему со сплошным разрезом и пе¬рехватывается, как и прежде, серебряным поясом. Под ним обычно_ подвязывался богато орнаментированный бархатный передник (цыбьСр-курат), который выступал из-под платья, особенно во время танца. Рукава платья делались обычно узкими. В некоторых случаях они шились с разрезом от локтя и их делали длинными, раструбом расширяющими¬ся книзу. В тех случаях, когда рукав был узким, к кисти руки часто привязывали подвесные рукава (уаларм дысджын), сделанные из тя¬желого, расшитого золотыми нитями бархата бордового или темного цвета, обычно того же цвета, что и платье. Стан стягивался золотым или позолоченным поясом (камари), нередко его делали из серебряной ка¬нители с обязательной золотой или позолоченной пряжкой.
Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины (до рождения первого ребенка) была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, рас¬шитая золотым или серебряным галуном. Шапочка эта известна также адыгам и очень напоминает древний аланский женский головной убор, обнаруженный в аланских катакомбах. Сверху шапочки носили лег¬кий платок из тюля или газа.

Траурный костюм осетин отличался от обычного только темным цве¬том. «Вдова-осетинка в знак траура надевает черное платье, сделанное из толстого местного изделия сукна, и сорочку из черной шерстяной жесткой материи».

Одежда мальчиков и девочек ничем не отличалась ни по материа¬лу, ни по покрою от костюмов взрослых. Верхней одеждой для девочки служило то же длинное платье с разрезом спереди или кофта и юбка, а для мальчиков - бешмет, шаровары и пр.

Слайд №13


9.О свадебной одежде расскажет Кайтукова Альбина

Свадебная одежда


Основными элементами женского свадебного костюма являлись рубаха( хадон), корсет(халынкарц) ,кафтанчик(цыбыр куырат), распашное платье(разгом къаба), шапочка( ног чындзы худ), фата(ног чындзы хыз), обувь(къахы дарас). Одним из элементов женского свадебного костюма являются нагрудные застежки.Изображения на нагрудных застежках птиц, богини,баранов символизировали фарн.Особенностью свадебного платья является широкий висячий рукав.Преувеличенно длинные рукава, низко висящие лопасти были очень неудобны для работы и не могли быть повседневными.Они подчеркивали праздность,возможность не работать: кратековременную для большинства( свадьба, праздник) или постоянную для высших сословий.

Что касается жениха, то он готовил новый комплект одежды, состоявший из шапки (худ), бешмета( куырат),черкески(цухъхъа) штанов(халаф), ноговиц(зангой),обуви(къахы дарас).

Жених не мого появиться в доме невесты без шапки. С ней у осетин связано много афоризмов: «Лаг лагыл нымад уый тыххай у, ама худ дары»(Мужчина потому и считаетсчя мужчиной , что носит шапку»); «Худ дарынан лаг хъауы»)(«Чтобы шапку насить , нужен мужчина») идр.


Слайды 11,18,19,20, 21,22

Какие же изменения происходили в одежде? Об этом расскажет нам Кучиева Анна

Традиционная одежда осетин сохранялась до начала 40 х годов , хотя изменения начались гораздо раньше.Одежда претерпевает большие изменения,Самодельная обувь заменяется сапогами, ботинками, галошами.

Большое распространение получила « так называемая «кавказская рубашка- широкая, с высоким стоячим мягким воротником.Кавказская рубаха надевалась вместо бешмета под черкеску..Позже она вытеснила и черкеску, ее надевали зимой под покупной пиджак, пальто или шубу, а летом под плащ, Рубашку носили навыпуск и подвязывали обычно узким кавказским поясом с серебряным набором.

Изменения произошли и в женском костюме.Традиционные черты больше сохраняются в одежде пожилых женщин, которые носят обычно длинные в талию платья с прямым разрезом на груди и прежние головные уборы.Необходимой принадлежностью повседневного костюма женщин пожилого и среднего возраста служит фартук( раздаран) или реже сарафан( сарафан)

Постепенно исчезает обычай,по которому женщина должна была обязательно носить головной платок и по особому завязывать его. В настоящее время не только девушкия. Но и многие женщины ходят с открытой головой.

Таким образом с начала 19 века осетинская национальная одежда претерпела большие изменения,.

Современный национальный осетинский костюм сохраняется лишь в качестве праздничного, а отдельные его элементы сочетачсь с городскими, входят в состав повседневной одежды осетин.

IY. Подведение итогов.

Что мы узнали нового сегодня?

Как вы думаете, почему в горах, где так трудно ходить ,носили женщины длинные платья с длинными рукавами(закрытыми)?

Почему носили платок женщины?

(Все это свидетельствует о том , что был афсармдзинад, уаздандзинад, хистартан кад канын, дахадаг кадджын уавын)При помощи платка можно было предотвратиь трагедию(сылгоймаг иу йа ккалмарзан айтыгъта дыууа хылганаджы астау)

С точки зрения медицины- платок защищал от отрицательной энергии.

А как сохранили современные девушки этот аггъдау, традиции?

(Ходят в обтянутых штанах, с открытыми пупками ит.д)

А что значит шапка для мужчины?( Одним из символов фарна был баран.Существовали головные уборы в форме головы барана.Папаха была одним из символов фарна на голове мужчины)

Итак , мы многое узнали об истории национального костюма, особенностях национальной одежды, мы и впредь будем изучать историю своего народа, и будем достойными продолжателями традиций наших предков.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал