7


  • Учителю
  • классный час 'День памяти войсковой казачьей славы'

классный час 'День памяти войсковой казачьей славы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МКОУ «Тимирязевская СОШ»

Внеклассное мероприятие

«18 октября - День памяти

войсковой казачьей славы».

Подготовила:

классный руководитель 9 класса

Картавцева Л.А





2015 год

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Кл руковод. 18 октября - День памяти войсковой казачьей славы.

Теме этого праздника и посвящен наш общешкольный классный час.

Кубань - это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омывают его границы: Черное и Азовское. Здесь плодородные поля и уникальные леса. Издавна говорили кубанские казаки о щедрости своей земли-кормилицы: «Воткнешь в неё дышло - вырастет дерево. Казак - удалая, отважная, неустрашимая голова. Казак - лихой, смелый, неустрашимый всадник - это воин с головы до ног, от рождения до смерти. По первому зову бросает казак свои мирные дела, в два-три дня собирается в поход, а на четвертый уже несется на своем степном коне-скакуне и первым является на бранное поле. Недаром говорят: «Помни! Мира не узнаешь, не зная края своего». Многими людьми гордится Кубанская земля. И самая большая гордость земли Кубанской - казаки.

Казачье войско образовалось в1787 году из бывших запорожских казаков. В 1792 году на прием к императрице Екатерине прибыла казачья делегация во главе с атаманом Антоном Головатым Благосклонно улыбаясь, императрица передала Антону Головатому грамоту, в которой даровала казакам земли, лежащие по правой стороне Кубани, и повелевала охранять южные границы России. Казаки назвали войсковую столицу в честь Великой императрицы - Екатеринодар.


Слайд 1,2

День казачьей славы. Этот праздник традиционно отмечали на Руси вплоть до 1920 года. Особо чтили его кубанские казаки, вспоминавшие в этот день предков, павших в битвах за Отечество. В церкви проходили специальные богослужения, молились за души погибших во время сражений с врагами России.

Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же - это уже из эпохи других сражений, в 1760 году - вступили казаки в Берлин. А октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая… Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов.

Кл руководитель

Во время Великой Отечественной войны особо проявили себя казачьи части летом 1942 года, когда немцы наступали на Сталинград и Кавказ. Поскольку бои шли на той территории, где традиционно жили казаки, то последние проявляли чудеса героизма. Наспех сформированные казацкие отряды на колхозных лошадях, без достаточного количества стрелкового оружия, лишенные поддержки танков, артиллерии, саперов, без зенитного прикрытия, один на один пытались остановить сильного противника. Доходило до того, что они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков..

Они с честью и славой пронесли по военной тропе эстафету побед предшествовавших поколений. С началом войны в казачьих станицах началось формирование добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием.

Именно казаков изображали немцы на своих агитационных плакатах жестокими бандитами - наглядный показатель того, кого пруссаки считали наиболее опасными противниками.


Дай Бог внукам никогда не сражаться! Но память - хранить. Пусть над Доном, Кубанью, Терсой и Хопром звучит песнь о том, что любо жить, да и с атаманом не приходится тужить!


Слайд 3


Слайд 4

Возрождение казачества - это возрождение общинных социально-экономических связей, культуры, традиций, обычаев.

Русский остается русским, казак - казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества. Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить. Эти два начала - национально-русское и религиозно-православное - глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков.

Определяющим моментом в отнесении данного человека к той или иной этнически культурной общности является его самосознание. Каких бы социально-бытовых навыков не придерживался человек в своей повседневной деятельности и на каком бы языке он ни говорил, только он сам в соответствии со своей психологически внутренней установкой может указать, к представителям какого этноса он себя относит.


Слайд 5,6,7


Казаки - народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа кос-сака (ка-сака) и приазовских меото-кайсаров с некоторой примесью аланов-асов или танаитов (донцов).

Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точную эпоху и место возникновения нашего имени в его первоначальных формах, а также непрерывность процессов смешивания различных племен, при создании единой казачьей народности и время торжества среди них славянской речи. От глубокой двадцативековой древности и до наших дней звучание и начертание нашего имени подверглось незначительным изменениям.

Первое летописное упоминание о казаках относится к 1444 году. Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

Слайд 8,9


В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.


Слайд 10,11

Сколько казаков сейчас в России?

Где она казацкая страна?

На погостах - наших предков лики,

На многих - серая трава.

Сколько их, незнатных, невеликих,

Сгинуло без прав, но за права!

В рамках фотографии на стенах,

Кое-где и шашка в курене…

Внук сидит у деда на коленках.

Значит, быть казачеству в стране.


Слайд 12,13


Жизнь каждого народа, характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры - многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль


Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

Основное воспитание, конечно же, происходило в семье. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска - ему следовали беспрекословно.

Чистота нравов была по нынешним временам невероятная - боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.


Слайд 14,15

Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

Слайд 16

Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

Девушки пользовались меньшей свободой. Когда им исполнялось 13 лет, их воля ограничивалась. Они могли быть вместе с мужчинами только на свадебных обрядах и праздниках. По будням девушки проводили время в одиночестве или в кругу своих подруг. Они занимались шитьем, вышивали узором одежду или кафтан. Очень немногие из них обучались грамоте. Казаки считали, что грамотная казачка может завести переписку с приглянувшимся ей казаком. В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

Кладбища всегда устраивались за поселением. На могилах кроме крестов ставили часовенки. Такие же часовенки сооружали на местах трагической и особенно насильственной смерти человека: в поле, у дороги, на улице. В церковные праздники, в поминальные дни на перекладинах оставляли милостыньку. Если в поселении кроме православных жил еще и старообрядцы, устраивали два кладбища: «староверское» и «церковное».

Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

Слайд 17

Завязка, край казачий.

Пасутся кони у реки.

А над полями хор девичий

Несется с ветром в обгонки.

Над ковылем встают зарницы,

Над пашней стелется туман.

«И краше нет моей Завязки»,-

Запел старейший атаман.

Слайд 18

Действительную казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

Офицеры казаков бить остерегались, боясь быть отомщенными, а то и убитыми. Обучали казаков с 15-16-летнего возраста при правлении. Был инструктор, обычно хорунжий, который обучал казачат всем премудростям казачьей службы.

На скачках давали богатые призы: золотые часы, седло, шашку в серебряной оправе, серебряные портсигары и т.д.


Слайд 19

18 октября «День памяти войсковой казачьей славы» - не праздник, а памятная дата. Её следует помнить всегда, а относиться к ней нужно со всей серьёзностью. Казаки - свободолюбивые люди, по доброй воле шедшие на рубежи своей родины, где им каждую секунду грозила смертельная опасность. Они были не только завоевателями, они, вольно или невольно, становились мостом между государством Российским и порубежными народами, способствуя, как ныне модно стало говорить, посредниками межкультурного и межэтнического общения. Недаром же сказал Напалеон «Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу!», а Лев Толстой сказал, «Казаки создали историю России»!

Поэтому ребята, не забывайте о подвигах казаков, растите достойными и верными своему Отечеству.


Слайд 20,21





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал