7


  • Учителю
  • Методическая разработка Найди свою дорогу к храму

Методическая разработка Найди свою дорогу к храму

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Белгородский машиностроительный техникум»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА,

посвященного проблемам нравственности, патриотизма

и православной культуры

«Найди свою дорогу к храму…»







Преподаватель высшей категории

Дорина Елена Павловна

























</ 2016

Тематический классный час,

посвященный проблемам нравственности, патриотизма

и православной культуры

«Найди свою дорогу к храму…»

Пояснительная записка

Обращение к проблемам нравственности является одной из актуальных тем для современного общества, так как за последние два десятилетия изменилось не только устройство государства, но и претерпели изменения сами жизненные понятия: добро и зло, милосердие и жестокость, любовь и ненависть и т.д.

Идеалы патриотизма приобрели форму если не «сделки» с собственной честью и совестью, то стали предметом своеобразного торга. Для подростка необходимо найти такие духовные опоры, которые позволили бы выстоять перед испытанием на твердость характера и четкость в определении своей жизненной цели. В этом помогут беседы на нравственно-этические и патриотические темы, среди них и встречи с историей родного края, имеющего славные боевые и трудовые традиции. Право гордиться своими корнями придает уверенность и формирует общечеловеческие ценности личности.



ЦЕЛЬ: показать учащимся основные ценности жизни через знакомство со своей культурой, историей родного края, через прикосновение к памяти о прошлом народа и страны;

формировать нравственные идеалы у молодого поколения, потребность гордиться Родиной, своим происхождением, историей своего рода;

помочь учащимся самостоятельно определить свое место в историческом процессе через духовность, патриотизм и культуру народа.

МЕДОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, чтение отрывков из литературных произведений, прослушивание грамзаписей, демонстрация видеофильма.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиа, видеофильм «Россия духовная, православная», грамзаписи А. Зацепина «Давным-давно была война».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: патриотизм, духовность, православие, Родина, народ, нравственность.



Вступительное слово преподавателя.

«Россия! Русь! Куда я не взгляну?

За все твои страдания и битвы.

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы…» (Н. Рубцов)

1. Задумывались ли вы над вопросом: «Что такое Родина?» Это просто сочетание звуков или огромная держава с ее великой историей? Место, где ты родился и вырос или просто точка на географической карте?

Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас… Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Чтец: Куда ни посмотришь - родные,

Открытые сердцу края.

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя!

Не ты ли меня окружила

Простором лугов и полей,

Не ты ли меня подружила

С задумчивой музой моей!

За песни, которым впервые

Внимают родные края,

Я весь пред тобою, Россия,

Судьба моя, совесть моя! (Н. Рыленков)

2. О великом чувстве любви к родине, о силе патриотизма написано много художественных произведений, томиков стихов и песен. Но любовь к Отечеству - это великая река времени, у которой есть огромное множество маленьких ручейков, имеющих один исток - РОДНОЙ ДОМ (СЕМЬЯ).

В слове «отечество» слышится и «отец», и «отчий дом», и древнеславянское «отче». Исток личностного становления связан с отчим домом, с традициями и укладом семьи. Чувство привязанности к дому, к своим историческим корням формирует истинный патриотизм. А знать свою родословную, гордиться своим происхождением - дело чести каждого гражданина Великой России. Всем известны строки великого русского поэта Лермонтова: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» Не менее известны стихи Н. Рубцова (поэта XX века) «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Великий русский писатель И.С. Тургенев умер вдали от Родины, во Франции, в своем предсмертном послании к Полонскому писал: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, молодому дубу, родине поклонитесь, которую, вероятно, я никогда не увижу».

Память человека связана с местом, где он родился и где прошло его детство. Память - это могучая сила! Она влечет домой, согревает сердца людей и делает человека счастливым. Или несчастным - если он потерял родину. (Отрывок из повести В. Распутина «Прощание с Матерой» - «Правда жизни в памяти»).



Часть 1.

1. По древнегреческой легенде, великие и всемогущие боги сотворили на земле 5 веков: первый - золотой (во времена золотого века люди были совершенно счастливы, не знали ни болезней, ни горя); второй век - серебряный (люди серебряного века были воинственными, жестокими и гордыми, они не приносили жертвы богам, за что боги их и уничтожили; третий век - бронзовый; четвертый, каменный век - век героев.

Сейчас на земле пятый век. Покинули людей доброта и справедливость. Спят, спрятанные в кувшин по ведению Зевса-громовержца. Надежда, Раздор, Зависть, Ненависть и Равнодушие ходят среди людей. Беды - дочери хмурого, мрачного Тартара - рассеялись по всему миру.

Не знаю, правдива ли эта легенда, но, с грустью глядя вокруг себя, вынуждена признать, что пророчества греков относительно пятого века оказались правдивыми. Где доброта? Где человечность? Среди людей действуют волчьи законы. Побеждает зачастую тот, кто сильнее, точнее тот, кто в состоянии обидеть, оскорбить, унизить человека, ни за что, просто так...

Эта трясина пошлости, вульгарности затягивает в себя все большее количество людей, среди которых, к величайшему сожалению, множество подростков - личностей совсем не сформированных, столь легко поддающихся пагубному влиянию. Есть ли спасение? Есть! «Не позволяй душе лениться!» - писал Николай Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство защиты. Человек должен постоянно развиваться духовно.

Чтец:



Без Бога нация - толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что еще страшней - жестока -

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратиться к Богу...

Сегодня одна из самых острых проблем ваших родителей, нас, педагогов - воспитать Вас приличными и достойными людьми, старающимися исполнять вечные законы нравственного поведения и любви к ближним, которые ограждают от многих известных бед и пагуб, начиная от непочтения к родителям и учителям, сквернословия, курения и заканчивая наркотиками, преступностью, суицидом.

Существует такое мнение в народе, что святые - яркие представители нации, прославляемые за особые заслуги перед Церковью, перед обществом, их подвижническая деятельность - образец для подражания. Сегодня почитание святых способствует православному, нравственному воспитанию людей. В равное положение поставлены в церкви при воздании почестей русский живописец Андрей Рублев, философ и публицист Максим Грек, полководец-патриот Дмитрий Донской, митрополит Макарий, блаженная Ксения Петербуржская. Сколько же святых в Русской Православной Церкви? Я могу ошибиться (меня, надеюсь, поправят), но в докладе митрополита Ювеналия «О канонизации святых в Русской Православной Церкви» содержится список 430 святых, почитаемых церковью: 357 поименованных и 73 безымянных. В этом списке значится и святитель Иоасаф Белгородский, отмеченный такими добродетелями, как праведность жития, ревность к православной вере, жертвенная любовь к своему народу, освещение молитвенным подвигом защиты Отечества, чистота жизни, которой он являл для других пример.

Немного в России городов, которые имеют своего небесного покровителя, а Белгород имеет - это святитель Иоасаф, чьи мощи покоятся в Преображенском соборе. В 2011 году все православные отмечали 100-летний юбилей его канонизации. Его жизнь - это действительно пример для подражания, и очень хорошо сказал в своем стихотворении священник Игорь Кобелев:

Но на стыке рубежных годин

Православный народ - не один

Свыше посланы нам покровители

С ними перед Всевышним сейчас

Воссылаешь молитвы о нас

Ты, земли белгородской Святитель...

Уважаемые учащиеся, человек - кузнец своей судьбы, и судьба в огромной степени зависит от духовного богатства, которым он владеет, а главную, точнее главенствующую роль в защите и развитии духовного мира каждого играет готовность к самоотдаче и саморазвитию.

В чём счастье?

- В жизненном пути,

Когда твой долг велит идти,

Врагов не знать, преград не мерить,

Любить, надеяться и верить!

Сегодня, ребята, Вы впервые на уроке в нашем лицее, теперь в Вашем лицее. И я не могу не сказать, не напомнить Вам о том, что:

Славяне мы... В крови у нас течет

И мужество, и дерзость, и почет,

И доброта, которую мы знали

В дни радости и в дни большой печали.

Соединила нас на все века

Одна судьба и кровность языка.

Славяне мы… У нас в крови - века,

Одна судьба и кровность языка,

И Бог один, и крест для всех сродни...

2. Белогорье... Милый сердцу отчий край. Здесь Вы родились, здесь живут Ваши близкие. Эту землю завещали Вам деды и прадеды.

История свидетельствует, что наш край ещё в VI веке входил в ту часть славянской земли, которая упоминается в летописях коротким словом «Русь», и которая стала ядром древнерусской народности. Время стёрло и унесло многое, но не всё. Земля, покоряясь разуму и труду человека, приоткрыла ему тайну веков. Археологи смогли доказать, что здесь задолго до появления города выращивали хлеб, разводили скот, промышляли охотой и рыбной ловлей, занимались гончарным, кузнечным и другими ремёслами славянские племена северян.

Земля эта когда-то называлась Северской, а Донец, берущий здесь начало (в Прохоровском районе, в с. Подольхи) и поныне остался Северским. В те далёкие тревожные времена рождалась Русь.

Господство некогда нахлынувших сюда аланов сменилось в Х веке властью воинственных кочевников-печенегов. Их в 965 году оттеснила дружина русского князя Святослава Игоревича. Земли в верховьях Северского Донца были присоединены к Переяславскому княжеству. По ним прошла восточная его граница. И поэтому в местах будущих городов Белгорода, Нежегольска и Хотмыжска возвели русские люди в ХI веке оборонительные укрепления. Высокое место над Донцом, на Белой горе, приглянулось княжеским дружинникам, заложившим Белгородское городище, первое упоминание о котором находим в 1052 году.

В конце ХI века воинам, охранявшим границу княжества по Северскому Донцу, пришлось столкнуться в неравной схватке с половцами. Они храбро сражались, отстаивая независимость русской земли. Тяжёлый отпечаток наложила на Переяславскую землю долгое монголо-татарское иго. Орды хана Батыя тучи чёрной саранчи пронеслись здесь в 1239 году, оставив за собой кроваво-дымный след, смели с лица земли многие русские поселения. Чужеземные вражеские нашествия, следовавшие одно за другим, опустошили здешние края, надолго задержали их развитие.

В начале ХVI века ратники Ивана III отбили у захватчиков эти исконно русские многострадальные земли, присоединив их к владениям набиравшего силу Русского государства. Диким, незаселённым полем предстал перед ними богатый чернозёмом, но запустевший в период монголо-татарского ига лесостепной край. Некому было защищать эту южную окраину государства. Поэтому проторили здесь крымские татары свои дороги на Русь. Долго терпело напасть Русское государство, не в силах поставить надёжный заслон татарам. Татары угрожали Москве. И русское правительство принято решение о создании укреплений (городов - крепостей).

Чтец:

Велика Рассеюшка,

Велика святая.

У царя, Рассеюшка,

Ох, рука крутая...

Повелел державный

Город строить славный

Город ставить белый

Из сосны и мела.

Застучали топоры

У горючей Бел - горы

И вознёсся над Донцом

Словно лебедь гордый

Повернувшись в степь лицом

Город-крепость - Белый город.

Наш город возник на месте Северского городища, расположенного на меловой горе, что поднялась над Северским донцом близ устья реки Везелицы. Седые меловые круги раздвинулись здесь, словно уступая место городу. Белые горы подарили ему имя. Белгород стал центром оборонительной черты, в которую входило 23 города - крепости. Белгородская черта стала настоящим ратным центром земли русской.

Строили город стрельцы, пушкари, прибывшие из Москвы с воеводою, а также здешние донские гуляющие казаки, бывшие когда-то крестьянами и бежавшие сюда от жёсткого феодального гнёта из центральных областей.

Чтец:

Где стояли пушкари - слобода,

Где стрельцы - молодцы - слобода

И казаки гнут тоже сюда;

- Становись на постой! - слобода

И по дикому полю всему,

Ладит ратный Московский народ

двор к двору..., и названье селу

Так по службе своей и даёт.

Вот и встало Пушкарное там,

Здесь Казацкое, да Стрелецкое...

Обживает Московье места

В диком Поле - степи половецкой.

Здесь, на краю земли Московской,

Поднялся укрепленный строй.

Он назывался Белогорской

Оборонительной чертой



Часть 2. По утверждению В. Шукшина, «Нравственность есть правда».

1. В тысячелетней истории российского государства вряд ли можно найти в сфере нравственного сознания, в личности и обществе чувство более высокое, более значимое, чем патриотизм, жертвенность собой во имя Отечества.

Духовный стержень молодежи всегда опирался на морально-нравственные качества, т.е. такие понятия, как долг, честь, служение отечеству, сострадание и милосердие. Научно-технический прогресс, цивилизация и культура - неразделимые понятия: лучших результатов в прогрессе достигают те государства, которые сумели сохранить свою многовековую культуру и нравственность.

С протянутой душою по улицам брожу,

Ни милости, ни жалости, ни денег не прошу.

Прошу в глаза вам глядя,

Но будьте же людьми,

Подайте, Христа ради, хоть капельку любви.



2. Наша Белгородская земля - богатый и щедрый край: национальные и культурные традиции настолько крепки, что стоит чуть-чуть забыть и начинаешь понимать - ведь без нравственных связей в мире утвердиться сложно, а порой невозможно. А люди, живущие на этой земле, - богатство, которое нельзя ничем заменить. А это ваши родители, бабушки и дедушки, ваши предки, которые в годину бед и несчастий защитили вас и ваше будущее, подарили мир всей Европе.

По словам известного киргизского писателя Чингиза Айтматова, «человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодня».



3. Мы живем в эпоху великих свершений и разрушений. Почему же разговор о войне так важен для вас, поколения, для которого история войны - это хрестоматийные сведения о событиях и датах Великой Отечественной войны.

Память о войне. Великая память войны. Уходят в прошлое события и даты самой жестокой войны XX века, уходят из жизни ветераны второй мировой…

(Звучит фонозапись песни А. Зацепина «Давным-давно была война…»)

Память - категория нравственная, предавая забвению страницы прошлых веков, мы утрачиваем связь историческую, обрекаем себя на беспамятство, а значит, рано или поздно, прерываем связь времен и поколений. Думаю, что в нашем зале присутствуют учащиеся, у которых бабушки и дедушки, или прабабушки и прадедушки в те далекие «сороковые-роковые» встали в строй для того, чтобы защищать Родину, родную землю, отчий дом, семью, а это значит, что даже на краю погибели они думали о святости своего дела, не называя это подвигом:

Войны не зная, понимаю я,

Что в том бою должна была решиться,

Судьба России и судьба моя -

Родиться мне на свет иль не родиться. (Ю. Шестаков)

Ратное поле славы - Прохоровское поле - вошло в историю не только Великой Отечественной войны, но и в историю ратного солдатского подвига многовековой истории человечества. Если почтить минутой молчания каждого погибшего в этой войне из 27 млн., потребуется 38 лет. Память о бессмертном подвиге человека и ратном труде в годы войны свидетельствует о великой любви к жизни, о любви к Родине, отчему дому, к своим близким.

Преподаватель читает стихотворение М. Румянцевой «Баллада о седых»

4. Нет, не исчезла, не оскудела сила таланта родимой земли,

И не погасли, и не сгорели русские храмы в дорожной пыли…

Дай нам, боже, силы выстоять опять

Из нищеты и слез, от страха и угроз

Россию нам поднять.

Пусть всегда сияют в небе купола,

Россия - моя, судьба с нами навсегда!

Так издревле повелось на Руси - восстанавливать из пепла храмы науки, храмы культуры и православные храмы. Духовный мир человека становится главным мерилом ценностных качеств личности. На нашей Белгородской земле освящаются вновь построенные и возрожденные церкви. Забота о духовном развитии начинается с момента рождения, когда ребенок окружен родительской любовью, заботой и вниманием, чувством глубокой ответственности за настоящее и будущее личности.

Учащийся в свою очередь несет ответственность перед своими родителями, учителями, наставниками. В этом сложном процессе рядом с вами всегда будут находиться педагоги и психологи, воспитатели и мастера своего дела. Встречи с литературой и искусством, богатством родного русского языка и историей православной культуры помогут вам сформировать духовные ценности, расширить знания для дальнейшей самостоятельной деятельности и достойно продолжать традиции нашего училища.



5. По словам великого русского писателя В.П. Астафьева, «дети - наше счастье, дети - наша радость, дети - свет. Но дети - еще и наша мука. Вечная наша тревога. Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором - совесть, ум, честность - все видно».

Преподобный Серафим Соровский своих подопечных называл «радость моя». В детском саду малышам предлагают необычную рифмовку, в которой много прекрасного и полезного не только для подрастающих «политиков» и «дипломатов», «физиков» и «лириков»:

Ты чья, ты чья? Ты - мама моя!

А я, а я, я - радость твоя! Да, мама?

Мораль: не бойтесь оставаться детьми.



Часть 3

Россия всегда была богата талантливыми людьми. Их немало среди выпускников профтехобразования. Путевку в жизнь им дала наша система ПТО. Один из «тех, кто из профтех» - основоположник практической космонавтики, Генеральный конструктор космической техники - Сергей Павлович Королев, Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт Вселенной также выходец из нашей системы. И таких примеров можно приводить много. Целеустремленность, способность к самопожертвованию, трудолюбие, профессионализм - эти качества были в полной мере присущи этим людям.

Профессионализм - понятие духовное, профессионал - человек, который кладёт знания в фундамент Отечества и не просто знает полезные вещи, а воплощает их во благо. Часто из понятия «профессионал» духовность выхолащивается, а без души нет профессионала.

Чтец:

Вся жизнь на планете идет по кругу

И, выполняя закон естества,

Во всех поколениях люди друг другу

Передают секрет мастерства.

И память, лет вороша страницы,

Глядя на пройденный путь сквозь года,

Профтехсистеме нельзя не гордиться

Целой плеядой героев труда

А сколько пока неизвестных героев

Выходят отсюда из года в год!

Им - новую жизнь начинать и строить,

Им - нового века вести отсчет.

На них возлагает страна надежду,

Что, сердцем веря только делам,

Помогут и ей процветать, как прежде

На радость нам и назло врагам!

С надеждой верили народы

В наш город с белой высоты,

И он на рубеже свободы,

Стал главной крепостью черты.

Сражение под Полтавой со шведами - одно из важнейших событий в истории России. Активное участие в этом сражении принял Белгородский пехотный полк под командованием подполковника Неклюдова. Белгородцы сражались героически.

И в дни военного парада, когда окончилась война,

Полку высокая награда Петром Великим вручена.

Добавить только остаётся (что и забыться не должно!) -

Прошли со славой белгородцы в сраженье при Бородино.





Заключительное слово преподавателя

Ребята! Очень важно ещё в молодости правильно выбрать профессию. Конечно, хорошо, если её название будет красивым, если она будет подходить человеку по психолого-физиологическим данным. Первая профессия может стать для человека базовой на всю жизнь. Сама профессия может жить долго, но связанное с ней содержание труда постоянно меняется. Считается, что примерно за 10 лет профессиональные знания обновляются полностью.

Правительством России утвержден новый перечень профессий НПО, он включает 286 наименований. Примечательно, что в этом перечне представлены десятки старых, как мир, специальностей: «кондитер», «пекарь», «каменщик», «столяр», и др. Есть и «портной», одевавший королей, и «плотник», рубивший первые постройки на Руси.

В нашем училище Вы, ребята, также получите прекрасные профессии - ведь Вы уже сделали свой выбор. А стать настоящими профессионалами Вам помогут мастера производственного обучения и преподаватели специальных дисциплин. Они будут отдавать Вам свои знания, опыт и радоваться каждому удачно испеченному караваю, прекрасно пошитому платью, аккуратно выложенной плитке и отштукатуренной стене. Дело в том, что если раньше получали «образование на всю жизнь», то теперь требуется «образование через всю жизнь».

Я верю, что большинство из Вас будут вкладывать в свою профессию душу, и это будет способствовать Вашему процветанию и, конечно же, процветанию Родины.

Гораций писал:

Каждый пускай выбирает предмет соответственно силам...

И пусть тщательно взвесит, будет или не будет

дело ему по плечу.

Желаю, чтобы дело, которые выбрали Вы, стало смыслом Вашей жизни.





Литература

  1. Белгородский алфавит. Под редакцией Б.И. Осыкова. Белгород, 1987.

  2. Антология поэтов Белгородчины. Белгород, 2001.

  3. Интернет-ресурсы.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал