- Учителю
- Информационный час 'Русская православная церковь, священники и монахи в годы ВОВ'
Информационный час 'Русская православная церковь, священники и монахи в годы ВОВ'
«Русская православная церковь, священники и монахи в годы ВОВ»
Цель: показать степень участия РПЦ в деле разгрома фашистских захватчиков
Задачи:
- формировать умение выделять существенные моменты событий, участвовать в обсуждении;
- воспитывать у старшеклассников чувство справедливости, гуманности;
- способствовать развитию духовного фактора участия в жизни общества и отдельного человека.
Оформление: мультимедийный проектор, плакаты: «Силён враг, но велик Бог земли русской», «Родина-Мать, сумей за неё постоять!».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Вводная часть:
(Слайд 1 : «Силён враг, но велик Бог земли русской»)
2015г.- год 70-летия победы Советского союза над фашистской Германией. Сегодня мы говорим о Русской православной церкви в годы ВОВ, о вкладе в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков.
С созданием Советского государства в России провозгласили запрет на религию, а на служителей её культа обрушились репрессии. Большинство храмов, церквей были разрушены или превращены в склады, клубы, мастерские. В1938 г. В России было только 4 действующих епископа.
И вот в 1939г. отношение к церкви начинает меняться - выходит документ за подписью И. Сталина о пересмотре дел священнослужителей и возможном их освобождении. Уже в 1941г. был закрыт журнал «Безбожник», свёрнута антирелигиозная пропаганда.
3. Основная часть:
1. Почему советская власть, ранее выступавшая против религии, пошла по пути её признания, в чем причина? (высказывания обучающихся)
2. Насколько велик вклад РПЦ в дело разгрома немецких оккупантов? (высказывания обучающихся)
«Помощь фронту РПЦ»
Русская Православная церковь с первого дня войны заняла патриотическую позицию. Патриарший Местоблюститель Сергий уже 23 июня написал Послание к Церкви по случаю нападения фашистской Германии на СССР. Познакомлю вас с отрывком этого послания.
"Жалкие потомки врагов православного христианства, - гласило Послание, - хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостностью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении потому, что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы - православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может". Это историческое Послание указало тот путь, которым должна идти Церковь, разделяя со своим народом все трудности и невзгоды».
Как же это происходило? Послушаем материал, подготовленный вами к занятию.
Обучающийся 1
С первых же дней войны, все без исключения приходы начали широкий сбор денежных пожертвований и ценных предметов на нужды обороны.
Так, в течение нескольких месяцев верующие одного только Троицкого храма в г. Горьком внесли в Фонд обороны более миллиона рублей.
Всего же за годы войны церковные пожертвования на нужды обороны составили несколько сот миллионов рублей. Помимо сбора средств в Фонд обороны, Церковь в патриотическом желании помочь Родине благословила и организовала сбор денежных средств в Фонд помощи детям и семьям воинов Красной Армии.
Обучающийся 2
Одним из самых ярких свидетельств участия Церкви во всенародном подвиге в годы войны явился сбор церковных пожертвований на сооружение танковой колонны имени Димитрия Донского. В начале 1944 г. танковая колонна от имени Русской Православной Церкви была передана Красной Армии. (Слайд 2 )
Обучающийся 3
Другим примером патриотического служения Русской Церкви в годы войны явилось сооружение на средства, собранные православными верующими, авиационной эскадрильи имени Александра Невского. (Слайд 3 )
Многообразное проявление патриотической деятельности Церкви во время войны во многом послужили к установлению взаимопонимания с Советским государством. Появилась возможность открывать некоторые из закрытых прежде храмов. На освобождённых территориях начинали действовать православные храмы.
Подавляющее большинство духовенства и верующих, оказавшихся на оккупированных территориях, было настроено патриотически. Многие из священников отдали свою жизнь в борьбе с фашистскими оккупантами в партизанских отрядах. Посмотрим каким образом РПЦ вместе со всем народом боролась против врагов в лице фашистских захватчиков.
(Источник:
Священники и монахи - ветераны Великой Отечественной войны - Приложение 1)
(Слайд 4) Псковский священник Фёдор Пузанов со своими прихожанами у церкви, 1943год
(Слайд 5) Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) (1914- 1975)
(Слайд 6) Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов) (1918-2004)
(Слайд 7) Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий
(Слайд 8) Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) (1921-2005)
(Слайд 9) Архиепископ Лука
(Слайд 10) Профессор, протоиерей Глеб Каледа
(Слайд 11) Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева)
(Слайд 12) Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)
(Слайд 13) Протоиерей Роман Косовский
Поговорим об отношение Зарубежной Православной Церкви к освободительной борьбе советского народа против фашистской Германии.
Обучающийся 4
За Россию молились и в других православных странах. Известен молитвенный подвиг за нашу страну митрополита гор Ливанских Илии: Спустившись в каменное подземелье, куда ни доносился с земли, ни один звук и где не было ничего, кроме иконы Божией Матери (Слайд 14 ИКОНА - ЗАСТУПНИЦА - ), Владыко Илия затворился там. Не вкушал пищи, не пил, не спал, а только молился Божией Матери и просил Её открыть, чем можно помочь России. И вот через трое суток в огненном столпе явилась ему сама Матерь Божия и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать определение Божье для этой страны.
Из Владимирского собора Ленинграда вынесли Казанскую икону Божией матери и обошли крестным ходом вокруг города. Блокада Ленинграда была прорвана… Всем известен факт, что во время битвы за Москву, Москву облетел самолёт с иконой на борту - враг бежал . После Москвы икону привезли в Сталинград, где перед ней служили молебны и панихиды. Икона стояла на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку. Был даже момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцам так и не удалось столкнуть наших воинов, среди них была чудотворная икона.…
Не все, конечно же, зарубежные православные церкви подержали борьбу советского народа за свою свободу. Были такие, которые поддержали Власовцев, Бандеровцев.
В Париже представители православной церкви были активными участниками движения Сопротивления против фашистов, в Константинополе - оказывали помощь раненым, прятали евреев, но не более того.
В самом Советском Союзе в годы войны произошло важное событие. В 1943г. в Москве избрали патриарха (Слайд 15 )
В России после мученической смерти патриарха Тихона нового не избирали. И вот теперь им стал Сергий (Страгородский), который с 1925г. был фактическим местоблюстителем патриаршего престола.
Первые годы управления митрополита Сергия Русской Православной Церковью были годами больших разногласий между иерархами, бурных колебаний и расколов. Далеко не все признали митрополита Сергия законным главой Церкви. Вместе с тем, задача, стоявшая перед ним, была сложна. Нужно было найти правильную основу взаимоотношений между Церковью и Советской властью и легализировать Церковь, да еще и довести до сознания всех верующих, что подчинение атеистической власти не является изменой Богу, и что забота о благосостоянии Родины - обязанность каждого. Во время Великой Отечественной войны под его руководством все православное русское духовенство активно помогало обороне страны. Призывая к усиленной борьбе против захватчиков и к самоотверженному труду в тылу. 8 сентября 1943 г. Митрополит Сергий Собором Русских Архиереев избран Патриархом Московским и всея Руси. Этот пост он занимал недолго. 15 мая 1944 г. в 6 ч. 50 м. утра Святейший Патриарх Сергий умер от кровоизлияния в мозг.
Церковь и её служители как могли, помогали делу освобождения страны. Хотелось бы сказать, что служение Богу нашего предыдущего патриарха Алексия 2 началось в годы войны (Слайд 16 ).
Будучи подростком, Алексей вместе со своим отцом священником Михаилом Ридигером, помогал советским военнопленным, находящимся в таллиннском лагере для военнопленных, а также оказывал духовную поддержку тем, кто был отправлен на работы в Германию.
4. Итог:
Итак, предлагаю вам обсудить вопросы, поставленные в начале занятия.
1.Почему советская власть, ранее выступавшая против религии, пошла по пути её признания? Наступила полная или частичная реабилитация церкви?
2. Какой вклад РПЦ внесла в дело разгрома немецких оккупантов?
Вывод: В стремлении объединить людей в едином противостоянии советская власть, признала право церкви на существование. Значительная часть народа оставалась православной, а церковь в православной стране, пожалуй, самый действенный механизм воспитания.
Главное, что во время войны церковь оказалась вместе со всем народом в одном лагере - ведь на войне, как известно, атеистов не бывает.
(Слайд 17) (Приложение 2)
Завершая занятие, предлагаю посмотреть видеоролик « Храмы Москвы»
Литература:
1. Лбов А. Советская власть и РПЦ в годы Великой Отечественной войны - было ли коренное изменение политики? // Коммунистический журнал. - 2007. - №3. - С. 13-17.
2. Русская Православная Церковь в советское время (1917- 1991). М., 1995.
3. Карташев А.В. Русская Православная Церковь, 988-1988. - М.: Изд- во Московской Патриархии. - 1988. - 250 с.
4.
5.
6. . Иеромонах Филадельф. Заступница Усердная. М., 1992.
7. Цыпин В. А. История Русской Православной Церкви 1917- 1990. М., 1994.