- Учителю
- Статья Афон (8 класс)
Статья Афон (8 класс)
Афон - земная обитель Богородицы.
Удел Богородицы - в православном предании «жребий» Божией Матери на земле - святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. Всего известны четыре земных удела Богородицы: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон, Киево-Печерская лавра и Серафимо-Дивеевский монастырь.
.Я хотела бы совершить удивительное путешествие в монашескую страну - святую гору Афон. Никогда женская нога не ступала на этот полуостров, - так повелела Божия Матерь, охраняя мир и покой монашествующих. Для православных всего мира гора Афон - одно из главных святых мест, земной удел Божией Матери.
В I веке, через несколько лет после Вознесения Господа Иисуса Христа, чудесное явление определило судьбу и будущую историю Афонского полуострова: его посетила Пресвятая Богородица. По преданию судно, на котором Она отправилась вместе со святыми и их спутниками на остров Кипр по приглашению кипрского епископа, бурей было отнесено к Афону. Обращаясь к встречавшим Ее с благоговением местным жителям, узнавшим, что к ним прибыла Матерь Бога - Иисуса Христа, Пресвятая Богородица произнесла: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим! Да пребудет благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и благоговением сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего!.. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу».
Афонский полуостров - восточный «палец» полуострова Халкидики, расположенного на северо-востоке Греции. Он протянулся примерно на 60 км на юго-восток. Ширина его в среднем по прямой колеблется от 10 до 14 км, однако горный рельеф делает извилистые дороги от одного побережья до другого значительно длиннее. На юго-восточной оконечности полуострова, над уровнем моря возвышается сама гора Афон.
Монашеству на Афоне более 1000 лет. Если рассматривать только так называемую культурную часть афонской истории, то, конечно, на земле больше нет такого места, где византийская культура сохранилась бы в таком же нетронутом виде. По сути, Афон - это живая Византия. Однако история - не главное, что влечет сюда паломников со всего мира. Святая Гора Афон - это место непрестанной молитвы к Богу, место, освященное подвигами тысяч и тысяч монахов, на протяжении тысячелетия передававших своим последователям Православную веру в нетронутой чистоте и сохранивших ее таковой до сегодняшнего дня. Именно поэтому Святую Гору Афон называют оплотом Православия во всем мире.
Как и кем управляется Афон? Верховная власть на
Афоне принадлежит Священному Киноту, который состоит из
делегированных в него представителей 20 афонских монастырей.
Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия.
Священный Кинот и Священная Эпистасия располагаются в Кариесе
(Карее) - столице монашеской республики. Все 20 монастырей делятся
на пять групп, в каждой группе по четыре монастыря. Каждый год одна
из групп и составляет Священную Эпистасию. Представитель первого
монастыря каждой группы является председателем Священной Эпистасии.
В первую группу входят Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую - Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита. В третью -
Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра. В четвертую -
Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат. В пятую -
Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Костамонит.
Согласно Уставу Святой Афонской Горы, принятому в 1924 году, «все
на Святой Горе обители… входят в духовную юрисдикцию Великой
Христовой Восточной Православной Церкви, и не допускается
поминовение иного имени, кроме имени Вселенского Патриарха». Этот
Устав определяет полномочия Святейшей Константинопольской Церкви на
Святой Афонской Горе.
Что касается самих монашеских обителей на Афоне, то, согласно Уставу, «священные монастыри являются самоуправляющимися. Они управляются согласно со своим внутренним канонизмом, который они принимают и который одобряет Священный Кинот». Основные функции наблюдения за соблюдением частных монастырских уставов, а также общего Устава Святой Афонской Горы осуществляются Священным Кинотом Святой Горы. Кроме того, «все остальные учреждения, скиты, келии, исихастирии являются зависимыми заведениями каждого суверенного монастыря».
Все монастыри Святой Горы являются общежительными. Всего на Афоне проживает около 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников. Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы.
Великая Лавра. Основана в 963 г. Древнейшая и самая большая по размеру обитель, находится на юго-восточной стороне у подножия Афонской вершины. Лавра занимает первое место в иерархии афонских монастырей. Ее основатель - один из наиболее почитаемых монахов Святой Горы св. Афанасий Афонский. Он привнес в пещерное и отшельническое монашество систему общежития, киновии, которая впоследствии стала по преимуществу монашеским образом жизни. Лавра имеет 17 храмов на своей территории и 19-вне ее. Прославленные скиты - Иоанна Крестителя, св. Анны, Кавсокаливия, Катунакия (или Катунаки), Карулия (или Карули), Керасия и другие, а также пещеры прпп. Петра Афонского, Афанасия, Нила Мироточивого принадлежат Лавре. Среди бесценных сокровищ монастыря - множество святых мощей.
Ватопед. Находится на холме над самым морем на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Он был основан около 972 - 985 гг., вероятно, тремя богатыми и знатными людьми: Афанасием, Николаем и Антонием. Они прибыли сюда жить монашеской жизнью во времена св. Афанасия, основателя Великой Лавры. Во втором Типиконе (1045 г.) Ватопед занимал среди святогорских монастырей второе место, которое он сохраняет и сегодня. Среди сокровищ монастыря наиболее известен пояс Пресвятой Богородицы. Монастырь хранит много одеяний и священных сосудов, необыкновенных по красоте и изяществу отделки, а также множество чудотворных икон Пресвятой Богородицы, таких как: Всецарица, Елеоточивая, Ктиторская и Закланная, являющихся украшением монастыря.
Иверский (Иверон). Основан в 972 г. св. Иоанном Иверским (т.е. Грузинским). Св. Иоанн был спостником св. Афанасия Афонского. Основанный им монастырь привлек и других подвижников из Грузии. Иверский монастырь - дом иконы покровительницы Святой Горы Пресвятой Богородицы Иверской - Вратарницы (Портаитиссы). В 1651 г. копия этой иконы была послана в Москву по просьбе государя Алексея Михайловича Романова (отца Петра Великого). Чудеса от иконы Пресвятой Богородицы помогли в свое время собрать необходимые средства на то, чтобы монастырь св. Николая в Москве (ул. Никольская) был передан Иверскому монастырю. Во времена Греческого восстания за независимость от турецкого ига монастырь отдал свои сокровища, чтобы поддержать народную борьбу. В то время в обители жил Патриарх Константинопольский Григорий V, национальный герой и мученик. Последний грузинский монах умер здесь в 1955 г.
Хиландар (сербский). Основан в 1197 г. Располагается в одной из густо поросших лесом живописных долин северо-востока Святой Горы Афон примерно в четырёх километрах от моря и монастыря Есфигмен. Своим основанием монастырь обязан сербскому королю Стефану I Немани и его сыну Радко, которые оба приняли монашеский постриг, соответственно, с именами Симеон и Савва. Они возродили Хиландарскую пустынь, опустевшую к моменту их появления там. Самой главной святыней монастыря считается икона Божией Матери «Трихерусса» (русское название - «Троеручица»). Она была личной иконой святого Иоанна Дамасского (8 век). В период иконоборчества святой, отстаивая иконы, писал письма императору-иконоборцу Леону III Исавро. Тот же, чтобы оправдать себя, оклеветал его перед сарацинским князем, который приказал отрубить святому руку. Святой Иоанн с отсечённой кистью пришёл к иконе Богоматери, которая была у него дома, и попросил исцелить его. Кисть чудесным образом срослась и святой Иоанн в память об этом чуде приделал кисть из серебра к иконе. В таком виде икона пребывает и поныне. В соборном же храме находятся и не менее известные православные святыни - иконы Божией Матери «Попская» и «Акафистная».
Дионисиат (св. Дионисия, или «Неа Петра», что значит «Новая скала»). Основан в 1375 г. Стоит на узкой и крутой скале на высоте 80 метров над уровнем моря, между монастырями Григориат и Святого Павла. Основал монастырь в 1375 г. преподобный Дионисий. Среди святынь монастыря - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта.
Кутлумуш. Находится недалеко от Кариеса. Впервые монастырь с названием Кутлумуш упомянут в документах в 1169 г. Существует легенда, что основателем обители был некий араб Кутлумуш, принявший христианство. Монастырь хранит множество мощей святых, священных облачений и икон.
Пантократор (Вседержитель). Расположен на северо-востоке полуострова Афон, рядом с развалинами древнего города. И хотя распространена легенда, что монастырь основал Алексий Комнин, фактическими основателями следует считать братьев Алексия (имевшего титул стратопедарха - командующего военным лагерем) и Иоанна (занимавшего высокий пост в суде). О дате начала строительства монастыря ничего неизвестно, но в документальных источниках он впервые упоминается в 1358 г. Известно также, что в 1362 г. обитель была перестроена патриархом Каллистом I. На пожертвования, сделанные братьями Алексием и Иоанном, были построены подворья, существующие до настоящего времени. Дар братьев - икона Христа Пантократора (Вседержителя) - хранится сегодня в Эрмитаже. В обители находится много святынь, среди них: мощи вмч. Феодора Стратилата, святых бессребреников Космы и Дамиана, а также частица Животворящего Креста, часть щита св. Меркурия, иконы XIV в..
Ксиропотам. Эта обитель расположена в живописной местности в центре Афонского полуострова по дороге из порта Дафни в Карею. Согласно преданию, монастырь основан в 10 веке императрицей Пульхерией (другие источники говорят об императорах Константине Багрянородном и Романе Лакопине). В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста Господня с отверстием от одного из гвоздей. Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией.
Зограф (болгарский, «зограф» - в переводе с греческого «живописец»). Как гласит предание, этот монастырь был основан в X в. тремя братьями-монахами родом из Охриды: Моисеем, Аароном и Иоанном. Между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон - свт. Николая, а прп. Иоанн - вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь. Монастырь находится в глубине полуострова, в примерно в 5 км от побережья. Монастырская пристань расположена юго-западном побережье полуострова, между пристанями монастырей Хиландар и Кастамонит.
Дохиар. Находится на юго-западном побережье Афонского полуострова. Основан во второй половине Х века, вероятно, сподвижником святого Афанасия Афонского святым Евфимием, бывшим келарем (греч. - дохиарис) Великой Лавры. По всей вероятности, св. Евфимий основал маленький монастырь во имя свт. Николая недалеко от порта Дафни. Однако в начале XI в., при новом игумене, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь. Немного позже собор монастыря был освящен в честь Архангелов. Одна из главных святынь монастыря - икона Божией Матери «Скоропослушница».
Каракал. Расположен на склоне между монастырями Великая Лавра и Иверским. Вероятно, основал обитель монах по имени Каракал в начале XI в. Монастырь упомянут в документах прота (председателя Афонского Кинота) Никифора за 1018 г., но он отсутствует во втором Афонском Типиконе. Этот может говорить о том, что обитель переживала трудные времена. Среди святынь монастыря - честная глава апостола Варфоломея и частица Животворящего Креста Господня.
Филофей. Стоит среди каштанов на плато северо-восточной стороны полуострова, около развалин древнего храма Асклипия. Был основан в 990 г. прп. Филофеем, современником св. Афанасия Афонского. Среди святынь, хранимых в монастырской ризнице, - десница Иоанна Златоуста, частица Животворящего Креста Господня.
Симонапетра. Святой монастырь Симонос Петра, или Симонапетра (скала Симона), - самая смелая архитектурная композиция на Святой Горе. Он прочно стоит на высоте 330 метров на вершине скалистой горной цепи. Монастырь основан прп. Симоном около 1257 г. после того, как ему было видение. Вся эта постройка, как и жизнь по принципам святости, убеждает нас в том, что это достижимо лишь по Божией благодати. К сожалению, среди дат, являющихся хронологическими указателями жизни монастыря, есть и зловещие даты бедствия от пожарищ. В 1570 г. в результате пожара исчезли бесценные документы, в частности, и о византийском периоде его жизни. В 1622 г. случился другой пожар, повредивший собрание монастырских летописей. В 1891 г. пожар уничтожил старые постройки и монастырские сокровища. Самое большое достояние монастыря - десница святой равноапостольной Марии Магдалины, не только остающаяся нетленной уже более 2000 лет, но постоянно сохраняющая тепло человеческого тела.
Св. Павла. Обитель расположена у западного подножья Горы Афон недалеко от пристани. Строителем монастыря был, по преданию, преподобный Павел Ксиропотамский, живший в X веке. После нападения на Афон каталонцев монастырь, утратив на время свою самостоятельность, превратился в келию Ксиропотама. В 1370 г. он вновь обрел независимость и, благодаря покровительству сербского князя Георгия Бранковича, стал укрепляться. Одна из главных святынь монастыря - дары, преподнесенные волхвами Богомладенцу Иисусу; две большие частицы Честного и Животворящего Креста Господня.
Ставроникита. Монастырь Ставроникита - самый маленький по размеру на Святой Горе. Он находится на восточной стороне полуострова между Иверским монастырем и обителью Пантократор. История обители берет начало из глубины X-XI столетий. Из ряда неточных свидетельств можно заключить, что ее основателем был некий Никифор Никита (или Ставроникита), офицер императора Цимисхия. Монастырь пришел в упадок в XII столетии в результате пиратских набегов, а в XIII в. был подчинен монастырю Кутлумуш, от которого в XVI в. перешел к обители Филофей. В 1533 г. игумен Геромерийского монастыря Григорий выкупил Ставроникиту у Филофея и принялся за работу по его оживлению. В том же году патриаршим указом обитель была признана ставропигиальной. В 1541 г. Константинопольский патриарх Иеремия оказал монастырю значительную финансовую помощь для его восстановления, таким образом продолжив дело Григория. Одна из наиболее ценных святынь монастыря - икона свт. Николая, относящаяся к XIII-XIV вв.
Ксенофонт (преп. Ксенофонта). Монастырь стоит на пологой возвышенности у моря между монастырем Дохиар и Свято-Пантелеимоновым монастырем. Согласно преданию, этот он основан в X веке Преподобным Ксенофонтом, от которого и получил свое название. Этот святой упоминается в житии основателя Лавры Афанасия Афонского. В исторических текстах монастырь упомянут впервые в годы императора Никифора III Вотаниата. В одном из актов прота от 1083 г. сообщается, что в монастырь прибыл великий флотоводец Никифора Стефан, который стал здесь монахом и настоятелем, приняв имя Симеон, и позаботился о реконструкции и расширении монастыря. Можно предполагать, что монастырь в целом процветал вплоть до взятия Константинополя турками. Из святынь монастыря особого внимания заслуживают часть Животворящего Древа, две мозаичные иконы Святых Георгия и Димитрия в новом соборе (построен в 1809-1819 годах), драгоценные ковчеги с частями мощей многих святых.
Григориат (преп. Григория). Находится на побережье полуострова. Сюда можно попасть на судне из Дафни. Обитель основана в 1345 г. отшельником Григорием. Монастырь - современник Дионисиата и Пантократора. Об основателе Григориата почти ничего неизвестно, кроме того, что он был учеником Григория Синаита. Пожары 1500 и 1762 гг., уничтожившие архив монастыря, несомненно, являются основной причиной недостатка информации. Однако, кроме пожаров, монастырь неоднократно становился жертвой пиратов. Обитель восстанавливалась с помощью православных государей, среди которых - Иоанн Стефан Великий, господарь Молдавии. Среди сокровищ монастыря - частица Животворящего Креста, мощи святых, священные сосуды и одеяния. Григориат имеет 7 храмов на своей территории и 6 храмов - вне ее.
Эсфигмен. Монастырь стоит на восточном побережье полуострова Афон, недалеко от монастыря Хиландар. Основан в X или XI столетии. Впервые монастырь упомянут под названием Эсфигмен во втором Афонском Типиконе (уставе) 1045 г. Обитель в различные времена страдала от пиратских набегов и разрушительных пожаров. Монастырские рукописи говорят, что набеги пиратов случались трижды: в 873, 1047 и 1534 гг. Кроме того, в 1491 г. в монастыре случился сильный пожар. Однако в истории монастыря Эсфигмен были не только трудные периоды. Византийские монархи оказывали ему особое покровительство. Эсфигмен воспитал таких высокодуховных подвижников, как св. Анастасий, патриарх Константинопольский (1310 г.), и св. Григорий Палама, архиепископ Солунский (1335 г.). Между 1821 и 1832 гг. Эсфигмен оккупировала турецкая армия и использовала его в качестве постоялого двора для солдат. Восстановление обители монахом Агафангелом из скита св. Анны длилось с 1832 по 1871 гг. Именно в это время были созданы великолепные постройки всего монастыря, включая колокольню, храмы, убранство собора и южные ворота. В монастыре хранится множество святых мощей. Эсфигмен занимает 18-е место в иерархии афонских монастырей, но его представитель не входит в состав Священного Кинота и не принимает участие в его заседаниях. Монастырь Эсфигмен не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Монахи этого монастыря называют себя «зилотами» («ревнителями»).
Св. Пантелеимона (Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь). Монастырь святого вмч. Пантелеимона расположен на берегу моря между Ксенофонтовым монастырем и пристанью Дафни. На своем нынешнем месте у моря обитель появилась после 1765 г. До того она находилась в другом месте, дальше от побережья. Теперь там расположен так называемый «старый» или «нагорный Руссик», или «монастырь Фессалоникийца», основанный в начале XI в. Именно тогда на Святую Гору пришли первые русские монахи. Первоначально они обосновались в монастыре Ксилургу. Довольно быстро он заполнялся выходцами из Руси, так что вскоре здесь стало тесно. Поэтому Священный Кинот по просьбе игумена Лаврентия передал русским монахам опустевший к тому времени монастырь Фессалоникийца. Обитель же Ксилургу была преобразована в скит и остается им по настоящее время. Во времена монгольского ига на Руси монахи Руссика в большинстве своем были греками. Однако после 1497 г. начинается массовый приток русских иноков на Святую Гору. В 3-м Уставе (1394 г.) Пантелеимонов монастырь значится пятым в порядке иерархии афонских обителей. Однако после краткого периода расцвета монастырь беднеет и попадает в долги. Тогда он и лишается ряда своих владений. К середине XVIII века врата Руссика закрылись, и монастырь вновь попал в руки греков. Братия решила переселиться поближе к морю. Там и был построен, с помощью правителей балканских и придунайских княжеств, нынешний Пантелеимонов монастырь. Особо щедрые пожертвования сделали в первой четверти ХIХ века господарь Молдо-Валахии Скарлат Каллимах (именно на его средства был возведен соборный храм). В 1806 г. Патриарх Каллиник V своим указом утвердил в монастыре общежительный устав. В годы Греческого восстания Руссик, как и большинство афонских обителей, вновь пришел в запустение. Начались длительные тяжбы с Ксенофонтовым монастырем по вопросу о границах. Монастырь находился в бедственном положении, когда в 1840 г. в нем вновь стали появляться русские насельники. Вскоре они, как и прежде, составляли большинство братии. В 1875 г. впервые после долгих лет - был избран русский игумен, и Руссик стал действительно русским монастырем. К концу ХIХ века только в Пантелеимоновом монастыре жило более 1000 монахов (справедливости ради следует сказать, что среди них были и греки, и южные славяне). Множество русских жило и в других монастырях, скитах и келлиях Святой Горы. Архитектурный ансамбль монастыря с его многочисленными многоэтажными постройками и высокими куполами храмов производит впечатление небольшого города. Однако сильный пожар 1968 г. нанес ощутимый ущерб обители - был полностью уничтожен т.н. Царский архондарик (восточный братский корпус). Соборный храм монастыря, как гласит надпись над входом в притвор, был построен в 1812-1821 гг. Напротив входа в собор находится трапезная, построенная в 1890 г. и расписанная в 1897 г.; она может вместить до 800 человек. Над трапезной возвышается колокольня, где находится множество русских колоколов, знаменитых по всему Афону. В Руссике, помимо соборного, есть и другие храмы. Монастырю принадлежат 5 келлий: прп. Евфимия, свв. Космы и Дамиана, Живоносного Источника, первомч. Стефана и вмч. Георгия (две последних расположены в Карее; в келлии вмч. Георгия находится представительство монастыря при Киноте). Кроме этого, Руссику принадлежат: подворье Хромица (или Хромитисса) недалеко от Урануполя - там живут несколько русских монахов; скит Ксилургу или, как его называют на Афоне, «Богородица», неподалеку от монастыря Пантократор; пустынный скит «Новая Фиваида» на юго-западе Святой Горы и скит Старый Руссик. В обители хранятся мощи многих святых, в частности, глава св. вмч. Пантелеимона, стопа апостола Андрея Первозванного, а также частицы Честного Креста, множество икон, облачений, крестов и т. д. Богата библиотека монастыря, расположенная в отдельном двухэтажном здании.
</ Костамонит (Констамонит). Расположен в одном из наиболее живописных мест на Афоне, в лесу, в получасе ходьбы от моря. По традиции его основателем считается Константин Великий или один из его сыновей. Но, вероятнее всего, основание монастыря связано с отшельником по имени Констамонит. На это имеются намеки в некоторых текстах XI в., но ясно его хронология может быть прослежена лишь с XIV столетия, когда монастырь тяжело страдал от пиратских набегов. Среди сокровищ монастыря - частицы животворящего Креста Господня, чудотворная икона св. Стефана.
Стоит только поражаться, как Господь возлюбил эту землю, украсив неприступные горы тенистыми лесами и множеством источников, уплодоносив скупую землю так, что здесь произрастают самые различные плодовые деревья, виноградные рощи и масличные леса.
Всё радует душу благодарного подвижника и зовёт к славословию Всемилостивого Создателя. Самый воздух Афона благодатен и свеж, он наполняет всякого труженика и странника новыми силами и подбадривает к телесным подвигам.
Афон передал свои уставы и заветы, свой чин и дух святым обителям нашего христолюбивого Отечества. Дух и чин, правила и уставы Афона проникли всё церковное чинопоследование всех церквей святой православной Руси, как нерушимый завет святых отцов, как совершеннейший идеал, к осуществлению которого все мы стремимся по мере наших сил и немощей, по мере стесняющих нас условий окружающего нас миpa.