7


  • Учителю
  • О применении театральной педагогики

О применении театральной педагогики

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала









</ Применение театральной педагогики в обучении и воспитании школьников





Автор: Дьяченко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Тучковская СОШ№3»

































































Театральная педагогика и воспитание. Групповой проект обучающихся 8-а класса «Молодая гвардия»

Театр - это такая кафедра, с которой можно

много сказать миру добра.

Николай Васильевич Гоголь

Посещение театра - всегда праздник. С ним связаны радость, веселье, яркие впечатления, новые чувства. А как интересно быть не только зрителем, но и участником спектакля! Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Специальные исследования ученых - психологов, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что обе роли - зрителя и актера - являются для развития ребенка очень значимыми. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию театр занимает почетное место рядом с музыкой, изобразительной деятельностью.

Современные дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Театральная педагогика способствует сближению детей, раскрытию их внутреннего мира.

Школьная театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной школы России, поскольку именно школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Каких результатов мы ожидаем, применяя метод театральной педагогики?

В результате использования данного метода у обучающихся формируются УУД:

Личностные УУД (потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития).

Регулятивные УУД (понимать и принимать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников, анализировать причины успеха/неуспеха).

Познавательные УУД (понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий, устанавливать аналогии).

Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнѐров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих).

Учителю просто необходимо владеть актерским искусством, чтобы увлечь, заинтересовать, заинтриговать своих учеников.

«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».(Вольтер)И это становится очевидным на уроках русского языка и литературы.

В нашей школе метод театральной педагогики активно применяется на уроках. Это не только инсценировка произведений, но и чтение по ролям, выразительное чтение, проведение физкультминуток. Огромное значение , несомненно, имеет театральная педагогика для патриотического воспитания подрастающего поколения.

Особую роль играют театральные постановки. Здесь огромный простор, каждый выбирает по душе то, что интересно, понятно, можно воплотить на сцене.

В прошлом году с учащимися 7а класса мы подготовили постановку рассказа Андрея Платонова «Возвращение» Ребятам очень понравилось произведение, понравился спектакль, который они сыграли с огромным удовольствием . С удивлением вдруг узнали, что это программное произведение по литературе 8 класса, а они его очень хорошо знают и помнят.

Для меня очень ценным является то, что во время репетиций и подготовки театральных постановок некоторые дети открывают в себе разные таланты. Тихий, незаметный, рядовой «троечник» порой оказывается замечательным актером, юмористом, художником или режиссером. Во время обычных уроков, к сожалению, не всегда удается разглядеть таких детей.

«Театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло» - писал

Владимир Владимирович Маяковский.

Так случилось с проектом «Молодая гвардия»

История создания проекта «Молодая гвардия» вполне обычна. Во время диспута на тему «Книги, которые сформировали мой внутренний мир» кто-то из ребят спросил о том, какие книги в школьные годы читала я. Среди других книг, я назвала и книгу Александра Фадеева «Молодая гвардия». Восьмиклассники слушали, затаив дыхание, о молодогвардейцах, а на следующий день стали обсуждать, что они прочитали в Интернете о книге, ее героях, авторе. Так началась работа над проектом. В стороне не остался никто. Мы читали и обсуждали некоторые эпизоды, посмотрели фильм, прочитали документальную хронику. Во время работы много пришлось заниматься лексикой, потому что многие не знали значения слов «шурф», «листовка», «подполье», «карцер» , «биржа» и др.

Да, современные дети отличаются от предыдущих поколений и все-таки я твердо уверена в том, что они способны сочувствовать, сострадать, сопереживать. Герои-молодогвардейцы стали им понятными и родными. Завершающим этапом проекта стало наше решение рассказать о них ребятам из других классов. Решили соединить в единое целое документальную хронику и сцены из художественного произведения.

Очень интересно было наблюдать, как ребята выбирали актеров. Пытались воплотить в героях внешнее сходство, манеру речи, характер. Думаю, что в целом это удалось.

«Ульяна Громова. Девушка с чёрными волнистыми косами, с повлажневшими чёрными глазами»( ребята в один голос предложили Азизу на роль Ульяны Громовой)

«Высокий, светловолосый юноша, с непокрытой головой, протянул сильную загорелую руку, поднял большие, в тёмных ресницах глаза, простодушно и весело улыбнулся. Весь он дышал силой и здоровьем. «Олег Кошевой», - чуть заикаясь, назвал он себя»

На эту роль предложили Никиту.

«Сергей Тюленин. Небольшого роста паренёк, худенький, цепкий. Быстро оглядывал всё, что ему предстало. Движения его были необыкновенно быстрыми и ловкими. У него были чуть курчавые, жесткие волосы, сильная, грубоватая складка губ, тонких, немного выдающихся вперёд, словно под ними немного припухло. Быстрый взгляд его был озорной, но проницательный».(точь-в-точь наш Саша Колесов,- заявили ребята)

И так было почти с каждым героем.Они были разными, но главное, что они были подростками, как и ребята моего класса или чуть старше. Им рано пришлось повзрослеть, пришлось каждому делать нравственный выбор..

В романе А.Фадеева «Молодая гвардия» торжествует нравственная сила, торжествует жизнь. Поэтому его книга - книга большого жизнелюбия, веры в жизнь, гордости.

Ребята очень тонко чувствуют настроение произведения, не было насмешек, размышлений о том, для чего это нужно. Работа продолжалась, начались репетиции, первый показ, волнение… поймут ли, запомнят ли.

Конечно,особая ответственность ложится на учителя: нужно не только подобрать сценарий и распределить роли, но объяснить каждому участнику замысел автора, отточить дикцию, поработать над интонацией, продумать, как будет двигаться персонаж, что в это время будут делать другие участники постановки и ещё множество мелочей, без которых не получится спектакль. Учитель должен уметь услышать своих актёров, и порой их видение постановки оказывается для нас открытием. Преодоление этих трудностей и есть воспитание, формирование коллектива.

В такой работе смогут реализовывать себя и «тихони», и «звёзды». Одним ребятам поручается подобрать звуковое оформление, а это требует навыков в работе с компьютером. Другие ребята занимаются подбором реквизита, созданием костюмов, декораций. Неоценима помощь родителей, которые не просто помогают подобрать костюмы и декорации, а порой создают их сами, не жалея сил и времени.

Таким образом, методы театральной педагогики помогают ребёнку адаптироваться в школе, пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания.





Список литературы:

Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992.

Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. - М., 1998.

Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982. - С. 175.

Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. - М.: АО «Аспект Пресс», 1993.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал