7


  • Учителю
  • Статья на тему Технологии классного руководителя

Статья на тему Технологии классного руководителя

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя

Термин "технология" появился от греческого techne - искусство, мастерство, умения и "логия" - наука. В толковом словаре читаем: технология - это совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве.

Воспитательные технологии - это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:

  • диагностирование;

  • целеполагание;

  • проектирование;

  • конструирование;

  • организационно-деятельностный компонент;

  • контрольно-управленческий компонент.

Диалоговые технологии

Дебаты

Дебаты - интерактивная педагогическая технология; форма проведения воспитательного мероприятия или учебного занятия; или форма интеллектуальной игры; обмен мнениями, прения; общественное движение. Дебаты - интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения.

Цель использования:

- развитие умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии; творческих способностей школьников; общей культуры и интеллекта;

- развитие воли, памяти, мышления,

-развитие и совершенствование умения вести полемику, сопоставлять и анализировать одно и то же явление или факт с противоположных позиций, подвергать сомнению бесспорные истины, отстаивать и применять полученные знания в жизни;

- формирование готовности противостоять "информационному зомбированию" и;

- развитие умения осознанно вырабатывать жизненную позицию.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает); обязательно наличие "спикера" в каждой команде; суть - убедить нейтральную сторону, судей, что ваши аргументы лучше.

Структура дебатов:

- определение темы (в виде утверждения), целей;

- формирование команд;

- работа с информацией по теме ("мозговой штурм", поиск информации, составление вопросов);

- подготовка команд;

- критерии оценки;

- форма анализа и оценки;

- рефлексия.

Отличительные признаки: жесткий временной регламент; четкое распределение ролей; игра по строгим правилам; возможность рассмотреть одно и то же явление (факт) с прямо противоположных позиций; большая подготовительная работа; разнообразие и объективность критериев оценки.

"Мозговой штурм" или "Мозговая атака"

Мозговой штурм (от англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Обязательные условия: закрепление эксперта (пишет); назначение "кукушки" (засекает время); ограничение времени 10 - 15 минут).

Общие правила: отсутствие шаблонного мышления; свобода воображения; необходимо уточнение мыслей посредством вопросов; мысли озвучиваются коротко; приветствуется большое количество идей; запрет критики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех мозгового штурма. Особенности: Главное - количество идей. Не делайте никаких ограничений. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

"Коммуникативное письмо"

Незаконченное предложение. "У кассы магазина плакала девочка, потерявшая деньги. У меня не было денег, чтобы помочь. Я..."

Контраргументы. "Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивидуальность"

Ранжирование (что такое хорошо, а что такое плохо)

Шоу-технологии

Шоу-технологии, используемые в воспитательной работе, имеют три основных особенности:

- деление участников на выступающих ("сцену") и зрителей ("зал");

- соревновательность на сцене;

- подготовленный организаторами сценарий шоу-программы.

Игры-шоу: "Звездный час", "Зов джунглей", "Поле чудес", КВН, и т. д.

Игры тренинги. Например: Посидите на стуле так, как сидят президент, пчела на цветке, кассир на рабочем месте, наказанный Буратино, невеста на свадьбе, Гамлет, преступник на скамье подсудимых, Отелло, Джульетта, разведчик в тылу врага. Импровизируйте.

Хорошо ли вам известен облик ваших товарищей по классу? Найдите в каждом из них то, чего не замечали до сих пор. Какие глаза, волосы, форма подбородка? Опишите по памяти, а затем (возвращается предварительно удалённый из класса ученик) проверьте.

Хорошо развивает наблюдательность, зрительную память, тренирует оперативность такой тренинг: за 30 секунд- 1 минуту найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых начинаются на букву "С", "М" и т.п.: стол, стул, снимок, салфетка и т. д. Чем больше, тем лучше.

Представь знакомого стеклянным, деревянным, соломенным. Проиграй различные варианты беседы с ним. Определив тип одного из своих знакомых, проведи реальную беседу с ним. Сравни результаты проигрывания с реальными.

Свести разговор к заданной теме. Тема сообщается на ухо любым из членов аудитории, чтобы партнер не слышал. Запрещаются грубые приемы, например такие: "А давай поговорим о...", "А я хочу сказать о...". Проанализируй ход беседы: как реализовывалась цель, внутреннее состояние партнеров, ошибки.

Технология "Коллаж"

Коллаж (от фр. collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

В педагогике "Коллаж" предполагает изучение темы или проблемы путем создания плакатов из найденных иллюстраций, цитат и других имеющихся средств. Реализуется в группах. Предусматривает создание презентации.

Например: "Моя заветная мечта", "Кем стать?", "Добрый означает щедрый?", "Я есть часть глобального".











































































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал