- Учителю
- ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Киноклуб»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Киноклуб»
МОУ «Липицкая средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Школьное методическое Заместитель директора Директор школы
объединение по УВР ________Т.А.Туфекчи
Протокол №1 __________Н.Г. Кытманова Приказ №______
от ___________ 20___г от _________20____г от __________ 20___г
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Киноклуб »
6 «Б» класс
Педагог - психолог : Семенцова О.С.
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на 35 часа (1час в неделю), возраст учеников 6 классы. В ней предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов и их обсуждение. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок членов «Киноклуба» и т.п.
В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров.
Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой ученик должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным мировоззрением.
Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта младших подростков через участие в занятиях киноклуба и включение в проектную деятельность.
Планируемый результат - повышение уровня сформированности нравственных качеств и развитие социального опыта младших подростков.
Задачи:
-
Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
-
Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
-
Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей - героев фильмов. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения - родителей, учителей.
-
Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
-
Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
-
Включать детей в проектную деятельность.
Известно, что «кино - не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем.
А ведь киноискусство универсально: оно позволяет оптимально адаптировать к социуму учащихся в процессе творческого самовыражения, позволяет формировать духовно-нравственные основы мировоззрения на опыте, предлагаемом в лучших фильмах русской кинематографии. Обилие посредственной кинопродукции на экранах отрицательно сказывается на развитии эстетического вкуса ребят, на духовно-нравственных качествах личности. Навязываемые стандарты лишают их возможности сформировать позитивный зрительский опыт, навыки критического мышления.
Появление в сети Интернет огромного количества любительских фильмов, снятых на камеры телефонов и пропагандирующих жестокость и насилие сподвигло нас на создание альтернативы этому движению в виде дискуссионного КИНОКЛУБА, ориентированного на морально-нравственные предпочтения.
На наш взгляд, кино - это:
-
способ донести до ребенка важные мысли в метафоричной форме;
-
повод задуматься;
-
неформальная обстановка в работе;
-
большие и во многом еще неизведанные возможности.
Целесообразность проведения занятий в форме дискуссионного киноклуба состоит, с одной стороны, в организации неформального общения между учащимися и педагогом (а это важно как для установления и поддержания контакта между детьми и педагогом, так и для личностного развития детей). С другой стороны, подросткам предоставляется возможность сформулировать собственный взгляд на многие довольно сложные сферы жизни взрослых, возможность увидеть другие точки зрения, сравнить их, подтвердить или скорректировать собственный взгляд на жизнь и свое место в ней.
Просмотр фильмов в группе и совместное обсуждение позволяет решать множество задач:
-
Развитие психологической компетентности: знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.
-
Развитие эмоциональной сферы. Обучение участников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
-
Развитие навыков решения проблем. Работа с фильмом позволяет увидеть, что существует большое количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар участников группы.
-
Снятие стресса. Фильм и его анализ позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.
Важными этапами проведения занятия являются обсуждение увиденного фильма, самоанализ.
Цели обсуждения фильмов в группе во время и после просмотра:
-
Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни чувств и переживаний.
-
Осознание и переосмысление своих целей и потребностей, действий, чувств, важных для позитивного построения собственной жизни.
-
Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках. Это необходимо, чтобы самому управлять своей жизнью.
-
Развитие способностей к сопереживанию.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов - обучающиеся приобретают социальные знания (об общественных нравственных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к нравственным ценностям общества и ценностного отношения к социальной реальности в целом. Занятия киноклуба как форма внеурочной деятельности класса способствуют взаимодействию обучающихся класса между собой, создают дружественную просоциальную среду, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.
Следует оговориться: не всякое кино полезно показывать подросткам.
Министерство культуры опубликовало проект списка 100 отечественных фильмов, которые могут быть рекомендованы школьникам для просмотра.
Идея разработки такого списка была выдвинута прошлой весной Владимиром Мединским и Никитой Михалковым - по мотивам одной из целеполагающих статей Владимира Путина. Цель простая: дать новому поколению базовый культурный код нашей цивилизации.
Выбирая фильмы для работы киноклуба, мы исходили из нескольких положений:
-
фильм должен затрагивать актуальную для подростков тему
-
фильм должен быть интересным
-
фильм должен быть не слишком длинным и довольно динамичным
-
фильм не должен быть жестоким, банальным, "затертым" показами по телевизору.
Фильм должен отвечать определенным требованиям:
-
Тематика фильма должна быть интересна учащимся, быть созвучна заявленному содержанию занятия. Желательно, чтобы тематика фильма работала на основную цель - способствовать повышению социальной компетентности. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен, отражал жизнь людей.
-
Перед встречей ведущий должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят.
-
Любого человека волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу.
-
Проводя обсуждение, ведущий должен учитывать индивидуальные особенности ребят, различия в уровне развития, возраст.
-
Важно учитывать продолжительность просмотра и время, оставленное для обсуждения. Как показывает опыт, умело выбранный фильм позволяет многократно возвращаться к обсуждению и просмотру, никого не оставляя равнодушным.
-
Просматривая фильм, важно особое внимание уделить тому, есть ли в фильме сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Часто информацию о возрастных ограничениях можно увидеть на обложке диска, но все же ведущему лучше проверить это самому. Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы - как для подростков, так и ведущих.
Важно быть очень внимательными с этим пунктом и воздержаться от показа такого фильма. Если все-таки фильм показывается, то любые агрессивные сцены требуют серьезного обсуждения с участниками, к которому ведущему важно быть готовым и, если необходимо, самому стимулировать это обсуждение.
Работа с фильмом осуществляется довольно просто - мы делаем "стоп-кадры" на ключевых, переломных, спорных сценах и обсуждаем с детьми, что именно произошло в сцене, почему герои поступили так, а не иначе, в какую сторону будет разворачиваться сюжет в дальнейшем и т.п.
Мы считаем, что если смотреть фильм целиком, а затем его обсуждать, есть риск, что какие-то события уже забудутся, а какие-то - просто останутся незамеченными. Кроме того, очень часто после просмотра фильма у подростков так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного затруднительно.
При этом важно учитывать, что работа в форме киноклуба требует активного участия ведущего. Его задача - не просто организовать совместный просмотр фильма с подростками, но и обсудить волнующие их темы. Важно, чтобы ребята чувствовали себя свободно и раскованно, могли высказывать свои мысли вслух, получать вовремя обратную связь от ведущего.
Учебно-тематический план «Киноклуб ».
№
Дата
Тема
Кол - во часов
1 - 2
Просмотр фильма «Чучело», Р.Быков, 1983
2
3
Тема: Взаимоотношения в классе. Как предотвратить конфликты?» (обсуждение фильма «Чучело»)
1
4 - 5
Просмотр фильма «Белеет парус одинокий» - В.Легошин, 1937
2
6
Тема: Взросление человека, его соприкосновение со взрослой жизнью (обсуждение фильма «Белеет парус одинокий». )
1
7 - 8
Просмотр фильма «Внимание, черепаха!» - Р.Быков, 1969
2
9
Тема: Доброта и человечность (обсуждение фильма «Внимание, черепаха!»)
1
10 - 11
Просмотр фильма «Друг мой, Колька!» - А.Салтыков, А.Митта, 1961
2
12
Тема: Смысл понятий «товарищество» и «самоотдача» (обсуждение фильма «Друг мой, Колька!»)
1
13 - 14
Просмотр фильма «Иваново детство» - А.Тарковский, 1962
2
15
Тема: Состояние человека, на которого воздействует война ( обсуждение фильма «Иваново детство»)
1
16 - 17
Просмотр фильма «Иди и смотри» - Э.Климов, 1985
2
18
Тема: Страшная правда о Великой Отечественной Войне ( обсуждение фильма «Иди и смотри»)
1
19 - 20
Просмотр фильма «Красные дьяволята» - И.Перестиани, 1923
2
21
Тема: Что такое воля, мужество, героизм ( осуждение фильма «Красные дьяволята»).
1
22 - 23
«Республика Шкид» - Г.Полока, 1966 (повесть бывших воспитанников Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков).
2
24
Тема: Права, обязанности и ответственность подростка (обсуждение фильма «Республика Шкид»)
1
25 - 26
Просмотр фильма «Тимур и его команда» - А.Гайдар, 1940
2
27
Тема: «Юные герои» (обсуждение фильма «Тимур и его команда») .
1
28 - 29
Просмотр фильма «Подвиг разведчика» - Б.Барнет, 1947
2
30
Тема: Герои своего времени (обсуждение фильма «Подвиг разведчика» )
1
31 - 32
Просмотр мультипликационного фильма «Ёжик в тумане» - Ю.Норштейн, 1975
2
33
Тема: «Оттенки человеческих чувств» (обсуждение мультипликационного фильма «Ёжик в тумане») .
1
34 - 35
Итоговое занятие. Защита эссе, проекта, реферата, проведение кинопоказа, сдача кино-дневника, оформление кино-архива.
2
Список 100 отечественных фильмов, рекомендованных Министерством культуры для просмотра школьниками.
1. А если это любовь? - Ю.Райзман, 1961
2. А зори здесь тихие - С.Ростоцкий, 1972
3. Адмирал Нахимов - В.Пудовкин, 1946
4. Айболит-66 - Р.Быков, 1966
5. Александр Невский - С.Эйзенштейн, 1938
6. Андрей Рублев - А.Тарковский, 1966
7. Аэлита - Я.Протазанов, 1924
8. Баллада о солдате - Г.Чухрай, 1959
9. Бег - А.Алов, В.Наумов, 1970
10. Белеет парус одинокий - В.Легошин, 1937
11. Белое солнце пустыни - В.Мотыль, 1969
12. Белорусский вокзал - А.Смирнов, 1970
13. Берегись автомобиля - Э.Рязанов, 1966
14. Бесприданница - Я.Протазанов, 1936
15. Бриллиантовая рука - Л.Гайдай, 1968
16. Броненосец «Потемкин» - С.Эйзенштейн, 1925
17. В бой идут одни «старики» - Л.Быков, 1973
18. В огне брода нет - Г.Панфилов, 1968
19. Веселые ребята - Г.Александров, 1934
20. Внимание, черепаха! - Р.Быков, 1969
21. Война и мир - С.Бондарчук, 1965-1967
22. Волга-Волга - Г.Александров. 1938
23. Восхождение - Л.Шепитько, 1976
24. Гамлет - Г.Козинцев, 1964
25. Дама с собачкой - И.Хейфиц, 1960
26. Дворянское гнездо - А.Кончаловский, 1969
27. Девять дней одного года - М.Ромм, 1961
28. Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э.Климов, 1964
29. Доживем до понедельника - С.Ростоцкий, 1968
30. Друг мой, Колька! - А.Салтыков, А.Митта, 1961
31. Дядя Ваня - А.Кончаловский, 1977
32. Ёжик в тумане - Ю.Норштейн, 1975
33. Живые и мертвые - А.Столпер, 1963
34. Застава Ильича (Мне двадцать лет) - М.Хуциев, 1964
35. Звезда - А.Иванов, 1949
36. Земля - А.Довженко, 1930
37. Зеркало - А.Тарковский, 1974
38. Золушка - Н.Кошеверова, М.Шапиров, 1947
39. Иван Грозный (1-2 серии) - С.Эйзенштейн, 1944-1946
40. Иваново детство - А.Тарковский, 1962
41. Иди и смотри - Э.Климов, 1985
42. Илья Муромец - А.Птушко, 1956
43. История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж - А.Кончаловский, 1967
44. Калина красная - В.Шукшин, 1973
45. Ключ без права передачи - Д.Асанова, 1976
46. Королевство кривых зеркал - А.Роу, 1963
47. Красные дьяволята - И.Перестиани, 1923
48. Крылья - Л.Шепитько, 1966
49. Курьер - К.Шахназаров, 1986
50. Летят журавли - М.Калатозов, 1957
51. Маленькая Вера - В.Пичул, 1987
52. Марья-искусница - А.Роу, 1959
53. Мать - В.Пудовкин, 1926
54. Машенька - Ю.Райзман, 1942
55. Месть кинематографического оператора - В.Старевич, 1913
56. Мечта - М.Ромм, 1941
57. Молодая гвардия - С.Герасимов, 1948
58. Монолог - И.Авербах, 1972
59. Морозко - А.Роу, 1964
60. Начало - Г.Панфилов, 1970
61. Не горюй! - Г.Данелия, 1969
62. Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - Л.Кулешов, 1924
63. Неоконченная пьеса для механического пианино - Н.Михалков, 1976
64. Несколько дней из жизни И.И.Обломова - Н.Михалков, 1979
65. Неуловимые мстители - Э.Кеосаян, 1966
66. Новый Гулливер - А.Птушко, 1935
67. Обыкновенный фашизм - М.Ромм, 1966
68. Они сражались за Родину - С.Бондарчук, 1975
69. Освобождение - Ю.Озеров, 1972
70. Охота на лис - В.Абдрашитов, 1980
71. Пацаны - Д.Асанова, 1983
72. Петр Первый - В.Петров, 1937
73. Печки-лавочки - В.Шукшин, 1972
74. Пиковая дама - Я.Протазанов, 1916
75. Плохой хороший человек - И.Хейфиц, 1973
76. Подвиг разведчика - Б.Барнет, 1947
77. Покаяние - Т.Абуладзе, 1984
78. Подранки - Н.Губенко, 1976
79. Проверка на дорогах - А.Герман, 1972
80. Путевка в жизнь - Н.Экк, 1931
81. Радуга - М.Донской, 1943
82. Республика Шкид - Г.Полока, 1966
83. Семеро смелых - С.Герасимов, 1936
84. Смелые люди - К.Юдин, 1950
85. Стенька Разин (Понизовая вольница) - В.Ромашков, 1908
86. Сто дней после детства - С.Соловьев, 1975
87. Собачье сердце - В.Бортко. 1988
88. Судьба человека - С.Бондарчук, 1959
89. Тихий Дон - С.Герасимов, 1957-1958
90. Утомленные солнцем - Н.Михалков, 1994
91. Холодное лето пятьдесят третьего - А.Прошкин, 1987
92. Чапаев - Г. Васильев, С.Васильев, 1934
93. Человек с киноаппаратом - Д.Вертов, 1929
94. Чужие письма - И.Авербах, 1975
95. Чук и Гек - И.Лукинский, 1953
96. Чучело - Р.Быков, 1983
97. Школьный вальс - П.Любимов, 1978
98. Щит и меч - В.Басов, 1968
99. Юность Максима - Г.Козинцев, Л.Трауберг, 1934
100. Я шагаю по Москве - Г.Данелия, 1963
Вдали от