7


  • Учителю
  • ПубликацияНравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

ПубликацияНравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Выступление на РМО

учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Баженово

Бирского района РБ Галлямовой Г.Г.

Духовно- нравственное воспитание на уроках русского

языка и литературы

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни до потешек и Пушкина, Тургенева, Чехова, Толстого - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век телевидения и компьютеров. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, чем глубже будет развит их мир,- не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, «обязана трудиться и день и ночь».

Одна из главных черт личности- это потребность духовности, истинно человеческого, « стяжение духа».

Духовная жажда - это Пушкин. И Л.Н.Толстой: как ни хорош, как ни порядочен Николай Ростов, но он не понимает, насколько не хватает ему того духовного богатства, которым так щедро одарена княжна Марья.

Ведущим в уроке русского языка должна быть работа с текстами больших художников слова.

В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться зрительный образ слова, предложения и, конечно, лингвистическая подготовка учеников.

На уроках, начиная с V класса, можно проводить словарные диктанты, например, с такими словами: прилег, принакрыться, гореть, сонный, медвяный, серебряный, струится и т.д. Сами эти слова должны вызвать в памяти учащихся стихотворные строки: Прилег вздремнуть я у лафета (Лермонтов).

Принакрылась снегом, точно серебром (Есенин).

При изучении прилагательных записываем изречение М.Пришвина: «Все прекрасное на земле- от солнца, все хорошее - от человека». Учащиеся объясняют, почему эти строчки имеют отношение к уроку, как определить, есть ли в записанных предложениях прилагательные.

Непосредственная работа с прилагательным начинается со строчек С.Я.Маршака:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

В «Словаре эпитетов русского литературного языка» более 100 прилагательных к слову сердце. Попробуйте записать 10 таких прилагательных.

Учащиеся называют и пишут: доброе, беспокойное, благородное, большое, горячее, великодушное, мягкое, кроткое, огромное, жалостливое, ангельское и т.д. Каждое прилагательное обсуждается, осмысливается - и это очень важные минуты урока, потому что дети должны с помощью учителя уловить разницу, скажем между словами великодушное и благородное, жалостливое и кроткое и т.д.

В этот этап урока естественно вписывается работа с фразеологическим словарем, потому что именно в этом словаре мы находим объяснение, что значит выражение большое сердце, золотое сердце, с открытым сердцем, с чистым сердцем, сердце разрывается и т.д.

Делаем общий вывод о людях с добрым сердцем, о людях с горячим сердцем. И здесь мы говорим о милосердии. Ребята без труда понимают: милосердие-это милость сердца, милосердный - это человек, который любит людей, это тот, кто чувствует боль других.

Или, например, урок по теме «Местоимение».

Урок начинается с записи слов Н.Хикмета:

«Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, если мы гореть не будем - кто ж тогда рассеет мрак!» На записанном предложении повторяем все орфограммы и пунктограммы, находим местоимения, вспоминаем все, что знаем о местоимении. После этого посредине строки записываем местоимение Я и начинаем работу с поэтическим текстом.

Через несколько уроков изучаются притяжательные местоимения. С большим интересом проходит анализ таких примеров:

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Улица - моя, дома- мои. (Маяковский)

Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и с илом? (Крылов)

Главное, чтобы учащиеся поняли, что может быть теплое, душевное мой, моя, (мой друг, мое солнышко, голубка дряхлая моя) и грубое, резкое собственническое (питье мое).

Еще один пример: изучается в VIII классе тема «Обращение». Изучив тему в V классе, повторяя ее в VI, VII, учащиеся, конечно, знают, что такое обращение и как оно выделяется на письме. Что же нового должен дать учитель в VIII классе? Как сделать эту тему по - новому важной, интересной, притягательной, развивающей речь и интеллект учащихся? Все упражнения, которые будут выполнять ученики, изучая тему «обращение», должны дать возможность почувствовать, как «работает» обращение, как обращения повышают образность, эмоциональный настрой речи, как становятся средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

Часто только одним обращением можно выразить ласку, доброту, доброжелательность говорящего или, наоборот, его злость, недовольство. И как часто через это раскрывается герой - это должны увидеть ученики. К VIII классу изучены такие шедевры русской классики, что не воспользоваться ими нельзя. Начинаем, конечно, со сказок А.С.Пушкина, затем вспоминаем стихи, обращенные к няне Арине Родионовне, к друзьям.

Постоянный вопрос- почему ? Почему именно такие слова берет поэт? Что они значат? В какой ситуации они произнесены?

  1. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»-

Говорит она ему.

  1. «Смилуйся, государыня рыбка!

Еще пуще старуха бранится ...»

  1. «Бабушка, постой немножко !»-

Ей кричит она в окошко...

  1. «Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Поклонись ей, попроси уж избу.

  1. «Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло».

6. Мой первый друг, мой друг бесценный!

В течение всех лет педагогической деятельности учитель решает проблему сочетания воспитания и обучения. Но как это сделать? Какие формы и методы использовать? Что удачнее? Экскурсии в природу, чтобы увидеть и удивиться. Потом написать о том, чему удивились.

Так в 5 классе на уроке родного языка ученики после экскурсии по примеру Р.Сефа писали стихотворение на тему «Ты еще не видел чуда?» Вот одно из них.

За деревней видел чудо,

Это чудо, вот так чудо!

Под горой пробился ключ.

Необычен этот ключ,

Потому что он зимою

Не замерзнет никогда,

Потому что в нем вода

Быстротечна и сильна.

Ключ бежит все вниз да вниз,

Вот обрыв, и он повис,

Вот он пересек пустырь,

Вот и хлынул прямо в Бирь.

Разве может написать эти строки равнодушный человек! Природа- прекрасная книга, которая открывает глаза на окружающий мир, доставляет радость тому, кто умеет читать ее.

«Пусть ребенок чувствует красоту природы и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина. Красота -это кровь и плоть человечности, добрых чувств, сердечных отношений... Улыбка, восхищение, изумление перед красотой представлялись мне как бы тропинкой, которая должна привести к детским сердцам»,- писал В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям». Слово сказки живет в детском сознании . Сердце замирает у ребенка, когда он слушает или произносит слова, создающие фантастическую картину.Мы не представляем обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки. Сказка неотделима от красоты ... Благодаря сказке ребенок познает не только умом, но сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап идейного воспитания тоже происходит благодаря сказке. Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах.

Сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она- творение народа.

Кажется с первого взгляда, что сказка построена на чисто «бытовом» сюжете: дедушка и бабушка посадили репку...дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка... но в каждом слове этой сказки, в каждом образе- игра творческих сил народного духа. Сказка - это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ.

Детская фантазия в соприкосновении со сказкой неистощима. Создание сказок- один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития.

На уроках родного языка мы коллективно с учащимися сочиняем сказки. Вот одна из них.

Почему у Снегурочки нет родителей?

На горе Студеной, в лесу трескучем жили- были дед Мороз и баба Стужа. Жили- поживали, добра наживали, всех и все морозили и студили. Росла у них красавица дочка Зима- зимушка. Красоты неописуемой, очарования несказанного: белолица, синеглаза, коса серебриста, губки алы, зубы жемчужны.

Уж нежили и холили ее дед с бабкой, наряжали в серебристые меха, парчу искрящуюся, дарили изумруды и алмазы, кораллы и топазы.

Влюбился в Зиму Буйный Ветер, удалой молодец. Родилась у них дочурка, раскрасавица, вся в мать. Назвали ее Снегурочкой. Отец ее Буйный Ветер, в день ее рождения, 25 декабря, остался даже дома.

Но разве ему сидится на месте? Вот помчался он на лихих конях, и носило его по белу свету, и не находил он нигде ни пристанища, ни успокоения.

А Зима сидела с дочкой дома, и ждали они его долгими зимними вечерами. Иногда Снегурочка крикнет: «Где ты, папа?» В ответ Буйный ветер завывал в трубе: «Жди-и-те, скор-о-о бу-у-ду!»

Переживала Зима, чахла. Не выдержав долгой разлуки с милым, слегла. Исхудала она, таяла на глазах. Слезы хрустальными шариками катились по ее щекам. Умерла она 29 февраля. А на другой день появился Буйный Ветер, загоревший, помолодевший. Но он был не один, рядом с ним, застенчиво улыбаясь, стояла красавица Весна. Снегурочка не захотела жить с мачехой и осталась у бабушки с дедушкой.

Проблема нравственного общения личности неразрывно связана с вопросами формирования читательских умений, повышения общей эстетической культуры учащихся. Классическое литературное наследие несет в себе огромное духовное богатство, идеи патриотизма, гуманизма и человеческого достоинства.

Сквозной идеей всех уроков становится поиск истины: в чем заключается достоинство и долг человека?

Эта проблема определяет внутренний характер уроков, их нравственную, эмоциональную атмосферу.

Знакомя учащихся с произведениями А.С.Пушкина, учитель стремится показать как благородство, великодушие в отношениях с любимой открываются в лирических миниатюрах поэта, верность, благодарность друзьям, товарищам переданы в произведениях «19 октября», «И.И.Пущину» и др.

В лицейских произведениях, в посланиях друзьям, в признаниях женщине, в описании исторических событий, в изображении природы- везде открывается учащимся естественное проявление человеческих чувств, искренность и откровенность великого поэта. Читая «Деревню» и «Зимнюю дорогу», «В Сибирь» и «Осень», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Пророк», учащиеся познают сложную духовную жизнь поэта, его обращения к мировым проблемам, к интересам и страданиям своего народа, к жизни человеческого сердца. Пушкин отходит от мелочного, суетного, достигая истинной человечности, мудрости, доброты. И поэтому так образно сказал Белинский, что «в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля».

В период изучения «Евгения Онегина» учащиеся обычно проявляют большое внимание к самым разнообразным нравственным вопросам.

Прослеживая развитие образа Татьяны, надо стремиться подчеркнуть ее наиболее характерные качества: нравственную чистоту, достоинство, благородство и ответственность, что должно помочь учащимся понять логику поступков героини.

Норма проведения героини XIX века раскрывает перед учащимися прекрасные свойства человеческого облика.

Учащиеся, по словам В.Высоцкого, в детстве должны нужные книги читать. Тогда они поймут, что на земле есть не только интернет и фабричная музыка. Есть интересы и потребности близких людей, народа, человечества. Есть то, что называют духовностью. Она в любви к людям и природе. Она в вечной неуспокоенности и недовольстве самим собой. Она в уважении к окружающим и в непримиримости к угнетению, приспособленчеству. Ко всему, что унижает человека в человеке.

Эдмунд Берк, английский публицист и философ, сказал: «Читать не размышляя -все равно что есть и не переваривать».























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал