7


Пушкинский бал (9-11 классы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Сценарий

(звучит музыка, собираются гости, фанфары открывают мероприятие, появляются ведущие)

Рылеев Кондратий Федорович: Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребрённые луной, стоят кареты на Тверской.

Пред домом пышным и старинным.

Наталья Михайловна Рылеева: Ах, этот бал…

Добрый вечер, дорогие друзья!

Рылеев: Здравствуйте уважаемые, леди и джентльмены!

Хозяйка бала: Пришла пора представить наше уважаемое жюри:











Рылеев: Мы пригласили Вас на Пушкинский бал, посвященный жизни и творчеству великого поэта. Попробуем воссоздать атмосферу балов русского дворянства XIX века.

Балы в жизни российского дворянства занимали значительное место, являясь не только развлечением, но и формой общения. На них создавалось общественное мнение, добивались признания света, в непринужденной обстановке обсуждались государственные и дипломатические проблемы.

Я уверен, что многие из присутствующих не знают, что такое бал.

Хозяйка: И что же такое бал, по-вашему?

Рылеев: Балы отличаются от других танцевальных собраний блеском, строгим этикетом, заранее определенным порядком.

Бал должен открываться "полонезом", самым строгим и официальным танцем, его еще называют танец-шествие.

"Полонез" родился в Польше. На Руси его называли "польский танец" или "ходячий разговор".

Хозяйка: "Ходячий разговор"… Значит, во время танца принято было беседовать?

Рылеев: Да, главная тема полонеза - восхищение прекрасной дамой. И продолжался этот танец около получаса.

"Полонез", дамы и господа! Кавалеры ангажируют своих дам!

Рылеев: Бал открывался полонезом, за ним шли другие танцы в определенной последовательности: вальс, экосез, галоп, мазурка, французская кадриль, котильон, полька, менуэт.

Хозяйка: Необходимо отметить, что танцы были на редкость разнообразными. Некоторые даже отличались изрядной сложностью. Чтобы все исполнять правильно заранее разучивали движения, а для этого нанимали себе учителя танцев.

Рылеев: Раньше профессия учителя танцев была очень престижной… Обучение дворян танцам начиналось с раннего возраста. Пушкин начал учиться танцам с 9 лет и до 1811 года с сестрой участвовал в танцевальных вечерах у Трубецких, Бутурлиных, Сушковых и в знаменитых детских балах танцмейстера Йогеля…

Как вы помните, встреча Александра Сергеевича с его будущим счастьем - Натали Гончаровой произошла на балу. Вот как он писал об этом: « Моя встреча с Натальей Гончаровой, моей милой прелестной, нежной Натали, произошла зимним вечером 1828 года на балу у танцмейстера Иогеля. Никогда еще с таким грустным чувством я не приезжал на бал. Тайное предчувствие томило и волновало мне душу. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел ее в прозрачном облаке воланов и кружев, в толпе молодых поклонников, в окружении многочисленной родни и знакомых… Я шагнул навстречу своей судьбе».

Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.



Лишь очи печально глядели,

А голос так дивно звучал,

Как звон отдалённой свирели,

Как моря играющий вал.

Хозяйка: Первые балы!... Сколько надежд возлагали на них мечтательные барышни и юноши, вступающие в жизнь. Для многих из вас это первый в жизни бал. Хочется, чтобы каждому он запомнился надолго, и быть может, сыграл такую же красивую роль в вашей жизни, какую сыграл он в жизни А.С. Пушкина.



Рылеев: Бал! Как замирали женские сердца при этом слове! Сколько выдумки, фантазии, сколько хлопот и волнений требовал бальный наряд!



Процесс одевания, причесывания, сбора на бал так сложен, что уже сам по себе представлял одну из характерных черт своего времени.



Хозяйка: Завитые локоны, высокие причёски, атласные и шёлковые ленты, кружева, жемчужные бусы, кольца и браслеты с драгоценными камнями, изящные туфельки - так надлежало выглядеть женщине, приехавшей на бал. (в презентации - слайды женщин на балу)



Наш бал - это короткий экскурс по творчеству и жизненному пути замечательного поэта А.С. Пушкина. Мы рады представить вам Татьяну и Евгения Онегина (10А), Ольгу и Ленского, Машу и Владимира Дубровского (10Б), Лизу (Акулина) и Алексея- 11А, Руслана и Людмилу (11Б) !

Каждая пара представляет себя в стихах, прозе, инсценировке.



Инсценировка «Пушкин женится»



1-я дама Слыхали новость: Пушкин женится.

2-я дама Вот это пассаж! После стольких увлечений и амуров!

3-я дама -Но кто ж она?

1-я дама -Мадемуазель Натали, самая младшая из трех сестер Гончаровых.

2-я дама -Это не те ли Гончаровы, которые живут в Москве? Так их состояние так расстроено, что им не до свадеб.

3-я дама Матушка их мечтает о выгодной партии, а Пушкин совсем не богат.

1-я дама Поэтому Пушкин оставляет невесту и едет в свое имение в Нижегородской губернии, чтобы вступить в права наследования

2-я дама Но, слышно, там появилась холера.

3-я дама Ах, бедный Пушкин, это большое препятствие к его скорому счастью.

1-я дама Брак для поэта - это такая проза!

2-я дама Нет, нет, не говорите. Это очень интересный альянс. Натали - первая красавица. Ее сам царь отметил своим вниманием. И Пушкин - первый поэт России.

3-я дама Он, кажется, нашел в ней свой идеал, о котором еще в «Евгении Онегине» писал он задолго до знакомства с Натали

1-я дама Да, да, я помню. Учила с маменькой.

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех ,

Без притязаний на успех.

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей…

Все тихо, просто было в ней.

2-я дама И совсем еще юна. Только в свет вывела ее маменька.

3-я дама Ай да Пушкин! Ему уже за тридцать, а ей нет и осьмнадцати.

1-я дама Она выше его на целую голову. Но как божественна. Как он влюблен. Шарман, шарман! Эль этэ фий, эль этэ амурёз.





Хозяйка: Второй по значимости бальный танец - вальс.

При слове «вальс» мы представляем великосветские балы и роскошные дворцы. Однако всеобщее признание пришло не сразу. Некоторые находили движения вальса неприличными. Виданное ли дело, чтобы кавалер при всех обнимал барышню за талию и прижимал к себе. Во дворцах немецких кайзеров вальс был под запретом до 1888 г. В России недолюбливала этот танец Елизавета 1, а ее сын Павел 1, велел опубликовать полицейское предписание, которое запрещало танцевать вальм. Но запреты не помогли. Вальс жил!



Рылеев: Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихрь, шумный,

Чета мелькает за четой!



Дамы и господа! Вальс. (исполняют пары 10Б)



Хозяйка: Следующий танец - французская кадриль. Это

французский бальный танец XIX века, произошедший от Контрданса. Состоит из нескольких частей, разных по темпу и музыкальному размеру. На балах XIX столетия Французская Кадриль временами занимала едва ли не центральное место.



Исполняет пара 11А



Рылеев: Котильон- бальный танец французского происхождения. Особое распространение получил в середине XIX века в странах Европы и в России. Котильон объединял несколько самостоятельных танцев (вальс, мазурка, полька).

В неформальном церемониале, приглашение «на котильон» считалось сигналом окончательного выбора кавалером своей дамы.



Исполняет пара 10А



Хозяйка: Следующий танец, который исполняли на балу - полька. В России полька появилась в 1845 г. Этот танец - тогда очень модный во Франции - привёз из поездки в Париж танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц. Он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.



Исполняет пара 11Б



Хозяйка :

В 19 веке русские дворяне говорили на французском языке лучше, чем на родном, русском. Французский язык был необходим, ведь только очень хорошее его знание обеспечивало дворянину уважение и в провинциальном дворянском обществе, и, тем более, в высшем свете. Естественно, что обязательной для изучения была французская поэзия.

Послушайте стихотворение на французском языке... .



Moi jen'étais rien

Et voilà qu'aujourd'hui

Je suis le gardien

du sommeil de ses nuits

Je l'aime à mourir

Vous pouvez détruire

Tout ce qu'il vous plaira

Elle n'a qu'à ouvrir

L'espace de ses bras

Pour tout reconstruire

Je l'aime à mourir

Elle a gommé les chiffres

Des horloges du quartier

Elle a fait de ma vie

Des cocottes en papier

Des éclats de rire

Elle a bâti des ponts

Entre nous et le ciel

Et nous les traversons

A chaque fois qu'elle

Ne veut pas dormir

Je l'aime à mourir

Elle a dû faire toutes les guerres

Pour être si forte aujourd'hui

Elle a dû faire toutes les guerres

De la vie, et l'amour aussi

Elle vit de son mieux

Son rêve d'opaline

Elle danse au milieu

Des forêts qu'elle dessine

Je l'aime à mourir

Elle porte des rubans

Qu'elle laisse s'envoler

Elle me chante souvent

Qu ej'ai tort d'essayer

De les retenir

Je l'aime à mourir

Pour mon ter dans sa grotte

Cachée sous les toits

Je dois clouer des notes

À mes sabots de bois

Je l'aime à mourir

Je dois juste m'asseoir

Je ne dois pas parler

Je ne dois rien vouloir

Je dois juste essayer

De lui appartenir

Je l'aime à mourir





Рылеев: сейчас мы сыграем в стихотворную игру -буриме. Это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему. Игра появились в XVII веке (изобретатель - малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ - ХХ веках - сначала только в салонах</</u>, а затем и в самых широких кругах. Александр Дюма в 1864 году объявил конкурс на буриме и издал сочинённые 350 авторами буриме.

Умением писать буриме в России славился и Василий. Львович. Пушкин. (дядя великого поэта)

Итак, начнем. Каждой команде дается пара слов -

  1. Доска-тоска, урок - звонок

  2. Свет-ответ, калитка - открытка

  3. Галка-палка, печка-свечка

  4. Колечко-крылечко, ворона - корона

  5. Душа - хороша, вода - не беда

  6. Годы-природы. Пели-звенели

  7. Вдали-земли, единственный-таинственный

Хозяйка: Ах, я в восторге, какой прекрасный вечер! Конечно, все самые красивые дамы общества собрались здесь.

Рылеев: Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Прошу всех принять участие литературном конкурсе. «Венок поэзии Пушкина»

ВИКТОРИНА

1. Какое стихотворение, открывающее романтический период в творчестве

А. С. Пушкина, написано в 1820 г на корабле, во время переезда поэта из Феодосии в Гурзуф?

(«Погасло дневное светило»)

2. К какому произведению эпиграфом была взята пословица «Береги честь

смолоду?»

( «Капитанская дочка»)

3. Назовите 6 произведений А.С. Пушкина, в которых имя главной героини - Мария.

( «Капитанская дочка», «Метель», «Мария Шопинг», «Полтава», «Дубровский», «Бахчисарайский фонтан», «Выстрел»)

4. Какие пушкинские стихотворение и поэма носят одинаковое название?

( «Цыгане»)

5. В каком стихотворении встречаются устаревшие слова «персты», «зеницы», «уста», «вещие», «десница», «глас», «виждь»?

(«Пророк»)

6. К какому циклу произведений А. С. Пушкин взял эпиграфом слова из комедии Д. Фонвизина «Недоросль»?

(«Повести Белкина»)

7. Какое одинаковое название имеют романтическая поэма А. С. Пушкина и рассказ Л. Толстого?

(«Кавказский пленник»)

8. Герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир?

(«Метель» и «Дубровский»)

9. В каких произведениях изображён Пётр I ?

(«Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава»)

10. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? Кто написал музыку к нему? Кому посвящалась музыка?

( Племяннице Осиповой Керн. Глинка.)



Хозяйка: А сейчас мы приглашаем пары принять участие в конкурсе писем. У меня в руках пять конвертов. Ни на одном из них нет адреса назначения. Это письма литературных героев. Сейчас вам будут выданы отрывки из писем. Ваша задача - надписать конверты по возможности более полно, то есть заполнить графы - куда, кому, от кого. Указать, из каких произведений пришла к нам эта корреспонденция.

1-е письмо



«Стыдно тебе, старый пёс, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моём…и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли ты исполняешь свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса, пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку…» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка». На конверте: Оренбург. Белогорская крепость. Савелию Архипову. / Симбирская губерния. Гринёв Андрей Гаврилович.)



2-е письмо



«Государь ты наш…, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем. Слышно, земский суд едет отдать нас под начал…, потому что мы, дескать, ихние, а мы искони ваши, и отроду того не слыхивали». (А.С.Пушкин «Дубровский». Адрес: С-Петербург, Дубровскому Владимиру Андреевичу. / Кистенёвка. Орина Егоровна Бузырёва).



3-е письмо



«Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших дог, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это - часть деревни из 500 душ, и нужно будет произвести раздел. Я постараюсь это устроить возможно скорее. Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устанавливать. У нас в окрестностях - Cholera morbus (очень миленькая особа). И она может задержать меня еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и очень нежно целую ей ручки. Сейчас же напишу Афанасию Николаевичу. Он, с вашего позволения, может вывести из терпения. Очень поблагодарите м-ль Катрин и Александрии за их любезную память; еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.» ( А.С. Пушкин Наталье Гончаровой. Адрес: Москва, Гончаровой Н.Н. / Болдино. А.С.Пушкин)





4-е письмо

«Я имел слабость попросить у вас разрешения вам писать, а вы - легкомыслие или кокетство позволить мне это. Переписка ни к чему не ведет, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошенькой ручкой.



Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши,- это стараться не думать больше о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне, вы тоже должны были бы пожелать мне этого,- но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.



Прощайте, божественная; я бешусь и я у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Федоровичу и поклон г-ну Вульфу.» ( А.С.Пушкин с. Михайловское - Москва А.Керн)



5-е письмо



К чему холодные сомненья?

Я верю: здесь был грозный храм,

Где крови жаждущим богам

Дымились жертвоприношенья;

Здесь успокоена была

Вражда свирепой Эвмениды:

Здесь провозвестница Тавриды

На брата руку занесла;

На сих развалинах свершилось

Святое дружбы торжество,

И душ великих божество

Своим созданьем возгордилось. ( С.-Петербург А.С.Пушкин - Москва Чаадаеву)









Награждение пар

6



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал