7


  • Учителю
  • Разработка внеклассного мероприятия В музыке - время

Разработка внеклассного мероприятия В музыке - время

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

-1-

Cценарий внеклассного мероприятия «В музыке - время»

Цель: ознакомить учащихся с историей создания известных советских фильмов; показать

роль музыки в кинематографе; развитие творческих способностей учащихся;

воспитание нравственных качеств; расширить общий кругозор учащихся; развивать

познавательный интерес

Оборудование: мультимедийный проектор; диски с фильмами; магнитофон

Эпиграф:

«Цель музыки - трогать сердца» (И. С. Бах).

«От сердца исходит и к сердцу должна привести» (Л. Ван Бетховен).

Ход мероприятия

На фоне музыки звучит стихотворение

Чтец:

Язык души и ветерка весеннего

Колеблющего струны чувств моих

То плачу, слушая, я, скорби переполненный,

То радуюсь я ей, живей живых.

Соединяя тоны в благозвучия,

Свои семь нот раскинув по строкам,

Какую власть имеешь, слышишь, музыка,

Какое счастье ты приносишь нам!

Чтец:

Узор, что соткан из волшебных звуков,

Многообразен он, неповторим.

И счастье в нем, волнение и мука.

Снова грущу и радуюсь я с ним.

Живешь и царствуешь ты на земле веками.

Без боя попадаем в плен к тебе.

Останься, музыка навеки с нами

Воспой все то, что есть в моей судьбе.

Ведущая: Музыка…Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека. Музыка-это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после.

Ведущий: Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей жизнью, вдохновят кого-то. Поэты находят слова, прислушиваясь к своей душе, находят, отвлекаясь от всего суетного, возносясь ввысь с хороводом звуков. Ее величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего поэта.

Ведущая: Музыка вдохновляла писателей, поэтов, художников, ученых на создание шедевров. Вот что о музыке писали известные люди.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой». Фридрих Ницше

«Музыка -это самый сильный вид магии. Мэрилин Мэнсон

«В музыке - время». Илья Эренбург

-2-

Ведущий: Огромную роль музыка играет в кино, которое является самым молодым из массовых искусств. Его история по сравнению с историей музыки, живописи, театра коротка. Однако миллионы зрителей каждый день заполняют залы кинотеатров, и еще больше людей смотрят кинофильмы по телевидению. Кино оказывает мощное влияние на сердца и умы людей.

Ведущая: Кинематограф родился 28 декабря 1885 года, когда французы братья Луи и Огюст Люмьеры впервые продемонстрировали «движущиеся картинки» - эпизод о том, как рабочие выходят из ворот фабрики. Через полгода синематограф появился в России. Кино стало мировой модой. В 1927 году был снят первый звуковой фильм, а во второй половине 30-х годов кино приобрело цвет. Музыка стала одним из его важных выразительных средств.

Ведущий:

Есть в музыке такая сила,

Такая тягостная власть,

Что стоит под нее подпасть

И жизнь покажется красивой

Ведущая: Музыка способна создать настроение, необходимое при просмотре фильма. Ее считают неотъемлемой частью кино. Без музыки трудно представить любой фильм. Сегодня режиссерами широко используются различные звуковые, световые, компьютерные эффекты. Однако только мелодия может помочь зрителю понять автора.

Ведущий: Первоначально, в немом кинематографе музыка имела прикладное значение: пианист сопровождал своей игрой демонстрацию фильма. Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной. Даже сегодня мы с великим удовольствием смотрим фильмы Чарли Чаплина с их разнообразной музыкой - сердечной и веселой. С появлением звукового кино, музыка становится его частью. Она способна погрузить зрителя в нужную атмосферу, создать необходимое настроение. Хорошая подборка мелодий, песен, различной музыки может обеспечить шестьдесят процентов успеха фильма.

Ведущая: Большой вклад в развитие киномузыки внесли крупнейшие советские композиторы - Д.Шостакович, С.Прокофьев, И. Дунаевский, М.Таривердиев, А.Петров.

Ведущий: Одним из самых любимых детских советских фильмов является фильм «Приключения электроника». И хотя его премьера состоялась почти 30 лет назад, в марте 1980 года, но до сих он остается любимым как у детей, так и у давно ставших взрослыми первых зрителей картины.

Эта фантастическая история, снятая по мотивам книги Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана» пользовалась широчайшей популярностью среди детей: именем героя назывались клубы юных исследователей, где ребята серьезно занимались точными науками, конструировали роботов и писали свои варианты приключений «мальчика из чемодана». А потом Константин Бромберг снял музыкальный приключенческий фильм «Приключения Электроника», и все дети Советского Союза полюбили замечательных героев - рассудительного правильного Электроника и безалаберного хулиганистого Сережку Сыроежкина, а также их друзей и даже недругов.

-3-

Просмотр видеофрагмента «Мы маленькие дети, нам хочется гулять»

Ведущая: Давайте вспомним сюжет фильма.

Из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого использовалась при создании Электроника. Случайным образом двойники встречаются. Шестиклассник Сережа Сыроежкин быстро берет Электроника в оборот: предлагает ему ходить в школу вместо себя и даже появляться дома, утверждая, что именно таким образом тот и «станет человеком» (это является «идеей фикс» Электроника). Никто не может отличить Электроника от Сергея, и учителя не нарадуются на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике, физкультуре, рисовании и даже пении. Родители Сергея тоже не подозревают подвоха и только радуются успехам псевдо-сына. Но со временем мальчик понимает, что остался не у дел, поскольку робот занял его место в жизни.

Ведуший: Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели больше сотни пар братьев-близнецов по всему Советскому Союзу. Владимир и Юрий Торсуевы были по счёту 368-й парой.

Ведущая: Фильм был отмечен государственными наградами.

Приз Всесоюзного фестиваля телефильмов в Ереване, 1981 г.

Государственная премия СССР за 1982 год режиссеру Константину Бромбергу

Государственная премия СССР за 1982 год автору сценария Евгению Велтистову.

Музыку к фильму «Приключения Электроника» написал Евгений Крылатов.

Сейчас мы предлагаем вашему вниманию послушать еще одну из песен прозвучавших в фильме.

Звучит песня «Преданней собаки нету существа»

Чтец:

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила,

Что двадцать лет и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

И к мертвым выправив билет,

Всё едет кто-нибудь из близких

И время добавляет в списки

Еще кого-то, кого-то нет...

Ведущий: Трудно сегодня найти человека, который не посмотрел фильм Леонида Быкова "В бой идут одни "старики". А ведь первые строчки в сценарий этой ленты были записаны 22 июня 1941 года в небе над Брестом прототипом Титаренко летчиком Иваном Лавейкиным и его боевыми друзьями. Режиссер Леонид Быков впервые услышал о 2-й "поющей" эскадрилье, о Лавейкине, Попкове, Зайцеве, ставших в фильме Титаренко, Кузнечиком, Батей, когда посетил знаменитый полк в Венгрии в конце 60-х...

-4-

Леонид Фёдорович Быков с детства мечтал об авиации и даже в 1945 году поступил в Ленинграде в летную школу, но был отчислен из неё за слишком маленький рост. Тогда он решил стать артистом. Но мечта о небе не оставляла его. Он решил поставить фильм о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому, когда в конце 60-х появилась возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма "В бой идут одни старики". Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. В 1972 году Быков, наконец, приступил к съемкам фильма на киностудии имени Довженко. Картина «В бой идут одни старики» была завершена в 1973 году, но по распоряжению Министерства культуры Украины была положена «на полку». Фильм спас главком ВВС Кутахов. Он смутил молодого министра культуры, не верившего в реальность событий, показанных в фильме, вопросом: «А сами-то Вы на фронте были?» Так картина вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. Она стала одним из лучших фильмов о войне. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. В этой картине сам Леонид Быков сыграл главную роль - командира эскадрильи Титаренко. Так осуществилась его мечта стать лётчиком.

Ведущая: Действие фильма происходит в течение двух-трёх военных летних месяцев в расположении одной из наших лётных частей. Главными героями фильма являются лётчики-истребители одной из эскадрилий, которая имеет номер «2», но все её называют «поющая», так как лётчики этого подразделения в свободное от боёв время любят петь. Командир «поющей» эскадрильи (герой Быкова) сам обожает музыку и пение и подбирает новичков в свою «команду», руководствуясь не только боевыми качествами. В фильме много песен, но помимо песен есть и война, и человеческие взаимоотношения, и любовь, и дружба. Сценарий фильма написан на основе рассказов реальных участников описываемых событий, в частности, лётчика-истребителя, дважды Героя Советского Союза Виталия Ивановича Попкова, который в фильме представлен персонажем по прозванию Кузнечик. Да и 2-ая «Поющая» на самом деле существовала. Как режиссёр-постановщик и один из соавторов сценария фильма Леонид Быков хотел, чтобы фильм получился живой, а не надуманный. Поэтому он много времени провёл в беседах с лётчиками, просил их подробно рассказывать все детали не только боёв, но и быта лётчиков во время войны.

Ведущий: Никакого стремительного действия в фильме нет. Это рассказ о буднях лётчиков-истребителей. Но эти так называемые будни прорисованы с особой тщательностью и точностью в деталях, а портреты героев созданы с любовью и нежностью (Маэстро, Смуглянка, Ромео, Кузнечик, Макарыч). В этом военном мюзикле есть место юмору и шутке, но это не комедия. Это хорошая драма до сих пор любимая в народе. Жизнерадостный юмор срисован из жизни. Многие фразы из фильма стали крылатыми.

(«И в тот же миг влюблённое созданье, включив форсаж, умчалось на свиданье!», «Молчу, молчу, не то по шее получу, и подвиг свой не совершу!», «Арфы нет, возьмите бубен!»)

Просмотр видеофрагмента. Песня «Смуглянка».

-5-

Ведущая: Особое место в фильме занимает тема дружбы. Титаренко понимает, что его напарник, второй номер в связке, психологически подавлен, трусит. Как командир, он обязан подать рапорт в трибунал, но Маэстро не предаёт друга, а даёт ему возможность преодолеть свой страх и совершить героический поступок. Тема преданности другу особенно ярко воплощена в образе механика Макарыча в блестящем исполнении Алексея Смирнова. Связка лётчик-самолёт - механик кажется единым организмом. Хотя механик и остаётся на земле, душой он находится там, в небе, со своим лётчиком и своим самолётом. Артист Смирнов и в жизни относился к Быкову так же, как и в фильме. Выписываясь из больницы, Смирнов произнёс первый тост за друга и замечательного режиссёра Леонида Быкова… «Мы боялись Вам сказать… - еле выговорил кто-то. - Но Быкова с нами больше нет…» Смирнов-Макарыч молча поставил рюмку на стол, вернулся в свою палату, лёг на кровать и умер.

Ведущий: В фильме отражена трагическая тема преждевременной смерти юных людей на войне. Все новобранцы поющей эскадрильи молоды, красивы, наивны. Потеря каждого из них - трагедия. По лицу механика Титаренко сразу понимает, что кто-то из молодых не вернулся из боя. Короткий вопрос: «Кто?» Короткий ответ: «Смуглянка». Но в этом коротком диалоге актёры смогли передать море горьких чувств, которые они испытали от потери молодого друга. Не все доживут до Победы, а уйдут «…не долюбив, не докурив последней папиросы…».

Ведущая: Почему фильм получил такое название? «Стариками» у лётчиков-истребителей называли наиболее опытных, надёжных, с большой практикой лётчиков, ассов-профессионалов. На самом же деле «старикам» было примерно по двадцать-двадцать пять лет. Сражались они отчаянно, а жили недолго («Ты у меня - пятый», - говорит механик одному из вновь прибывших лётчиков). На смену выбывшим приходит пополнение из лётных училищ ускоренного выпуска. Их «старики» называют «желторотиками» и, по возможности, в бой не пускают. Желторотикам по восемнадцать лет, а Кузнечику, прибавившему себе год для поступления в лётное училище, и вовсе - семнадцать! Но вот проходит немного времени, и по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросаются к своим самолётам. Название фильма - памятник тем мальчишкам, которые из всего разнообразия взрослой жизни успели испытать жар боёв, радость первой победы и горечь смерти друзей.

Ведущий: В Советском Союзе фильм про поющую эскадрилью за год собрал более 40 миллионов зрителей, в кинозалах был аншлаг, а «Смуглянка» с тех пор стала чуть ли не гимном советских лётчиков. Даже на фестивале в Колумбии картину приняли на ура. «Тут жара, пальмы, разве им понять моих «стариков»? - переживал Быков, но, когда фильм закончился, зал встал и долго аплодировал режиссёру.

Ведущий: Мне кажется, что фильм «В бой идут одни старики» нравится зрителям всех поколений, потому что в нём рассказано о том, что всегда волнует людей: о любви и дружбе, о преодолении страха и о храбрости, о верности долгу, профессии, своим товарищам, о нежности к детям и к животным , а ещё о том, что выражено формулой поющей эскадрильи: «Война - приходящая, а музыка - вечная». Именно поэтому, даже идя на верную гибель, один из героев в горящем самолёте кричит: «Будем жить!»

Звучит песня «За того парня»

-6-

Ведущая: 1 января 1988 года состоялась премьера фильма «Гардемарины, вперед!» Фильм сразу же завоевал сердца телезрителей и стал классикой советского кино. По словам режиссера фильма Светланы Дружининой, история картины началась 1 января 1983 года, когда ей позвонила Нина Соротокина и предложила в качестве сценария для фильма свой неопубликованный роман. Дружинина взяла у писательницы рукопись и… забыла о ней на целый год - до тех пор, пока папку с романом не обнаружили ее домашние. По рекомендации мужа и детей Дружинина прочитала пока еще не изданную книгу, история ей очень понравилась, и она приступила к работе над "Гардемаринами". В фильме снимались Сергей Жигунов, Дмитрий Харатьян, Владимир Шевельков, Татьяна Лютаева, Михаил Боярский, Евгений Евстигнеев, Владислав Стржельчик, Ольга Машная, Иннокентий Смоктуновский, Виктор Павлов и другие

Ведущий: Действие сериала "Гардемарины, вперед!" начинается в непростое для России время, которое вошло в историю как Эпоха дворцовых переворотов, а именно, в 1742 году, спустя несколько месяцев после восшествия на российский трон Елизаветы, дочери Петра I. Главные герои сериала, курсанты Московской Навигацкой Школы Александр Белов (Сергей Жигунов), Алеша Корсак (Дмитрий Харатьян) и Никита Оленев (Владимир Шевельков), сами того не подозревая, оказываются в центре опасной политической игры, которую ведут силы, желающие добиться усиления французского влияния на русский престол. Императрица внимательно следит за тем, чтобы ее придворные не затеяли у нее за спиной очередной заговор. Осуществлению планов французов мешает имеющий огромное влияние при дворе вице-канцлер Алексей Бестужев (Евгений Евстигнеев), который, сочетая в себе качества умелого политика, убежден, что Россия должна объединиться с Австрией против Франции и Пруссии.

Ведущая: Фильм пользовался сумасшедшим успехом. Его смотрели и пересматривали по нескольку раз. В нем есть все: и любовь, и дружба, и подлость, и интриги, и патриотизм, и драки, и погони. Нельзя не вспомнить песню прозвучавшую в фильме, которую пела вся страна.

Просмотр видеофрагмента фильма. Песня «Гардемарины, вперед!»

Ведущая: Сергей Жигунов так говорил о своей работе в фильме:

«С подобной отдачей больше никогда не работал. И еще точное попадание в артистов. Бывает такое, к счастью. Вот тогда что-то происходит…Там все-таки есть загадка какая-то. Что-то произошло...». В фильме звучит очень много песен, которые стали поистине народными. Музыку к фильму написал композитор Виктор Лебедев. Исполняли их Елена Камбурова, Олег Анофриев, Дмитрий Харатьян и группа «Доктор Ватсон». Особой нитью через весь фильм проходит тема любви и дружбы - бескорыстной, честной, преданной, ничего не требующей взамен.

Звучит песня «Как жизнь без весны».

Ведущий: 21 сентября 1973 года на экраны советских кинотеатров вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию». Мысль поставить фильм по произведению Михаила Афанасьевича Булгакова у Леонида Гайдая появилась еще в 1960-х, когда он собирался экранизировать драму "Бег". Но этим планам не суждено было осуществиться, и булгаковскую пьесу в 1970 году воплотили на экране режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов.

-7-

В 1971 году Гайдай вернулся к своим прежним замыслам, но теперь он собирался снять киноверсию комедийной пьесы Булгакова "Иван Васильевич", постановку которой он увидел на сцене Театра киноактера.

Съемки картины проходили в Москве, Ростове Великом и в Ялте. В фильме снимались Александр Демьяненко, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Наталья Крачковская, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Сергей Филиппов, Наталья Кустинская и другие. Музыку к фильму написал композитор Александр Зацепин.

Ведущая: Во время съемок фильма произошло несколько интересных историй. Леонид Гайдай вспоминал о том, как снимался эпизод погони на территории недавно отреставрированного Ростовского кремля: «Часть съемок проходила в старинном русском городе Ростове-Ярославском. Наша киногруппа работала около музея, расположенного в древнем Кремле. Снимали сцену «Проезд конницы Ивана Грозного». А тут как раз приехали в музей иностранные туристы. И вдруг поблизости от них промчались всадники в древнерусских кафтанах с бердышами в руках. Затем промчались еще раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. По-своему отреагировали на происшедшее работники музея. Когда мы окончили съемку в Ростове-Ярославском, они обратились к нам с просьбой подарить им два красных кафтана и пару топориков-бердышей. Дело в том, что каждую группу иностранных туристов при входе встречают по русскому обычаю хлебом-солью. Их преподносят гостям на расшитом полотенце. Теперь работники музея проводят этот ритуал, предварительно облачившись в одежды, подаренные "Мосфильмом"...»

Звучит песня «Маруся»

Ведущая: Действие фильма "Иван Васильевич меняет профессию" начинается в Москве в начале 1970-х годов. Изобретатель Александр Тимофеев (Александр Демьяненко) у себя дома конструирует устройство для путешествий во времени и пространстве. Во время запуска аппарат взрывается, а его создатель падает и теряет сознание. Когда Тимофеев приходит в себя, он узнает от своей жены-актрисы Зины (Наталья Селезнева), что она уходит от него к режиссеру Якину (Михаил Пуговкин). Тем временем известный вор Жорж Милославский (Леонид Куравлев) проникает в квартиру соседа стоматолога Шпака (Владимир Этуш) и начинает обчищать ее, прибирая к рукам ценности, деньги и вещи. На шум от взрыва в квартиру Тимофеевых приходит управдом Иван Васильевич Бунша (Юрий Яковлев) и отчитывает горе-изобретателя за то, что он в ходе своих экспериментов чуть не уничтожил дом и сжег пробки во всем подъезде. В ответ на это Александр заявляет, что его изобретение очень важное и демонстрирует Бунше возможности своей машины. Запустив аппарат, он ликвидирует стену дома, разделяющую его квартиру и жильем Шпака. Исчезновением стены был удивлен не только Бунша, но и находившийся за ней Милославский, который проходит через образовавшийся проем к инженеру и управдому. Тимофеев вновь запускает машину времени, в результате чего образовывается пространство, ведущее в царские палаты XVI века, где находятся царь Иван Грозный. В ходе суматохи, вызванной произошедшим, Бунша и Милославский оказываются в прошлом, а царь Иван - в Москве XX века. Иван Грозный требует от Тимофеева вернуть его поскорее в свое время, переживая за то, что страна осталась без присмотра. Занявший российский престол Бунша, пообещал шведскому послу отдать Кемскую волость и устроил пир.

-8-

Просмотр видеофрагмента. Звучит песня «Разговор со счастьем».

Ведущий: Итак, музыка играет одну из главных ролей в кино. Она - это неотъемлемая его часть, без которой картина будет незавершенной и неполной.Музыка должна не заменять собой что-то, а служить дополнением к действию. В самом начале фильма музыка может подсказать зрителю жанр произведения. Из обычного изображения пейзажа музыка способна «сотворить», как комедию, так и трагедию. «Всё течёт, всё изменяется», а роль музыки в кинематографе по-прежнему на первых позициях.

Чтец:

Нам музыка нужна, чтоб вынести всё это :

И долготу зимы и скоротечность лета,

И прочее, чего перечислять нет смысла,

Чтоб не пугали нас немыслимые числа.

Страстям благодаря, на страсти невзирая-

Всегда в земном аду живёт кусочек рая.....







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал