- Учителю
- Жизнь Владимира Красное солнышко
Жизнь Владимира Красное солнышко
Жизненный путь князя Владимира.
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Святая Русь - твоё начало,
И князь Владимир в ней.
В 2015 году весь христианский мир отмечают 1000-летнюю годовщину представления Великого князя Владимира - крестителя Руси. Житие святого князя Владимира являет нам зримый пример подвига, как личного, так и общественного, значимого для судеб многих народов и миллионов людей.
Владимир Святославович родился около 1960, а умер 15 июля в 1015 году. Именно при нём, в 988 году, христианство стало государственной религией нашей страны. Но до этого, в 970, он стал править Новгородом, а в 978 захватил власть в Киеве, тем самым отомстил за смерть своего брата Олега.
Владимир был сыном Святослава Игоревича от ключницы Малуши. От отца он унаследовал лучшие качества, его княжение было довольно продолжительным и наиболее плодотворным для развития Древнерусского государства. Отличался своими широкими реформаторскими планами, выступая в роли собирателя Руси.
Родился он в селе Будятине, куда была сослана его мать, разгневанной Ольгой. Точное место этого села, как и год рождения его неизвестны. Владимир был отправлен в Киев и находился там под присмотром княгини Ольги.
Князь был третьим сыном после Ярополка и Олега. Святослав перед уходом на войну с Византией поделил земли между братьями. Владимиру достался Новгород. А его дядя Добрыня стал при нём воеводой. Говорят, что он выкупил из плена будущего короля Норвегии Олафа I.
После гибели Святослава, в Киеве стал княжить Ярополк, который и развязал междоусобною войну. Олег погиб при отступлении и Владимиру пришлось сбежать в Норвегию. Там с Добрыней он набрал войско и вернувшись, захватил Новгород. Затем осадил Киев, и с помощью подкупленного воеводы убил Ярополка и захватил город.
Первым из киевских князей Владимир посмотрел на религию как государственный деятель. Еще в 980 году для сплочения разно племенных жителей государства он ввел единый языческий культ во главе с Перуном, распространенным на севере Руси. На холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Дажьбога, Стрибога, Хорса, Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Но реформа оказалась неудачной. Через восемь лет Владимиру пришлось пересмотреть свою религиозную политику. Владимир пришел к выводу, что удержать под своей властью все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя. Нужна была другая сила. Религия, основанная на вере в существование единого Бога, ведь попытка превратить язычество в государственную религию, объединить различные верования и божества была неудачной.
Согласно преданию, летом 986 года к княжескому двору явились представители четырех вер: ислама, католицизма, иудаизма и православия. Все, кроме греческого философа представлявшего православие, стали завлекать Владимира законами и допущениями своих вер. И ничего не нравилось ему. Но вот, самым последним, подошёл грек и сказал только: «Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись».
После этого Владимир, посоветовавшись с дружиной (особенно любил князь свою дружину, с ней он советовался о военных делах и земских уставах. Именно при Владимире начали рождаться былины о легендарных богатырях - Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце и других, послал 10 "добрых и смышлёных мужей" объехать соседние страны и исследовать все веры на их местах. Когда послы вернулись, то они больше всего хвалили "греческую веру", т.е. православную. Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет.
В 988 году в Корсуне состоялось торжественное крещение Владимира, принявшего при этом христианское имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, и его бракосочетание с царевной Анной. Таким образом Владимир, принимая новую веру, не стал подчинённым греческих императоров, а их равным -- "братом". Больше того, так как греческие императоры были в родстве с другими европейскими императорами и королями, то Владимир породнился с тремя самыми сильными царями того времени. Конечно, по своим размерам и силе Киевская Русь была равна им.
Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Владимир объявил киевлянам: "Если кто, богатый или бедный, нищий или раб, не окажется завтра на реке, тот будет против меня". Киевляне собрались к реке и в 988 г. состоялось Крещение Руси, положившее начало православию на Руси.
В 988 году Русь была крещена по греческому обряду. По всей Руси началось массовое строительство церквей, только в Киеве в 1018 году их насчитывалось более 400. Здесь же была возведена первая церковь святого Василия (Василий - христианское имя князя Владимира). Вместе с тем христианство укрепило государство и власть князя, повысило международный авторитет Руси, способствовало приобщению нашего государства к византийской культуре. Смягчались нравы, утверждалась традиция милосердия. Христианство стало основой для объединения древнерусского общества. После крещения летописцы изображают Владимира князем набожным и ласковым. Он велел всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор и получать всякую потребность, питье, еду. Под влиянием христианского вероучения Владимир заменил смертную казнь денежным штрафом.
Однако процесс христианизации на Руси затянулся надолго. На несколько веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элементы христианства и язычества: люди молились перед иконами и продолжали праздновать Масленицу, Колядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди продолжали верить в домовых, леших, водяных, в заговоры и обереги. Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги получали имена христианских святых (Перун - Илья Пророк, Велес - св. Власий и т.п.).
В своей речи на торжественном приеме в Кремле по случаю 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира 28 июля 2015 года Митрополит Кирилл сказал: «Приняв святое крещение и изменив образ своей жизни и уклад жизни своих подданных, он установил принципиально новую норму личного и общественного поведения, зиждущуюся на евангельских заповедях. Если раньше убийства, человеческие жертвоприношения, обман, корысть были естественными и, как многие тогда считали, правильными средствами достижения власти и счастливого образа жизни, то после исторического поступка князя Киевского меняется всеобщее понимание того, что хорошо, а что плохо, что допустимо, а что не допустимо».
Владимир вёл активную внешнюю политику и заключил множество международных договоров. Проблемой Руси, вплоть до 1013 года, оставались набеги печенегов. Каких только оборонительных сооружений не построили в это время! Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией.
Особенно любил князь свою дружину, с ней он советовался о военных делах и земских уставах. Именно при Владимире начали рождаться былины о легендарных богатырях - Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце и других.
В историческую память народа киевский князь вошел не только как Владимир Святой, но и как Владимир Красное Солнышко - легендарный князь русских былин, которому несли службу все русские былинные богатыри. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли. Именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами - главными врагами Руси в конце X - начале XI века. Владимир строит своего рода "засечную черту" по южным границам своего государства - ставит города-крепости по рекам Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне. Крепости соединялись мощным земляным валом. Самой знаменитой из поставленных Владимиром крепостей был Белгород на реке Ирпень, в глубине стугнинской линии обороны. Владимир заселяет крепости на южном порубежье Русской земли "лучшими людьми" из других областей страны - земель новгородских славен, кривичей, чуди, вятичей.
Оборона Руси становится поистине государственным делом, общим для всех населяющих Русь славянских и неславянских племен. Умер князь Владимир Святославович в июле 1015 года. Прах его был захоронен в каменной гробнице под половицами Десятинной церкви. Россия не забыла князя, которого в народе нарекли Красным Солнышком, она поставила ему памятник в Киеве, в зеленом парке на Владимирской горке. Фигура его полна величавого покоя и простоты. В статуе нет ничего вычурного, но двухсаженная фигура князя, стоящего с гигантским крестом на высоком пьедестале, поражает чем-то могучим и богатырским, как и тот народ, который сохранил о нем память.