7


  • Учителю
  • Материалы для классного руководителя и учителя по повышению мотивации к обучению

Материалы для классного руководителя и учителя по повышению мотивации к обучению

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

УРОКИ ТВОРЧЕСТВА

Каждое утро ребёнок идёт в школу, где ему объясняют, что такое логарифмы и из каких элементов состоит та или иная таблица, почему Луна к нам обращена только одной стороной, и куда впадает Волга. За всё это и ещё за очень-очень многое, что он обязан выучить, ему торжественно вручают «аттестат зрелости». Но зрелый человек-это тот, кто способен быть ответственным за другого, а не только за самого себя; кто знает, кто ОН, какой ОН, зачем ОН пришёл на эту землю, что ОН сделает своей сущностью из того, что создано и осознано человечеством, и что ОН оставит после себя. Поэтому меня интересует школа не «обновлённая», а в корне не та, что сегодня есть, а как бы с Луны. И чтобы в ней действительно было место и учителю, и ученику. И чтобы никто не мучил друг друга вопросом: »Кто из них кому больше должен»? ОНИ должны быть. Меня интересует школа, из которой учителя и ученики не убегают, пряча голову в себя, чтобы закрыться, спрятаться друг от друга. Нам идти в одну сторону, а дороги мы выбираем сами.

И когда человек рождается, то поднимается ЗАНАВЕС, и тогда начинается действо, где «Я» каждого из НАС становится то главным действующим лицом, а то ПЕРСОНАжем эпизода.

И меняются роли, и меняются маски, и очень легко Я превращается в не - Я, и очень трудно не - Я обретает своё Я. И жизнь человека определяется его у - ЧАСТЬЮ и его с - ЧАСТЬЕМ, которые становятся его судьбой. Потому что есть Я и есть МЫ - это часть и целое. И жизнь - это система движений, а, следовательно, и отношений. И невозможно: части без целого, как невозможно целое без частей.

ВЗАИМОСВЯЗЬ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - именно они составляют одно целое - ОБЩЕНИЕ. Они как три кита держат и определяют Я. В одном случае я - это особенности, свойства самого человека, в другом случае Я - это место в мире.

Наверное, надо играть в других, чтобы научиться играть в себя. Во всём мире все дети играют в «Дочки - матери», «Школу», »Больницу», «Магазин». По- видимому, через эти игры происходит освоение основных видов отношений: воспитание, обучение, забота, обмен, конфликт. И у каждого ребёнка в этих играх есть своя роль, с ним происходят самые невероятные события, он действует согласно предлагаемым обстоятельствам и осваивает по- новому предметы, и он выстраивает очень сложные отношения с другими мальчишками и девчонками (учитель учит - ученик учится, продавец продаёт - покупатель покупает и т. д.). И все эти игры помогают осваивать не только стереотипы поведения, роли и нормы отношений, но и внутреннюю социальность ребёнка, рефлективность его деятельности. Это игра Я в не - Я другого. И здесь появляется своё - Можно и чужое - Нельзя; правильно и неправильно; появляется соперник и конкурент, а, значит, у одного лучше, а у другого -…

Это игры по правилам, которые нельзя нарушать. И тогда игра - это система запретов, отделяющих её от реальности. А есть игры, где правила задаются по ходу самой игры. Помните «Алису в стране чудес»: »Игроки били все сразу, не дожидаясь своей очереди». В таких играх тоже есть роли, но они не социальные, а игровые. И назначение у них совсем другое: быть другим (не - Я) или найти себя другого (Я), но при этом оставаясь самим собой. Это как бы игра в своё понимание и непонимание того, что происходит с тобою и в тебе. И тогда свою позицию, играя, человек начинает понимать как чужую, как проблемную: условную и вопросительную.

Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечения. В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. И тогда игра - это система запретов, отделяющих её от реальности. Игра - это культурная норма, которая позволяет быть свободным и раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя. Игра - это умение жить в двух сферах: условной и действительной - « двуплановое существование».

Идёт урок. Мы все решаем одну задачу, в общем- то одним и тем же способом. Получаем один правильный ответ. И получаем соответствующие ОДИНаковые оценки. И это нормально для урока, так принято. Здесь мы все, кажется, вместе, а на самом деле - каждый сам по себе. Хорошо, что урок не вся жизнь, есть ещё игра. А игра - это праздник единственности. Здесь каждый сам по себе - но все вместе - и у каждого свой стиль, свои пристрастия. И каждый пытается найти своё место, чтобы игра состоялась. И тогда игра даёт ощущение раскованности, где есть свобода выбора и свобода созидания, особая атмосфера - «мажор», и постоянно меняющаяся система отношений.

И всё зависит от тебя самого - хватит ли сил, смелости, терпения, выдумки. Главное - найти своё место. У меня может не всё сразу получается, не всё клеится. Но я играю в те игры, которые мне нравятся, в которые я хочу играть. Значит, это игра на успех. Надо быть готовым к нему. А играть в чужие игры - это участь некоторых взрослых. Сейчас идёт игра в себя и для себя. В детстве надо научиться что - то делать для себя. Тогда ты сам себя и оцениваешь, ты ведёшь дневник, пишешь стихи, играешь на гитаре. И не думаешь, что это услышат, прочитают, выскажут своё мнение. А иногда и боишься этого, потому что в каждом из нас есть свой «заповедник», куда не хочется никого пускать кроме самого себя. И это тоже игра. И тогда тебе кажется, что ты один, один в целом мире, но это ты, не хороший, не плохой - а ты. Вернее - Я. И ты избавлен от ответственности за ошибки (сколько хочешь, столько и ошибайся). Ты можешь экспериментировать со своим поведением, выдумывать свою жизнь, исследовать какие - то альтернативные варианты, решая сложные жизненные задачи, автором которых ты являешься. Более того, игра в самого себя (она может идти наедине с собой и вместе с другими) как бы провоцирует, подталкивает тебя к принятию самостоятельных творческих решений.

- «Откуда берётся звук флейты? - Из воздуха. - Но ведь я всё время в нём - и ничего. - А ты найди своё место, и воздух удивится, что ты есть».

Известно, что нет бездарных людей, просто люди находятся не на своём месте. Поэтому так много у них проблем, да и с ними проблем тоже. Мне кажется, они не доиграли себя в детстве. Отсюда их неприспособленность, инфантильность. А в игре у них была возможность почувствовать себя разными.

« Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе щит и латы, посох и заплаты. Меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже - как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя».

Человек как субъект общения удовлетворяет потребности в эмоциональных контактах, в «уподоблении себя подобным», в уединении, в «обособлении Я». В игре надо самоопределиться и с помощью самоанализа ответить на ряд вопросов:

- что? (информационный аспект общения), - кому? (направленность общения), - зачем? (актуальность, интерес), - почему? (аргументация, мотив общения).

Итак, с помощью специальных упражнений мы начинаем тренировать свою эмоциональную память, фантазию, воображение. Учиться видеть и слышать собеседника, расположить его к себе, заинтересовать.

1.ЗНАКОМСТВО-ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: а) предложите для всех свою визитную карточку - это может быть песня, стихотворение, афоризм, девиз, рисунок, рассказ о себе и т. д. б) познакомьтесь со своим партнёром по игре и представьте его всем. При этом надо обращать внимание на личностную информацию, индивидуальность представления, умение выделить главное в личности, которое могло бы заинтересовать всех присутствующих, соотношение положительных и отрицательных сторон, степень волнения, когда Вас представляют или когда Вы представляете. 2.ПИСЬМО САМОМУ СЕБЕ: напишите письмо, которое бы Вы хотели получить. Обратите внимание, что это за письмо: просьба, совет, излияние радости или грусти, согласие, напоминание, что человек не один и т.д. 3.КАКОЙ ЦВЕТ? Одному из членов группы предлагают быть водящим. Ему говорят, что в его отсутствие группа выберет один из пяти цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный или чёрный). После того, как цвет выбран, водящий возвращается в круг, и участники начинают по очереди демонстрировать свои телодвижения, которые по их собственным ощущениям должны выражать задуманный цвет. Водящий должен угадать, какой же цвет был задуман. При этом телодвижения не должны быть прямыми подсказками. Нельзя изображать предметы,окрашенные в задуманный цвет. В движениях должны быть не вещи, а сам цвет.

4.КИНО МОЕГО ДЕТСТВА: какой эпизод своей жизни Вы хотели бы экранизировать? Это будет научно - популярный, документальный или художественный фильм? Каких бы актёров, режиссёров Вы пригласили для участия в этом фильме? Кому бы Вы поручили играть Вас? 5.БЕГ АССОЦИАЦИЙ: участники усаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова, например, телевизор - апельсин. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово с первым. Затем он предлагает своё слово следующему игроку. Тот связывает это третье слово со вторым, сказанным ведущим, а своё слово передаёт в качестве задания своему соседу и т. д. 6.СЛУШАЙ СЛОВО: например, пронзительный - какие ваши ассоциации с этим словом и т. д. 7.МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА СОБЕСЕДНИКА: партнёры по игре предлагают в качестве характеристики друг друга музыкальную тему (песню, танец, марш и т. д.).

8.КЛАВИАТУРА: всем участникам раздаются буквы. Команда: «По алфавиту рассчитайся!» Потом задаётся какая- нибудь фраза, например, пословица или строчка из стихотворения, и она «печатается», каждый отхлопывает свою букву, свой знак препинания. Все отхлопывают паузы. Это хорошее упражнение на взаимосвязь с партнёром. 9.КАЛЬКУЛЯТОР: вариант «клавиатуры» только с цифрами, производятся простые арифметические действия. 10.ОЗВУЧИВАНИЕ: одна команда придумывает ситуацию и разыгрывает сюжет, но без слов. Другая команда придумывает текст к данной ситуации и озвучивает персонажи, при этом повторяя жесты, позы. Затем обе команды сопоставляют тексты. 11.НЕПРЕРЫВНЫЙ РАССКАЗ: предлагается фраза и каждый добавляет свою. Рассказ может получиться фантастическим, но это должно быть оправдано логикой игры. 12.МОНОЛОГ: каждый из группы готовит небольшое сообщение на любую выбранную им тему. На выступление даётся пять минут. Участники группы, как только почувствуют падение своего интереса к выступающему - хлопают в ладоши. Далее следует разбор. Что? Кому? Зачем? Почему? Как? 13.ПРЕВРАЩЕНИЯ: все и всё превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Аудитория превращается в лес. Тогда участники - в деревья, зверей, птиц, лесорубов т. д. А если в вокзал - значит в чемоданы, поезд, пассажиров. А если в телевидение - в дикторов, телеоператоров, «звёзд эстрады». Варианты коллективная работа в микрогруппах, индивидуальное исполнение. При этом кто - то может делать шумовое оформление, изображать реквизит. В этой игре можно инсценировать ситуации взаимопомощи персонажей, конфликтности, нейтральности.

14.ТРАМВАЙ: счёт 10 превратите полукруг в два ряда стульев, поставьте их, как в старом трамвае, чтобы сидеть лицом друг к другу. Начали! - запомните тех, кто сидит напротив вас, запомните своих соседей. Когда услышите цифру 7, поменяйтесь с кем- нибудь из товарищей, сидящих напротив. Поменялись? - это размещение 2. На счёт 3 вернитесь на место. Делайте переходы медленно, не торопясь. Начинаем снова.

15.РОЛЕВОЕ ОБСУЖДЕНИЕ: руководитель раздаёт членам группы листочки с обозначением той роли, с которой должен выступать данный человек в обсуждении. Роли могут быть: эрудит, критик, оратор, зануда, клоун и т. д. Нас интересует внутренняя оппозиция, внутреннее отношение к явлению, которое им следует продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает о своей роли и ничего не знает о других. Предметом обсуждения может быть любое художественное произведение, событие реальной жизни. Надо определить, кто в какой роли выступал. 16.МИМИКА И ЖЕСТЫ: все делятся на две команды и с помощью мимики и жестов загадывают друг другу, например, пословицы, загадки. 17.ПОЧИТАЙТЕ ЛЮБОЙ ТЕКСТ: шёпотом, как робот, со скоростью улитки, с пулемётной скоростью, как пятилетняя девочка, с максимальной громкостью, волнообразно, как будто вы страшно замёрзли, как бы его прочёл марсианин, как будто у вас во рту горячая картошка и т.д. 18.ПОСИДИТЕ ТАК, КАК СИДИТ председатель экзаменационной комиссии, обезьяна, копирующая вас, кассир на своём рабочем месте, кот, гуляющий сам по себе, побитая собака, пчела на цветке, поросёнок на кактусе, невеста на свадьбе, Гамлет и т.д. 19.КОНКУРС ЖАНРОВ: играющие берут известное произведение - это может быть сказка, пословица, стихотворение и разыгрывают сюжет в том или ином жанре: комедия, мюзикл, трагедия, мелодрама. 20. ЭСТАФЕТА ЖАНРОВ: каждый из участников делает то, что ему больше нравится - поёт, читает стихи, изображает предметы, показывает пантомиму и т. д. 21.Хлопки: в заданном темпе каждый участник хлопает в ладоши один за другим и в обратном направлении. Главное, не сбиться с темпа. По команде: «Хоп» сразу же меняется направление, по которому отбиваются хлопки. Надо уметь сориентироваться, кто должен сделать следующий хлопок. Упражнение усложняется. Ведущий предлагает ритм, как будто спрашивает о чём - то, а вы отвечаете в том же тоне и стой же силой удара, с какой задаётся вопрос. 22.АНТИВРЕМЯ: каждому из участников предлагается тема рассказа. Например: «Театр», «Магазин». Получивший эту тему должен её раскрыть, описывая события в обратном порядке - если бы в обратном направлении прокрутилась кинолента. Игра может послужить прекрасной тренировкой для развития логики.

23.ИГРУШКИ: походите по комнате так, как если бы вы были стеклянным, а вы - резиновым, надутым, как воздушный шарик, а вы - чугунный, а вы - песочный, а вы - деревянный, а вы - плюшевый и т.п. 24.ПРОИЗНЕСИ «ДА» громко, злобно, тихо, растянуто, кратко, заикаясь, нежно, скорбно, задумчиво, утвердительно, как «нет», удивительно, вызывающе, разочарованно. 25.ОЖИВАЮЩИЕ КАРТИНЫ. Каждая из групп (3 - 5 человек) является персонажами известных картин художников. Картины «оживают», персонажи действуют, участвуют в диалогах, а затем «застывают». 26.СТРАТЕГИЯ В ДИАЛОГЕ: а) двое вызываются ведущими. Каждый получает в тайне от другого задание. Один должен поддерживать диалог в своей привычной манере, другой - во что бы то ни стало удержать «лидерство» в процессе диалога. Тема произвольная может быть задана ведущим; б) то же самое, только второй получает противоположное задание: заставить противника стать лидером разговора; в) оба получают задание: один начинает говорить, другой продолжает, повторив то, что сказал первый. Диалог длится 3 - 5 минут. 27. ХОР: водящий выходит из комнаты. Оставшиеся берут строчки известного стихотворения, песни, и каждый получает по одному слову. Водящий входит, и все хором произносят своё слово. Надо угадать всю строчку. 28. КИНОЛЕНТА: ведущий объявляет название фильма, который сейчас будет создаваться группой, например «Школа». Каждый из участников говорит по одному слову - школа - класс - учитель - и т. д. 29. КОМУ ТЫ ГОВОРИШЬ: в зависимости от разной степени отношений с собеседником, расскажи ему о последних новостях спорта, о новом кинофильме и т. д. так, чтобы все видели личную направленность информации (именно это и именно ему). Вариант: используя нейтральную тему, например, погода, попробуйте выяснить конфликтные отношения, объясниться в любви и т. д. Подсказка: человек слышит, прежде всего, интонацию, а не слова. 30.»ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ…» игра - перевоплощение. Каждый участник должен выбрать себе какую - нибудь вещь (абажур, заноза, мороженое и т. п.) и погрузиться в её мир, вообразить себя этой вещью, ощутить её «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, пристрастиях, о её прошлом и будущем. Рассказывая о постороннем, случайном предмете, участники невольно говорят о себе, это ведёт к самораскрытию, при этом важно и то, что они учатся изменять себя, управлять своим настроением.

Учиться, значит совершать восхождение. Это перекликается с Востоком: «Все, что зовёт вверх - учитель», - так там говорят. Трудно, конечно, поставит в один ряд отдых и лекцию, праздность и учебные занятия, но «научить смыслу свободно творящей жизни». Открыть себя, познакомиться с самим собой, с тем, которого ты ещё не знал раньше, и опять же соединить несоединимое в самом себе - это возможно. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений. Проведение «уроков творчества» для нас - это своеобразная школа эмоций, где радость совместных переживаний и открытий определяет единение чувства и разума.

« Я уверен, что есть дорога, которая грустит по мне. Быть может, она длиною в один шаг, но всё равно это моя дорога».



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал